Общекультурные компетенции

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных и гуманитарных, дисциплин;

- способность использования организаторских и управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

- способность к познавательной деятельности;

- способность использовать навыки работы с информацией;

- способность и готовность использовать знание методов и методологии естественных и гуманитарных;

- способность к критическому отношению к появляющимся новым гипотезам, теориям и практикам;

- готовность к саморазвитию и самообразованию.

- готовность к активному противодействию ненаучным теориям и практикам;

- способность к своевременной социальной адаптации, к быстро меняющимся социальным ценностям, коммуникативности.

- способность добросовестно и самоотверженно выполнять свой гражданский долг на основе патриотизма и толерантности.

Профессиональные компетенции.

В результате изучения курса слушатели должны:

Иметь представление:

- о сущности, структуре, механизмах функционирования и закономерностях развития научного знания;

- об основных направлениях и отраслях современного естествознания;

- о современной научной картине мира, охватывающей живую и неживую природу;

- о строении Вселенной, её происхождении и эволюции;

- о структурных уровнях организации материи;

- о процессах самоорганизации в природе и обществе;

- о состоянии и перспективах развития биологического знания, наук о человеке и человеческом поведении;

- о строении и функционировании человеческой психики, её взаимосвязи с мозговыми процессами.

Знать:

- последние научные достижения, полученные в естественных науках;

- основные принципы организации и функционирования, на которых

основаны современные естественные науки;

- категориальный аппарат, используемый в философии и методологии науки, современном естествознании;

- сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании.

Уметь:

- с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера;

- отличать научные знания от псевдо-, квази- и лженаучной информации.

- пользоваться справочной литературой по естественным наукам,

антропологии, психологии и философии.

Иметь навыки:

- критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы;

- подготовки рефератов и устных сообщений по философии и методологии науки, проблемам современного естествознания;

- применения методов и методологии, используемых в естественных науках к выполнению своего служебных долга и гражданских обязанностей как гражданина России;

- использования результатов научных достижений, полученных в естествознании, для защиты окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер Темы Наименование тем Всего Лекции Семинары Сам. раб.[1]
Естествознание, наука и культура (Л 1)  
2. Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л 2)  
3. Структура и методы естественнонаучного познания. Наука и научно-техническая революция. (С 1)  
Современные проблемы физики (Л 3)  
Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л 4)  
Самоорганизация в живой и неживой природе (С 2)  
7. Современная наука о космосе и о Земле: происхождение Вселенной. (Л 5)  
Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л 6)  
9. Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 3)  
Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л 7)  
11. Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки (Л 8)  
12. Основные проблемы биологии: происхождение жизни. (С 4)  
13. Происхождение и эволюция человека. (Л 9)  
14. Современные представления о человеке (С 5)  
  Итого 72+ 2 часа зачёт
  Итого: аудиторных часов      
  Всего часов      

Предусматривается коррекция времени семинаров на 6 часов, если будет проводиться практическое занятие в специализированном научном учреждении.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер Темы Наименование тем Всего Лекции Семинары Сам. Раб
Естествознание, наука и культура (Л-1)  
2. Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л-2)  
3. Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (С-1)    
Современные проблемы физики (Л-3)  
Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л-4)  
6. Современная наука о космосе и о Земле: происхождение Вселенной. (Л-5)  
7. Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 2)  
8. Современная наука о космосе и о Земле: происхождение и строение Земли. (Л-6)  
9. Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л-3)  
10. Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л-7)  
11. Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки (Л-8)  
12. Основные проблемы биологии и экологии (С 4)  
13. Происхождение и эволюция человека (Л-9)    
14. Современные представления о человеке (Выездное занятие) (С 5)    
15. Состояние и перспективы развития наук о человеке и человеческом поведении (С 6)  
  ИТОГО

