Множественность подходов к восприятию реальности

Исследования внешнего мира сконцентрированы внутри человека. Ощущать что-либо, находящееся извне, человек не способен. Он может лишь до некоторой степени расширить диапазон своих органов чувств, повысив их природные возможности: для усиления зрения использовать микроскоп и телескоп, для усиления слуха – гидрофон и т.д.

Несмотря на то что мир постоянно меняется, человеческие органы чувств остаются неизменными. Какие бы приборы мы ни конструировали, сколько бы ни узнавали о своем теле, мы способны регистрировать лишь наши реакции на нечто, находящееся вне нас. С конца ХХ столетия ученые стали понимать, что традиционная система исследования природы, в сущности, исчерпала себя. Изучая реакции на поступающую извне информацию, человек не может достичь контроля над реальностью и своим существованием.

Естественные науки демонстрируют, что для поддержания жизни и дальнейшего развития любая клетка или целый организм должны находиться в равновесии с окружающей средой. Внутренние свойства клетки или организма должны быть сбалансированы с естественной средой обитания по принципу гомеостазиса[79]. Если равновесие не соблюдается, организм испытывает дискомфорт, негативные последствия которого могут привести к его гибели.

Знание законов природы и функционирования Высшего мира[80] позволит человечеству ознакомиться с воздействующими на нас естественными силами, о которых мы сегодня ничего не знаем. Если мы сможем войти с ними в гомеостазис, то обретем наилучшую форму существования.

Следовательно, овладение знаниями о внешнем мире в том виде, в каком он предстает сам по себе, вне наших телесных ощущений, даст нам возможность полностью ему соответствовать и, таким образом, достичь наилучшего состояния.

Одним из важнейших следствий получения информации о духовном мире является исчезновение понятия времени и абсолютное знание всех своих будущих состояний. В результате этого человек получает возможность в полной мере управлять своей судьбой. Современная наука тоже начинает признавать необходимость выхода за пределы возможностей пяти органов чувств, однако не имеет методики для подобной инверсии.

Вплоть до начала прошлого столетия ньютоновская наука формировала у людей весьма ограниченный взгляд и лимитировала раскрытие их потенциальных возможностей. В течение более чем двух столетий ньютоновским мировоззрением диктовались критерии приемлемости и неприемлемости переживания реальности. В соответствии с этим «нормально функционирующим» считается тот человек, который способен точно отражать описанный ньютоновскими законами объективный внешний мир. Согласно этой точке зрения, наши ментальные функции ограничиваются восприятием информации через органы чувств, ее хранением в наших «ментальных банках данных», а затем, возможно, перетасовкой сенсорных показаний с целью создания чего-то нового. Любое значительное отклонение от такого восприятия «объективной реальности» могло быть квалифицировано как продукт бурного воображения или расстройства психической деятельности[81].

Однако поистине фантастические открытия в области природы материи, на которые столь щедрым оказался прошлый век, разрушили многие привычные стереотипы. Постепенно ученые пришли к выводу, что природа – вероятностный мир, и в ней господствует закономерный выбор возможностей, а не принудительный фатализм. По мере продолжения исследований сверхмалого и сверхбольшого – субатомных сфер микромира и астрофизических сфер макромира – исследователи обнаружили, что в некоторых из основных ньютоновских принципов имеются серьезные ограничения и изъяны. В первой половине XX в. экспериментальным путем удалось выяснить, что атомы, которые ученые считали неделимыми строительными блоками материального мира, на самом деле состоят из элементарных частиц – протонов, нейтронов и тому подобных.

Обнаруженные субатомные частицы демонстрировали не типичное поведение, которое ставило под сомнение ньютоновские принципы. В одних экспериментах они вели себя как материальные частицы, а в других проявляли волновые свойства. Это явление стало известно как «квантово-волновой парадокс». На субатомном уровне наши старые определения материи были заменены статистическими вероятностями, описывающими их «тенденцию существовать», и, в конечном счете, старые определения материи растворились в так называемом «динамическом вакууме». Дальнейшее исследование микромира вскрыло тот факт, что Вселенная, которая, по нашим наблюдениям, состоит из плотных дискретных объектов, в действительности является сложной сетью, объединяющей события и отношения. В этом новом контексте сознание играет активную роль в творении самой реальности, а не только пассивно отражает объективный материальный мир.

В исследовании астрофизической сферы ученые обнаружили столь же поразительные откровения. Например, в теории относительности Эйнштейна пространство не трехмерно и время не линейно, они существуют нераздельно и скорее объединены в четырехмерный континуум, известный как «пространство – время». При таком взгляде на Вселенную то, что мы воспринимали некогда как границы между объектами и различие между материей и пустым пространством, ничем новым не заменяется.

