Сфера духовного освоения действительности

Интеллектуальное и ценностное освоение действительности представляет собой духовное производство, в процессе которого создаются и воспроизводятся не вещи, а идеи, образы, научные, художественные, этические и другие ценности.

Вез рационального знания, отражающего закономерности объективной действительности, невозможно нормальное функционирование материального производства и сферы управления. Па протяжении многих веков производство рационального знания было растворено в философии, практическом знании, магии и т. д.

В Новое время начинает оформляться наука как самостоятельная сфера человеческой деятельности по производству рационального знания, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Это произошло на Западе, где наука сделала огромный скачок в своем развитии по сравнению с рациональным знание Востока, которое существовало в рамках религиозно-философских систем.

Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе надежды на науку как спасительницу от всех природных и социальных бед, что послужило стимулом к ее развитию. Однако вплоть до XX века теоретическая наука оставалась занятием небольших коллективов ученых-энтузиастов. Лишь в 30 - 40 годы возникают огромные по численности научные учреждения, главным образом военного назначения.

Начавшаяся в 50-е годы XX века научно-техническая революция преобразила и саму науку, и ее место в обществе. Изменилось взаимоотношение науки и материального производства. Научные открытия приводят к возникновению целых отраслей производства (атомная и космическая промышленность, электронно-вычислительная техника). Современное производство основывается на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях. Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Новое, постиндустриальное общество основано на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития, как экономики, так и всего общества.

Однако наука не всемогуща. Далеко не все важные для жизни человека проблемы могут быть предметом бесстрастного ума ученого.

Ценностная сфера обладает статусом всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе. Ценности людей фиксируются в оценочных суждениях. Ценность может быть как положительной, так и отрицательной (такие ценности именуются антиценностями, или ложными ценностями). К одному п iomv же явлению, например, стремлению к богатству, наживе, m/in I сложплл.ся прямо противоположное отношение со стороны 11,1 пи.in » убьеклов.

Цепное I пая деятельность в обществе представлена н 11 ч> ни m il философией, искусством, религией.

/ /<)('< чо. 'ия совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы по ihiinix групп людей -- слоев, сословий, классов или всего общества. Идеология создается профессионалами и имеет сугубо прамнческое назначение. Она сплачивает людей, разделяющих основные положения той или иной идеологии, определяет их моI пвацию к конкретным делам и поступкам.

11деология может быть государственной и общенациональной. I оi ударе I венная идеология включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, нанизывается всем гражданам государства. Общенациональная и ii oiioi ия шире государственной по содержанию, о1ч не национальная и государственная идеологии могут и не | оипадал I. друг с другом.

И иерархии ценностей не все ценности могут быть отнесены к t oiк тетю духовным. Есть жизненно важные потребности в еде,

• I' I к-, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. По ют,ко при наличии высших духовных ценностей в самой теологии все иные ценности обретают свое законное место. 1»с (духовность поражала и продолжает поражать многие общества.

• lamii.iM виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы подеп видели смысл жизни в потреблении, неважно чего кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана 11 pi >фессионалами-идеологами.

Философия, искусство и связанные с ними другие виды 1У\овной деятельности как раз и выполняю! в обществе критическую функцию по отношению к идеологии (холя их роль в ооществе не сводится только лишь к этому).

Особую роль в ценностной сфере играел религия. Духовность, i религиозной точки зрения есть абсолютная надындивидуальная реальность, которая открывается только верующим. В этой реальности человек находит вечные, неизменные нормы индивидуального поведения и общественные идеалы. Превращение религиозных учений в господствующую в обществе систему ценностей, в государственную идеологию неоднократно приводило к созданию теократического государства. Навязывание религиозных взглядов силой государственной власти ведет к дискредитации религии и, в конечном счете, отходу от нее широких масс людей.

В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое мировоззрение.

Вопросы к теме «Основы социальной философии»

• Чем отличаются социальные системы от биологических? Раскройте основные свойства социальных систем.

• Охарактеризуйте экономическую сферу общества.

• Что такое духовное производство? Какие виды духовного производства вы знаете? Что такое идеология?

Литература

1. Введение в философию. - М.,1989. Т. 2. С.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов./ Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.- М.: Республика, 2002.

3. Философия: Учебник для вузов./ Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - М.:ЮНИТИ, 2000.

4. Философия: Учебник для вузов. - Ростов н/Д. 1995. С.

Наши рекомендации