Свободомыслие в истории духовной культуры 3 страница

на Сигера Брабантского. Ибн Сина выступил против идеи кре-

ационизма, провозгласив идею совечности мира Богу. Материя, по Ибн

Сине, не сотворена, "форме абсолютно не дано быть причиной или

средством бытия материи"10, формы имманентны материи. Бог не воз-

действует на мир, он не вмешивается в земные процессы. Последо-

вателем Ибн Сины был представитель арабо-испанской философии

Ибн Рушд, известный на Западе под именем Аверроэс. Этот мыслитель

развил отдельные стороны учения Аристотеля, усилив его нату-

ралистический аспект. Ибн Рушд доказывал тезис о вечности и не-

сотворенности мира. Согласно Аристотелю, материя и форма вечны,

но форма форм - активное начало - противостоит пассивной ма-

терии, являющейся возможностью, не имеющей бытия без формы. Со-

гласно же Ибн Сине, форма не существует без материи, и наоборот,

материя сама порождает многообразие форм, она не сотворена и не

нуждается в сотворении. Следовательно, творение из ничего - выдум-

ка. Ибн Рушд признавал наличие некоей действующей силы, которая

превращает зародыши форм в материи в действительные формы, -

это двигатель, безличная сущность, подчиняющаяся необходимости11.

Высокая оценка разума нашла отражение в учении как арабских,

так затем и европейских аверроистов об активном, деятельном разуме,

существующем объективно, безличном и не входящем в состав чело-

веческой души. Этот космический бессмертный разум - один для всех

прошлых, настоящих и будущих людей и соединяется с индивидуаль-

ной душой в момент познания. Воплощением космического разума,

согласно Ибн Рушду, является философия, без которой не может

обойтись род человеческий, а образцом человека, в душе которого

наиболее полно воплотился этот разум, - Аристотель. Ибн Рушд, про-

возгласив существование объективного космического разума, не име-

ющего никакого отношения к учению о загробном мире, о воздаянии,

одновременно отверг идею бессмертия индивидуальной человеческой

души: она умирает вместе с телом. Многие идеи мыслителей Востока

были восприняты вольнодумцами европейского средневековья.

Свободомыслие Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 -

в европейской 1142). В автобиографическом сочинении "Ис-

философии тория моих бедствии" он талантливо описал

не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои фило-

софские убеждения, конфликты с церковью и правоверными схола-

стами. П. Абеляр пользовался широкой популярностью среди

слушателей Парижского университета. Когда он был оттуда изгнан,

толпы молодых людей стекались на его лекции, читаемые им в лесу

под Парижем. Католическая церковь дважды осудила его учение как

ересь. Принцип П. Абеляра - "понимать, чтобы верить". Абеляр про-

водил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в за-

блуждениях веры "величайшие опасности", не видит в ней никакого

движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют

разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о

вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении ав-

торитет ставится на последнее место или совсем не принимается во

внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное

вопрошание, а самым главным для философа - исследовать истину

при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр пола-

гал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит,

даже в христианстве заключено немало заблуждений12.

Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выра-

жение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, препо-

давателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 -

ок. 1282). Для Сигера Бог - это некая безличная абстракция, которая

не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом,

подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может

дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого

человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной

цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом.

Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает

вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы,

обряды и т. п.13.

§ 2. Свободомыслие Возрождения

РОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения

свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами,

так и изменениями в области производства и

науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен-

тальный характер. В этот период (XIV - XVI вв.) расширяется сфера

свободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем-

ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и

обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш-

ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот-

ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этот

период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит

открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии,

физике, астрономии.

Н. Коперник (1473 - 1545) в книге "Об обращении небесных кру-

гов" математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это

учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой

обосновывались библейские представления о происхождении мира ц

человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте-

ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564-1642) подт-

вердили правильность учения Коперника о том, что между мирами

земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же

законам природы, которые познаются математическим и эксперимен-

тальным путем.

Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс-

между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму.