Напротив, вся Вселенная, состоящая из дискретных объектов и пустых промежутков между ними, рассматривается как единое протяженное поле переменной плот­ности. С точки зрения современной физики материя и энергия превращаются одна в другую. Согласно этому новому знанию сознание считается неотъемлемой частью вселенской канвы и не ограничивается деятельностью нашего мозга. По этому поводу британский астроном Джеймс Джинс[82] сказал, что Вселенная современного физика намного больше походит на великую мысль, чем на сверхгигантскую машину.

Исследования известного американского физика Д. Бома[83] в области квантовой механики и физики микромира также опровергают традиционное описание бытия как мозаики разъединенных элементов. Мир в его экспертизе оказывается целостной и неделимой реальностью, подобной описаниям каббалистов. В этой констатации нет ничего удивительного. Бом считает ограниченной и незавершенной любую теорию космоса, если она не включает в себя сознание как существенный ингредиент бытия. Скажем еще откровеннее: Бом, как и ряд других физиков, склоняется к мысли, что Вселенная сама похожа на какой-то всепроникающий Разум.

Квантовая теория возрождает каббалистическое воззрение о том, что Вселенная – это множество миров: космос, можно полагать, определенным образом закодирован в каждой клетке.

2.2. Каббалистический метод восприятия реальности

Каббала обучает методике достижения верного восприятия реальности. Рисуя себе картину реальности, человек оживляет ее. Образы и ситуации, которые он создает в своем воображении, в сущности, и являются миром, в котором он живет (собственно, поэтому такой мир и называется «воображаемым»). Если человек построит правильные модели для ощущения высшей, бесконечной, реальности, это будет означать, что он достиг вечной и совершенной жизни.

К этому выводу приводит каббала, утверждая, что в творении не существует ничего, кроме нас и света бесконечности, имеющего единственную цель – уподобить себе творение и сделать его таким же вечным и совершенным. Мы изучаем науку, разработавшую метод обретения такой формы существования и с ее помощью занимаемся построением правильных образов для восприятия нашего мира, постижением высших форм существования. Мы должны нарисовать себе правильные образы света бесконечности, пребывающего вне нас.

Формы света бесконечности мы создаем в себе не сразу. Вначале мы строим различные промежуточные фазы, называемые ступенями[84], мирами[85], парцуфим[86], сфирот[87]. Постепенно, после постижения всех этих духовных объектов, мы приходим к истинной и единственно существующей картине. Каббала обучает тому, как поступенчато прийти к ее осмыслению.

При этом не важно, что ты представляешь себе в своих желаниях, не важно, как твои желания сочетаются в каждое мгновение жизни, во время существования в текущем состоянии. Важно в каждом своем состоянии позаботиться о том, чтобы твои желания были направлены вовне, чтобы ты не оставался внутри своего эгоистического мира, а изучил, в соответствии с рекомендациями каббалистов, что представляет собой Высший мир для того, чтобы правильно его понять.

В каббале это называется «раскрытие глаз». В конечном итоге, все книги каббалистов служат тому, чтобы правильно откалибровать наши органы чувств и настроить наше кли таким образом, чтобы достичь восприятия простого Высшего света[88].

Раскрываемые нами промежуточные фазы являются воображаемыми. Даже Высшие миры – Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон – также представляют собой частичные формы мира Бесконечности, картины которых мы рисуем в наших келим, пока еще не полностью уподобленных простому Высшему свету.

Когда мы достигаем совершенной картины, все миры исчезают, мы включаемся внутрь бесконечной силы, и это является правильной формой существования. Мы пребываем в ней и в настоящий момент, но не воспринимаем ее, рисуя себе другую картину, которая предстает перед нами.

Получается, что работа должна осуществляться не над самими желаниями, а над их направленностью, то есть мы обязаны обрести намерение отдачи вне нас, поменять способ постижения. Тем самым мы достигаем духовного восприятия, бесконечности. Наше ощущение жизни, смерти, болезней, здоровья и всего существующего изменится соответствующим образом, поскольку все это мы создаем в собственном воображении.

2.3. Человек определяет свой мир

Миры и все, что присутствует в реальности, включено в бесконечность. Когда души придут к исправлению, составляющие реальности раскроются в соответствии со степенью исправления. Сейчас потенциал этой реальности находится в мире Бесконечности, чтобы проявиться перед тем, кто раскроет его на деле, и остаться потенциалом для того, кто этого не сделает.

Таким образом, раскрытие – это совершенно индивидуальный фактор, личное дело каждого. Сообразно со своими сосудами[89] человек определяет, в каком мире и в какой реальности он находится, какую часть бесконечности ощущает. О том, что остается вне человеческого ощущения, невозможно ничего сказать. Мы не знаем, что находится вне нашего восприятия, вне кли. Кли всегда ощущает то, что присутствует внутри него. Ни в этом мире, ни в духовных мирах мы не можем чувствовать вне своих келим. Поэтому и миры не существуют вне того, кто их ощущает. Однако потенциально сосуд и свет в бесконечности уже готовы к тому, чтобы души получали оттуда – каждая в мере уподобления свойствам света.

