Общекультурные компетенции
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных и гуманитарных, дисциплин;
- способность использования организаторских и управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;
- способность к познавательной деятельности;
- способность использовать навыки работы с информацией;
- способность и готовность использовать знание методов и методологии естественных и гуманитарных;
- способность к критическому отношению к появляющимся новым гипотезам, теориям и практикам;
- готовность к саморазвитию и самообразованию.
- готовность к активному противодействию ненаучным теориям и практикам;
- способность к своевременной социальной адаптации, к быстро меняющимся социальным ценностям, коммуникативности.
- способность добросовестно и самоотверженно выполнять свой гражданский долг на основе патриотизма и толерантности.
Профессиональные компетенции.
В результате изучения курса слушатели должны:
Иметь представление:
- о сущности, структуре, механизмах функционирования и закономерностях развития научного знания;
- об основных направлениях и отраслях современного естествознания;
- о современной научной картине мира, охватывающей живую и неживую природу;
- о строении Вселенной, её происхождении и эволюции;
- о структурных уровнях организации материи;
- о процессах самоорганизации в природе и обществе;
- о состоянии и перспективах развития биологического знания, наук о человеке и человеческом поведении;
- о строении и функционировании человеческой психики, её взаимосвязи с мозговыми процессами.
Знать:
- последние научные достижения, полученные в естественных науках;
- основные принципы организации и функционирования, на которых
основаны современные естественные науки;
- категориальный аппарат, используемый в философии и методологии науки, современном естествознании;
- сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании.
Уметь:
- с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера;
- отличать научные знания от псевдо-, квази- и лженаучной информации.
- пользоваться справочной литературой по естественным наукам,
антропологии, психологии и философии.
Иметь навыки:
- критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы;
- подготовки рефератов и устных сообщений по философии и методологии науки, проблемам современного естествознания;
- применения методов и методологии, используемых в естественных науках к выполнению своего служебных долга и гражданских обязанностей как гражданина России;
- использования результатов научных достижений, полученных в естествознании, для защиты окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер Темы | Наименование тем | Всего | Лекции | Семинары | Сам. раб.[1] |
Естествознание, наука и культура (Л 1) | |||||
2. | Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л 2) | ||||
3. | Структура и методы естественнонаучного познания. Наука и научно-техническая революция. (С 1) | ||||
Современные проблемы физики (Л 3) | |||||
Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л 4) | |||||
Самоорганизация в живой и неживой природе (С 2) | |||||
7. | Современная наука о космосе и о Земле: происхождение Вселенной. (Л 5) | ||||
Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л 6) | |||||
9. | Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 3) | ||||
Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л 7) | |||||
11. | Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки (Л 8) | ||||
12. | Основные проблемы биологии: происхождение жизни. (С 4) | ||||
13. | Происхождение и эволюция человека. (Л 9) | ||||
14. | Современные представления о человеке (С 5) | ||||
Итого | 72+ 2 часа зачёт | ||||
Итого: аудиторных часов | |||||
Всего часов |
Предусматривается коррекция времени семинаров на 6 часов, если будет проводиться практическое занятие в специализированном научном учреждении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер Темы | Наименование тем | Всего | Лекции | Семинары | Сам. Раб |
Естествознание, наука и культура (Л-1) | |||||
2. | Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л-2) | ||||
3. | Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (С-1) | ||||
Современные проблемы физики (Л-3) | |||||
Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л-4) | |||||
6. | Современная наука о космосе и о Земле: происхождение Вселенной. (Л-5) | ||||
7. | Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 2) | ||||
8. | Современная наука о космосе и о Земле: происхождение и строение Земли. (Л-6) | ||||
9. | Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л-3) | ||||
10. | Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л-7) | ||||
11. | Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки (Л-8) | ||||
12. | Основные проблемы биологии и экологии (С 4) | ||||
13. | Происхождение и эволюция человека (Л-9) | ||||
14. | Современные представления о человеке (Выездное занятие) (С 5) | ||||
