Иностранные термины и выражения 191 страница

Переживание временности отождествляется у ранне­го X. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т. п., выражают у X. духов­ный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с сер. 30-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реаль­ность не столько личностно-этическую, сколько безлич­но-космическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь X. пытается постигнуть са­мого человека, исходя из «истины бытия». Анали­зируя происхождение метафизического способа мыш­ления и мировосприятия в целом, X. пытается по­казать, как метафизика, будучи основой всей европей­ской жизни, постепенно подготовляет новоевроп. на­уку и технику, ставящие своей целью подчинение все­го сущего человеку, как она порождает иррелигиоз-

ность и весь стиль жизни совр. общества, его урбани­зацию и омассовление.

Истоки метафизики восходят, по X., к Платону и да­же к Пармениду, положивших начало рационалистич. пониманию бытия, а также пониманию мышления как созерцания вечных идей, т. е. чего-то самотождественно­го и пребывающего. В противоположность этой тради­ции X. употребляет для, характеристики истинного мыш­ления термин «вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать. Преодоление метафизич. мышления требует, по X., возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европ. культуры — к той «досократовской» Греции, которая ещё жила «в истине бытия». Такое возвращение, по X., возможно по­тому, что (хоть и «забытое») бытие всё же живёт ещё в самом интимном лоне культуры — в языке: «Язык — это дом бытия» («Platons Lehre von der Wahrheit», Bern, 1947, S. 61). При совр. отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи ин­формации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, к-рая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача «при­слушивания к языку» рассматривается X. как всемир­но-историческая; не люди говорят «языком», а язык «го­ворит» людям и «людьми». Открывающий «истину бы­тия» язык продолжает жить прежде всего в произв. поэтов; не случайно X. обращается к исследованию твор­чества Ф. Гёльдерлина, Р. М. Рильке, Г. Тракля, С. Ге­орге. Свою «спекулятивную филологию» X. развивал в русле традиций нем. романтизма (Гамана, Новалиса, позднего Шеллинга), выражая романтич. отношение к иск-ву как хранилищу бытия, дающему человеку «за­щищённость» и «надёжность».

В последние годы X. в поисках бытия всё чаще обра­щал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму (см. Дзэн), с к-рым его роднила тоска по «невыразимо­му» и «неизречённому», склонность к мистич. созерцанию и метафорич. способ выражения.

Т. о., если в первых своих работах X. попытался пос­троить филос. систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В це-лом иррационалистич. философия X. является одним из острых проявлений кризиса совр. бурж. сознания.

* Hölderlin und das Wesen der Dichtung, Mimch., [1937]; Kant und das Problem der Metaphysik, Fr./M., 195l2; Vom Wesen des Grundes, Fr./M., 19554; Holzwege, Fr./M., 19573; Was ist Metaphysik?, Fr./M., 19557; Unterwegs zur Sprache, Pfullingen, 1959; Vom Wesen der Wahrheit, Fr./M., 196l4; Nietzsche, Bd l — 2, [Pfullingen, 1961]; Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung, Fr./M., 197l4.

• Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема куль­туры. (Критика философии М. X.), М., 1963; Г а б и т о-в а Р. М., Человек и общество в нем. экзистенциализме, Μ., 1972; L ö with К., Heidegger. Denker in dürftiger Zeit, Gott., [I9602]; S a s s H.-M., Heidegger-Bibliographie, Meisen­heim am Glan, 1969; Marx W., Heidegger und die Tradi­tion: eine problemgeschichtliche Einführung in die Grundbestim­mungen des Seins, Hamb., 19802. П. П. Гайденко.

ХАЛЬБВАКС (Halbwachs) Морис (11.3.1877, Реймс,— 16.3.1945, Бухенвальд), франц. социолог, представи­тель социологич. школы Э. Дюркгейма. Сторонник со­циализма Ж. Жореса. За участие в Сопротивлении был заключён в концлагерь Бухенвальд. Начав с истории философии, X. затем исследовал гл. обр. социологич. и социально-психологич. проблемы.

