Свободомыслие в истории духовной культуры 3 страница
на Сигера Брабантского. Ибн Сина выступил против идеи кре-
ационизма, провозгласив идею совечности мира Богу. Материя, по Ибн
Сине, не сотворена, "форме абсолютно не дано быть причиной или
средством бытия материи"10, формы имманентны материи. Бог не воз-
действует на мир, он не вмешивается в земные процессы. Последо-
вателем Ибн Сины был представитель арабо-испанской философии
Ибн Рушд, известный на Западе под именем Аверроэс. Этот мыслитель
развил отдельные стороны учения Аристотеля, усилив его нату-
ралистический аспект. Ибн Рушд доказывал тезис о вечности и не-
сотворенности мира. Согласно Аристотелю, материя и форма вечны,
но форма форм - активное начало - противостоит пассивной ма-
терии, являющейся возможностью, не имеющей бытия без формы. Со-
гласно же Ибн Сине, форма не существует без материи, и наоборот,
материя сама порождает многообразие форм, она не сотворена и не
нуждается в сотворении. Следовательно, творение из ничего - выдум-
ка. Ибн Рушд признавал наличие некоей действующей силы, которая
превращает зародыши форм в материи в действительные формы, -
это двигатель, безличная сущность, подчиняющаяся необходимости11.
Высокая оценка разума нашла отражение в учении как арабских,
так затем и европейских аверроистов об активном, деятельном разуме,
существующем объективно, безличном и не входящем в состав чело-
веческой души. Этот космический бессмертный разум - один для всех
прошлых, настоящих и будущих людей и соединяется с индивидуаль-
ной душой в момент познания. Воплощением космического разума,
согласно Ибн Рушду, является философия, без которой не может
обойтись род человеческий, а образцом человека, в душе которого
наиболее полно воплотился этот разум, - Аристотель. Ибн Рушд, про-
возгласив существование объективного космического разума, не име-
ющего никакого отношения к учению о загробном мире, о воздаянии,
одновременно отверг идею бессмертия индивидуальной человеческой
души: она умирает вместе с телом. Многие идеи мыслителей Востока
были восприняты вольнодумцами европейского средневековья.
Свободомыслие Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 -
в европейской 1142). В автобиографическом сочинении "Ис-
философии тория моих бедствии" он талантливо описал
не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои фило-
софские убеждения, конфликты с церковью и правоверными схола-
стами. П. Абеляр пользовался широкой популярностью среди
слушателей Парижского университета. Когда он был оттуда изгнан,
толпы молодых людей стекались на его лекции, читаемые им в лесу
под Парижем. Католическая церковь дважды осудила его учение как
ересь. Принцип П. Абеляра - "понимать, чтобы верить". Абеляр про-
водил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в за-
блуждениях веры "величайшие опасности", не видит в ней никакого
движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют
разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о
вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении ав-
торитет ставится на последнее место или совсем не принимается во
внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное
вопрошание, а самым главным для философа - исследовать истину
при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр пола-
гал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит,
даже в христианстве заключено немало заблуждений12.
Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выра-
жение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, препо-
давателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 -
ок. 1282). Для Сигера Бог - это некая безличная абстракция, которая
не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом,
подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может
дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого
человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной
цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом.
Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает
вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы,
обряды и т. п.13.
§ 2. Свободомыслие Возрождения
РОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения
свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами,
так и изменениями в области производства и
науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен-
тальный характер. В этот период (XIV - XVI вв.) расширяется сфера
свободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем-
ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и
обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш-
ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот-
ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этот
период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит
открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии,
физике, астрономии.
Н. Коперник (1473 - 1545) в книге "Об обращении небесных кру-
гов" математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это
учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой
обосновывались библейские представления о происхождении мира ц
человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте-
ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564-1642) подт-
вердили правильность учения Коперника о том, что между мирами
земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же
законам природы, которые познаются математическим и эксперимен-
тальным путем.
Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс-
между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму.
