Э «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 Все права защищены 6 страница

Из главы тринадцатой

3. Цзы-лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению [государством]. Что вы сделаете прежде всего?» Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Цзы-лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?» Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

иx правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего правильного» (2.1.161—162).

Из главы пятнадцатой

18. Учитель сказал: «Благородный муж беспокоится о том, не обладает способностями, но не беспокоится о том, что не знают его» (2.1.167).

20. Учитель сказал: «Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям» .1.167).

21. Учитель сказал: «Благородный муж держит себя строго, не устраивает споров с людьми, он умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с кем в сговор» (2.1.167).

Из главы двадцатой

1. Учитель сказал: «Не зная воли [неба], нельзя стать благородным мужем. Не зная ритуала, нельзя утвердить себя [в обществе]. Не зная, что говорят [люди], нельзя узнать людей» 1.174).

«ДАО ДЕ ДЗИН»

«Дао де дзин» — основополагающее произведение философии даосизма. По традиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-цзы (VI—VII до н.э.). Объем произведения относительно невелик — оно состоит из 81 параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами.

Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому понятию даосизма. В дао заключаются основные предания последователей этого учения о природе общего. Дао — это всеобщая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее начало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон, типичные характеристики дао — естественность и недеяние — означает невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-этическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты. Конкретным проявлением дао в мире является дэ — гарант осуществления дао, коррелят имманентности его миру.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Поскольку дао есть во всех вещах и явлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный источник проникновения в дао.

Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая относительность, во-вторых, преодоление трагического мироощущения, свойственного миру единичного. Даоский мудрец, постигая сущность всех вещей и явлений, приобретает комфортное мироощущение, преодолевая трагизм. В-третьих, даосизм декларирует невербализуемость даоской истины.

Воззрения, изложенные в трактате «Дао дэ дзин», оказали огромное влияние на последующее развитие философии в Китае.

Перевод «Дао дэ дзина» Ян Хин-шуна.

О.Б.Пружинина

1.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей... (2.1.115).

14.

Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.

Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао (2.1.118—119).

17.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители,

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности (2.1.119-120).

33.

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могущественен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен (2.1.125).

40.

Превращение в противоположность есть действие дао, слабость, есть свойство дао. В мире есть вещи рождаются в бытии, бытие рождается в небытии (2.1.127).

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа1. Все существа носят в себе инь и ян, подвласны ци и образуют гармонию.

Люди не любят [имена] «одинокий», «сирый», «несчастливый». Между тем гуны и названы этими [именами] называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когда их принижают, и принижаются, когда их возвышают.

Чему учат люди, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своей смертью. Этим я руководствуюсь в своем обучении (2-1.128).

43.

В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния (2.1.128).

Одно означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как первоначальнгой формы существования дао Два — это легкие и тяжелые ци, из которых возникли небо, земля и человек — три Примечание ян Хин-шуна

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

51.

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать — вот что называется глубочайшим дэ (2.1.129—130).

«мо-цзы»

В книге «Мо-цзы» изложены взгляды школы моистов, основателем которой является Мо-цзы (Мо ди, 479—400 гг. до н.э.), видный философ и политический деятель Древнего Китая. Школа моистов прошла через два этапа своего развития — ранний и поздний и просуществовала до конца III в. до н.э. Создана она была как противопоставление конфуцианству. Членами этой школы были в основном выходцы из низшей прослойки мелких производителей. Мо-цзы провозгласил 10 принципов, выражающих его этико-политические взгляды: «всеобщая любовь», «отрицание нападений», «почитание единства», «почитание мудрости», «экономия в расходах», «экономия при захоронении», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба», «желания неба» и «духовидение».

Учение Мо-цзы отражает интересы прослойки мелких собственников, которые стремились подняться наверх. Его называют «путем занятых на работах людей».