Мы говорим о «нисхождении миров»[90], о «возникновении душ»[91], о «разбиении»[92]. Души нисходят до ступени этого мира, и отсюда, с наихудшей точки, начинается процесс исправления. Кто же ощущает этот процесс? Имел ли он место? Вершилась ли наша история? Можем ли мы ответить на эти вопросы утвердительно? Нет, не можем.

Можно сказать лишь одно: сегодня я в своих сосудах обнаруживаю, что нечто послужило фактором, вызвавшим мои ощущения. Фактор этот по отношению ко мне присутствует в потенциале, а не в действительности. Все происходившее было включено в бесконечность. Для меня все, что находится вне моих сосудов, – это бесконечность.

Так вершилась ли история? Произошло ли падение из бесконечности на наихудшую ступень? Началось ли затем развитие неживого, растительного, животного и говорящего уровня в нашем мире? Имел ли место исторический процесс, продолжающийся вплоть до наших дней? Сегодня мы с вами слышим обо всем этом – так было это или нет?

Это имело место в мире Бесконечности – в потенциале. На это заявление можно возразить: люди писали книги, совершали определенные действия. Однако все это мы сегодня обнаруживаем. Несмотря на то, что они писали о событиях тысячелетней давности, неправомерно говорить, что это происходило. Все в потенциале включено в мир Бесконечности.

«Вчера я жил и ощущал себя существующим. Вчера рождались и умирали люди, вчера в моем мире происходили различные события, и я был тому свидетелем. Сегодня я тоже живу и рассказываю вам о том, что было вчера». Этого вчерашнего дня не существует. Есть состояния, которые мы, в большей или меньшей степени, улавливаем из бесконечности, и они представляются нам историческим процессом. Однако в действительности каждое состояние – это вырванный из бесконечности кусок картины. Если выбрать другой фрагмент, картина окажется иной. Все части картины пребывают в бесконечности в потенциале, а мы в своем кли выделяем какую-либо из них.

В бесконечности эти фрагменты не разложены по полочкам, словно в архиве, каждый элемент которого доступен по отдельности. Там картина бесконечна, но я извлекаю из нее сегменты сообразно со своими сосудами. Мои келим, мои внутренние инструменты восприятия устроены так, что бесконечность всегда предстает предо мною в двояком виде: «я и нечто вне меня».

Важнейшим в данной связи является понятие духовного времени. История кажется нам развивающимся во времени процессом, происходящим на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях. Однако в действительности этого нет. Речь идет исключительно о процессе развития инструментов восприятия, который никак не связан с категориями времени, движения и места: мне в моих нынешних сосудах восприятия всего лишь кажется, что время, движение и место существуют. Иначе я не могу видеть картину, поскольку воспринимаю ее в эгоистических сосудах, снабженных намерением[93] ради получения.

В моем восприятии эгоизм «растягивает» точку и создает эффект расстояния, пространства. Он «растягивает» мое действие и создает эффект времени. На самом деле времени нет. Я или делаю что-то, или нет. Совершив действие, я перехожу из одного состояния в смежное с ним. Сделал еще что-то – перешел в следующее и, сообразно с этим, вижу другой мир, иную картину реальности. Однако, если я ничего не сделал, то остаюсь в том же самом состоянии. Откуда в нем взяться течению времени? Что такое «время»? Разве другой может выполнить что-либо вместо меня?

Итак, из одной точки наш эгоизм «выдувает» целое виртуальное пространство с измерениями, пролегающими вдоль координатных осей. В этом «раздутом» из точки пространстве мы воспринимаем процессы, идущие как бы сами по себе, то есть протекающие на уровне, расположенном ниже экрана[94]. Они не обусловлены какими-либо моими действиями по реализации желаний. Я могу ничего не делать, и все равно какие-то события будут происходить. Так работает эгоизм.

Все, что расположено ниже экрана, является ложным проявлением картины мира. Эта форма, воспринимаемая исключительно внутри нашего эгоизма. Как только мы делаем на него сокращение[95] и поднимаемся над ним, нам становится очевидно, что картина мнима, ее не существует. Потому и сказано Бааль Суламом, что наш мир – воображаемый мир.

2.4. Все миры находятся внутри человека

Реальность происходит от Высшей силы, от Творца, от света. Высший свет строит кли. Вначале Он создает миры, а вслед за ними приходит творение – душа Адам Ришон. Эта душа разделяется на множество частей, спускающихся в плоскость нашего мира. Вопрос заключается в том, существует ли этот мир или духовные миры сами по себе? Является ли мир творением?

Каббалисты постигают духовный мир и обнаруживают, что творение – это существующий в этом мире человек, то есть желание наслаждаться.

Творение пребывает в особом состоянии, в котором собственные ощущения называет своим миром. Это ощущение меняется по мере изменения свойств самого творения. Изменяется ли что-нибудь извне? Мы не можем говорить, что снаружи вообще что-то существует, потому что никогда не ощущаем этого. Мы всегда чувствуем только то, что происходит внутри нас.