Тематический план дисциплины

№№ п/п Наименование тем Лекции Семи-нары Контр. работы[2] Самост. работа Всего часов
Раздел I. История философии
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе  
2. Исторические этапы развития философии  
3. Отечественная философия    
Раздел II. Основные проблемы онтологии
4. Бытие и сознание    
5. Диалектика и ее альтернативы    
  Контрольная работа по темам 1-5      
Раздел III. Гносеология. Философия науки и техники
6. Познание как предмет философского анализа -  
7. Формы и методы научного познания   -  
8. Познание и наука. Средства научного познания -  
  Форма итогового контроля: зачет (недифференцированный)      
9. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания в технических науках -  
Раздел IV. Социальная философия и философская антропология
10. Общество как саморазвивающаяся система. Духовная жизнь общества  
11. Философия о сущности и предназначении человека  
12. Культура и цивилизация. Проблемы и перспективы современной цивилизации  
  Контрольная работа по темам 6-12      
  Форма итогового контроля: зачет (дифференцированный)      
  ИТОГО:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинара № 1

по теме: Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик (4 часа)

1. Понятие и природа науки, тенденции развития. Принципы и критерии

научности. Сущность научно-технической революции. Воздействие

НТР на жизнь общества и мировоззрение людей.

3. Критика существующих ненаучных теорий, взглядов и практик.

4. Социальные и гносеологические причины возникновения и

существования ненаучных теорий и практик.

Контрольные вопросы:

1. В чём состоит сущность понятия «ненаучные теории и практики»?

2. В чём состоит сущность принципа верификации научных теорий?

3. В чём состоит сущность принципа фальсификации научных теорий?

4. Каковы основные критерии проверки истинности научных теорий

и гипотез?

5. Каковы основные социальные причины возникновения и

существования ненаучных теорий, взглядов и практик?

6. Каковы основные гносеологические причины возникновения и

существования ненаучных теорий, взглядов и практик?

7. Каковы основные формы и методы борьбы с ненаучными теориями

и практиками?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

Дополнительная литература:

Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

Гинзбург В.П. Астрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

Кочергин А.Н. Наука и ненаука: проблема демаркации. Философия и современность / Под общ. Ред. Л. Н. Панковой, Г.В. Пономарёвой – М.,Профиздат, 2009.

План семинара № 2

по теме: Самоорганизация в живой и неживой природе (2 часа)

1. Синергетика – теория самоорганизации материи. Энергетика

химических процессов. Реакционная способность веществ.

Самоорганизация в живой природе.

2. Кибернетика и искусственный интеллект. Виртуальные реальности.

Социальные последствия компьютеризации.

Контрольные вопросы:

1. Что изучают кибернетика и синергетика?

2. Чем отличаются друг от друга энтропийные и неэнтропийные

процессы?

3. В чём состоит специфика открытых систем по сравнению с закрытыми?

4. Какое значение имеют открытия синергетики и кибернетики для теории

и практики управления?

5. Каковы особенности самоорганизации в неживой природе?

6. Каковы особенности самоорганизации в живой природе?

7. В чем состоит конструктивная роль хаоса?

8. Общество и человек как самоорганизующиеся системы.

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 68-79, С. 179-183.

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 269-305.

Дополнительная литература:

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999.

Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. №11.

Дапрен Г. Грядущая цифровая война. Оружие против кибератак // Популярная механика. 2008. № 11.

Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Просвещение, 1995.

Малинецкий Г. Пределы синергетики // Знание – сила. 2008. № 11.

Чирков Ю. Ещё раз о синергетике // Знание – сила. 2008. № 11.

План семинара № 3

по теме: Физическая и астрономическая картины мира:

Современные представления о Вселенной (4 часа)

1.Динамические и статистические закономерности и природе. Законы

сохранения в макроскопических процессах.

2. История развития представлений о Вселенной.

3. Галактика Млечный путь и место Солнца в ней. Происхождение

Солнечной системы.

4. Строение и эволюция Земли.

Контрольные вопросы:

1. В чём сущность гипотезы Большого взрыва?

2. Каковы альтернативные гипотезы о происхождении Вселенной?

3. Какова роль «темной» энергии и материи во Вселенной?

4. Какова происхождение и структура нашей Галактики и Солнечной

системы?

5. Как происходило рождение и эволюция Земли?

