Представители и проблематика русской философии
Этапыразвития русской философии:
1) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX – XIII вв.), представитель Илларион, пытался осмыслить христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;
2) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (XIII – XVII вв.), видные философы: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек, Андрей Курбский. В центре внимания вопросы христианского богословия и устройства государства;
3) философия XVIII века, крупнейшим философ – М.В. Ломоносов, основатель материалистической традиции в русской философии;
4) русская философия XIX в., где на первый план выходит философия истории. Формируются направления «западников» и «славянофилов»: «западники» (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев) рассматривали историю России как часть общемирового исторического процесса; «славянофилы» (А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев) выступали за самобытность России и русской культуры, где основа исторического бытия России – православие и общинный образ жизни.
К направлениямотечественной философии относят следующие:
революционно-демократическое направление (XIX в.), подвергает критическому переосмыслению существующий общественно-политический и экономический строй: представители – Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин; Г.В. Плеханов;
русская религиозная философия (конец XIX-XX вв.): понимание мира как единого взаимосвязного целого, идея объединения христианских христианских церквей (православие, католичество, протестантизм), идеи «всеединства», «богочеловечества», синтеза знаний о мире, прогресса как всеобщей связи поколений, видные представители: Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский и другие;
философия космизма: космос и человек понимаются как единое взаимосвязанное целое (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский);
естественно-научная философия: материалистические и социально-политические идеи ученых-естествоиспытателей (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев);
советская философия (IX-XX вв.) представлена философией марксизма-ленинизма: проблемы человека, истории и общества, диалектического и исторического материализма (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.А.Богданов); переосмыслением человека, истории, творческого понимания материализма, этногенеза, морали и нравственности (А.Ф. Лосев, Л.Н. Гумилев, М.К. Мамардашвили, В.Асмус, Ю. Лотман).
Наиболее крупными фигурами отечественной философии являютсяB.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев. В.С.Соловьев чуть ли не единодушно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Н.А. Бердяев, пожалуй, наиболее известный из всех российских философов XX века, проживавших вне России. А.Ф.Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутрироссийского масштаба.
В философии В.С. Соловьеваосновные черты русской философии представлены особенно рельефно. Соловьев недоволен позитивизмом, отвлеченными началами рационалистов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Бого-человечества.
Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для В. Соловьеваочевидно, что на эту роль может претендовать только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью – всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Соловьеватак и называют: философия положительного всеединства, согласно которой всякое многообразие скреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией. София — это душа мира. Смысл бытия человека — достраивание Софии до органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством.
В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве (благо как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева:«Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смысл которого – любовь. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь – это воссоединение в Боге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преимуществу есть платоническое чувство, Соловьевугадывал в ней женское очарование. Не случайно философию Соловьевачасто называют философией Вечной женственности.
Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не наполнено нравственным смыслом. Жизнь всякого человека должна быть творчеством, свободным движением к добру, подвигом одухотворения. Все личные и общественные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру. Нравственность имеет первенство над правом, политикой, экономикой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справиться с любыми задачами, в том числе и с войнами, и с разделением церквей, и с разделением людей по нациям.
Центральной темой философии Н.А. Бердяеваявляется человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного «ничто». Бог сотворил мир из Ничто, следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ничто. Бог свободен, и человек свободен. Бог помогает человеку стать добрым, но он не в состоянии контролировать Ничто, принцип свободы. Поэтому в своей подлинной свободе человек божественен... Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяеваглавное – это оправдание человека, поэтому его философия ярко персоналистична. И именно поэтому Бердяев является противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в божественной духовной жизни. И в этом отношении, полагает философ, многого можно ожидать от русской души и русской идеи.
Философия А.Ф. Лосева – это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Лосевкак никто иной связывал нашу культуру с античной: он переводил с греческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.
Лосевсоединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Философаинтересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосеврассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫсоборность; «западники», «славянофилы»; всеединство, София, космизм; символизм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: