Философия эпохи просвещения

Термин "Просвещение" ввели в употребление французский писатель и философ Вольтер и немецкий философ И.Г.Гердер (1744-1803). Просветительство - одно из са­мых оригинальных философских, идеологических, художественных и общекультурных направлений общественной мысли. Его особенность составляет общегуманистическая гражданская направленность, четкое воплощение прогрессивных революционных идей в основном на идеалистической почве. В передовых странах Западной Европы XVIII века бурно развивались производительные силы и прогрессивные капиталистические производственные отношения. Монархическая форма правления, в целом феодальный способ производства зашли в тупик. Просвещение во всех странах имело явно выра­женную антимонархическую направленность.

Крупнейшим представителем Просвещения в Голландии был Б.Спиноза (1632-1677), в Англии - Дж. Локк (1632-1704). В Германии Просвещение представлено имена­ми Х.Вольфа (1679-1754), Г.Лессинга (1729-1781), П.Канта (1724-1804). В США идеи Просвещения разделяли Т.Джефферсон (1743-1826), Б.Франклин (1706-1790). В России - Б.И.Новиков (1744-1818), А.Н.Радищев (1749-1802), В.Г.Белинский (1811-1848) и др.

Особое место в сохранении просветительской идеологии занимают просветители Франции, ставшей в XVIII столетии ареной ожесточенной борьбы между отжившим свой век феодальным строем и развившимся в его недрах капитализмом, между выде­лившейся из представителей "третьего сословия" буржуазией и светской и духовной аристократией. Острые социальные конфликты и противоречия, потрясавшие Фран­цию в XVIII веке, привели в 1789 году к буржуазной революции. Предвестниками этой революции были два идейных течения, образующие органическое единство, характери­зовавшие духовную жизнь Франции XVIII столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение, которое сформировалось во второй четверти XVIII века.

Французское Просвещение состояло из различных по политической и философ­ской радикальности учений. Так, представители старшего поколения просветителей - Монтескье (1689-1755) и Вольтер (1694-1778), выражавшие умонастроение верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, тяготели больше к постепенному ре­формированию феодального общества по образцу соседней Англии с ее конституцион­но-монархическим политическим управлением. Они стремились к узакониванию прав буржуазии, но не ставили вопрос о ликвидации феодального сословия. Они рассчиты­вали на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто отстаивали атеистическое мировоззрение.

Идеологи основных масс дореволюционной французской буржуазии - Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и их единомышленники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом, правда, за просвещенный абсолютизм. Дидро и его друзья отвергали все формы идеа­лизма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.

Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них - Жан Мелье - отвергал не только феодальную, но и всякую частную соб­ственность, защищая коммунистический идеал, правда, в его утопическом толковании. Мелье был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма.

РАННЕЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Предшественниками французских просветителей были Пьер Бейль (1647-1706), протестант, теолог, отстаивавший право на неверие: Бернар Фонтенель (1657-1757) - аристократ, прогрессист, популяризатор научного знания; Жан Мелье (1664-1729), сын ткача, священник, философ-материалист. Эти авторы высказали ряд идей, которые впоследствии господствовали во Франции и за ее пределами в течение всего XVIII века.

Пьер Бейль - последний метафизик XVII века и первый философ XVIII века, из­брал объектом беспощадной критики религию. Он не был атеистом в полном смысле слова, а выступал с позиции скептицизма. Бейль проповедовал веротерпимость, от­стаивал право на неверие, утверждал, что нравственность не следует связывать с рели­гией, атеист также может быть нравственным человеком.

Жан Мелье вел борьбу с религией и мистикой уже с последовательно атеистиче­ских позиций. На заре Просвещения непросто было открыто придерживаться такой точки зрения на мир, поэтому Ж.Мелье изложил свое мировоззрение в посмертно из­данном труде - "Завещание". Религия, по его мнению, является формой извращенного сознания и объясняется не только невежеством людей, но и их намеренной ложью в ко­рыстных целях. Он обосновывает это следующим образом:

• социальное неравенство есть факт;

• религия его оправдывает;

• оправдание неравенства не может исходить от бога, так как он справедлив по определению. Следовательно, религия служит богатым, а значит, она есть заблуждение в лучшем случае, в худшем, что более вероятно, она есть намеренная ложь.