Осн. работы X. посвящены проблемам потребностей, потребления, образа жизни и психологии социальных классов, гл. обр. рабочего класса. Существование клас­сов, по X., предполагает наличие классового самосозна­ния и обществ. иерархии, к-рая основана на определ. системе социальных ценностей: «Классы следует опре­делять по отношению к благам, рассматриваемым как наиболее важные в каждом типе общества» («La classe ouvriere et les niveaux de vie», P., 1913, p. 111). Подвер-

ХАЛЬБВАКС 753

гая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчёркивал необходимость рассмотре­ния целостной социальной структуры. Правильно от­мечая роль классового самосознания в становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм уча­стия в обществ. произ-ве для определения классовой принадлежности.

X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в ана­лизе самоубийства, показав роль психич. факторов в этом явлении («Причины самоубийства» — «Les causes du suicide», 1930).

В работах по проблемам памяти X. показал, что па­мять — не только психофизиология., но и социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря «коллективной памяти» (воплощённой в тра­дициях, социальных институтах и т. д.), а социальное взаимодействие — важный фактор запоминания. Со­циальная среда упорядочивает воспоминания в про­странстве и во времени, она — источник как самих вос­поминаний, так и понятий, в к-рых они воплощается. Эти положения сохраняют значение для развития со­циальной психологии.

* Leibniz, nquv. ed., P., 1930; L'evolution des besoins dans lea classes sociales et ouvrieres, p., 1933; Genre de vie, P., 1939; La memoire collective, P., 1950; Les cadres socjaux de la memoire, nouv. ed., P., 1952; Esquisse d'une Psychologie des classes socia­les, P., 1955; в рус. пер.— Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932.

• Совр. социологическая теория..., сост. Г. Беккер и А. Бос-ков, пер. с англ., М., 1961, гл. 22; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979.

ХАН (Hahn) Эрих (р. 5.3.1930, Киль), нем. философ-марксист (ГДР), чл.-корр. АН ГДР (1974). Чл. СЕПГ с 1951. Директор Ин-та марксистско-ленинской фи­лософии АОН при ЦК СЕПГ (с 1971), пред. Науч. со­вета по филос. исследованию в ГДР. Область науч. ис­следований: проблемы историч. материализма, теоре-тич. проблемы марксистской социологии. Кандидат в чл. ЦК СЕПГ (с 1Θ7Θ), чл. ЦК СЕПГ (с 1981).

• Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis. Philo­sophisch-methodologische Aspekte der soziologischen Theorie, B., 1965; в рус. пер.— Историч. материализм и марксистская со­циология, М., 1971; Материалистич. диалектика и классовое сознание, М., 1977.

ХАНЬ ФЭЙ, Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 до н. э.; нек-рые авторы причисля­ют его к даоским мыслителям) и принцип метода, ис­кусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 до н. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в теорию деспотич., власти с принципом фа в качестве централь­ного. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «вы­прямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» и др.), X. Ф. создал своеоб­разную философию права. Провозглашал непрестан­ную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-прин-цип), отрицал существование духов. В философии ис­тории развивал мысль о решающем характере воздей­ствия народонаселения и имущественного неравенства на историч. процесс.

• Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Вве­дение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; F o r k e A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82. С. Кучера, Л. С. Переломов.

754 ΧΑΗ

ХАНЬ ЮЙ, Хань Туйчжи, Хань Чанли

(768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со сво­им племянником, другом и учеником Ли ао (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч. природе (высшая — абсолютно хорошая; сред­нюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), к-рую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли ао выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосиз­ма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфу­цианства, установили «дао тун» — «прямую линию пе­редачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоу-гуна до Конфуция и Мэн-цзы.

• Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и bосток, М., 1972, с. 103—31; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; L i u W u-c h i, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.

ХАРАКТЕР(от греч. χαρακτήρ — отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устой­чивый индивидуальный склад душевной жизни челове­ка, проявляющийся в отд. актах и состояниях его пси­хич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жиз­ни. X. человека выступает в качестве основы его пове­дения и составляет предмет изучения характерологии (термин введён нем. философом Ю. Банзеном — «Очерки по характерологии», «Beiträge zur Charakterologie», Bd 1—2, 1867).

Как особая область психологич. исследований изу­чение X. получило развитие гл. обр. в нем. психологии 1-й пол. 20 в., исходившей в значит. мере из идей фило­софии жизни, феноменологии и др., причём термин «X.» нередко выступал как синоним личности.

