Современная постановка проблем «познания».
1.Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный* конструкт. Основные принципы научной теории познания. 2.Субъект познания* и объект познания*-главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъективно - объективных отношений и субъекта познания. 3.Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, «платонический» имманентизм).
Отражение любой реальности в сознание человека происходит в форме знания*, следовательно основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос : «Что значит знать». Люди всегда занимались приобретением нового знания. В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами, явлениями окружающей действительности к сущностному их освоению. Результатом процесса перехода от поверхностного знания об объекте к его сущности является открытие закономерностей развития, природы, общества и мышления. Закономерность - связь явлений, процессов, которые носят существенный, повторяющийся имманентно-присущий объекту характер. Эти закономерности изучают 15000 наук и каждая из них формулирует свои законы, которые являются образами соответствующей закономерности, которую изучает конкретная наука. В результате познавательной и преобразующей деятельности человек стремится органично вписаться в окружающий мир. Знание человечества представляют систему включающую в себя как опыт отдельных индивидуумов унаследовавших от предшествующих поколений или приобретенный лично так и социальную память народа закрепленную в достижениях культуры и искусства. Поиски каналов получения знания человека(органы чувств - их 5),раскрытие законов функционирования знания(законы формальной и диалектической логики) и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания дающей знание о самом знании. В ФЭС дается определение : теория познания (или гносеология*, или эпистемология) есть раздел философии ,в которой изучается природа познания, возможности, отношение знания к реальности, исследуются предпосылки познания, выявляются условия его правдоподобия. Оценивая истинность полученного знания человек вводит критерии истинности, которые дают ему возможность оценить практическую значимость полученного знания о себе, о мире в целом и о человеческом обществе. Но одновременно на путях постижения истины человек допускает ошибки причины возникновения и преодоления, которые также изучает познание. Совокупность ответов полученных на вопросы ,которые ставит перед собой человек позволяют ответить на вопрос о сущности знания, которое нужно определить :знание есть результат процесса познания, действительности. Этот результат проверен общественной исторической практикой, степень его правдоподобия доказана логикой и представляет собой относительно верное отражение объективной и субъективной действительности в голове человека в различных формах мысли. Знание выступает, как умение владеть этими формами мысли на практике. Знание человека по своей природе отличается от того, что обнаруживается у животных. Отличаются они своей социальной обусловленностью ,т.е.знание является человеческим феноменом. У человека знание выступает в различных формах: 1.Повседневное (житейское) знание; 2.Научное знание; 3.Художественное знание. Повседневное (житейское) знание - опирается на обыденное, индивидуальное сознание и здравый смысл человека. Научное явление - формой «общественного сознания» характеризуется понятийным мышлением. Художественное знание - дает отражение мира в виде эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека. В рамках теории познания надо различать «субъект познания» и «объект познания».Под «субъектом познания» будем понимать отдельного человека или группу людей определенной численности, т.е.субъект познания иерархичен. А под «объектом познания»-фрагмент действительности (материальная или духовная) на который направлено внимание субъекта познания практическое или познавательное. Под практической будем понимать материальную деятельность на основе гносеологических образов, а под познанием - духовную деятельность. В процессе познания субъект познания и объект вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют. В социальном познании человек может выступать одновременно как субъект и, как объект познания, если его познавательная деятельность рефлекторно направлена на самого себя. Основы диалектико - материалистической теории познания сформулированны в трех гноссиологических выводах:1.Существуют вещи не зависимо от нашего сознания, ощущения, вне нас.2.решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что еще не познано.3.В теории познания, как и во всех других областях науки следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать каким образом из не знания является знанием, каким образом не полное, не точное знание становится более полным и более точным.