Психика животных и сознание человека.

В поведении животных выделяют

а) действия инстинктивные, врождённые

б) действия, основанные на опыте, приобретённом в ходе индивидуального развития каждого животного.

Инстинкт – это цепной безусловный рефлекс, т. е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего. Будучи результатом многовекового приспособления данного вида животных к определённым условиям их существования, инстинкты действуют безошибочно только в постоянных условиях. Например, пчёлы умело изготавливают соты, совершенные по форме и прочности. Но срежьте дно ячейки – и пчела не обратит на это внимания, она будет продолжать заливать ячейку мёдом. Кроме того, предопределяя форму поведения, инстинкты у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зёрна пшена, и опилки. Характер объекта даётся опытом.

Исследования показали, что некоторые виды животных (человекообразные обезьяны, дельфины) обладают элементарным мышлением. Мышление – это процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в формах понятий, категорий, суждений и умозаключений. Суть мышления заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способность к творчеству – исключительно человеческое качество. Животное способно продемонстрировать элементарные формы мышления, способность решать несложные практические задачи, связанные с конкретными предметами, непосредственно воздействующими на органы чувств. Но животное не осознаёт ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Оно не может оперировать понятиями, не обладает способностью к обобщениям. Поведение животного определяется условиями жизни и биологическими законами, к которым относятся законы наследственности и естественного отбора.

Человек осознаёт себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность (т. е. как свободный и ответственный субъект сознательной и волевой деятельности). Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Синонимом к термину «самосознание» является понятие «Я-концепция», применяемое в психологии.

Необходимо подчеркнуть, что человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Осмысливая свои собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. В процессе познания себя человек изменяется.

Человеческое сознание всегда активно, в процессе отражения происходит выделение значимых для субъекта объектов или образов. Поэтому сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно интенционально.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулировку замысла, цели или идеи. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворённость миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Проблема идеального.

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное ма­териальному, т.е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что кон­струируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жиз­ни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духов­ные ценности, идеалы и ориентации.

К отличительным особенностям идеального можно отнести:

– специфическую форму отражения, свойственную только человеку;

– противоположность материальному объекту, образом которого оно является (огонь - образ огня);

– не сводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– не воспринимаемость органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяженностью и т.п.);

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных
качеств человека), и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– не тождественность психическому (так как последнее вклю­чает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

Известно, что «духовный мир» человека нельзя обнаружить при помощи органов осязания, не «подаётся» он также физическим приборам или химическим реактивам. Ни одному нейрохирургу ещё не удалось с помощью скальпеля извлечь из вещества мозга ни одной самой захудалой мыслишки. Нейрофизиологи лишь фиксируют распределение нервных процессов, а не содержание, которое в них зашифровано.

Головной мозг человека – это материальный субстрат мышления; без него мышление невозможно. Сознание есть функция определённого типа взаимоотношений между человеком и окружающим миром. Идеальное есть субъективный образ объективного мира. Последнее определение можно проиллюстрировать схемой, предложенной А. Н. Леонтьевым:

Цифрами на схеме обозначены: 1– «Я», 2 – рефлексия, 3 – субъективный образ объективного мира (идеальное), 4 – внутренний мир человека, 5 – внешний мир.

Субъективность образа – не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми её индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и от мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют материальную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические механизмы осуществляют не только разные, но и прямо противоположные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное противоположны материальному, а за этими их нельзя противопоставлять как абсолютные противоположности. Почему? Дело в том, что мысль принадлежит не какому-то потустороннему миру, а миру реальному, она не какое-то сверхъестественное начало, а естественная функция мозга и она неотторжима от него. Мысль, идея не имеют самостоятельного физического существования.

Сознание и язык.

Мысль выражается посредством языка, речи.

Язык так же древен, как и сознание. У животных нет сознания. У них нет и второй сигнальной системы. То немногое, о чём животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация (субъективное состояние – голод, жажда, страх или призыв к совместным действиям, предупреждение об опасности и т. п.). Человеческая же речь «оторвалась» вместе с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу.