Общее между ними - социально-эко-
номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных
прослоек общества; критика католической церкви, использование
античной традиции, древних языков. Но между ними были и суще-
ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность,
как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика
католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож-
дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро-
терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию
греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает
принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую,
гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-
дения - мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в
то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его
непосредственном отношении к Богу.
Гуманисты XV - XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 - 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой - в ней самой. Человек - это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 - 1444), А. Ринуччини (1426 - 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В "Диалоге о свободе" Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие - не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.
Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами- папской иерархией, монашеством, обря-
дами - резкой критике. Л. Валла (1407 - 1457) в 1440 г. опубликовал
историко-филологическое сочинение "Рассуждение о подложности
Дарственной грамоты Константина". Л. Валла доказывал, что так на-
зываемый Константинов дар - грамота, якобы подписанная импера-
тором Константином в целях передачи власти в Римской империи
папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: "Я дерзаю выступать
против верховного первосвященника", "я предъявляю им (папам -
3. Т.) тяжкое обвинение"16. П. Браччолини (1380 - 1459) и Л. Бруни
написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где
рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи
- люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-
стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. - таковы оценки
Браччолини17. Дж. Бруно (1554-1600) выступил не только против
духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,
против экономического господства католической церкви. Покушение
на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-
нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.
Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике
мировоззрения прежде всего схоластика, в которой
мыслители видели авторитарную догматичес-
кую систему. Авторитет в течение нескольких
веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-
вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый
план другого мыслителя древности - Платона. В XV в. в Риме была
основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против
папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо
традиционной религии установить философски осмысленное язычество.
Эразм Роттердамский (1469 - 1536), знаменитый немецкий гу-
манист, известный как критик католической схоластики, считал
учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между
людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его
(Христа) исповедует. В сочинении "Жалоба мира" Эразм утверждает:
"Ни.одна из религии не согласна с другими религиями", "...каждый
человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то
же религиозное братство не раздирается раздорами?"18.
Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические
представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-
смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,
Дж. Ванини (1585-1619), сожженный церковью, доказывал поло-
жение о смертности души: люди и животные схожи в своих
восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и
смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть
вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,
но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,
чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате "О бессмертии
души" П. Помпонацци (1462 - 1525) выставил возражения против
обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-
ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-
ственностью.
Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие
о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал
корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на
троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних
о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-
рецием: "Страх был первым создателем богов на земле". Он вводит
и новый - астрологический - фактор в теорию происхождения
религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-
положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю
людей: "Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-
ются и погибают"20.
В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-
янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли
(1469- 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-
ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую
им культуру: "Различные формы религиозных учений в течение пос-
ледних 5 - 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая
религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является
уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской
церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов
и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров"21. Н.
Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности
для установления новой, полезной для (Общества и государства религии:
если религия ослабевает, надо менять ее формы.
Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-
но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,
являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы
египетской за сверхъестественные существа, и христианскую,
окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против
христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за
Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что "империи и религии тоже име-
ют свое начало и свой конец", но в отличие от Бруно признает
сущность всех религий одинаковой22.
Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века в Европе характеризуются
и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного
творчества, не в последнюю очередь связан-
ным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер
(1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. - занимаются
проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера
проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-
ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-
бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,
Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или
1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-
жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-
вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,
страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-
ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.
Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-
ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная
литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст-
вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-
ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес
сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия
в Европе.
Глава XXI
СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ
И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке
Философская Свободомыслие в новое время получает
и естественнонаучная развитие в связи с процессами демокра-
основа свободомыслия тизации общества, с уходом в прошлое ста-
рых феодальных структур, с формированием
и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение
в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное
развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики,
истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна-
менитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме-
сел", созданная в XVIII в., систематизировала имевшиеся к тому
времени познания в области природы, общества и человека. В ней со-
держалось более шестидесяти тысяч статей. Энциклопедия подверглась
цензуре докторов Сорбонны, а в 1759 г. была осуждена и проклята
папой. Она сыграла огромную роль в создании особой духовной ат-
мосферы, пронизанной гуманизмом, вольномыслием, творчеством,
свидетельствовала о том, что помимо теологии и религии существует
разнообразный мир культурного творчества.