15. | Состояние и перспективы развития наук о человеке и человеческом поведении (С 6) | ||||
ИТОГО |
Тематический план дисциплины
№№ п/п | Наименование тем | Лекции | Семи-нары | Контр. работы[2] | Самост. работа | Всего часов |
Раздел I. История философии | ||||||
1. | Философия, круг ее проблем и роль в обществе | |||||
2. | Исторические этапы развития философии | |||||
3. | Отечественная философия | |||||
Раздел II. Основные проблемы онтологии | ||||||
4. | Бытие и сознание | |||||
5. | Диалектика и ее альтернативы | |||||
Контрольная работа по темам 1-5 | ||||||
Раздел III. Гносеология. Философия науки и техники | ||||||
6. | Познание как предмет философского анализа | - | ||||
7. | Формы и методы научного познания | - | ||||
8. | Познание и наука. Средства научного познания | - | ||||
Форма итогового контроля: зачет (недифференцированный) | ||||||
9. | Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания в технических науках | - | ||||
Раздел IV. Социальная философия и философская антропология | ||||||
10. | Общество как саморазвивающаяся система. Духовная жизнь общества | |||||
11. | Философия о сущности и предназначении человека | |||||
12. | Культура и цивилизация. Проблемы и перспективы современной цивилизации | |||||
Контрольная работа по темам 6-12 | ||||||
Форма итогового контроля: зачет (дифференцированный) | ||||||
ИТОГО: |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
План семинара № 1
по теме: Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик (4 часа)
1. Понятие и природа науки, тенденции развития. Принципы и критерии
научности. Сущность научно-технической революции. Воздействие
НТР на жизнь общества и мировоззрение людей.
3. Критика существующих ненаучных теорий, взглядов и практик.
4. Социальные и гносеологические причины возникновения и
существования ненаучных теорий и практик.
Контрольные вопросы:
1. В чём состоит сущность понятия «ненаучные теории и практики»?
2. В чём состоит сущность принципа верификации научных теорий?
3. В чём состоит сущность принципа фальсификации научных теорий?
4. Каковы основные критерии проверки истинности научных теорий
и гипотез?
5. Каковы основные социальные причины возникновения и
существования ненаучных теорий, взглядов и практик?
6. Каковы основные гносеологические причины возникновения и
существования ненаучных теорий, взглядов и практик?
7. Каковы основные формы и методы борьбы с ненаучными теориями
и практиками?
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.
Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.
Дополнительная литература:
Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.
Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.
Гинзбург В.П. Астрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.
Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.
Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.
Кочергин А.Н. Наука и ненаука: проблема демаркации. Философия и современность / Под общ. Ред. Л. Н. Панковой, Г.В. Пономарёвой – М.,Профиздат, 2009.
План семинара № 2
по теме: Самоорганизация в живой и неживой природе (2 часа)
1. Синергетика – теория самоорганизации материи. Энергетика
химических процессов. Реакционная способность веществ.
Самоорганизация в живой природе.
2. Кибернетика и искусственный интеллект. Виртуальные реальности.
Социальные последствия компьютеризации.
Контрольные вопросы:
1. Что изучают кибернетика и синергетика?
2. Чем отличаются друг от друга энтропийные и неэнтропийные
процессы?
3. В чём состоит специфика открытых систем по сравнению с закрытыми?
4. Какое значение имеют открытия синергетики и кибернетики для теории
и практики управления?
5. Каковы особенности самоорганизации в неживой природе?
6. Каковы особенности самоорганизации в живой природе?
7. В чем состоит конструктивная роль хаоса?
8. Общество и человек как самоорганизующиеся системы.
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 68-79, С. 179-183.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 269-305.
Дополнительная литература:
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999.
Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. №11.
Дапрен Г. Грядущая цифровая война. Оружие против кибератак // Популярная механика. 2008. № 11.
Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Просвещение, 1995.
Малинецкий Г. Пределы синергетики // Знание – сила. 2008. № 11.
Чирков Ю. Ещё раз о синергетике // Знание – сила. 2008. № 11.
План семинара № 3
по теме: Физическая и астрономическая картины мира:
Современные представления о Вселенной (4 часа)
1.Динамические и статистические закономерности и природе. Законы
сохранения в макроскопических процессах.
2. История развития представлений о Вселенной.
3. Галактика Млечный путь и место Солнца в ней. Происхождение
Солнечной системы.
4. Строение и эволюция Земли.
Контрольные вопросы:
1. В чём сущность гипотезы Большого взрыва?
2. Каковы альтернативные гипотезы о происхождении Вселенной?