Сущность языка выявляется в его следующих четырёх функциях:

во-первых, язык служит формой выражения наших мыслей (мыслеобразующая функция);

во-вторых, с помощью языка человек может общаться с другими людьми, запоминать или передавать какую-либо информацию (коммуникативная функция);

в-третьих, язык – это средство получения нового знания (гносеологическая функция);

в-четвёртых, с помощью языка сохраняется и передаётся культурно-исторический опыт предшествующих поколений (обычаи, традиции, нормы и идеалы), осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения (социокультурная функция).

Сознание и язык образуют единство: в своём существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как внешний идеальный объект.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание. [О зависимости мышления от языка см. Кармин А. С. Основы культурологи. Морфология культуры. – СПб., 1997. – с. 81]. Однако зависимость мышления от языка не абсолютна. Мышление детерминировано главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Структура сознания.

Структуру сознания можно изобразить графически:

Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятие и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своём собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственного опыта в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жёстких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Сектор (III) связан с эмоциональной компонентой сознания. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относят:

1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчётливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т. д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчётливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что австрийский психиатр и философ З. Фрейд в своё время назвал «принципом удовольствия».

Сектор (IV) может быть соотнесён с ценностно-мотивационной (ценностно-смысловой) компонентой единого «поля» нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т. е. не истина как форма согласования мысли с предметной деятельностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами. III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания. Здесь в качестве предмета познания выступают собственное «Я», другие «Я», а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры).

Приведенная выше схема удачно проецируется на левое и правое полушария человеческого мозга. Как известно, левое полушарие мозга «отвечает» за рациональность, абстрактность мышления, а правое – за его конкретность, образность, экспрессивность.

Источники сознания.

Проблема источников сознания в течении длительного времени была и остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей. Одни из них сводят сознание к материи (вульгарный материализм), другие - объявляют сознание само­стоятельной субстанцией, существующей либо в виде мирового, абсолютного разума (объективный идеализм), либо как непосред­ственная данность субъекту (субъективный идеализм).

Сторонники так называемого вульгарного материализма, сво­дят сознание к физическим, энергетическим или информацион­ным процессам, отождествляя его с материальными явлениями. Так, Бюхнер считал, что сознание можно обнаружить благодаря нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу чело­века. В силу чего, на сознание «можно и должно смотреть как на особую форму всеобщего естественного движения, присущую субстанции центральных нервных элементов точно так же, как мускульной субстанции присуще движение сокращения, или как мировому эфиру присуще движение света, или как магниту при­суще явление магнетизма».

Современный вульгарный материализм опирается на достиже­ния в области генетики и физиологии высшей нервной деятельнос­ти, успехи в исследованиях «искусственного интеллекта». При этом теория сознания превращается в разновидность физики или физи­ологии, где духовные феномены рассматривается как телесные, а психические состояния — как физиологические явления (например, что такое любовь с точки зрения физиологии).

Достаточно большое разнообразие идей и мнений существует в понимании сознания как феномена сверхчеловеческой природы. Наибольшее число приверженцев при этом имеют объективный идеализм и религиозная философия.

Представители объективного идеализма полагают, что существующий вокруг нас мир является порождением всеобщего мирового разума, мирового духа, некой «абсолютной идеи».

Приверженцы религиозной философии исходят из того, что существует бог, являющийся воплощением «абсолютного разума», который как «наивысшее совершенство» наделил способностью мыслить и человека. Благодаря Богу человек имеет разум (созна­ние) и язык, с помощью которого тот может выражать свои мысли. «Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смыс­ле, но в смысле производящей причины, — писал Фома Аквинский, — и в таковом качестве он должен обладать наивысшим со­вершенством».

