Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос.

Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

Этика

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных ирабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).

Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора).

Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

Периодизация стоицизма

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) — основатель школы; Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.); Хрисипп из Сол (281/277 - 208/205 гг. до н.э.). Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Герилл, Зенон Тарсский, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский, Аполлодор из Селевкии, Антипатр из Тарса и др.

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) иПосидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли стоические идеи в Рим. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II век н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-ый период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорийцев и платоников I-II вв.н.э.,Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.

Акцентируя относительность человеческого познания, С. сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческую роль С. в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.

В древнегреческой философии С. был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний С., основателем которого был Пиррон; С., развивавшийся в Академии платоновской при её руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления, подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религиозных верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, — таковы важнейшие аргументы («тропы»), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный С. отдаёт предпочтение чувств, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой — медициной — занимаются последние представители античного С.: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.

В 16—18 вв. С. именовалась всякая критика религии и догматической метафизики вообще; С. становится синонимом свободомыслия. Его отправной пункт — восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее полно и ярко скептические идеи были выражены в сочинениях французских мыслителей М. Монтеня, П. Бейля и др. Эти идеи явились исходным пунктом философского развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро.

Иную форму С. получил в субъективно-идеалистической философии Д. Юма, который поставил под вопрос само существование объективного мира. В дальнейшем развитии буржуазной философии большую роль играет агностицизм, а С. встречается лишь в виде тенденции («фикционализм» Х. Файхингера и др.).

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьезное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

Учение о причинах Аристотеля

Причины:

1. то, из чего созданы вещи (материя вечна, выражена в пространстве, протяженна, делима, движется, пассивна, бесформенна. Сама из себя она порождать вещи не может, она скорее материал)

2. что есть вещь-форма (эйдос Платона, идеальный прообраз). Она тоже вечна, не протяженна, не имеет вида сама по себе, места не занимает, неделима, активна. Именно форма организует материю, придает ей тот вид. Форма-идеальная реальность,прообраз вещи, понятие, определяющее ее значение и смысл. Форма Аристотеля отличается от эйдоса Платона тем, что не является самостоятельной субстанцией, внешней, по отношению к вещам. Она принадлежит вещам, она в вещах, так же, как и материя неотделима от вещи

3. движущаяся причина, объясняет как возникает вещь

4. целевая-то, ради чего существует вещь

Дуализм-онтологический принцип, признающий двойственность субстанций (материя и форма)

Гносиология: мир познаваем. Человек родственен мирозданию, в нем есть тело и душа. Материю познаем чувствами, а форму разумом.

Родоначальник логики.

«Органон»-метод, «Аналитика».

Логика-учение о формах в вещах (формальная логика, можно выразить с помощью понятий, категорий), учение о формах мышлениях человека, учение о граматических формах языка (мысль становится вещью мира, когда она получает материальную форму выражения)/

Выделил основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Способы образования понятий (анализ, синтез, бобщение, абстрагирование). Выделил основные категории (сначала было 10, потом сущность, свойства, отношение), разработал структуру и виды суждений, правила опстроения и виды умозаключений. За образец аналитического берется дедукция. Только дедуктивный вывод-доказательство. Мысль построенная по типу «следовательно, так как, потому что». Только дедуктивный вывод с необходимостью дает истинное заключение (при определенных условиях)

Критерий истины-логика. Только логически можно доказать.

Истина-соответствие знания его предмету, это не характеристика предмета. Это характеристика знания, характеризующая его истинное содержание.

Классификация наук по Аристотелю (2 основные характеристики: предмет и цель):

1. теоретические науки (предмет:сущее, цель:знание) философия, физика, математика

2. практические науки (предмет:правила поведения людей, цель: управление, направление деятельностью человека) экономика, политика, этика

3. творческие науки (предмет:гармония, цель:наслаждение прекрасным,воспитание чувств) риторика, поэтика, искусство

Учение о человеке и обществе

2 работы «Политика», и «Этика»

Считал общественную жизнь важной для человека.

Человек-политическое животное. Политика связана с этикой. Управление обществом связано с воспитанием, духовным соверщшенстованием граждан. Дал определение государству, как особому политическому устройству, основанному на разделении властей.

Правильные Неправильные
Власть одного:
Монархия Тирания
Власть меньшинства
Аристократия Олигархия
Власть большинства
Полития (республика) Демократия

Из всех неправильных, лучшей он все же считал демократию, так как она охватывает большие слои, но только при уважении к закону.

Представление Аристотеля об идеальной демократии: в государстве естественно имущественное неравенство людей, одни рождены быть господами, другие рабами. Но это различие не исключает равенство достоинства людей.

С рабом можно дружить.

Благо государства основано на благе его граждан, поэтому счастье гражданина-основа блага государства.

Идеальное государство: рабовладельцы-греки, а рабы-покоренные греками народы.

Идеализировал рабовладельческую демократию.

Платон отказался от всего, что было дано ему от рождения, даже принес в жертву свою безопасность, отправившись просвещать тирана, а Аристотель оказался политическим изгнанником.

Общие принципы Аристотеля:

Антологический принцип: дуализм (ведущая роль у формы, автивное начало)

Гносиологически: познаваемость мира в форме рационализма.