Первый систематич. анализ различных аспектов X. был дан Клагесом («Принципы характерологии», «Prin­zipien der Charakterologie», 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной ти­пологии нем. психиатра Э. Кречмера (1921) получил за­конченное выражение статич. подход к X. как некоей неизменной структуре осн. черт, соответствующей стро­ению тела (см. Темперамент), причём как психич., так и соматич. конституция определяются, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокрин­ными, факторами (близок Кречмеру в своей морфологич. концепции X. амер. психолог У. Шелдон). В типологии Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравер-тивный типы характера (личности), отличающиеся пре­обладанием направленности (установкой) на внеш. объект или на внутр. мир мыслей и переживаний.

Динамич. и генетич. подход к X. получил распрос­транение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в форми­ровании X. событиям раннего детства; образование тех или иных черт X. истолковывается при этом как своеоб­разный способ решения нек-роц конфликтной ситуации (в концепции Райха X. в целом предстаёт как «панцирь», отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознат. и иррациональных истоках X. В концепции нем. учёнрго Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и спо­собностей рассматривалась как осн. конфликт, опреде­ляющий формирование X. и личности. Ф. Л ерш в работе «Строение X.» («Der Aufbau des Charakters», 1938; 4 изд. под назв. «Строение личности», «Der Aufbau der Person», 1951), сыгравшей ведущую роль в последующем разви-

тии нем. характерологии, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и Клагеса, развить учение о «слоях» X., выделяя в нём внутр., «эндотимную», основу (наст­роения, чувства, аффекты, влечения и т. д.) и личност­ную «надстройку».

В англосаксонской психологич. лит-ре изучение X. о самого начала велось в рамках «исследования лич­ности»; после 2-й мировой войны и в нем. психологии термин «X.» вытесняется термином «личность».

Сов. психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности обществ. отношений, под­чёркивает социально-историч. обусловленность X. и рассматривает его нак сложное единство индивидуаль­ного и типологического, как результат взаимодействия наследств. задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и её воспитания.

• Психоанализ и учение о X., М.— П., 1923; Л а з у р-ский А. Ф., Классификация личностей, Л., 19243; Вы­готский Л. С., К вопросу о динамике детского X., в сб.: Педология и воспитание, М., 1928; Юнг К. Г., Психологич. типы, Цюрих, 1929; Кречмер Э., Строение тела и X., М.— Л., 19302; Теплов Б. М., Проблемы индивидуаль­ных различий, М.,19б1; Мейли р., Структура личности, в кн.: (Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, Пер. с франц., в. 5, Μ., 1975; Jahrbuch der Cha-rakterologie, hrsg. v. E. Utitz, Bd 1—6, B., 1924—29; см. также лит. к ст. Личность.

ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — милость, благодать, божеств, дар), исключит. одарённость; наделённость какого-либо лица (харизматич. лидера — пророка, проповедника, политич. деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применён в со-циологич. концепциях Трёльча и М. Вебера. ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8. 8. 1694, Друма-лиг, Сев. Ирландия,— ок. 1747, Глазго), шотл. фило­соф. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врождённые чувства — моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X.,— это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчёте (что характерно для утилита­ризма), а имеет эмоциональный характер: её стимул — незаинтересованная удовлетворённость. От человеколю­бия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и ра­ционализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., происте­кающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрас­ного признаёт гармонию, единство в многообразии. S Works, v. 1—6, Glasgow, 1769—74; в рус. пер.— Χ. Φρ., м Д., Смит Α., Эстетика, Μ., 1973, с. 43—269.

• Мееровский Б. В., Эстетика Фр. X., в кн.: Χ. Φρ., Ю м Д., С м и т Α., Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966.

ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (27.8.1869, Мюнхен,— 13.3.1946, Пель, близ Вайльхайма), нем. геополитик, один из основателей школы геополитики в Германии. Издавал журн. «Zeitschrift für Geopolitik» (1924—44). Че­рез своего ученика Р. Гесса был близок к руководству нацистской партии.

Основой геополитич. концепции X. послужило изу­чение им истории становления и географич. распрост­ранения гос-в Д. Востока, прежде всего Японии, на примере к-рой он пытался продемонстрировать взаимо­связь между пространственным ростом гос-ва и разви­тием составляющей его этнич. общности. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, X. придал геопо­литике тот вид, в к-ром она стала частью офиц. доктри­ны фаш. «третьего рейха» и служила теоретич. основа­нием гитлеровской агрессии (тезисы о «недостаточности жизненного пространства» и «неудовлетворительности границ» Германии, о «чрезмерной» плотности населения и т. п.). В работах X. эклектически сочетаются географич.