В последние десятилетия прилагаются усилия обосновать взаи­модействие сознания человека с якобы существующим «космичес­ким разумом» с помощью так называемой «трансцендентальной ме­дитации». При этом сознание представляется либо как часть вечно существующего Разума Вселенной, либо как результат деятельно­сти высших сил. Для этого используются и научные факты, и ма­лоисследованные явления в области физики, психологии, биоло­гии и медицины, способности парапсихологов и экстрасенсов.

В этой связи, вполне уместно привести мнение известного рос­сийского ученого, специалиста в области физиологии высшей не­рвной деятельности П. В. Симонова, который считает, что успехи современного естествознания так велики и очевидны, что практи­чески ни один «чудотворец» наших дней не может устоять перед соблазном опереться на его достижения..

Вместе с тем, важно отличать шарлатанство и мистику (телепа­тия, парадиагностика и т.п.) от явлений действительно существу­ющих, но не получивших пока удовлетворительного научного объяс­нения (экстрасенсорные воздействия индуктора на реципиента, психокинез, и.др.). Первые необходимо демистифицировать, вто­рые — глубоко изучать, чтобы выяснить их природу и использо­вать на практике.

Философы Алексеев П. В. и Панин А. В. выделяют пять источников сознания:

1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь частью содержания этого сознания (этот процесс называется интериоризацией).

3. Внутренний духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.

4. Головной мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

5. Космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. В настоящее время всё большие опытные подтверждения находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Все развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «отражение»? Какие свойства отражения вы знаете?

2. Что такое «сознание», «самосознание», «рефлексия»? Какие свойства сознания вам известны? Как соотносятся сознание и головной мозг человека?

3. Чем сознание человека отличается от психики животных?

4. Что такое «идеальное»? Какие отличительные особенности идеального вам известны?

5. В чем заключается функция языка? В чем заключается взаимосвязь языка и сознания?

6. Какие источники сознания вам известны?

Выводы по теме

5 минут

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы и задания:

1.Что считает Э. Ильенков первичным — человеческое со­знание (мышление) или язык и почему?

2. Выясните, какую роль в жизни человека играет язык.

Э. ИЛЬЕНКОВ

Ребенку с самого начала противостоит не просто сре­да, а среда, по существу очеловеченная, в составе которой все вещи и их отношения имеют общественно-историчес­кое, а не биологическое значение. Соответствующими ока­зываются и те сенсомоторные схемы, которые образуются в процессе человеческого онтогенеза. Но именно они и составляют предпосылку и условие формирования речи, деятельности с языком и в языке.

Это обстоятельство очень четко прослеживается в про­цессе формирования человеческой психики у слепоглухо-рожденных детей, о чем весьма интересно говорил.., исходя из собственного научного опыта, С. А. Сироткин. Здесь, прежде чем приступить к обучению ребенка языку (даже в самой элементарной его форме — жестовой), приходит­ся сперва вооружить его умением вести себя по-человечес­ки в сфере человечески организованного быта. На этой почве речь (язык) прививается уже без труда. В обратном же порядке невозможно сформировать ни того, ни друго­го. И на всех последующих этапах обучения языку это обу­чение осуществляется только через «оречевление» его соб­ственной, уже сформированной и уже свершившейся и свершающейся предметной человеческой деятельности, так что логика реальной, специфически человеческой (целесо­образной) деятельности всегда усваивается раньше, чем лингвистические схемы речи, чем «логика языка», и все­гда служит основой и прообразом этой последней.

Поэтому логику мышления можно понять до, вне и не­зависимо от исследования логики языка, но в обратном порядке нельзя понять ни язык, ни мышление.

Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991. — С. 273—274.

Вопросы и задания:

1.Пересказать текст.

2. Какие источники сознания отсутствовали в данном случае?

3.Как вы думаете, можно ли применить термин «сознание» для характеристики поведения Амалы и Камалы? Какой вывод о природе сознания можно сделать на основе данного случая?


