Глава 28. Подготовка проповедников в Вифсаиде

28.1. НОВАЯ ШКОЛА В ВИФСАИДЕ

В период с 3 мая по 3 октября 28 года н. э. местом пребывания Иисуса и апостольской группы был дом Зеведея в Вифсаиде. В течение этих пяти месяцев сухого сезона на берегу моря, неподалёку от дома Зеведея, содержался гигантский лагерь, существенно увеличенный для размещения растущей семьи Иисуса. Этот постоянно обновлявшийся прибрежный лагерь, населённый искателями истины, ждавшими исцеления больными и любопытными, насчитывал от пятисот до полутора тысяч человек. Палаточный город находился под общим наблюдением Давида Зеведеева, которому помогали близнецы Алфеевы. Лагерь служил образцом порядка и санитарии, равно как и общего управления. Люди с разными болезнями были изолированы и находились под наблюдением верующего врача, сирийца по имени Элман.

В течение этого периода минимум раз в неделю апостолы занимались рыболовством, причем весь улов продавался Давиду и потреблялся прибрежным лагерем, а полученные средства поступали в общую казну. Раз в месяц апостолам разрешалось провести неделю со своими семьями или друзьями.

Хотя Андрей продолжал осуществлять общее руководство деятельностью апостолов, школа евангелистов (или проповедников Радостной Вести) находилась целиком на попечении Петра. Каждое утро все апостолы принимали участие в обучении евангелистов, а во второй половине дня как учителя, так и ученики учили народ. Пять раз в неделю, после ужина, апостолы проводили занятия, на которых отвечали на вопросы евангелистов. Раз в неделю час вопросов и ответов проводил Иисус, Который отвечал на вопросы, оставшиеся невыясненными на предыдущих занятиях.

За пять месяцев через этот лагерь прошло несколько тысяч человек. Здесь часто появлялись интересовавшиеся Радостной Вестью люди со всех концов Римской империи и из стран к востоку от Евфрата. Для Учителя это был самый продолжительный период упорядоченного и хорошо организованного обучения. Родные Иисуса провели большую часть этого времени либо в Назарете, либо в Кане.

В отличие от апостольской семьи, данный лагерь не являлся общиной, объединённой единством интересов. Под управлением Давида Зеведеева огромный палаточный город превратился в автономное предприятие, и при этом ни одному человеку не было отказано в приёме. Этот постоянно обновлявшийся лагерь был органической частью школы подготовки евангелистов, которой руководил Пётр.

Пётр, Иаков и Андрей входили в состав подобия комитета, назначенного Иисусом для отбора кандидатов в школу евангелистов. Среди слушателей этой новой школы пророков были представители всех рас и национальностей римского мира и Востока вплоть до Индии. В план занятий входило как приобретение знаний, так и применение их на практике. Во второй половине дня студенты учили собравшийся на берегу народ тому, что было усвоено ими на утренних занятиях. После ужина они непринуждённо обсуждали как утренние занятия, так и послеполуденную практику.

Каждый из преподавателей-апостолов учил своему собственному пониманию Радостной Вести Царства. Они не пытались учить одинаково. Не существовало стандартной или догматической формулировки богословских учений. Хотя все они учили одной и той же истине, каждый из апостолов предлагал личное толкование Учения Иисуса. И Учитель поощрял эту практику изложения разнообразного личного опыта в отношении Царства, неизменно согласовывая многообразие взглядов на Радостную Весть во время Своих еженедельных вечеров вопросов и ответов. Несмотря на огромную степень личной свободы в том, что касалось обучения, Симон Пётр постепенно становился ведущим богословом школы евангелистов. После Петра наибольшее личное влияние оказывал Иаков Зеведеев.

Более ста евангелистов, подготовленных за пять месяцев на побережье, являлись тем материалом, из которого (не считая Абнера и апостолов Иоанна) впоследствии были отобраны семьдесят учителей и проповедников Радостной Вести. В школе евангелистов не было такой же степени обобществления собственности, как у двенадцати апостолов.