детерминизм, расовая теория и концепция гос-ва как живого организма. После 2-й мировой войны последо­ватели X. пытаются отделить его взгляды от гитле­ровской доктрины и приспособить «очищенные» поло­жения геополитики к интересам гос.-монополистич. капитала в новой историч. ситуации.

• Das Japanische Reich in seiner geographischen Entwick­lung, W., 1921; Bausteine zur Geo.politik, B., 1928; Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Münch., 1934; Japans Kultur­politik, B., 1944.

• см. к ст. Геополитика.

ХЕРМАН (Hermann) Иштван (p. 10.10.1925, Буда­пешт), венг. философ, чл.-корр. Венг. АН (1976). Чл. ВСРП с 1967. С 1973 зав. кафедрой философии Будвг пештского ун-та. Область науч. исследований: фило­софия культуры, история философии, теория и история эстетики, история психологии.

• A magyar drämäert, Bdpst, 1955; Arany Jänos esztetikäja,, Bdpst, 1956; Sigmund Freud, avagy a pszichologia kalandja, Bdpst, 1964; A modern szinpad, Bdpst, 1966; A polgäri dekaden-cia problemäi, Bdpst, 1967; Väszon es függöny, Bdpst, 1967; Kant teleologiäja, Bdpst, 1968; Szent Ivän ejjelen, Bdpst, 1969; Δ szo-cialista kultura problemäi, Bdpst, 1970; A giccs, Bdpst, 1971; A szemelyiseg nyomaban, Bdpst, 1972; A szfinx r-ejtvenye, Bdpst, 1973; Lukäcs Qyörgy gondolatviläga, Bäpst, 1974; A mai kultura problemäi, Bdpst, 1974; Evadok tanusaga, Bdpst, 1976; Tele-viziö, esztetika, kultura, Bdpst, 1976; A gondolat hatalma, Bdpst, 1978; Teologia es törtenetiseg, Bdpst, 1979; Ideologie es kultura a hetvenes evekben, Bdps!;, 1982; в рус. пер.-г В. И. Ленин об историч. альтернативе, «ВФ», 1980, № 12.

ХЁРЦ(Hörz) Херберт (р. 12.8.1933, Штутгарт), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1976). Чл. СЕПТ с 1952. Нац. пр. ГДР (1972). Область науч. деятельности: филос. проблемы естествознания, мировоззренч., методологич. и гносеологич. проблемы развития науки. Один из авторов и издатель «Слова­ря по филос. вопросам естеств. наук» («Philosophie und Naturwissenschaften. Wörterbuch zu den philosophischen Fragen der Naturwissenschaften», 1978).

* Materie und Bewußtsein. Untersuchung philosophischer Ka-gorien unter besonderer Berücksichtigung der Naturwissen­schaften, B., 1965; Physik und Weltanschauung. Standpunkte der marxistischen Philosophie zur Entwicklung der Physik, Lpz.— [u. a.], 1968; Werner Heisenberg und die Philosophie, B., 19682; Der dialektische Determinismus in Natur und Gesellschaft, В., 19714; Mensch contra Materie? Standpunkte des dialektischen Materialismus zur Bedeutung naturwissenschaftlicher ßrkenntr nisse für den Menschen, B., 1976; Verantwortung-Schöpfertumr Wissenschaft, B., 1979 (совм. с D. Seidel); в рус. пер.—Марк­систская философия и естествознание, М., 1982.

ХИЛИАЗМ(от греч. χιλιάς — тысяча), м и л л е н а-р и з м (от лат. mille — тысяча), вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение мистически понятого идеала справедливос-ти. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см. Библия), в к-ром, как и во всём X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыноси­мости настоящего к возмещению крови и слез в буду­щем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в «царстве небесном»), но внутри её, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл X. был осуж­дён христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претер­певал возрождение (учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный для ряда еретич. движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В новое время X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией,к-рая отчасти усваивает и струк­туру X., его образы и т. п.

ХИНАЯНА[санск.р., букв.— малая колесница или ма­лый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейло-

ХИНАЯНА 755

не (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кам­пучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буд­дизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (шко­лу старейших), наиболее близкую к первонач. буддиз­му (в наст. время её название относится ко всему нап­равлению X.), вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийская лит-pa, среди к-рой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в частности, его «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.