Уделял большое внимание Мо-цзы и гносеологии. Он первым в китайской философии выдвинул и пытался решить вопросы, связанные с критерием истины, с отношением познания и источника знания, с понятиями причины и рода.

«Мо-цзы» — основной источник изучения взглядов Мо-цзы, а
также его ранних и поздних последователей. Книга эта имела коллективного автора — представителей школы моистов в течение
200 лет, и в окончательном виде сложилась только к III—II вв.
до н.э. ,

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Перевод текста выполнен М.А.Титаренко для кн. «Древнекитайская философия».

О.Б.Пружинима

Из главы «Подражание образцу»

что же можно рассматривать как образец для управления? Отвечаю. Нет ничего более подходящего, чем принять за образец небо. Действия неба обширны и бескорыстны. Оно щедро и с [кичится] своими достоинствами, его сияние длительно и не ослабляюще. Именно поэтому совершенномудрые ваны подражали ему, т.е. считали небо образцом. Готовясь к действиям, необходимо сопоставить свои поступки с [желаниями] неба. То, что небо желает, делай это, а что небо не желает, запрети делать. Однако что же небо желает и чего оно не желает? Небо непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга и приносили друг другу пользу, но небу неприятно, если люди ела ют друг другу зло, обманывают друг друга (2.1.179—180).

Из главы «Семь бед»

...Если год урожайный, то люди становятся гуманными и злыми. Если год неурожайный, то люди становятся негуманными и злыми (2.1.181).

Из второй части главы «Почитание мудрости»

...если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок. Если же глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то будет смута. Благодаря этому знаем, почитание мудрости есть основа управления страной (2.1.181-182).

Из главы «Всеобщая любовь»

...Чтобы навести порядок в стране, нужно знать причину беспорядков. Если знаешь причину беспорядков, то, устранив эту Причину, приведешь страну к процветанию и спокойствию; если же не знаешь причину беспорядков, то невозможно навести порядок в стране (2.1.192).

...Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой... Дело человеколюбивого человека непременно состоит в служении тому, чтобы приносить пользу Поднебесной и уничтожать в Поднебесной зло... (2.1.193). I

Из главы «Воля неба»

Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Таким образом, если вести народ Поднебесной на свершение справедливых дел — это значит делать то, что любит небо. Если я делаю для неба то, что оно любит, то и небо делает для меня то, что я люблю. Что же я люблю и что ненавижу? Я люблю счастье и благополучие и ненавижу несчастье... (2.1.194).

Если известна воля неба, то нельзя не следовать ей. Следовать воле неба — значит следовать всеобщей любви и взаимной выгоде между людьми (2.1.195).

Из главы «Гэн чжу»

Я считаю, что если в древности было что-то хорошее, то ему и нужно подражать. Нужно и сейчас создавать хорошее. Я хочу, чтобы хорошего становилось все больше... (2.1.198).

Из главы «Ценить справедливость»

Мо-цзы говорил: «Слепой может произнести и знать слова "белый мрамор", "черный уголь", но не может выбрать их по цвету, поэтому слепой не знает, что такое белый мрамор и черный уголь, и не потому, что не знает названия этих вещей, а потому, что он не может указать и отличить эти предметы» (2.1.199).

Из главы «Гун Мэн»

Чжоу-гун Дань считается совершенномудрым в Поднебесной. Гуань-шу считается жестоким человеком в Поднебесной. Оба они носили одинаковую одежду, но один был человеколюбивым, а другой нечеловеколюбивым. Поэтому добродетель не в древней одежде и не в подражании древней речи...

Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, — это все равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку (2.1.199).

«ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ»

II книге «Хань Фей-цзы» изложены взгляды одного из крупнейших теоретиков легистской школы — Хань Фея (прибл. 280— 233 гг. до н.э.). Научные идеи Хань Фея — это обобщение различых учений легистов доцинъского периода, а «Хань Фей-цзы» — ровной источник для изучения идей Хань Фея. Хай Фей создал целостную теорию управления на основе законов, объединив теории Шан Яна, ставившего на первое место закон, Шень Бу-хая, ставившего на первое место власть и Шень ин, отдававшего предпочтение искусству управления.