Первоосновой мира Мелье считал вечную, бесконечную материю. Сознание, по его мнению, не есть самостоятельная сущность, а свойство материи, то есть материя первична, а сознание производно.

Одним из крупнейших представителей французского Просвещения был Ш.Монтескье. Его перу принадлежат несколько философских работ: "Персидские письма". "Размышление о причинах величия и падения римлян", "О духе законов". В своих работах Монтескье пытался объяснить историю естественными причинами: гео­графической средой, климатом, наличием ресурсов. В связи с этим его принято считать одним из первых сторонников географического детерминизма.

Ш.Монтескье был деистом, то есть он полагал, что бог, сотворив мир и дав ему законы, в дальнейшем не принимает какого-либо участия и не вмешивается в естествен­но текущие события. Другими словами, мир самодостаточен и в дальнейшем в боге не нуждается. Таким образом, Монтескье выдвигает идею примата разума над богом. Ра­зум он кладет также в основу права.

Итак, ранние просветители сформулировали следующие основные идеи, которые легли в основу просветительской идеологии.

1. Люди и общество в целом неразумны.

2. Общество и государство не соответствуют природе человека.

3. Общество должно быть улучшено путем просвещения.

Начало Просвещения во Франции принято датировать 1718 г., когда на сцене па­рижского театра была поставлена трагедия Вольтера "Эдип". В ней молодой поэт. только что освобожденный из королевской тюрьмы Бастилии, куда он был заточен за сочинение сатирических антиправительственных стихотворений, развенчивал пиетет перед монархической властью и духовенством, отрицал их богоданность и священ­ность, утверждал право просвещенных и достойных людей критически судить о них, а в случае нестерпимого гнета с их стороны - бороться за преобразование общества на на­чалах разума, справедливости и свободы.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) - философ, писатель, публицист был страстным пропагандистом идей Просвещения. Как и Мелье, Вольтер стоял на позици­ях деизма. Некоторые исследователи считают его деизм замаскированной формой ате­изма.

Анализируя содержание Библии, Вольтер писал: "Я никогда не кончил бы, если бы стал подробно пересказывать всю невероятную чушь, которой заполнены страницы этой книги. Здравый смысл никогда не подвергался нападению более беззастенчивому и более яростному! И таков от начала и до конца весь Ветхий завет, этот родитель Ново­го завета..."¹.

Он констатировал, что Ветхий завет является совокупностью противоречивых сказаний, верований и его следует считать фольклорным творчеством многообразных племен, стоявших на достаточно низкой ступени общественного развития.

Вольтер, ссылаясь на исследования критиков христианства и иудаизма, отмечает кричащие противоречия в Святом писании. "В Библии, - пишет он, - нет ни одной стра­ницы, которая не грешила бы против географии, хронологии, естественных законов, истории, здравого смысла, против чести, стыда, совести"2.

Но в то же время Вольтер считал, что религия необходима для народа, потому, ес­ли бы бог еще не был придуман, то это непременно следовало бы сделать.

Значительное место в творчестве Вольтера занимают социально-философские проблемы. Следует иметь в виду, что Вольтер разрабатывает социально-философскую проблематику, не касаясь философии природы и теории познания. Это не в последнюю очередь связано с тем, что во взглядах на природу и познание Вольтер был сторонни­ком английского философа Д.Локка, отрицавшего существование врожденных идей и моральных принципов, и исходившего из принципов сенсуализма и эмпиризма, то есть он разделял некоторые материалистические положения философии Локка, хотя после­довательным материалистом никогда не был. В то же время, анализируя общество, Вольтер считал, что ход истории изменяется под влиянием идей, разделяя, таким обра­зом идеалистическую позицию в отношении общества, свойственную всем просветителям, а том числе и тем, которые придерживались материалистических взглядов на при­роду и познание.

Наши рекомендации