Основой X. является буддийская идея о двух сос­тояниях бытия («проявленном» и «непроявленном») и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов безличного жизнен­ного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует при­знать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).

В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от лю­бых сверхъестеств. сил) развития личности. Идеал со­вершенной личности в X.— архат (санскр.— достиг­ший конечной цели) достигает совершенства самостоя­тельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве дру­гих. Будда в X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ. организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновре­менно в странах X. получил распространение своеоб­разный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов

и т. п.).

• Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фи­лософии, П., 1918; Stcherbatsky T h., The central con­ception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Ward Ch. H. S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L., 1947; B a r e a u Α., Les sectes bouddhiques du petit vehicule, [Saigon], 1955; см. также лит. к ст. Буддизм.

ХОЛИЗМ(от греч. όλος — целый, весь), идеалистич. «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X., миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эво­люции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон сохранения материи. Носите­лем всех органич. свойств объявляется чувственно не-воспринимаемое материальное поле (подобное лейбницев-ской монаде), остающееся постоянным при всех измене­ниях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., выс­шая конкретная форма органич. целостности — че-ловеч. личность. Придавая мистич. характер «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В совр. зап. лит-ре термин «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. филосо­фии 19 и 20 вв., М., 1962; Кремянский В. И., Струк­турные уровни живой материи, М., 1969.

ХОЛИЗМ

ХОЛЛИЧЕР (Hollitscher) Вальтер (р. 16.5. 1911, Вена), австр. философ и психолог-марксист. Чл. ЦК КПА с 1965. Осн. труды X. охватывают проблемы материа-листич. истолкования природы, космич. и биологич. развития, проблемы человека. Значит. внимание X. уделяет критике бурж. идеологии и ревизионизма.

• Tierisches und Menschliches, W., 1971; «Kain» oder Pro­metheus? Kritik des zeitgenossischen Biologismus, B., 1972; Aggressionstrieb und Krieg, Stuttg., 1973; Grundbegriffe der mar­xistischen politischen Ökonomie und Philosophie, W., 1974; Der überanstrengte Sexus. Die sogennante sexuelle Emanzipation im heutigen Kapitalismus, B., 1975; Für und Wider die Menschlich­keit, Fr./M., 1977; в рус. пер.— Природа в науч. картине мира, M., 19663; Человек в науч. картине мира, М., 1971; Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма, М., 1975; Личность и гуманизм, М., 1981.

XОMAHC (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), амер. социолог и социальный психолог—нео-бихевиорист. X.— один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функциональ­ного анализа. С нач. 60~х гг. отошёл от функционализ­ма и стал определять свою позицию как «предельный психологич. редукционизм». Возникновение социоло­гии, согласно X., «было естественным следствием психо­логии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and activities», N. Υ., 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредств. контакты между индивидами, и на этой основе стремит­ся осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение X. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии по­ведения и экономич. концепций обмена. Описывая со­циальное поведение как универс. обмен и формулируя правила «справедливого обмена», X. фактически пред­полагает существование единого внеисторич. набора ценностей и условий свободной конкуренции, описан­ных в классич. бурж. политэкономии.

• Fatigue of workers, N. Υ., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi., 1955 (совм. с D. M. Schneider); Social beha­vior. Its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social scien­ce, N. Y., 1967; An introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch. P. Curtis).

• Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theo­ries, Princeton, 1963; The institutions and social exchange. The sociologies of T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N. Y., 1971.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне Данковского р-на Ли­пецкой обл.), рус. публицист, религ. философ, поэт; основатель славянофильства (см. Славянофилы).Был близок моск. кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение обществ. мнения, отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в спис­ках, датируется возникновение славянофильства.

Творчеству X. свойственна полемич. направлен­ность (критика католицизма, протестантизма, западни­чества, нем. классич. идеализма и др.). В центре его воз­зрений — учение о начале «соборности» («кафолично-сти», цельности, внутр. полноте), характеризующем природу не только христ. церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. «Собор­ность» трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внеш. соединение множества элементов). В дальнейшем это учение X. стало одной из основ концепций всеединст­ва и личности в рус. религ. философии (Вл. Соловьёв, E. H. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карса­вин, С. Л. Франк). Существование человека, по X., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда

Наши рекомендации