Хотя эти миссионеры были учителями и проповедниками Радостной Вести, они начали крестить верующих только после того, как Иисус посвятил их в сан и назначил в качестве семидесяти посланников Царства. В числе будущих евангелистов было лишь семь человек из всего множества людей, исцелённых на этом же месте при закате солнца. Сын капернаумского вельможи был одним из тех, кто прошёл подготовку к евангелическому служению в школе Петра.

28.2. БОЛЬНИЦА В ВИФСАИДЕ

При этом прибрежном лагере сирийский врач Элман организовал лечебное учреждение, которым он руководил в течение четырех месяцев с помощью двадцати пяти молодых женщин и двенадцати мужчин и которое можно считать первой больницей Царства. В этом лазарете, находившемся неподалёку от основного палаточного города, они лечили больных всеми известными материальными способами, а также с помощью духовных методов молитвы и укрепления веры. Не реже трёх раз в неделю Иисус посещал больных этого лагеря и лично встречался с каждым страждущим. Среди тысячи поражённых болезнями и страдавших людей, покинувших этот лазарет в улучшенном состоянии или выздоровевшими, не было случаев так называемого чудесного, или сверхъестественного, исцеления. Тем не менее, огромное большинство получивших помощь индивидуумов не переставали утверждать, что их исцелил Иисус.

Многие из случаев исцеления, совершённого Иисусом в связи с Его опекой пациентов Элмана, действительно напоминали чудеса, но на самом деле они представляли собой лишь такие изменения разума и духа, которые возможны в опыте полных надежды и веры людей, находящихся под непосредственным и воодушевляющим воздействием сильной, положительной и благотворной личности, чья опека изгоняет страх и уничтожает тревогу.

Элман и его помощники пытались просветить этих больных людей относительно «одержимости злыми духами», но почти ничего не добились. Вера в то, что физические болезни и психические расстройства могут вызываться присутствием в разуме или теле поражённого человека так называемых нечистых духов, была практически повсеместной.

Лагерь был свёрнут незадолго до наступления периода учащения простудных заболеваний и лихорадки.

28.3. ДЕЛО ОТЦА

За всё это время Иисус провёл в лагере лишь несколько публичных богослужений и только однажды выступил в синагоге Капернаума – в предпоследнюю субботу, прежде чем отправиться вместе с закончившими подготовку евангелистами во Второе проповедническое путешествие по Галилее.

Никогда со времени Своего Крещения Иисус не проводил столько времени в одиночестве, как в этот период подготовки евангелистов в лагере у Вифсаиды. Всякий раз, когда кто-либо из апостолов набирался духу спросить Иисуса, чем объяснялось Его столь частое отсутствие, Он неизменно отвечал, что выполняет «дело Отца».

В эти периоды отсутствия Иисуса сопровождали только двое из апостолов. Он временно освободил Петра, Иакова и Иоанна от обязанностей Его личных спутников, чтобы они могли также принять участие в подготовке более ста будущих евангелистов. Когда Учитель желал отправиться в горы и заняться делами Отца, Он брал в провожатые любых двух свободных апостолов. Так каждому из двенадцати представилась возможность тесного и сокровенного общения с Иисусом.

Не раз, когда Иисус уединялся на долгие часы, но рядом были двое из Его апостолов, они наблюдали быстрое и многообразное изменение черт Его лица, хотя и не слышали каких-либо слов. Не видели они и зримого проявления небесных существ, которые могли сообщаться с Иисусом, наподобие тех, которых некоторые из них увидели в одном из последующих случаев.

28.4. ЗЛО, ГРЕХ И ПОРОК

Дважды в неделю Иисус, по Своему обыкновению, устраивал специальные встречи в укромной беседке в саду у Зеведеевых с теми, кто хотел поговорить с Ним.

Во время одной из таких частных вечерних бесед Фома задал Иисусу вопрос: «Почему, прежде чем войти в Царство, людям необходимо родиться в духе? Нужно ли новое рождение для того, чтобы избавиться от власти Злодея? Учитель, что такое зло?»