3. Какова роль «темной» энергии и материи во Вселенной?
4. Какова происхождение и структура нашей Галактики и Солнечной
системы?
5. Как происходило рождение и эволюция Земли?
6. Каково геологическое строение Земли?
7. Какова роль океанов в формировании климата и биосферы Земли?
8. Какова роль атмосферы в формировании климата Земли?
9. Каковы экологические проблемы Земли и Космоса?
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 116-143.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 50-72, 480-510.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 67 -75, 156-173.
Дополнительная литература:
Аредаков А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа // Вопросы философии. 2008. № 1.
Волков А. Мир наших законов // Знание – сила. 2008. № 1.
Гивишвили Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии. 2008. № 5.
Грудинкин А. Мир наших констант // Знание – сила. 2008. № 1.
Шильник Л. Космос и хаос: Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной. – М.: НЦ ЭНАС, Издательство ЗАО, 2008.
Левитан Е.П. Как зарождалась Солнечная система // Наука и жизнь. 2008. № 3.
План семинара № 4
по теме: Основные проблемы биологии: происхождение жизни (4 часа)
1. Предмет биологии, её структура и этапы развития.
2. Особенности биологического уровня организации материи.
Физико-химические предпосылки возникновения жизни.
3. Принципы эволюции, воспроизводство и развитие живых систем.
Многообразие живых организмов - основа организации и
устойчивости биосферы. Пути выхода из экологического кризиса.
Здоровье человека.
4. Генетика как наука. Клонирование и его социальные последствия.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности биологического уровня организации материи?
2. Каковы основные признаки живого?
3. Каково содержание основных гипотез, объясняющих возникновение
жизни на Земле?
4. В чём состоит сущность основных эволюционных концепций?
5. В чём суть теории Опарина – Холдейна?
6. В чём сходство и различие между «социальным» поведением
животных и общественной жизнью людей?
7. Что изучает генетика?
8. Что такое ДНК, какова его роль в живом организме?
Основная литература
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 185-211.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.
Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 62-69.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 182-195, 346-380.
Дополнительная литература
Галимов Э. Что такое жизнь? Концепция упорядочения // Знание – сила. 2008. № 9.
Ганелин В.Г. Что такое жизнь с точки зрения геолога // Вопросы философии. 2008. № 6.
Зайцев А. Массовые вымирания в истории Земли // Знание – сила. 2007.
№ 7.
Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, «Искра», 2006.
План семинара № 5
по теме: Современные представления о человеке (4 часа)
1. Происхождение и эволюция человека. Биологическое и социальное в
человеке.
2. Психика и мозг. Сознательное и бессознательное в человеке. Интуиция.
3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
Основные проблемы биомедицинской этики.
4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Путь к единой
культуре
Контрольные вопросы:
1. Каково основное содержание наиболее влиятельных гипотез,
объясняющих происхождение и эволюцию человека?
2. Каковы основные факторы, обусловившие выделение человека из
природы?
3. Каковы основные направления гуманизации человеческих отношений в
подразделениях пожарной охраны?
4. Что такое психика, и каково её строение?
5. Каковы нравственные проблемы клонирования человека?
6. Каковы социально-политические и нравственные проблемы смертной
казни?
7. В чём состоят потенциальные возможности и опасности генной
инженерии?
8. В чем смысл жизни и предназначение человека?
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 246-261.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. - М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. С. 269-296, 612-635, 657-682.
Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 69-74.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 195-213, 397-430.
Дополнительная литература:
Бабин Ю.М. Ценности культуры и ценности цивилизации: их соотношение и значение в гармоническом развитии личности курсантов и слушателей. Проблемы культуры сотрудников противопожарной службы: Сб. трудов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.
Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего //Вопросы философии. 2008. № 4.
Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – М.: «УРСС», 2007.
Что же движет эволюцию? // Наука и жизнь. 2007. № 9.
Чубенко А. Мечты о бессмертии. Кто хочет жить вечно // Популярная механика. 2008. № 2.
Волков А. Бегущие по лезвию интуиции // Знание – сила. 2007. № 9.
Николс Дж. Г., Мартин А.П., Валлес Дж. и др. От нейрона к мозгу. Пер. с англ. Изд. 2., М.: Изд-во «ЛКИ» 2008.