Лекция 10. Основные тенденции развития прозы классического периода греческой литературы
1. Классическая эпоха – время оформления и расцвета прозаических жанров – ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.
А. Ораторское искусство и деятельность софистов
- Ораторское искусство (совещательное, судебное, торжественное) играет важнейшую роль в общественной жизни.
- Софистика отвечает потребности афинского государственного устройства: учит правильно и красиво говорить в суде и народном собрании, а значит, открывает возможность любому обучившемуся влиять на политические процессы и управлять государством.
- Главная софистическая задача – доказать любую позицию – в своей основе восходит к известному положению Протагора «Человек есть мера всех вещей…», то есть опирается на представление об относительности истины.
- Позиция Сократа противостоит софистической: истина останется истиной, даже без риторического оформления.
- Выдающиеся ораторы V в. до н.э. речей не записывали, в отличие от ораторов и логографов (зд., профессиональных составителей речей) IV в. до н.э.
- К IV в. до н.э. относится деятельность Лисия, Исократа и Демосфена, стиль которых стал образцом для ораторов-аттицистов эллинистической эпохи.
Б. Историография. Творчество
Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (ок. 430-после 355)
- Геродот посвящает свой труд главному политическому событию эпохи – Греко-персидским войнам.
- Рассказ о современных событиях начинается с истории мифологической эпохи, превращаясь в рассказ о мире в целом, обо всем интересном в этом мире.
- В форме повествования Геродот близок эпическим поэтам и логографам (зд., писателям архаической эпохи, первым прозаикам, запечатлевшим сведения, полученные в эпоху колонизации VIII-VI вв. до н.э.): часто отвлекается от основной линии повествования, чтобы рассказать мифы, легенды или занимательные истории новеллистического характера.
- Ход истории, по Геродоту, обусловлен осуществлением божественной справедливости: человек несет ответственность за свои поступки (наказывается и награждается за них).
- В исторических сочинениях Фукидида, посвященных истории Пелопоннесской войны, прослеживается
- последовательный отказ приводить мифы и легенды, (Фукидид – стратег эпохи Пелопоннесской войны – обращался только к реально произошедшим событиям);
- стремление к объективности (Фукидид даже приводит фиктивные речи участников событий);
- углубление исторического анализа (Фукидид не прибегает к идее судьбы и вмешательства богов, его историю направляют люди, действующие в соответствии со своей «природой» и личными интересами, которые раскрывающиеся в фиктивных речах);
- прагматический подход (человеческая «природа» неизменна, значит, историк может не только осмыслить прошлое, но и предугадать будущий ход событий).
- Исторические сочинения Ксенофонта
- лишены объективности (приверженец Спарты, тенденциозен)
- и не направлены на анализ исторических закономерностей (Ксенофонт увековечивает значительные, с его точки зрения, события).
- В качестве идеальных правителей в сочинениях Ксенофонта («Агесилай», «Киропедия») выступают спартанец Агесилай и персидский царь Кир Старший.
В. Философская проза. Творчество Платона (427 – 347)
- Афинская философская школа (Академия) основана в 388-387 гг. до н.э. Запрещена императором Юстинианом в 529 г. н.э. как последний оплот языческой культуры.
- Эстетические воззрения Платона основаны на его теории идей.
- Идея Платона – образец вещи, совершеннейшее выражение вещи, абсолютный (предельный) смысл вещи.
- Сущность прекрасного – это идея красоты. Вещь прекрасна настолько, насколько в ней воплощена идея красоты.
- Прекрасное – это цель страстного любовного стремления (Эроса). В диалоге «Пир» Платон намечает ступени восхождения Эроса как путь к постижению истинной красоты. (См.: Лосев А.Ф. «Эрос у Платона».)
- Всякий истинный Эрос – сила, творящая прекрасное. Но все созданное человеком – это лишь тень тени, подражание (mimesis) подражанию.
- Источник вдохновения для поэта – одержимость музами.
- Платон считается создателем литературного жанра философский диалог, в форме которого написаны почти все его сочинения.
- Платон демонстрирует мастерство литературного портрета.
- Мифологические рассказы в диалогах Платона имеют символический смысл и используются в качестве средства выражения философских воззрений.
Г. «Поэтика» Аристотеля (384-322)
16. «Поэтика» Аристотеля впервые в античности научно анализирует и описывает поэтическое искусство.
17. Отличительный признак поэзии (также как иной творческой деятельности) – подражание (mimesis), объект которого находится в самих вещах.
18. Подражание у Аристотеля связывается с интеллектом.
19. Поэзия (и другие искусства) подразделяется на роды и виды в зависимости от того, в чем, чему и как происходит подражание.
20. Исходя из тезиса о подражательной природе поэзии, Аристотель исследует пропорции, а также основные характеристики трагедии и эпоса.
21. Особый этический эффект трагедии, по Аристотелю, - очистительное наслаждение (катарсис).