Выслушав эти вопросы, Иисус ответил Фоме: «Было бы заблуждением путать зло со Злодеем, а точнее – с преступником. Тот, кого вы называете Злодеем, является сыном самолюбия, высоким управляющим, который сознательно пошёл на преднамеренное восстание против правления Отца Моего и Его преданных Сынов. Но Я уже победил этих греховных мятежников. Вам следует разобраться в разных отношениях к Отцу и Его вселенной. Никогда не забывайте этих законов, определяющих единение с волей Отца.

Зло – это неразумное, или непреднамеренное, нарушение божественного Закона – воли Отца. Зло также является мерой несовершенства подчинения воле Отца.

Грех – это добровольное преднамеренное нарушение божественного Закона, воли Отца. Грех – это мера нежелания подчиниться божественному руководству и духовному управлению.

Порок – это умышленное, настойчивое и упорное нарушение божественного Закона, воли Отца. Порок является мерой продолжающегося отвержения любвеобильного замысла Отца, направленного на сохранение личности; и милосердной опеки Сына, цель которой – спасение.

По своей природе смертный человек – до возрождения в духе – подвержен врождённым злотворным порывам, но такие природные несовершенства поведения не являются ни грехом, ни пороком. Смертный человек только начинает своё долгое восхождение к совершенству Отца в Раю. Быть несовершенным или обладать недостаточными природными способностями не значит быть грешным. Человек действительно подвержен злу, но он ни в коей мере не дитя Злодея, если только он не избрал – обдуманно и намеренно – греховные пути и порочную жизнь. Зло присуще природному порядку вещей этого мира, а грех – это обдуманное отношение мятежника – отношение, привнесённое в этот мир теми, кто пал из Духовного света в кромешную тьму.

Фома, ты смущён учениями греков и ложными представлениями персов. Ты не понимаешь взаимоотношений зла и греха, ибо в твоём понимании человечество началось на земле с совершенного Адама и, из-за своей греховности, быстро пало до нынешнего плачевного состояния. Но почему ты отказываешься понять смысл повествования, рассказывающего о том, как Каин, сын Адама, отправился в землю Нода, где нашёл себе жену [Быт, 4:16,17]? И почему ты отказываешься истолковать смысл того повествования, где говорится о сынах Божьих, берущих себе в жёны дочерей человеческих [Быт, 6:1,2]?

Истинно, люди по своей природе злонамеренны, но не обязательно грешны. Новое рождение – крещение духом – необходимо для освобождения от зла и вхождения в Царство Небесное, но ни одно из этих условий не умаляет того, что человек является сыном Божьим. Врождённое присутствие возможного зла не значит и того, что человек неким таинственным образом отчуждён от Отца Небесного и потому, как чужое, незнакомое или неродное дитя должен каким-то способом добиваться от Отца законного усыновления. Все подобные представления рождаются, во-первых, из твоего непонимания Отца и, во-вторых, из твоего незнания происхождения, природы и назначения человека.

Греки и другие учили тебя, что человек спускается с высот божественного совершенства и неуклонно движется к забвению или уничтожению. А Я пришёл, чтобы показать, что человек, через вхождение в Царство, непременно и уверенно восходит к божественному совершенству. Любое создание, которое в чём-либо не соответствует божественным и духовным идеалам, заключённым в воле вечного Отца, несёт возможное зло. Но такие создания ни в коем случае не являются грешными, а тем более – порочными.

Фома, разве ты не читал в Писаниях то место, где сказано: «Сыны Всевышнего – все вы [Пс, 81:6]». «Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном [2 Цар, 7:14]». «Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом [1 Пар, 28:6]». «Веди сыновей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей [Ис, 43:6,7]». «Вы сыны Бога живого [Ос, 1:10]». «Те, в ком Дух Божий, воистину есть сыны Божьи». Подобно тому, как в земном дитя есть материальная часть человеческого отца, так и в каждом верующем сыне Царства живёт духовная часть Отца Небесного».

Всё это и многое другое сказал Иисус Фоме, и многое апостол понял, хотя Иисус предупредил его, чтобы тот не говорил об этих вещах с остальными, пока Иисус не вернётся к Отцу. И Фома рассказал об их разговоре только после того, как Учитель покинул этот мир.

28.5. СМЫСЛ СТРАДАНИЯ

Во время другой такой частной беседы в саду Нафанаил спросил Иисуса: «Учитель, хоть я и начинаю понимать, почему Ты отказываешься исцелять всех подряд, я всё ещё не могу понять, почему любящий Отец Небесный допускает, чтобы столь многие Его земные дети страдали от столь многих недугов».

В ответ Учитель сказал Нафанаилу: «Как и многие другие, ты, Нафанаил, смущён из-за того, что не понимаешь, как природное развитие событий в этом мире неоднократно нарушалось греховными попытками некоторых мятежных предателей, презревших волю Отца. И Я пришёл, чтобы положить начало восстановлению порядка в этих вещах. Но потребуется много эпох, прежде чем эта часть вселенной будет восстановлена в своём прежнем положении, что освободит детей человеческих от излишнего груза греха и восстания. Присутствие зла – достаточное испытание для восхождения человека – грех не обязателен для продолжения жизни.

Однако, сын Мой, ты должен знать, что Отец не причиняет Своим земным детям преднамеренных страданий. Человек навлекает на себя ненужные несчастья из-за своего упорного отказа идти по лучшим путям в согласии с Божьей волей. Зло таит в себе страдания, но многие страдания являются следствием греха и порока. В этом мире произошло много необычного, и неудивительно, что все мыслящие люди приходят в недоумение, взирая на несчастья и страдания, свидетелями которых являются. Но в одном ты можешь быть уверен: Отец не насылает страдания как произвольное наказание за злодеяния. Связанные со злом несовершенства и ограничения врождённы; расплата за грех неизбежна; пагубные последствия порока неотвратимы. Человеку не следует винить Бога за несчастья, бывшие закономерным результатом избранной им жизни. Не следует человеку и жаловаться на те испытания, которые присущи жизни в этом мире. Воля Отца – в том, чтобы смертный человек упорно и последовательно трудился над улучшением своего положения на земле. Разумное усердие должно во многом помочь человеку преодолеть его земные несчастья.

Нафанаил, наше служение состоит в том, чтобы помогать людям решать свои духовные затруднения и этим побуждать их разум, что позволит им с большей готовностью и воодушевлением справляться со своими многочисленными материальными трудностями. Я знаю, что чтение Писаний озадачило тебя. Слишком часто Богу стремятся приписать ответственность за всё, что недоступно пониманию невежественного человека. Отец не несёт личной ответственности за всё то, что может быть непонятным тебе. Не сомневайся в любви Отца только оттого, что некоторые учреждённые Им справедливые и мудрые законы приносят тебе страдания: если – по неведению или преднамеренно – ты преступаешь эти божественные законы.

Всё же, Нафанаил, в Писаниях есть много такого, что просветило бы тебя, если бы ты вдумался в прочитанное. Разве ты не помнишь следующих слов: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» [Притч, 3:11,12]. «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» [Плач, 3:33]. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твоё храню. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» [Пс, 118:67,71]. «Я [Бог] знаю скорби его» [Исх, 3:7]. «Прибежище Бог древний [Втор, 33:27], власть Бога непреходяща». «И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби» [Пс, 9:10]. «Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь всё ложе его» [Пс, 40:4]. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» [Пс, 102:13,14]. «Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их» [Пс, 146:3]. «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя» [Ис, 25:4]. «Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость» [Ис, 40:29]. «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» [Ис, 42:3]. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя» [Ис, 43:2]. «Господь послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и утешить всех сетующих» [Ис, 61:1,2]. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказание Вседержителева не отвергай» [Иов, 5:17]. «Не из праха выходит горе» [Иов, 5:6]».

28.6. НЕПОНИМАНИЕ СТРАДАНИЯ – БЕСЕДА ОБ ИОВЕ

В тот же вечер в Вифсаиде Иоанн также спросил Иисуса, почему так много явно невинных людей мучаются от такого множества болезней и испытывает столь многочисленные страдания.

Отвечая на вопрос Иоанна, Иисус, помимо многого другого, сказал: «Сын Мой, ты не понимаешь смысла невзгод или назначения страданий. Разве ты не читал чуда древней литературы – книжную историю о страданиях Иова? Разве ты не помнишь, как эта замечательная притча начинается рассказом о материальном процветании слуги Господа? Ты хорошо помнишь, что Иов не был обижен детьми, богатством, саном, положением, здоровьем и всем тем, что ценится людьми в этой бренной жизни. Согласно освящённым веками учениям детей Авраама, подобное материальное благополучие было достаточным свидетельством божественного благоволения. Но такая материальная собственность и преходящее процветание не есть признаки Божьей милости. Отец Мой Небесный любит бедных точно так же, как и богатых: Он нелицеприятен.

Хотя преступление божественного Закона рано или поздно влечёт за собой наказание, хотя в конце концов люди непременно пожинают тот урожай, который они сами посеяли, тебе всё же следует знать, что человеческие страдания не всегда являются наказанием за предшествующий грех. Ни Иов, ни его друзья не смогли выяснить истинную причину своих невзгод. В свете тех знаний, которыми ты теперь обладаешь, ты вряд ли припишешь Врагу или Богу те роли, которые они играют в этой неповторимой притче. Хотя страдания не помогли Иову в разрешении трудностей его познания или философии, он действительно добился огромных побед. Несмотря на крушение своей защиты, основанной на старом богопознании, он поднялся на те духовные высоты, на которых смог искренне сказать: «Я отвратителен самому себе» [Иов, 9:21 – «Презираю жизнь мою»], после чего ему было даровано спасение через видение Бога. Поэтому, хотя Иов неправильно понимал страдание, он взошёл на сверхчеловеческую ступень нравственного понимания и духовной проницательности. Когда страдающий слуга обретает ви́дение Бога, наступает душевный покой, превосходящий любое человеческое понимание.

Первый из друзей Иова, Элифа́з, посоветовал страдальцу проявить в скорби ту же стойкость, которую он предписывал другим во времена своего процветания. Этот ложный утешитель сказал: «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видел, [вспахивающие] нечестие и сеявшие зло пожинают его. [Иов, 4:6-8]. Человек праведнее ли Бога? Вот, Он и слугам Своим не доверяет [Иов, 4:17,18]. Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность [Иов, 5:2]. Человек рождается на страдание [Иов, 5:7]. Бог причиняет раны и Сам обвязывает их [Иов, 5:17,18]».

Неудивительно, что такое толкование человеческих страданий мало утешило Иова.

Однако совет его второго друга, Билда́да, был ещё более гнетущим, несмотря на его разумность с точки зрения принятого в то время пути богопознания. Билдад сказал: «Неужели Бог извращает суд? Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их. Если же ты взыщешь Бога, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. [Иов, 8:3-6]. Ибо спроси у прежних родо́в и вникни в наблюдение отцов их: надежда лицемера погибнет [Иов, 8:8,13]».

После этого, как ты помнишь, Иов ответил своим друзьям: «Бог не отвратит гнева Своего [Иов, 9:13]. Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным [Иов, 9:20]. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей её Он закрывает. Если не Он, то кто же [Иов, 9:24]? Он не человек, как я, чтобы я мог отвечать Ему [Иов, 9:32]. Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня [Иов, 10:9]? И зачем Ты вывел меня из чрева [Иов, 10:18]?»

И кто может оспорить отношение Иова, принимая во внимание совет его друзей и его собственные ошибочные представления о Боге? Разве ты не видишь, что Иов стремился к человеческому Богу, что он жаждал общения с божественным Нечто, знающим смертное положение человека и понимающим, что справедливые должны нередко страдать без вины, ибо так устроена эта первая на долгом пути восхождения к Раю жизнь? Потому и пришёл Сын Человеческий от Отца прожить жизнь во плоти, чтобы утешать и приходить на помощь всем тем, кому впредь придётся испытать муки Иова.

После этого третий друг Иова, Цофа́р, произнёс ещё менее утешительные слова, сказав: «Пустословие твоё заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? Ты сказал: суждение моё верно. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости [о том, что] тебе вдвое больше следовало бы понести! [Иов, 11:3-6]. Пустой человек мудрствует [Иов, 11:12]».

И когда Иов выслушал всех троих друзей, он воззвал о помощи к Самому́ Богу, оправдываясь тем, что «человек, рождённый женою, краткодневен и пресыщен печалями» [Иов, 14:1].

Затем началась вторая беседа с друзьями. Элифаз стал более жёстким, обвиняющим и острым на язык. Билдад пришёл в негодование из-за неуважительного отношения Иова к своим друзьям. Цофар вновь повторил свой неутешительный совет. К этому времени друзья стали противны Иову, и он воззвал к справедливому Богу в противоположность Богу несправедливости, воплощённому в философии его друзей и таившемуся также в его собственных религиозных воззрениях. После этого Иов стал утешать себя грядущей жизнью с её более полным устранением несправедливостей смертного бытия. Невозможность получить помощь от человека обращает Иова к Богу. Так в его сердце вспыхивает великая борьба между верой и сомнением. Наконец, страдалец начинает видеть свет жизни. Его измученная душа поднимается к новым высотам надежды и отваги. Его страдания могут продолжаться и даже привести к смерти, но теперь его озарённая душа издаёт победный клич: «[Заступник] мой жив [Иов, 19:25]!»

Иов был абсолютно прав, усомнившись в учении о том, что Бог карает детей в наказание родителям. Иов всегда был готов признать, что Бог праведен, и всё же он жаждал радующего душу раскрытия личного в Вечном. И таково наше служение на земле. Впредь страдающие смертные не будут лишаться того утешения, которое приносит знание Божьей любви и понимание милосердия Отца Небесного. Хотя слово Божье, прозвучавшее из бури, было величественным представлением для своего времени, ты уже знаешь, что Отец не раскрывает Себя подобным образом, а говорит в человеческом сердце спокойным, тихим голосом: «Вот путь, идите по нему» [Ис, 30:21]. Разве ты не понимаешь, что Бог пребывает в тебе, что Он стал тем, чем являешься ты, чтобы сделать тебя тем, чем является Он!»

В заключение Иисус сказал: «Не по воле Своей наказывает Отец Небесный детей человеческих. Человек страдает, во-первых, из-за случайностей времени и несовершенств, причиной которых является зло незрелого природного бытия. Во-вторых, он страдает из-за неотвратимых последствий греха – нарушения законов света и жизни. И, наконец, человек пожинает плоды своего собственного порочного упрямства, когда восстаёт против праведного правления Неба на земле. Однако человеческие беды это не личная кара, которую насылает божественное правосудие. Человек способен сделать – и сделает – многое для уменьшения своих временны́х страданий. Но раз и навсегда избавься от суеверного представления о том, что Бог наказывает человека по велению Злодея. Изучай Книгу Иова именно для того, чтобы увидеть, сколь многих ложных представлений о Боге могут искренне придерживаться даже добродетельные люди. И после этого обрати внимание на то, что даже мучительно страдавший Иов нашёл утешение и спасение, несмотря на столь ошибочные учения. В итоге его вера пробилась сквозь облака страданий, чтобы увидеть свет жизни, изливаемый Отцом через целительное милосердие и непреходящую праведность».

В течение многих дней Иоанн обдумывал про себя эти высказывания. Разговор с Иисусом в саду существенным образом изменил всю его оставшуюся жизнь, и впоследствии он сделал многое для того, чтобы изменить взгляды остальных апостолов на источник, природу и назначение обычных человеческих страданий. Но Иоанн не упоминал об этой беседе до тех пор, пока Иисус не покинул их.

28.7. ЧЕЛОВЕК С ПАРАЛИЗОВАННОЙ РУКОЙ

В предпоследнюю субботу, перед тем как апостолы и новый корпус евангелистов отправились во Второе проповедническое путешествие по Галилее, Иисус выступил в синагоге Капернаума с проповедью о радости праведной жизни. Когда Иисус закончил говорить, Его обступила большая группа увечных, хромых, больных и страдальцев, которые надеялись исцелиться. В этой группе были также апостолы, многие из новых евангелистов и шпионы-фарисеи из Иерусалима. Куда бы ни направлялся Иисус (за исключением пребывания в горах, где Он посвящал себя делу Отца), шесть иерусалимских шпионов неотступно следовали за Ним.

Пока Иисус говорил с людьми, глава шпионивших фарисеев подговорил человека с парализованной рукой подойти к Иисусу и спросить, разрешено ли Законом принять исцеление в субботу или же ему следует просить помощи в другой день.

Когда Иисус увидел этого человека, услышал его слова и понял, что тот был послан фарисеями, Он сказал: «Подойди ко Мне и ответь на Мой вопрос. Если бы в субботу твоя овца упала в яму, дотянулся бы ты до неё, схватил бы её и вытащил бы её наверх? Разрешено ли Законом поступать так в субботу?»

И человек ответил: «Да, Учитель, было бы по Закону совершить такое доброе дело в субботу».

Тогда Иисус сказал, обращаясь ко всем: «Я знаю, зачем вы послали ко Мне этого человека. Вы хотели бы найти повод для нападок на Меня, склонив Меня к проявлению милосердия в субботу. Все вы молчаливо согласились с тем, что даже в субботу было бы законно вытащить из ямы несчастную овцу, и Я призываю вас стать свидетелями того, что проявление милосердия в субботу законно не только по отношению к животным, но и к людям. Насколько же человек ценнее овцы! Я говорю, что творить добро в субботу по Закону разрешено».

И этот человек протянул свою больную руку, и она стала здоровой.

Люди были готовы наброситься на фарисеев, но Иисус велел им успокоиться, сказав: «Только что Я говорил вам, что законно совершать добрые дела в субботу, спасать жизнь; но Я не учил вас причинять вред и поддаваться желанию убивать».

Раздосадованные фарисеи удалились и, несмотря на субботу, поспешили в Тибериаду для совещания с Иродом. Всеми силами они пытались пробудить в нём подозрительность, чтобы заручиться поддержкой сторонников Ирода в своей борьбе против Иисуса. Но Ирод отказался принять меры против Иисуса, посоветовав им направить свои жалобы в Иерусалим.

Это – первый случай чуда, сотворённого Иисусом в ответ на вызов, брошенный Его врагами. И Учитель совершил это так называемое чудо не для демонстрации Своих целительных способностей, а в качестве действенного протеста против превращения учреждённого религией субботнего отдыха в настоящую кабалу бессмысленных запретов для всех людей. Исцелённый человек вернулся к своему занятию каменотёса, оказавшись одним из тех, чьё исцеление повлекло за собой жизнь, прожитую в благодарственных молитвах и праведности.

28.8. ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ В ВИФСАИДЕ

В последние дни пребывания в Вифсаиде среди иерусалимских шпионов произошёл раскол в их отношении к Иисусу и Его учениям. Трое из этих фарисеев были до глубины души потрясены увиденным и услышанным. Тем временем в Иерусалиме молодой и влиятельный член Совета по имени Авраам публично принял учения Иисуса и был крещён Абнером в Силоамской купальне. Это событие взбудоражило весь Иерусалим, и в Вифсаиду были немедленно отправлены гонцы с приказом отозвать шестерых шпионивших фарисеев.

Греческий философ, поверивший в Царство во время предыдущего путешествия по Галилее, вернулся из Александрии с несколькими богатыми евреями, которые в очередной раз пригласили Иисуса прибыть в их город для создания объединённой школы философии и религии, а также лазарета для больных. Но Иисус вежливо отклонил это приглашение.