Что же происходит внутри нас? Самые разнообразные процессы. С помощью каббалы я могу изменить свои свойства и почувствовать перемены в ощущении. Если я не меняю своих свойств с помощью данной методики, во мне все равно что-то меняется, в соответствии с неизвестным мне, заранее заданным процессом. Благодаря этому я ощущаю изменения в самом себе и в окружающем мире.

Существует ли этот мир без меня? Он существует исключительно в моем ощущении. Если меня нет, есть ли мир? Продолжают ли в нем жить другие люди? Существовал ли он до моего рождения и останется ли после того, как я его покину? – Мы можем говорить только, исходя из ощущений человека. Вне ощущений ничего не существует.

То же самое касается духовного мира. Мы можем исправить себя так, что у нас появится дополнительный орган восприятия еще одного измерения, и тогда мы почувствуем его и назовем духовным. Однако существует ли духовный мир вне меня? Этого я не знаю. Он существует только в моем ощущении. Я могу измениться, и он тоже изменится. Изменения же во мне происходят независимо от меня.

Это означает, что вне человека нет ничего, кроме простого Высшего света, пребывающего в неизменном покое. Все изменения происходят исключительно внутри душ. Все души, в сущности, являются единой душой, ощущающей себя разделенной на множество противоположных друг другу и удаленных друг от друга составляющих. Они находятся либо в измерении, называемом этим миром, либо пребывают в ином измерении – духовном.

Каббалисты говорят, что все ощущаемое нами находится внутри нас. Внутри себя мы постоянно изменяемся в соответствии с решимот, с непрерывно меняющимися данными. В соответствии с этим мы ощущаем реальность, которая делится на внутреннее «Я» и окружающую среду. Когда мы исправим себя, то ощутим, что никакого разделения нет. «Я» и среда представляют собой одно целое: «Я» и наполнение во мне – Творец.

Не следует разделять реальность на духовные миры и этот мир, на души и тела, на неживой, растительный, животный и человеческий уровни. Напротив, все это не существует вне человека, а наличествует внутри него в потенциале. То есть человек имеет возможность ощутить вид реальности, исходя из пробуждающихся в нем решимот.

Нет миров вне человека. Миры – это внутренние ступени, по которым он поднимается или спускается в ощущении самого себя и окружающей среды. По мере исправления ступени и миры исчезают. Остается человек в виде желания, уподобленного по свойствам своему наполнению – свету. После исправления человек существует в простой форме, не включающей в себя другие части, не разделенной на них и не состоящей из них.

Все пребывает в простом единстве, в тождестве частей, связанных между собой в одно целое, в слиянии с единым наполнением. Это, безусловно, существующая форма. Другие формы, кажущиеся нам реальными, существуют только относительно души, в зависимости от степени ее исправленности.

Такой взгляд на реальностьспасает человека от множества заблуждений, неправильного мироощущения, неверных расчетов. Необходимо представлять себе это состояние вместе с тем, которое человек видит перед собой. С одной стороны, как сказано мудрецами в Вавилонском Талмуде[96]: «Нет у судьи ничего, кроме того, что видят его глаза». С другой стороны, представление истинного состояния рядом с мнимым всегда стабилизирует человека относительно реальности.

Названия, которые каббалисты дают своим постижениям и ощущениям, в сущности, присваиваются согласно решимот, когда в них раскрываются те или иные впечатления от наполнения[97]. Реализуя всевозможные решимот, каббалисты получают различные впечатления и именуют каждую их степень.

Продвигаясь вслед за каббалистами по той же цепочке духовного возвышения, мы приводим в действие все новые и новые решимот и сами постигаем имена, о которых говорят каббалисты. Таким образом, каждый человек раскрывает для себя каббалу, то есть науку о личном получении и наполнении своего кли.

2.5. Воображаемый мир

Комментарий профессора М. Лайтмана на статью Бааль Сулама «Введение к Книге Зоар» (оригинальный текст Бааль Сулама выделен жирным шрифтом, комментарий приводится непосредственно под текстом оригинала.)

Й. Ашлаг пишет в своей статье[98]: «И не вопрошай о сем, так как тот же принцип действует также и в нашем постижении материального мира, как например: наше зрение, которым мы видим перед собой огромный мир, во всем его чудесном наполнении, однако на самом деле, не видим все это, a эти картины возникают внутри нас. Иначе говоря, в задней части нашего мозга есть действующая, словно глаз, фотомашина, которая рисует там все, что мы видим, и ничего из того, что было бы снаружи нас.

И для этого сделал нам Творец в нашем мозгу словно бы зеркальный глаз, переворачивающий все, что в нем отображается, чтобы виделось оно нам как будто находящееся вне нас, перед нами.

И хотя то, что мы видим вне нас, не является истинным, мы должны благодарить управление Творца за то, что сделал Он в нашем мозгу это зеркало, позволяющее нам видеть и постигать находящееся вне нас. Этим Он дал нам силу осмыслить каждую вещь в знании и достоверном постижении, измерить каждую вещь изнутри и снаружи. Без этого пропала бы большая часть из нашего познания».

Мы постигаем окружающий мир, который находится словно вне нас. Это дает нам возможность ощущения дополнительных свойств Творца, единственного, что присутствует извне в виде простого света.

Я постигаю исключительно реакции на информацию, поступающую в мои органы чувств. Например, если я пробую что-то на вкус, то ощущаю это изнутри. Однако вижу я то, что расположено снаружи. В действительности, мои вкусовые рецепторы тоже постигают нечто, поступившее извне. Я пробую что-то внешнее, соприкоснувшееся с моим органом чувств. На самом деле и в том, и в другом случае я постигаю исключительно внутренний свет, точнее, свою реакцию на него.

Пo мере накопления различных реакций на внешние раздражители я начинаю представлять себе, что находится снаружи. Я воображаю доносящийся до меня звук, который приникает в ухо и проходит через всю нервную систему; различаю его и в соответствии с этим могу сказать, что снаружи что-то присутствует. На самом деле там нет ничего, но по реакции нервной системы я домысливаю себе, что есть. Мое внутреннее желание получить возбуждается настолько, что его реакция на находящийся снаружи свет доставляет мне оттуда ощущение чего-то особенного.

Получается, что, основываясь на внутренней реакции, я представляю внешнюю форму и строю перед собой представление о Творце. У меня существует множество желаний, в них я начинаю ощущать реакции на альтруистические свойства. Таким способом в каждом желании я постепенно постигаю свойство отдачи. Вместе с тем я постигаю свойства Творца и Его отношение ко мне. Так, в отраженном свете[99] я создаю представление о Творце, образ Творца, который находится как бы вне меня. Без возможности чувствовать изнутри и представлять снаружи у меня не было бы способа связи с Творцом. Я пребывал бы исключительно в своих внутренних ощущениях, вне союза с Дающим.

Все изменения внутри душ (исправления, подъемы, падения, отношение к свету и к происходящему с ними) являются внутренними ощущениями, «однако выглядит это тaк, как будто изменения происходят в самом Дающем» – словно Творец находится непосредственно перед каббалистами, создает с ними взаимную связь и действует заодно. Только таким путем они удостаиваются знаний и постижения прелести Замысла творения.

«Несмотря на то что мы видим все как бы происходящим перед собой» – по нашей реакции на Высший свет нам кажется, будто мы строим перед собой Творца, тогда как Высший свет пребывает в совершенном покое, и только наши реакции постоянно меняются в соответствии с внутренними исправлениями. Я то и дело корректирую состояния своих желаний: в глубине, силе сопротивления им и т.д. Каждый раз, когда я внутренне меняюсь, мне кажется, что перемены происходят снаружи.

«Несмотря на то, что мы видим все, как бы происходящим перед собой, любой, обладающий разумом, ясно видит, что все, что мы видим, находится внутри, в нашем мозгу. Так же и души: несмотря на то, что все образы они видят в Дающем, у них нет никакого сомнения, что все эти образы находятся у них внутри, в мозгу, a вoвсе не в Дающем. Разберись в сказанном, сo всей тщательностью, тaк как не в мoих силах раскрыть это больше...»

Я вижу собственные изменения и внутреннее видение как бы находящимися снаружи, но именно это создает во мне картину Творца, с ней я связываюсь, с ней веду диалог. Творение должно видеть, то есть чувствовать (зрение – есть высшая степень ощущения) Творца. Самого Творца, Его суть мы не постигаем. Абстрактная форма воспринимается нами нечетко, случайным образом и является вещью обманчивой. Мы ясно постигаем форму, облаченную в материю, и саму материю, то есть себя (свои желания). В этом случае она становится формой Творца, облаченного в материю творения.

Почему «формой Творца»? Материя творения – суть желания. Если творение сможет исправить свои желания с наибольшей силой, получаемой от Творца, то каждое желание, максимально работающее на отдачу, станет изначально сотворенной формой. Это печать Творца, которую Он запечатлел в творении в качестве желания.

Со стороны Творца это была сила отдачи. Его след в желании творения получать проявился как желание насладиться. Присутствовало ли в печати Творца это желание отдавать? Был простой Высший свет, называемый Суть. Однако, проявившись путем определенного развития в материи, он создал в ней множество желаний. Связь творения с Творцом может осуществляться только через эти желания.

Что видит творение в этих желаниях? Оно видит источник изливаемого на него наслаждения.

Если я направляю все свои желания на отдачу, то постигаю с их помощью отношение Творца ко мне как Дающего. В этом случае мне кажется, что эту картину я и вижу извне. Однако, по сути, это моя внутренняя картина, которую я постиг благодаря тому, что поступал как дающий. Дающий, которого я сам из себя создал, видится мне находящимся передо мной.

Если бы я не вообразил Дающего снаружи, то не смог бы с Ним связаться, потому что сути Его я не постигаю. Обманчив ли образ Дающего, которого я постигаю и вижу как бы перед собой? Нет, это не обман. Это подлинное отношение Творца ко мне. Фантазией является то, что Он находится передо мной как источник отдачи, наполняющий келим моей души. У самого Творца нет такой формы. Это каббалисты так представляют Его. У Него самого нет никакого образа.

Точно так же в нашем мире мы естественным путем представляем себе, что впечатления, возникающие в нас благодаря органам восприятия, суть происходящие вне нас, снаружи. Бааль Сулам говорит, что каждый, обладающий разумом, понимает в своих исследованиях, что «все, что мы видим, находится только в нашем мозгу». Если выпадает из обращения какой-то орган чувств, исчезает и часть окружающего мира. Утрать мы все свои сенсоры, то увидели бы совершенно другой мир, в иной его форме.

В конце концов, весь мир – сумма внутренних ощущений в пяти органах чувств. Изменив даже их диапазон, мы увидим другой спектр, будем слышать другие частоты и т.д. То есть получим совершенно иную картину мира.

В каббале это называется придуманным миром, потому что наши чувства охватывают очень узкий диапазон, они статичны и дают нам случайную, обманчивую картинку. Однако этого нам вполне достаточно для того, чтобы продвигаться в развитии шестого органа чувств.

Почему человек сотворен именно в таком виде и с такими сенсорами? Из собственного опыта мы приходим к заключению, что весь наш мир является результатом того, что построили в нас наши ощущения. Люди, удостоившиеся духовного зрения, действительно, видят, что картина нашего мира, которую мы строим перед собой, есть неизменный Высший свет, наполняющий всю реальность. Только наши чувства, реагируя на Высший свет, подразделяют отпечаток Творца на четыре вида природы: неживую, растительную, животную и человека.

Картинка, рисуемая нашим воображением, выглядит настолько живой, что мы не можем вырваться из искаженного представления, пока не разовьем дополнительного шестого чувства. Начиная жить его ощущениями, мы обнаруживаем, что можем словно внедриться в пять природных чувств и существовать в них, а можем выйти за их пределы. Погружаясь в ощущения, получаемые при помощи пяти органов восприятия, человек, как говорится, начинает жить, выходя же из них, он умирает.

Человек представляет собой всего лишь желание получать, которое может принимать всевозможные оттенки. В духовном мире оно называется «человек»[100] и является последней ступенью в ряду: «неживoe»[101], «растительнoe»[102], «животнoe»[103], «человеческое». Видоизменив желание получать, можно почувствовать себя животным, растением или представителем неживого мира – все это ощущения духовных ступеней. Наша материальная оболочка неизменна, но если бы мы были к этому способны, то опытным путем сделались бы камнем, животным или цветком. Все зависит исключительно от уровня желания получать, от степени его развития и исправленности, то есть от того, как оно взаимодействует со светом.

Это значит, что одеяния, которые мы себе воображаем в качестве картины внешнего мира и внутри которых создаем представление о свете мира Бесконечности, суть реакции наших пяти органов чувств, прообразами которых являются 5 духовных сфирот[104]. Используя эти органы чувств, мы можем представить себя человеком с его внешним миром, или собакой с ее миром, или растением с его миром, или чем-то неживым. Даже у камня существует собственная связь с окружающей природой и свое впечатление от нее.

Поскольку у нас нет способности воспринимать суть Творца, мы постигаем не Его самого, а лишь образ, сложившийся на нашем уровне понимания. Как творение, мы не в состоянии выйти за собственные рамки и почувствовать нечто вне нас. Если наше кли будет совершенно исправлено, мы сможем представить отдачу Творца в наиболее истинной форме, без искажений и помех в личных свойствах. Однако даже такое постижение подразумевает ощущение, поступающее через органы чувств, с которыми Он нас создал. Он мог заложить в нас совершенно другие способности к восприятию. Или вообще лишить каких бы то ни было ощущений…

Однако уже сама возможность представить, что существует нечто вне меня, за пределами моих чувств, не ощущаемое мною, говорит о наличии другого состояния, которого я смогу достичь по окончании исправления, и когда мои чувства будут приведены в соответствие с Творцом. В конце исправления я увижу Его таким, каким Он желал предстать передо мной. Что же случится после?

Возможно, по достижении этого состояния существует выход на какую-то принципиально новую ступень, открытие небывалых возможностей, которые сейчас не наблюдаются. Все, что рассказывают нам каббалисты в своих трудах, доводит нас только до этого порога... До тех же пор я вижу Творца согласно мере своего исправления, и мое представление о Нем всегда более-менее ограничено. Только так я и могу сказать о Нем что-то или представить Его. «Каждый, видящий изъяны, видит их в мере своей испорченности, и каждый оправдывающий оправдывает в мере своего исправления».[105]

2.6. Вопросы и ответы

Вопрос: Мир, окружающий меня, это фантазия или реальность?

Все происходит внутри человека. Когда я прикасаюсь к чему-то материальному, это не более чем мое представление. Все обусловлено только восприятием постигающего.