Этизм, понимание различия блага (основное благо личное)

Общие тенденции:

1. от космоцентризма к антропоцентризму

2. отпознаваемости мира к агностицизму

3. по мере развития философия становится все более сложной системой знаний, внутренняя дифференциация философии: антология

◦ материализм (ранние физики: Демокрит, элементы есть у Аристотеля, эпикурейцы)

◦ объективный идеализм (ранние идеалисты, элейская школа, пифагорейцы, Платон, есть элементы у Аристотеля, Стоики)

◦ субъективный идеализм (софисты, Сократ, киники, скептики)

1. гносиология: познаваемость мира (сенсуализм и рационализм), агностицизм (софисты и скептики)

2. аксиология: ценностные позиции

◦ стихийный индивидуализм

◦ этический индивидуализм

Философия средневековья и возрождения

(5-14 века н.э., 15-16 века н.э.)

Внутри зрелого рабовладения начинаются феодальные взаимоотношения, развиваются товарно-денежные отношения, развиваются нормы римского права, защищает земельную собственность и гражданские свободы.

Единый литературный греческий язык. Создаются феодальные хозяйства, центр смещается в предместья, феодальные сословия. Высшие (духовенство, рыцарство)и низшие (торговцы, ремесленники).

В результате распада Римской империи образуются варварские государства в европе вестготтов, вандалов, саксов, бургундов, основаны на армии чиновниках и церкви.

Вся культура средневековья развивается под воздействием церкви

Христианство возникает в 1 веке н.э. в Палестине (входящей тогда в состав Римской империи), возникает как секта внутри иудаизма.

Идея равенства людей перед богом, ибо для него нет «ни эллина, ни иудея», все люди браться перед богом.

Средневековая патристика.

Учение отцов церкви. До середины второго века. Этот период Апостольский. Распространение учения по миру. Расцвет 4 в н.э.. Здесь христианство становится систематизированным учением.

Василий великий, Григорий богослов, Григорий нисский-восточная патристика, из западной Аврелий Августин (блаженный) были в последствии канонизированны.

Патристика теряет свое влияние, окостеневает в догмах, становится неспособной к развитияю, делится на 2 церкви (западную каталическую: италия, романизированная европа, северная африка и восточную: греция, ближний восток, египет.

Теоретический источник-античный идеализм.

Главная тема патристики-бог и мир.

Монотеизм-вера в единого личного бога. Абсолютная идеальная личность, наделенная разумом и свободной волей. Христианский бог триедин. Сверхъприродная личность, источник свободы, блага и совершенства.

Креационизм-антологический принцип создания мира богом из ничего.

Провиденциализм-принцип, утверждающий асболютную власть бога над миром.

Эсхатология-конец света, земной жизни, наступит после страшного суда, выход в жизнь вечную.

Тема бог и человек.

Человек занимает место между природой и богом, он не слит с природой, как все остальное творение божие, внешний человек (тело), внутренний человек (душа), телом мы связаны с природой, а душой с богом вне природы. Отсюда та роль, что отвел человеку бог роль в мироздании, бог предоставил ему свободу в самоопределении.

История начинается с грехопадения. Свобода источник зла, своеволия, разрушает единство и целостность мира. Человек сам совершает выбор, сам несет за него воздаяние. В самой свободе нет ничего порочного, важно то, как человек сумеет распорядиться ей. Человек сам связан с богом, ему не нужен посредник в виде церкви.

Тема человека связана с темой бого-человека, он не идеальный человек. Иисус христос-полнота и единство божественного и человеческого, явил и воплотил идеал.

Человеческая жизнь имеет 2 полюса: грех (душа подчинена телесному), спасение (наоборот).

Жизнь человека-история. У нее есть начало, но у нее будет и конец, это страшный суд. История-самосовершенствование души, восстановление свзи с богом.

Патристика основана на мистической традиции, она утверждает, что бога размом осознать нельзя.

Непосредственная данность, она просто есть, «верую ибо абсурдно»

Озарение, экстаз, интуиция.

Средневековая схоластика.

Схоластика(школьный, ученый)-общее теоретическое рассуждение, религиозно-философское учение, основанное на логике и доказательстве.

Основываясь на античном идеализме и учении патристике.

13-14вв, зрелая схоластика, связана с расцветом городской жизни, расцветом университетом, период городской культуры, философия входит в систему высшего образования. Фома Аквинский. 15-18вв кризис, оторванное от жизни рассуждение, мудрость.

Направления схоластики:

1. ортодоксальная санкционирована церковью,подчиняла философию религии, философия-служанка теологии

2. оппозиционная-отделила философию от религии

Онтология схоластики строится на принципе

Теоцентризм-онтологический принцип, признающий в качестве субстанции единого личного бога.

Основные произведения Ф.Аквинского «сумма теологии», «сумма против язычников», он был последователем Аристотеля, использовал термин форма, бог у него-форма форм, источник идей. Все сотворенное-божественная идея, воплощающая себя в материю. Материя не существует без бога, значит получает бытие от него.

Бог-субстанция вещей, а материя лишь акциденции.

Субстанция определяет сущность, а материя свойства.

Выделяет 4 вида субстанций (форм):

1. неорганическая душа, форма это внешняя неопределенность

2. растительная душа, отличная от внешнего вида внутренняя активность,внутренняя целесообразность

3. животная душа, внутренняя активность

4. яеловеческая, разумная душа. Форма: воля и разум

Доказательства бытия бога. Все они доказывают наличие внешней причины

1. через понятие движения (все, что движется имеет причину, а причина-бог)

2. все в мире имеет причину, причиной мира является бог

3. необходимость, в мире есть случайность, но в целом он не может быть случайным, значит необходимость мира-бог

4. в мире есть разные степени совершенства,но что бы их сравнивать, нужен абсолютный критерий-бог

5. цель есть у всего существующего, ее задает бог

Бог и есть первопричина и конечная цель всего сущего

Наши рекомендации