Тенденции развития современной цивилизации

Практическая работа № 4.

Тема: Философия России

Цели:

Изучить основные направления и идеи в философии России 19-н.20в.в.

Совершенствовать умения и навыки работы с учебником, делать выводы, обобщать.

1.Задание№1:Прочитать учебник стр.191-193 , выписать особенности философии России.

2.Задание№2:Прочитать учебник стр.196-199 и заполнить таблицу

Вопросы для сравнения Славянофилы Западники
1.Отношение к прошлому России    
2.Отношение к Петру1    
3.Отношение к Западу    
4.Отношение к религии    
5.Взгляд на будущее России    
6.Представители взглядов    

3.Задание№3:Прочитать учебник стр.216-220, заполнить таблицу »Идеи русских космистов»

Н .Ф.Федоров К .Э.Циолковский В.И.Вернадский
     

Практическая работа №5

Тема: Многообразие религиозных представлений о Боге

Цели:

1.Показать многообразие религиозных представлений о Боге. Раскрыть основное содержание мировых религий, особенности национальных религий. Показать историческое значение религии, роль религии в современном мире.

2.Совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника, умения отстаивать свою точку зрения.

3. Способствовать воспитанию личности, способной самостоятельно принимать решения, ответственной за свои поступки.

Оборудование: Учебник основы философии С.Р. Аблеева страница 96-110, презентации по теме

План:

1. Первобытные верования

2. Мировые религии

3. Национальные религии

4. Историческое значение религии

5 Многообразие религиозных и философских представлений о Боге

Первобытные верования

Задание№1: прочитать текст учебника стр.96 и выписать понятия БОГ и РЕЛИГИЯ.

Задание№2:прочитать текст учебника стр.97-98,назвать 4 основные формы религиозных верований и дать им характеристику.

Мировые религии.

Просмотр и обсуждение презентаций по теме.

Задание№1: начертить схему 11 «Мировые религии» на стр. 98 в тетрадь.

Национальные религии.

Просмотр и обсуждение презентаций по теме.

Задание№3: начертить в тетради схему №11 «Национальные религии» и объяснить их.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ ОТ МИРОВЫХ?

Историческое значение религии

Задание: прочитать текст учебника-стр.102-103 и заполнить таблицу

Прогрессивные явления, связанные с религией   -утверждение этических принципов, укрепление морали и нравственности; -объединение последователей одной религии; -политическое и социальное укрепление государства; -социальная помощь населению (приюты, больницы и т.д.); -развитие отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные школы и университеты и т.д.); -развитие культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура, музыка и т.д.); -психологическая поддержка человека.   Регрессивные явления, связанные с религией   -психологическое подавление личности; -догматизм и инертность относительно различных новшеств; -разъединение последователей различных религий и даже единоверцев; -нетерпимость и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайняя форма – инквизиция); -религиозные войны; -препятствование свободному развитию науки и образования во всей их полноте; -перенесение ответственности с человека на судьбу (Бога, демона и т.д.) и упование на Высшие Силы вместо активной общественной деятельности.

Многообразие религиозных представлений о Боге.

Задание: Начертить в тетради схему на стр.104 и объяснить значение каждого из приведенных в схеме понятий:

МОНОТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ТЕИЗМ

ДЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

ЗООМОРФИЗМ

АТЕИЗМ

Д/з: написать сочинение-миниатюру на темы:

«Роль религии в моей жизни»

«Если Бог существует, почему Он допускает зло в мире?»

«Почему религиозные учения о Боге принесли людям много страданий ( религиозные войны, инквизиция и т. д.)?»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

ТЕМА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

ЦЕЛИ:

1.Обобщить знания студентов о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Показать разные точки зрения на пути и средства разрешения этих проблем.

2.Совершенствовать умения и навыки делать сообщения, презентации, самостоятельно работать с учебной лит-рой.

3.Воспитать гражданскую позицию по глобальным проблемам, чувство ответственности за будущее человечества.

Оборудование: учебник Основы философии С.Р.Аблеева стр.176-190, презентации по темам (Угроза 3 мировой войны, угроза м\н терроризма, проблемы экологии, проблемы демографии и др.)

План занятий:

1.Тенденции развития современной цивилизации.

2.Глобальные проблемы современности.

3.Пути преодоления глобальных проблем.

4.Возможные модели развития будущего земной цивилизации.

1.Тенденции развития современной цивилизации.

Задание№1: выписать основные тенденции развития современной цивилизации-стр176.

Задание№2: выписать глобальные проблемы современной цивилизации-стр.178-179.

Задание№3:раскрыть сущность глобальных проблем ,показать пути преодоления глобальных проблем-стр.179-185.

Задание№4:какие модели будущего развития земной цивилизации вы знаете?-стр.186-189.

Задание№5: подготовить сообщение, презентацию по одному из предложенных вопросов и выступить по данной теме.

Тенденции развития современной цивилизации

· Большое влияние на политику XX столетия оказали национально-освободительные движения, революционные восстания рабочих и крестьян, направленные против существующих политического и социально-экономического режимов. Однако социалистические модели общественного жизнеустройства в большинстве своем (за исключением Китая) оказались нежизнеспособными. А начале XXI в. В мире доминировали идеи демократии, правого государства, многоукладной рыночной экономики.

· В конце XX в. наметилась устойчивая тенденция к социально-политической и экономической интеграции государств в Европе, Азии и Америке. Усиливалось международное разделение труда. Появились первые признаки мировой глобализации в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

· Интеграции и глобализации противостояла контртенденция политического, религиозного и культурного сепаратизма (отделения, обособления).

· Развитию демократии противопоставлялась идея тоталитарного государства (фашистская Германия, сталинский СССР и др.).

· Не угасали локальные политические и религиозные конфликты. К концу XX в. участились столкновения между представителями различных этно-религиозных культур, в которых фактор культурных отличий играл если не главную, то одну из ведущих ролей.

· К началу XXI в. наметилась резкая активизация терроризма.

· Научно-технологический прогресс стимулировал интенсивное развитие промышленности, транспорта, систем связи, информационных технологий, ядерной энергетики. Все большее значение приобретали новые наукоемкие, ресурсосберегающие технологии. Появилась и стремительно расширялась первая глобальная информационная сеть (Интернет), открывшая массовый доступ населению к практически неограниченным информационным ресурсам цивилизации.

· Развивались космические исследования и освоение околопланетного пространства.

· В научном мире наметилась тенденция к разработке искусственного интеллекта и кибернизации человека (создание систем человек - машина, человек - компьютер).

· Активно разрабатывались эксперименты по управлению генными механизмами изменчивости и наследственности растений, животных и человека.

· Появились и интенсивно развивались синкретические духовные учения (теософия, учение Храма, Живая Этика и др.) в которых наметился синтез религиозной этики, философской метафизики и рационализма, научной методологии познания. Подобные учения стимулировали диалог религиозного и научно-философского мировоззрений.

· Появились признаки массового увеличения активности скрытых (паранормальных) сил человека. Развернулись их научные исследования.

· Возросла роль английского языка как средства международного общения.

2.Глобальные проблемы современности.

Наши рекомендации