Ярко выражено противопоставление легистов конфуцианской школе в их взглядах на историческое развитие. Хань Фей отрицал неприкаемый авторитет древности, ратуя за поступательное развитие общества.

Хань Фей развивал учение о «себялюбивой» природе человека и выводил отсюда утилитарный взгляд на мораль, т.е. он считал, то есть считал что побудительные мотивы поступков человека не имеют никакого значения, а критериями добра и зла могут служить только результаты, к которым они приводят.

Не менее утилитарно было и учение Хань Фея о привлечении доказательств, обогатившее, тем не менее, гносеологию доциньского периода. Мыслитель пренебрегал рациональным мышлением, «преждевременное знание», а критерием истинности речей и поступков считал приносимую ими пользу.

В современном тексте книги «Хань Фей-цзы» 55 глав. Не все из можно признать принадлежащими Хань Фею или его ученикам. Для настоящего издания отобраны главы, подлинность которых не вызывает особых сомнений. Их перевод выполнен Е.П.Синицыным -для кн. «Древнекитайская философия».

О.Б.Пружинина

t\t

Из главы двенадцатой «Трудность убеждать»

Трудность убеждать обычно состоит не в том, что трудно убедить [собеседника] из-за [недостатка] моих знаний; не в том, мне трудно своими доводами сделать ясными свои мысли; и том, что я не смею высказать все до конца из-за недостатка красноречия. Трудность убеждать обычно состоит в том, чтобы уяснить помыслы убеждаемого и суметь нацелить на них свои (2.II.232).

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Из главы сорок третьей «О законе»

Искусство управления состоит в том, чтобы на чиновничьи ] должности назначать по способностям, требовать [от чиновника] исполнительности в соответствии с наименованием [его должности], держать в руках рукоятку жизни и смерти, изучать] возможности чиновничества — все это держат в руках Государи. I А [принцип] закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды выдаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы, — это! руководство для подданных. Если государь не владеет искусством управления, то в верхах возникают злоупотребления; если] подданные не следуют закону, то низы приходят к смуте, и тут} нельзя отказаться от чего-то одного, обе эти вещи необходимы] для царей (2.11.258).

Из главы сорок девятой «Пять паразитов»

...совершенномудрый не нуждается в том, чтобы следовать! древности, не подражает установившимся нормам, а разбирается в современных обстоятельствах и действует в соответствие с ними (2.П.261).

Совершаются честные и достойные поступки, а законы, изданные правителем, оказываются нарушенными. Государи уважают честное и достойное поведение, но забывают о наказаниях за нарушение запретов. Поэтому народ щеголяет храбростью, а чиновники не могут [с ним] справиться. [Тот, кто] не прилагает усилий, но ест и одевается, называется способным; тот, кто не имеет военных заслуг, но пользуется уважением, называется мудрым. Мудрые и способные устраивают свои дела, а войско слабеет, и земля пустеет. Государи радуются поведению мудрых и способных, но забывают о бедах от ослабления войска и запустения земли. Так утверждается своекорыстное поведение, а общественная польза исчезает.

...тех, кто следует человеколюбию и чувству долга, нельзя превозносить, а если превозносят их, то это вредит успехам [в делах]; культурных и ученых нельзя использовать [в управлении], а если использовать их, то это расстроит законы (2.П.266-267).

...Ныне те, кто совершенствуется в культуре и учености и упражняется в речах и словопрениях, удостоены богатств, хотя

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

I) не утомляли [себя] в земледелии; пользуются почетом, как знатные, хотя и не подвергали [себя] опасности на войне. Кто кс от этого откажется! Поэтому на сто человек, работающих головой, [приходится] один человек, работающий руками. Когда работающих головой масса, то закон рушится; когда работающих руками немного, то государство беднеет. Оттого и происходят в нашу эпоху смуты (2.11.270—271).