Общее между ними - социально-эко-

номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных

прослоек общества; критика католической церкви, использование

античной традиции, древних языков. Но между ними были и суще-

ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность,

как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика

католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож-

дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро-

терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию

греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает

принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую,

гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-

дения - мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в

то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его

непосредственном отношении к Богу.

Гуманисты XV - XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 - 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой - в ней самой. Человек - это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 - 1444), А. Ринуччини (1426 - 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В "Диалоге о свободе" Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие - не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.

Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами- папской иерархией, монашеством, обря-

дами - резкой критике. Л. Валла (1407 - 1457) в 1440 г. опубликовал

историко-филологическое сочинение "Рассуждение о подложности

Дарственной грамоты Константина". Л. Валла доказывал, что так на-

зываемый Константинов дар - грамота, якобы подписанная импера-

тором Константином в целях передачи власти в Римской империи

папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: "Я дерзаю выступать

против верховного первосвященника", "я предъявляю им (папам -

3. Т.) тяжкое обвинение"16. П. Браччолини (1380 - 1459) и Л. Бруни

написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где

рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи

- люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-

стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. - таковы оценки

Браччолини17. Дж. Бруно (1554-1600) выступил не только против

духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,

против экономического господства католической церкви. Покушение

на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-

нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.

Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике

мировоззрения прежде всего схоластика, в которой

мыслители видели авторитарную догматичес-

кую систему. Авторитет в течение нескольких

веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-

вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый

план другого мыслителя древности - Платона. В XV в. в Риме была

основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против

папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо

традиционной религии установить философски осмысленное язычество.

Эразм Роттердамский (1469 - 1536), знаменитый немецкий гу-

манист, известный как критик католической схоластики, считал

учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между

людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его

(Христа) исповедует. В сочинении "Жалоба мира" Эразм утверждает:

"Ни.одна из религии не согласна с другими религиями", "...каждый

человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то

же религиозное братство не раздирается раздорами?"18.

Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические

представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-

смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,

Дж. Ванини (1585-1619), сожженный церковью, доказывал поло-

жение о смертности души: люди и животные схожи в своих

восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и

смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть

вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,

но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,

чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате "О бессмертии

души" П. Помпонацци (1462 - 1525) выставил возражения против

обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-

ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-

ственностью.

Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие

о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал

корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на

троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних

о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-

рецием: "Страх был первым создателем богов на земле". Он вводит

и новый - астрологический - фактор в теорию происхождения

религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-

положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю

людей: "Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-

ются и погибают"20.

В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-

янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли

(1469- 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-

ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую

им культуру: "Различные формы религиозных учений в течение пос-

ледних 5 - 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая

религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является

уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской

церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов

и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров"21. Н.

Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности

для установления новой, полезной для (Общества и государства религии:

если религия ослабевает, надо менять ее формы.

Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-

но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,

являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы

египетской за сверхъестественные существа, и христианскую,

окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против

христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за

Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что "империи и религии тоже име-

ют свое начало и свой конец", но в отличие от Бруно признает

сущность всех религий одинаковой22.

Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века в Европе характеризуются

и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного

творчества, не в последнюю очередь связан-

ным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер

(1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. - занимаются

проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера

проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-

ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-

бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,

Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или

1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-

жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-

вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,

страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-

ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.

Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-

ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная

литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст-

вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-

ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес

сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия

в Европе.

Глава XXI

СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ

И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке

Философская Свободомыслие в новое время получает

и естественнонаучная развитие в связи с процессами демокра-

основа свободомыслия тизации общества, с уходом в прошлое ста-

рых феодальных структур, с формированием

и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение

в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное

развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики,

истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна-

менитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме-

сел", созданная в XVIII в., систематизировала имевшиеся к тому

времени познания в области природы, общества и человека. В ней со-

держалось более шестидесяти тысяч статей. Энциклопедия подверглась

цензуре докторов Сорбонны, а в 1759 г. была осуждена и проклята

папой. Она сыграла огромную роль в создании особой духовной ат-

мосферы, пронизанной гуманизмом, вольномыслием, творчеством,

свидетельствовала о том, что помимо теологии и религии существует

разнообразный мир культурного творчества.