XVII - XIX века в Европе, Америке и России характеризуются
интенсивным процессом секуляризации духовной культуры, в част-
ности искусства, этики, философии. Схоластический стиль фило-
софских сочинений сменяется в философии англичан и французов
свободным, ясным, прозрачным языком, максимально приближающим
человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь
и сознание масс.
Материализм, впервые детально обоснованный французскими
философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма.
В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань
традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес-
конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений,
"причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату-
ралистическая философия, противопоставляющая механистическому
материализму диалектические идеи, что характерно, например, для
И. В. Гёте (1749 - 1832).
Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо-
мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме-
ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей
первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные
философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т.
Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо
(1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749
- 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок
материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела
природы и общества. Д.Дидро (1713- 1784), стоявший вначале на
деистических позициях, позже подверг деизм критике и перешел на
позиции материализма, согласно которому не существует сверхъесте-
ственных сил; материя, неразрывно связанная с движением, носит суб-
станциональный характер, лежит в основе всех явлений природы,
развивающейся по естественным законам.
XVII век характеризуется ростом свободомыслия среди разных сло-
ев населения Европы. О "катастрофе наступающего атеизма" пишет
немецкий философ Г. Лейбниц, он призывает противостоять атеистам,
натуралистам и скептикам, пишет о том, что есть люди, которые "уво-
дят других от признания и почитания божественного провидения, а
самого Бога или упраздняют в нашем мире, или же, лишив его разу-
ма... и воли, превращают в какую-то всеобщую природную бессоз-
нательную силу, или мировую душу"1.
Начало научного анализа Б. Спиноза в "Богословско-политическом
вероучительных книг трактате" выступил в качестве одного из осно-
воположников научного анализа Библии.
Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно
и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто-
ров. Б. Спиноза подчеркивал: "Метод истолкования Писания... не
отличается, по-моему, от метода истолкования природы, но согласу-
ется с ним совершенно"2. Б. Спиноза стремился учесть обстоятельства
написания библейских книг, изменения в еврейском языке. Важно
знать "о жизни, характере и занятиях автора каждой книги; кто имен-
но он был, по какому случаю, в какое время, кому и, наконец, на
каком языке он написал; потом судьбу каждой книги... и, наконец,
каким образом все книги, которые теперь всеми признаются за свя-
щенные, соединились в одно целое... Важно также знать, по какому
случаю, в какое время и для какого народа или века все правила были
написаны... могла ли она (книга. - 3. Т.) быть испорчена руками под-
делывателей, или нет, вкрались ли ошибки и были ли они исправ-
лены..."3. Опираясь на эти принципы, Спиноза обосновывал
положения о том, например, что автор Торы - не Моисей; Книги Су-
дей, Самуила и Царей - переработка более древних книг. Много
внимания Спиноза уделил Книгам Пророков; пророки, говорит он,
обладали живым воображением, но многого не знали. Характер про-
рочеств зависел от темперамента пророка, от условий, в которых он
жил. Б. Спиноза подверг критике идею богоизбранности еврейского на-
рода: нет народов избранных в отношении разума и добродетелей, на-
роды все равны. Анализируя христианство, Б. Спиноза замечает, что
он воспринимает страдания, смерть и погребение Христа буквально,
а воскресение - аллегорически.
Идея связи атеизма На позициях скептицизма стоял известный
и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз-
рение его сформировалось во многом под
влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре-
тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон-
тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление
к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им".
П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божествен-
ного закона: склонность к добру и злу - не от религии, но от самого
человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо-
га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль,
"совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было
слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления
всевозможных видов"5. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности
существования общества атеистов, которое может быть нравственным:
такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения
общественного спокойствия.
Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: "Можно
свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть
причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой
себе..."6. Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой-
ный человек.