[Если] дело провалилось и [никто за это] не наказан, то как же странствующим советникам не использовать острия своих советов и не домогаться результатов от них? Поэтому разрушают государство и губят правителя тем, что слушают болтовню легкомысленных советников. Отчего же так бывает? Оттого, что правитель не уяснил общественных и частных выгод, не разбираются в верных и никчемных речах, а наказания и кары не обязательно следуют за такими делами (2.11.272).

Ныне, [кто] не следует закону и искусству управления во пиутренних [делах], а нацелил свой ум на [дела] внешние, | того государство] не станет сильным и упорядоченным Л 1.273).

Истинные помыслы народа сводятся к тому, чтобы достичь

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Греческая античная философия возникла в VII—VI вв. н.э. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии.

В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить четыре основных этапа. Первый этап охватывает период к VII до V вв. до н.э Этот период обычно} называют досократщвским, а философы, работавшие в это время, досократики.

К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины Ve. и до] обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих филофов Сократа, Платона и особенно Аристотеля она и особенно Аристотеля, взгляды которых явились вершиной древней философии.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до е.э. обычно означается как эллинистический. В отличие а, связанного с возникновением значительных глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, стоицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и особенно Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учений Пла-

тона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма Стоицизма

Четвертый этап в развитии античной философии (I в. до н.э.— V- VI в н э ) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Римская философия формируется под влиянием греческой софии, особенно эллинистического периода. Соответственно в Римской философии можно выделить три философских направления: - стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

К III—V столетиях н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не толь-iii раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Публикация текстов подготовлена по кн.:

1. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. - М., 1969.

2. Аристотель.Соч. В 4 т. _-_М., 1976—1983.
3 Диоген Лаэртский. Ожизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. - М., 1979.
4. Лукреций.О природе вещей. Т. 1. - М.-Л., 1946.

5. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

6. Платон.Соч. В 3 т. М., 1968—1972.

7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

Л.Е. Серебряков

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

VII—VI вв. до н.э. большое социально-экономическое и культурное развитие среди древнегреческих областей получила Малая Азия. Ее города Милет и Эфес вместе с тем стали центрами философских школ.

Представителями милетской философской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Особенность этой школы состояла в том, чей впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове сущего.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Опираясь на мировоззрение Гомера и Гесиода, на достижения ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской, — последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершили прорыв от мифа к логосу, создав парадигму научного мышления. Основным принципом мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешне (гетерономных) причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.

Л. С. Серебрян

ФАЛЕС (ОК. 625—547 ДО Н.Э.)

Основателем милетской философской школы был Фалес.По преданию, Фалес считался одним из семи мудрецов. Его называли «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом». Он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы. Фалес предсказал солнечное затмение (585 г. до н.э.). Ему было известно годовое движение солнца. Он разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней.

Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Coгласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Тем самым, вода понималась и как первооснова, и как первоначало, из которого возникают все вещи.

[СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ]

Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде); к этому предположению он, можно думать, пришел, ви-

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

дя, что пища всех существ — влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего [все] возникает, это есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к свому предположению, а также потому, что семена всего [что есть] ют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода (2.1.71). ,

Фалесу приписывают следующие изречения:

Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего — мир, ибо он сотворение бога.

Больше всего — пространство, ибо оно объемлет все.

Быстрее всего — ум, ибо он обегает все.

Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем,

Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все.

Его спросили, что на свете трудно? — «Познать себя».

Что легко? — «Советовать другому». >,

Что приятнее всего? — «Удача».

Что божественно? — «То, что не имеет ни начала, ни конца».

Что он видел небывалого? — «Тирана в старости».

Когда легче всего сносить несчастье? — «Когда видишь, что врагам еще хуже».

Какая жизнь самая лучшая? — «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Кто счастлив? — «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание» (3.74).