6. Каково геологическое строение Земли?

7. Какова роль океанов в формировании климата и биосферы Земли?

8. Какова роль атмосферы в формировании климата Земли?

9. Каковы экологические проблемы Земли и Космоса?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 116-143.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 50-72, 480-510.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 67 -75, 156-173.

Дополнительная литература:

Аредаков А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа // Вопросы философии. 2008. № 1.

Волков А. Мир наших законов // Знание – сила. 2008. № 1.

Гивишвили Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии. 2008. № 5.

Грудинкин А. Мир наших констант // Знание – сила. 2008. № 1.

Шильник Л. Космос и хаос: Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной. – М.: НЦ ЭНАС, Издательство ЗАО, 2008.

Левитан Е.П. Как зарождалась Солнечная система // Наука и жизнь. 2008. № 3.

План семинара № 4

по теме: Основные проблемы биологии: происхождение жизни (4 часа)

1. Предмет биологии, её структура и этапы развития.

2. Особенности биологического уровня организации материи.

Физико-химические предпосылки возникновения жизни.

3. Принципы эволюции, воспроизводство и развитие живых систем.

Многообразие живых организмов - основа организации и

устойчивости биосферы. Пути выхода из экологического кризиса.

Здоровье человека.

4. Генетика как наука. Клонирование и его социальные последствия.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности биологического уровня организации материи?

2. Каковы основные признаки живого?

3. Каково содержание основных гипотез, объясняющих возникновение

жизни на Земле?

4. В чём состоит сущность основных эволюционных концепций?

5. В чём суть теории Опарина – Холдейна?

6. В чём сходство и различие между «социальным» поведением

животных и общественной жизнью людей?

7. Что изучает генетика?

8. Что такое ДНК, какова его роль в живом организме?

Основная литература

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 185-211.

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 62-69.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 182-195, 346-380.

Дополнительная литература

Галимов Э. Что такое жизнь? Концепция упорядочения // Знание – сила. 2008. № 9.

Ганелин В.Г. Что такое жизнь с точки зрения геолога // Вопросы философии. 2008. № 6.

Зайцев А. Массовые вымирания в истории Земли // Знание – сила. 2007.

№ 7.

Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, «Искра», 2006.

План семинара № 5

по теме: Современные представления о человеке (4 часа)

1. Происхождение и эволюция человека. Биологическое и социальное в

человеке.

2. Психика и мозг. Сознательное и бессознательное в человеке. Интуиция.

3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

Основные проблемы биомедицинской этики.

4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Путь к единой

культуре

Контрольные вопросы:

1. Каково основное содержание наиболее влиятельных гипотез,

объясняющих происхождение и эволюцию человека?

2. Каковы основные факторы, обусловившие выделение человека из

природы?

3. Каковы основные направления гуманизации человеческих отношений в

подразделениях пожарной охраны?

4. Что такое психика, и каково её строение?

5. Каковы нравственные проблемы клонирования человека?

6. Каковы социально-политические и нравственные проблемы смертной

казни?

7. В чём состоят потенциальные возможности и опасности генной

инженерии?

8. В чем смысл жизни и предназначение человека?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 246-261.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. - М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. С. 269-296, 612-635, 657-682.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 69-74.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 195-213, 397-430.

Дополнительная литература:

Бабин Ю.М. Ценности культуры и ценности цивилизации: их соотношение и значение в гармоническом развитии личности курсантов и слушателей. Проблемы культуры сотрудников противопожарной службы: Сб. трудов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего //Вопросы философии. 2008. № 4.

Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – М.: «УРСС», 2007.

Что же движет эволюцию? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

Чубенко А. Мечты о бессмертии. Кто хочет жить вечно // Популярная механика. 2008. № 2.

Волков А. Бегущие по лезвию интуиции // Знание – сила. 2007. № 9.

Николс Дж. Г., Мартин А.П., Валлес Дж. и др. От нейрона к мозгу. Пер. с англ. Изд. 2., М.: Изд-во «ЛКИ» 2008.

Наши рекомендации