XVII - XIX века в Европе, Америке и России характеризуются

интенсивным процессом секуляризации духовной культуры, в част-

ности искусства, этики, философии. Схоластический стиль фило-

софских сочинений сменяется в философии англичан и французов

свободным, ясным, прозрачным языком, максимально приближающим

человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь

и сознание масс.

Материализм, впервые детально обоснованный французскими

философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма.

В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань

традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес-

конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений,

"причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату-

ралистическая философия, противопоставляющая механистическому

материализму диалектические идеи, что характерно, например, для

И. В. Гёте (1749 - 1832).

Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо-

мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме-

ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей

первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные

философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т.

Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо

(1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749

- 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок

материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела

природы и общества. Д.Дидро (1713- 1784), стоявший вначале на

деистических позициях, позже подверг деизм критике и перешел на

позиции материализма, согласно которому не существует сверхъесте-

ственных сил; материя, неразрывно связанная с движением, носит суб-

станциональный характер, лежит в основе всех явлений природы,

развивающейся по естественным законам.

XVII век характеризуется ростом свободомыслия среди разных сло-

ев населения Европы. О "катастрофе наступающего атеизма" пишет

немецкий философ Г. Лейбниц, он призывает противостоять атеистам,

натуралистам и скептикам, пишет о том, что есть люди, которые "уво-

дят других от признания и почитания божественного провидения, а

самого Бога или упраздняют в нашем мире, или же, лишив его разу-

ма... и воли, превращают в какую-то всеобщую природную бессоз-

нательную силу, или мировую душу"1.

Начало научного анализа Б. Спиноза в "Богословско-политическом

вероучительных книг трактате" выступил в качестве одного из осно-

воположников научного анализа Библии.

Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно

и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто-

ров. Б. Спиноза подчеркивал: "Метод истолкования Писания... не

отличается, по-моему, от метода истолкования природы, но согласу-

ется с ним совершенно"2. Б. Спиноза стремился учесть обстоятельства

написания библейских книг, изменения в еврейском языке. Важно

знать "о жизни, характере и занятиях автора каждой книги; кто имен-

но он был, по какому случаю, в какое время, кому и, наконец, на

каком языке он написал; потом судьбу каждой книги... и, наконец,

каким образом все книги, которые теперь всеми признаются за свя-

щенные, соединились в одно целое... Важно также знать, по какому

случаю, в какое время и для какого народа или века все правила были

написаны... могла ли она (книга. - 3. Т.) быть испорчена руками под-

делывателей, или нет, вкрались ли ошибки и были ли они исправ-

лены..."3. Опираясь на эти принципы, Спиноза обосновывал

положения о том, например, что автор Торы - не Моисей; Книги Су-

дей, Самуила и Царей - переработка более древних книг. Много

внимания Спиноза уделил Книгам Пророков; пророки, говорит он,

обладали живым воображением, но многого не знали. Характер про-

рочеств зависел от темперамента пророка, от условий, в которых он

жил. Б. Спиноза подверг критике идею богоизбранности еврейского на-

рода: нет народов избранных в отношении разума и добродетелей, на-

роды все равны. Анализируя христианство, Б. Спиноза замечает, что

он воспринимает страдания, смерть и погребение Христа буквально,

а воскресение - аллегорически.

Идея связи атеизма На позициях скептицизма стоял известный

и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз-

рение его сформировалось во многом под

влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре-

тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон-

тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление

к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им".

П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божествен-

ного закона: склонность к добру и злу - не от религии, но от самого

человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо-

га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль,

"совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было

слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления

всевозможных видов"5. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности

существования общества атеистов, которое может быть нравственным:

такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения

общественного спокойствия.

Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: "Можно

свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть

причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой

себе..."6. Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой-

ный человек.