Я беру в руки стакан. Существует ли он относительно меня? Стоит ли на столе? Протягиваю ли я к нему руку? Да, и есть ли у меня рука? Существует то, что я воспринимаю. «Я» – это мое сиюминутное ощущение. Если я вижу свои руки, чувствую их, значит, они у меня есть. Здесь не следует пускаться в фантазии.

Человек реально существует потому, что в материи и форме, воплощенной в материю, здраво и достоверно ощущает действительность, согласно принципу: «сужу по тому, что вижу». Воображая себе абстрактные формы, он теряет ориентацию и уже не представляет, в каком направлении продвигается.

Вопрос: Как воспринимает мир исправленный человек?

Человек, который себя исправил, поднялся на духовный уровень, видит, что все мироздание представляет собой абсолютный альтруизм, просто раньше у него было неверное представление о нем, так он воспринимал его благодаря своим органам чувств.

Вопрос: Материя функционирует эгоистически или альтруистически?

Она функционирует так, как ты ее воспринимаешь.

Вопрос: Есть ли ощущение у материи?

Этого мы сказать не можем, поскольку всегда судим только с точки зрения ощущающего. Можно исходить лишь из личных постижений. Говорить об ощущениях другого неправомерно. Реальность воспринимается только с позиции того, кто непосредственно ее ощущает. Нужно находиться внутри данной материи, чтобы испытать то же, что испытывает она, и только тогда делать выводы.

Заключение

Нау­ка все­гда ут­вер­жда­ла, что мы вос­при­ни­ма­ем мир по оп­ре­де­лен­ны­м законам, вне за­ви­си­мо­сти от личности исследователя. Ко­гда выяснилось, что все за­ви­сит от наших из­ме­н­ений, картина мира по­шат­ну­лась. Та­ким об­ра­зом на­ча­ла вы­яв­лять­ся связь ме­ж­ду естественными нау­ками и каб­ба­­лой.

Се­го­дня каббалисты и представители других наук совместно обсуждают проблемы правильного восприятия реальности и об­ра­щаются к человечеству с но­вым объ­яс­не­ни­ем уст­рой­ст­ва мира. Это настоящий пе­ре­во­рот в мировоззрении, и последствия его ог­ром­ны, их трудно переоценить. Вся сис­те­ма за­ко­нов это­го ми­ра, все наблюдаемые нами свя­зи и соответствия ме­ж­ду час­тя­ми ми­ра за­ви­сят только от нас самих.

Не существует ни­ка­кой объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти. Если это так, то нам не­об­хо­ди­мо знать только одно: ка­ким об­ра­зом сто­ит из­ме­нить­ся, под ка­ким уг­лом зрения сле­ду­ет рас­смат­ри­вать аб­ст­ракт­ный Выс­ший свет, пребывающий в аб­со­лют­ном по­кое, что­бы он про­явил­ся наи­луч­шим для нас об­ра­зом, в оп­ти­маль­ном ви­де. Этим и за­ни­ма­ет­ся такая нау­ка, как каб­ба­­ла.

Кар­ти­на ми­ра, в том виде, в ка­ком она се­го­дня перед нами пред­стает, ужас­на. Мир погружен в пол­ное от­чая­ние; от­сю­да – непомерная тя­га молодежи к нар­ко­ти­кам, кри­зис личности и об­ще­ст­ва в це­лом. Однако это вовсе не по­то­му, что так уст­ро­ен мир. Это лишь слепок рас­ту­ще­го в нас же­ла­ния: ведь именно желание порождает нашу кар­ти­ну ми­ра, про­еци­руя се­бя на свой­ст­ва Выс­ше­го све­та.

Ка­ким об­ра­зом пра­виль­но со­пос­та­вить свои внут­рен­ние свой­ст­ва с Выс­шим све­том, можно понять, изучая каб­ба­лу. Она объясняет, что это де­ла­ет­ся с по­мо­щью эк­ра­на – антиэгоистического намерения «получать ради отдачи». Установив его на желание получать, мы тем самым уподобляем на­ши внут­рен­ние свой­ст­ва свой­ст­ва­м внеш­не­го све­та. В этом случае мы дос­ти­га­ем ощущения ре­аль­но­сти, ко­то­рая не до­влеет над нами и устраняет все про­ти­во­ре­чия. Свет вос­при­ни­ма­ет­ся как на­сла­ж­де­ние, муд­рость, зна­ние, по­сти­же­ние. Каб­ба­ла от­кры­ва­ет пе­ред че­ло­ве­че­ст­вом со­вер­шен­но но­вые го­ри­зон­ты, по­ка­зы­вая, как мы влия­ем на дей­ст­ви­тель­ность сво­ими мыс­лями и же­ла­ни­ями, как взаимодействуем с ней и из­ме­ня­ем ее.

Тест

1. Какое представление о Вселенной возрождает квантовая теория?

