Контроль знаний по дисциплине
Контроль знанийстудентов по «Философии» включает в себя: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль и промежуточную аттестацию – экзамен.
Входной контроль проводится в начале учебного периода, выявить степень подготовки студентов к изучению дисциплины по остаточным знаниям школьного курса («Обществознание») и ранее изученным дисциплинам «История», «Математика». Входной контроль знаний можно проводить в виде блиц-опроса на первом практическом занятии. Результаты входного контроля не должны влиять на итоговый рейтинг студента, но по ним преподаватель определяет слабых и подготовленных студентов, что при индивидуальном подходе к обучению повышает его эффективность.
Текущий контроль стимулирует и корректирует самостоятельную работу студента по освоению дисциплины. Текущий контроль проводят в виде опросов и тестирования по отдельным темам, его результаты отражаются в рейтинге студента.
Рубежный контроль должен выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля. Рубежный контроль проводят после изучения каждого модуля в виде коллоквиума, его результаты отражаются в рейтинге студента.
Промежуточный контроль проводят после изучения всего курса в форме зачёта или экзамена в порядке, предусмотренном в данном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Истоки философии. Религия и мифология.
2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.
3. Основные разделы философского знания.
4. Место философии в системе культуры.
5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.
6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.
7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.
8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.
11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.
12. Основные черты философии марксизма.
13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.
14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.
15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.
16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.
17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».
19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.
20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.
21. Понятие движения, формы движения.
22. Пространство и время.
23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.
24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.
25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.
26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.
27. Проблема истины в философии. Критерии истины.
28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.
29. Структура научного знания.
30. Общество как целостная и развивающаяся система.
31. Понятие гражданского общества.
32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.
33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.
34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.
35. Социальные и философские проблемы информатики.
36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.
37. Понятие личности. Процесс социализации личности.
38. Проблема свободы и ответственности личности.
39. Современная цивилизация и ее особенности.
40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.