АНАКСИМАНДР (ОК. 610-546 ДО Н.Э.)

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр.Все его работы утрачены, среди них называют его сочинение «О природе», первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон— абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. У Анаксимандра апейрон активен. Благодаря его движению одни вещи рождаются, и умирают. Анаксимандр был стихийным диалектиком. Он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего как борьбу тепла и холода. Анаксимандр был первым в греческой философии, поставившим вопрос о происхождении животных и человека.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ]

Анаксимандр Милетский, сын Праксиада, Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (апейрон), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Земля покоится посередине, занимая место средоточия, она шарообразна. Луна светит не своим светом, а заимствует его от солнца. Солнце величиною не менее Земли и представляет собою чистейший огонь (3.103).

17. АВГУСТИН. О Граде Божием, VIII, 2: Преемником Фалеса стал его слушатель Анаксимандр и изменил воззрения на природу вещей. Ибо не из одной вещи (как Фалес, из влаги), не из своих собственных начал, думал он, рождается всякая вещь. Он полагал, что эти начала единичных вещей бесконечны порождают бесчисленные миры вместе со всем, что только них возникает; миры же те, как он считал, то разлагаются, снова рождаются — каждый сообразно своему жизненному веку, в течение которого он может сохраняться. Но и он также этом творении вещей не уделил никакой роли божественно» уму (7.123).

30. Мнения философов (Псевдо-Плутарх), V, 19, 4 («О происхождении животных»): Анаксимандр: первые животные были] рождены во влаге, заключенные внутрь иглистой скорлупы; с возрастом они стали выходить на сушу и, после того как скорлупа лопнула и облупилась, они прожили еще недолгое время (7.126).

ЦЕНЗОРИН. О дне рождения, 4, 7: По мнению Анаксимандр Милетского, из нагретой воды с землей возникли то ли рыбы,, то ли чрезвычайно похожие на рыб животные; в них сложились люди, причем [человеческие] детеныши удерживались внутри [утробы рыбоподобных существ] вплоть до [достижения] зрелости: лишь тогда те лопнули, и мужчины и женщины, уже способные прокормить себя, вышли наружу (7.127).

АНАКСИМЕН (585—524 ДО Н.Э.)

Учеником и последователем Анаксимандра) был философ Анаксимен.Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые он стремился объяснить естественным} путем. В своих философских взглядах Анаксимен придерживался

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

учения Анаксимандра, но вносил в это учение ряд существенных изменений. Так, первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Розряжаясъ, воздух становится огнем, сгущаясь, — превращается в ветер, затем — в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами.

[СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ]

Анаксимен Милетский, сын Евристрата, был учеником Анакимандра; некоторые же пишут, будто он учился и у Парменида. Он говорил, что первоначалом являются воздух и беспредельное и что светила движутся не над землей, а вокруг земли 3.104).

6. ПСЕВДО-ПЛУТАРХ: ...Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он

бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разрежения воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон веку. Он говорит, что в процессе «валяния» [из] воздуха первой возникает Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце — это Земля, но только от стремительного движения а еще и преизрядно нагрелась (7.130).

7. ИППОЛИТ: ...Анаксимен, тоже милетец, сын Эвристрата, полагал, что начало — бесконечный воздух, из которого рождает то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а [все] прочие [вещи] — от его потомков... Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что меняется, не изменялось бы (7.130).

ГЕРАКЛИТ (ОК.520—460 ДО Н.Э.)

Гераклит из Эфеса — один из основоположников диалектики. От сочинений Гераклита, названных позднее «О природе», сохранилось около 150 фрагментов, а также несколько сот свидетельств t о его учении.

Гераклит происходил из Царского рода Кодридов, правившего в городе Эфесе (в Ионии).

Как мыслитель он продолжил линию стихийного материализма милетских философов, развив ее наивную диалектику. Изложение | идей Гераклитом отличалось трудностью, за что еще при жизни его прозвали «темным».

Наши рекомендации