Свободомыслие Критиком религиозных суеверий и церкви

философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про-

ходила в самый разгар английской буржуаз-

ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда,

отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без-

властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что

религия может быть использована в интересах его укрепления, она

внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бес-

телесных субстанций не существует, значит, нет загробного мира, где

по религиозным представлениям, обитают души, умерших. Т. Гоббс

предложил метафорическо-аллегорическое толкование Библии: Бог и

Сатана - это нарицательные имена человеческих качеств. Одним из

первых он уделил внимание происхождению религии, видя ее причины

в страхе перед бедностью или другими бедствиями, в страхе перед бу-

дущим, в прямом обмане людей власть имущими, в любознательности

и удивлении, в невежестве.

Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был

Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, вы-

сшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал

движение небесных тел, совершенство строения живых организмов.

Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с

естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на

распространение антирелигиозных настроений не только во Франции,

но и во всей Европе, а также в Америке и России. Начала религиозного

фанатизма, по Вольтеру, заложены в древневосточных религиях, осо-

бенно в иудаизме, послужившем одним из источников христианства

и ислама. Все эти религии стремятся утвердить авторитарную власть

в обществе. Особенно "досталось" от Вольтера римско-католической

церкви; его призыв "Раздавите гадину!" был подхвачен многими

противниками и критиками экспансионистской политики католичес-

кого Рима.

Английский деист Дж. Толанд (1670 - 1722) издал "Письма к Се-

рене" - сочинение, примечательное для характеристики эволюции

деизма. По существу, Дж. Толанд преодолевает деизм, связанный с

идеей первотолчка. Материя для него - активное начало, обладающее

внутренней энергией. Дж. Толанд полагал, что истинная религия

лежит между суеверием и атеизмом, однако же суеверие гибельнее

для общества, чем атеизм. Под влиянием П. Бейля Дж. Толанд воз-

высил образ атеиста. Атеиста удерживает от преступлений не религия,

а гражданское уважение к своим обещаниям, ничто не заставит его

действовать на погибель другим. Атеист "никогда не преследует не-

навистью или оружием из-за различия в убеждениях, так как его за-

ботит не то, во что веруют другие люди, а как они поступают"7, -

пишет Дж. Толанд. Он говорит о том, что атеист не ожидает посмер-

тного воздаяния, знает, что никто не может достичь счастья без

взаимной поддержки и усилии других людей.

Просвещение в Германии Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало

на себе влияние французских просветителей

— П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения

Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии в

Германии были Г. Э. Лессинг (1729 - 1781), поэт и публицист Ф.

Шиллер (1759- 1805), а также ученый историк, филолог, фольк-

лорист И. Г. Гердер (1744 - 1803). Его книга "Идеи к философии

истории человечества" - компендиум знаний тога времени не только

о происхождении Земли, ее положении во Вселенной, о ее раститель-

ном и животном мире, о происхождении и сущности человека, о его

взаимосвязи с "матерью-природой", но и о религиозных верованиях

народов Земли - китайцев, тибетцев, индусов, египтян, вавилонян,

персов, греков, римлян, евреев и т. д. Идея развития от низших сту-

пеней к высшим по естественным законам распространяется и на

историю человечества, на его культуру, науку, религию.

И. Г. Гердер полагал, что общество движется к высшему состо-

янию, которое он назвал гуманностью; это - цель человеческой

природы. Гердер, основываясь на знании истории религий, искал

причины ее происхождения в самой природе человека. Религия

возникла в результате того, что человек почувствовал действие сил

природы; то, что предстает перед человеком, оживляет воображение.

Разбирая религию евреев, он заметил, что "еврейские сочинения" да-

вали доступные ответы о сотворении мира, происхождении зла, но

ложное их толкование причинило ущерб обществу: много жестоких

учений возникло из рассказа о яблоке и змие; естествоиспытатели

прицепляли все феномены строения земли к сорока дням потопа;

историки привязывали все населяющие землю народы к одному бо-

гоизбранному народу. Рассматривая возникновение христианства, Гер-

дер связывает его со все большим обнищанием еврейского народа,

который держался за образ мессии; "откровения" были созданы в это

время "до крайности напряженной фантазией". Гердер обращает

внимание на двойственную роль христианства: оно учило людей верить

в одного Бога и потому превращало народы в братьев, и оно же прев-

ращало народы в рабов, "навязывая им цепи и рабское иго": "Могучие

Наши рекомендации