а. – Творец существует;

б. – В природе существуют постоянно действующие законы развития;

в. – Вселенная стремится к хаосу;

г. – Вселенная представляет собой множество миров.

2. В чем состоит работа человека?

а. – необходимо работать над желаниями;

б. – необходимо работать над направленностью своих желаний (намерением);

в. – нужно подготовить келим к получению света;

г. – нужно победить свой эгоизм.

3.Что существует вне ощущений человека?

а. – две противоборствующие силы воздействия;

б. – ничего не существует;

в. – духовные миры;

г. – то, что существует, зависит от характера ощущений.

4.Что представляет собой материя творения?

а. – желание;

б. – замысел творения;

в. – силы взаимодействия творения и Творца;

г. – свет.

5. Что представляет собой система «Адам»?

а. – Система причинно-следственных связей.

б. – Совокупность всех душ, соединенных между собой правильным (исправленным) образом.

в. – Система миров.

г. – Сумма впечатлений человека от Высшего света.

Дополнительный материал

Иной взгляд на реальность[106]

Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Шекспир

Чтобы использовать силу головного мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности: нам не обязательно знать устройство карбюратора или системы зажигания, чтобы водить автомобиль. Лишь немногие разбираются в автомобилях, но это не мешает большинству людей управлять ими. Точно так же обстоит дело и с силой мозга – любой может овладеть основами этой системы и успешно применять ее на практике, в повседневной жизни.

Мы начнем с изучения сущности реальности и особенно поразительных открытий, сделанных в науке за последние двадцать лет. Эти открытия помогут лучше понять, как мозг создает свою собственную реальность. Они объясняют, почему визуализация или мысленное представление не просто ненужные мечтания, а творческий процесс, помогающий человеку контролировать и направлять энергетические потоки, способные склеивать вещи, превращать жидкость в пар или вызывать набухание и рост семян.

Осознав сущность этих энергетических потоков, вы придете к пониманию сущности работы мозга и увидите, что вдохновение, молитва и интуиция не являются чем-то сверхъестественным, а подчиняются законам, которые могут применяться по воле человека. Как и все, известное человеку во Вселенной, силы мозга управляются законами, которые, если освободить их от научной терминологии и представить в доступном виде, может понять каждый.

Современная физика рассматривает Вселенную как безграничную неделимую сеть динамической активности. Она не только живет и постоянно изменяется – все ее составляющие влияют друг на друга. На первичном уровне Вселенная представляется цельной и неделимой – этаким бездонным морем энергии, пронизывающей каждый предмет и каждое действие. Мы – не отдельные элементы, а части гигантского единого целого.

«Когда срывают травинку, вздрагивает вся Вселенная».

Фраза из древних Упанишад

Современная физика изменила наши взгляды на материальный мир. Сегодня уже никто не утверждает, что частицы состоят из какого-то основного вещества: их считают пучками энергии. Они могут совершать внезапные перемещения, так называемые «квантовые прыжки», в одних случаях действуя как единое целое, в других – как волны чистой энергии. Реальность течет, ничто не постоянно, все является частью модели, находящейся в непрерывном движении. Даже скала – это результат бешеной «пляски» энергии. Вселенная жива и динамична, и мы сами, находясь в ней и будучи ее частью, живы и динамичны.

Раздел II

Каббалистическая теория развития мира

«Творец – не благообразный и добренький старичок, который где-то сидит и думает о нас. Творец, примерно то, что представлял себе Эйнштейн – единый закон мироздания. Это самый глобальный закон, нисходящий на нас, строящий нас, создающий Вселенную и управляющий всем – начиная с мельчайшей клетки, через все организмы, до целой космогонической структуры.

Творец – общая природа мироздания. Когда мы углубляемся в нее, то видим, что это – мысль. Ученые начинают сегодня приближаться к такому пониманию, они говорят, что за физическими законами ощущается мысль, ими управляющая. Практически, это приближение к потолку интеллектуального познания, которого мы можем достичь в этом мире. Далее начинается, исключительно, чувственное познание».

М.Лайтман.

Поскольку ни один каббалистический источник не дает непосредственного описания материи нашего мира, настоящий материал предлагает первый опыт реконструкции развития материальной Вселенной с точки зрения каббалы. Тема состоит из двух частей. В первой дается сравнительная характеристика двух основных концепций сотворения мира: эволюционная теория Дарвина и теория креационизма – божественного создания Вселенной. Во второй представляется каббалистическая модель сотворения мира, воссозданная на основе каббалистических источников. В связи с этим целая глава посвящена правильной интерпретации каббалистических текстов, некорректное понимание которых привело к появлению множества теорий, которые увели человечество от постижения истинной цели сотворения мира.

В следующих главах рассматривается процесс образования материи нашего мира, причины появления первого живого организма и ряд других вопросов. Надеемся, что представленный материал приведет вас к мысли, что эволюция человека еще не закончена и всем нам в ближайшее время предстоит претерпеть огромные изменения.

Наши рекомендации