Свободомыслие Критиком религиозных суеверий и церкви
философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про-
ходила в самый разгар английской буржуаз-
ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда,
отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без-
властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что
религия может быть использована в интересах его укрепления, она
внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бес-
телесных субстанций не существует, значит, нет загробного мира, где
по религиозным представлениям, обитают души, умерших. Т. Гоббс
предложил метафорическо-аллегорическое толкование Библии: Бог и
Сатана - это нарицательные имена человеческих качеств. Одним из
первых он уделил внимание происхождению религии, видя ее причины
в страхе перед бедностью или другими бедствиями, в страхе перед бу-
дущим, в прямом обмане людей власть имущими, в любознательности
и удивлении, в невежестве.
Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был
Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, вы-
сшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал
движение небесных тел, совершенство строения живых организмов.
Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с
естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на
распространение антирелигиозных настроений не только во Франции,
но и во всей Европе, а также в Америке и России. Начала религиозного
фанатизма, по Вольтеру, заложены в древневосточных религиях, осо-
бенно в иудаизме, послужившем одним из источников христианства
и ислама. Все эти религии стремятся утвердить авторитарную власть
в обществе. Особенно "досталось" от Вольтера римско-католической
церкви; его призыв "Раздавите гадину!" был подхвачен многими
противниками и критиками экспансионистской политики католичес-
кого Рима.
Английский деист Дж. Толанд (1670 - 1722) издал "Письма к Се-
рене" - сочинение, примечательное для характеристики эволюции
деизма. По существу, Дж. Толанд преодолевает деизм, связанный с
идеей первотолчка. Материя для него - активное начало, обладающее
внутренней энергией. Дж. Толанд полагал, что истинная религия
лежит между суеверием и атеизмом, однако же суеверие гибельнее
для общества, чем атеизм. Под влиянием П. Бейля Дж. Толанд воз-
высил образ атеиста. Атеиста удерживает от преступлений не религия,
а гражданское уважение к своим обещаниям, ничто не заставит его
действовать на погибель другим. Атеист "никогда не преследует не-
навистью или оружием из-за различия в убеждениях, так как его за-
ботит не то, во что веруют другие люди, а как они поступают"7, -
пишет Дж. Толанд. Он говорит о том, что атеист не ожидает посмер-
тного воздаяния, знает, что никто не может достичь счастья без
взаимной поддержки и усилии других людей.
Просвещение в Германии Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало
на себе влияние французских просветителей
— П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения
Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии в
Германии были Г. Э. Лессинг (1729 - 1781), поэт и публицист Ф.
Шиллер (1759- 1805), а также ученый историк, филолог, фольк-
лорист И. Г. Гердер (1744 - 1803). Его книга "Идеи к философии
истории человечества" - компендиум знаний тога времени не только
о происхождении Земли, ее положении во Вселенной, о ее раститель-
ном и животном мире, о происхождении и сущности человека, о его
взаимосвязи с "матерью-природой", но и о религиозных верованиях
народов Земли - китайцев, тибетцев, индусов, египтян, вавилонян,
персов, греков, римлян, евреев и т. д. Идея развития от низших сту-
пеней к высшим по естественным законам распространяется и на
историю человечества, на его культуру, науку, религию.
И. Г. Гердер полагал, что общество движется к высшему состо-
янию, которое он назвал гуманностью; это - цель человеческой
природы. Гердер, основываясь на знании истории религий, искал
причины ее происхождения в самой природе человека. Религия
возникла в результате того, что человек почувствовал действие сил
природы; то, что предстает перед человеком, оживляет воображение.
Разбирая религию евреев, он заметил, что "еврейские сочинения" да-
вали доступные ответы о сотворении мира, происхождении зла, но
ложное их толкование причинило ущерб обществу: много жестоких
учений возникло из рассказа о яблоке и змие; естествоиспытатели
прицепляли все феномены строения земли к сорока дням потопа;
историки привязывали все населяющие землю народы к одному бо-
гоизбранному народу. Рассматривая возникновение христианства, Гер-
дер связывает его со все большим обнищанием еврейского народа,
который держался за образ мессии; "откровения" были созданы в это
время "до крайности напряженной фантазией". Гердер обращает
внимание на двойственную роль христианства: оно учило людей верить
в одного Бога и потому превращало народы в братьев, и оно же прев-
ращало народы в рабов, "навязывая им цепи и рабское иго": "Могучие