Т. ШИБУТАНИ

Среди многочисленных сообщений о чело­веческих детях, воспитанных дикими зверями, существует не­сколько таких, которые выдержали тщательную проверку. Наиболее документировано и детально сообщение о том, как в Индии были найдены две девочки — Камала, чей возраст был определен в 8 лет, и Амала, которой было полтора года. Их нашел миссионер в логове волков и доставил в приют для сирот, где каждый день делались записи об их поведе­нии.

Когда в 1920 году были найдены эти девочки, они облада­ли физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они обнаруживали значитель­ную приспособленность к передвижению на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо и, прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Испытывая жажду, они об­лизывали губы. Их сенсорные органы были необычайно хо­рошо развиты; они, по-видимому, могли хорошо видеть в тем­ноте и чуяли запах свежего мяса на расстоянии около 70 мет­ров. Дети обнаруживали сильный страх перед огнем; они не любили солнечного света и убегали в угол всякий раз, когда оказывались на виду. Однако темноты они не боялись, и их часто приходилось удерживать от попыток выйти наружу в ночное время.

Единственным звуком, который дети могли издавать, был громкий вой. Они никогда не смеялись. У Камалы было улы­бающееся лицо, но, улыбка не была жестом, обозначающим радость. Удовлетворение проявлялось иначе: в возне и прыж­ках друг на друга. Когда в 1921 году умерла Амала, Камала, казалось, пролила немного слез, но значительных изменений в выражении ее лица не замечалось. Однако в течение несколь­ких следующих дней она отказывалась есть и пить. В 1922 году Камала начала произносить звук «буу» («bhoo»), называя так воду; в 1923 году «хуу» («hoo»), что означало холод. В 1924 году она слышала, как обиженный ребенок выкрикивал звук «на» («nа»), и в следующий раз, поранившись, она произ­несла подобный звук. Она также говорила «на», когда вода для ее купания была слишком горячая, и со временем этот жест утвердился в качестве «нет» («по»). В 1926 году стало очевидно, что Камала может понимать простые команды и отвечать «да» или «нет». Более того, она знала других детей по именам и по требованию могла их указать. К тому време­ни, когда ее предполагаемый возраст равнялся 14 годам, ее словарь насчитывал около 30 слов. Он медленно увеличивал­ся вплоть до ее смерти, наступившей в 1929 году.

Способность Камалы принимать участие в совместных действиях была очень ограничена. Она позволяла нянчить себя только миссис Сайн, к которой они с Амалой убегали всякий раз, когда были испуганы. Вместе с другими детьми девочки могли делать немногое; они играли друг с другом, со щенками, с молодой гиеной и с цыплятами. К 1927 году, однако, Камала общалась с людьми довольно свободно и даже настаивала на том, чтобы быть одетой так же, как и другие. Примечателен инцидент, который произошел в де­кабре 1927 года. Камала пришла в столовую, в то время как женщины накрывали стол к чаю, и взяла бисквит. Когда же она заметила, что другие дети так не делали, она вернула бисквит на стол. Позднее, за чаем, когда каждый получил два бисквита, Камала взяла только один и затем разыскала тот, который прежде положила на стол. Этот инцидент, ко­торый произошел после семи лет пребывания в приюте, был таким редким случаем поведения, явно ориентированного на групповые нормы, что о нем подробно рассказывается в от­чете. Камала была вынуждена приспособиться к обычаям приюта, но она, по-видимому, делала это неосознанно, во многом так же, как любимая собака приспосабливается к обычаям жизни семьи.

Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д., 2002. - с.400 - 402.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2-я. – М., 1989.

Философия (под ред. В. Н. Лавриненко). – М., 2002.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 2000.

Новая философская энциклопедия. - М., 2000.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - Любое издание.

Никифоров А. С. Познание мира. - М., 1989. Главы 1 - 3, 6.

Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. - М., 1985.

Прист Стивен. Теории сознания. - М., 2000.

Наши рекомендации