Примерно в это же время в вифсаидский лагерь прибыл из Багдада человек по имени Кирмет, изрекавший пророчества в состоянии транса. Когда этот мнимый пророк впадал в транс, перед ним представали странные картины, а при нарушениях сна он видел фантастические сновидения. Он вызвал серьёзные беспорядки в лагере, и Симон Зелот был готов довольно жёстко обойтись с этим обманывавшим самого себя лжепророком, но Иисус вмешался и позволил тому беспрепятственно действовать в течение нескольких дней. Все, кто слышал его проповеди, сразу поняли неразумность его учения в свете Радостной Вести Царства. Вскоре он вернулся в Багдад, уведя с собой лишь горстку неустойчивых и колеблющихся душ. Но ещё до того, как Иисус вступился за багдадского пророка, Давид Зеведеев, с помощью стихийно возникшего собрания, вывез Кирмета в открытое озеро и, окунув того несколько раз в воду, посоветовал немедленно покинуть их – организовать и построить свой собственный лагерь.

В тот же день финикиянка Бет-Марион вошла в такой раж, что лишилась рассудка и едва не утонула, пытаясь пойти по воде, после чего была отослана из лагеря своими друзьями.

Новообращённый из Иерусалима – фарисей Авраам – передал все свои мирские владения в апостольскую казну, и во многом благодаря этому вкладу удалось снарядить в путь сто вновь обученных евангелистов. К тому времени Андрей уже объявил о закрытии лагеря, и все приготовились либо разойтись по домам, либо следовать за евангелистами в Галилею.

28.9. ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИЗОВАННОГО

Пополудни в пятницу, 1 октября, когда Иисус проводил Свою последнюю встречу с апостолами, евангелистами и другими лидерами прекращавшего существование лагеря, в присутствии шести иерусалимских фарисеев, сидевших в первом ряду в расширенной просторной гостиной дома Зеведея, произошёл один из самых странных и уникальных случаев за всю земную жизнь Иисуса. В это время Учитель стоял, выступая с речью в этом большом помещении, которое было построено для таких собраний, проводимых в сезон дождей. Дом был окружён плотной толпой людей, которые напрягали свой слух, пытаясь уловить хотя бы что-то из того, о чём говорил Иисус.

В это время к дому, до отказа набитому людьми и окружённому напряжённо слушающей толпой, принесли небольшую кушетку, на которой лежал давно разбитый параличом человек, доставленный сюда из Капернаума своими друзьями. Услышав, что Иисус собирается покинуть Вифсаиду, и поговорив с только что исцелённым каменотёсом Аароном, этот парализованный велел, чтобы его отнесли к Иисусу, у Которого он мог бы просить об исцелении. Его друзья пытались пробиться в дом Зеведея как с парадного, так и с чёрного входа, однако толпа была слишком плотной. Парализованный же не хотел мириться с поражением. Он велел своим друзьям достать лестницу, по которой они взобрались на крышу помещения, где выступал Иисус, и, разобрав кровлю, начали смело опускать кушетку с больным при помощи верёвок, пока страждущий не оказался на полу прямо перед Учителем. Когда Иисус увидел, что они сделали, Он умолк. Все присутствующие были восхищены настойчивостью больного и его друзей.

Парализованный сказал: «Учитель, я не стал бы прерывать Твою речь, но Я твёрдо решил стать здоровым. Я не из тех, кто, исцелившись, сразу же забыл Твоё Учение. Я хотел бы излечиться, чтобы служить Царству Небесному».

И несмотря на то что парализованный сам навлёк на себя страдания своей неразумно прожитой жизнью, Иисус, видя его веру, сказал: «Мужайся, сын Мой. Твои грехи прощены. Твоя вера спасёт тебя».

Когда иерусалимские фарисеи, а также другие ревнители Закона, сидевшие вместе с ними, услышали это заявление Иисуса, они начали про себя рассуждать: «Как смеет этот Человек так говорить? Разве не понимает Он, что это богохульство? Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»

Иисус, почувствовав Своим Духом, о чём они думают и переговариваются, сказал им: «Почему в ваших сердцах такие мысли? Кто вы такие, чтобы судить Меня? Какое имеет значение, скажу ли Я этому парализованному: «Твои грехи прощены» или: «Встань, возьми свою постель и иди»? Но чтобы вы, присутствующие при всём этом, могли, наконец, узнать, что Сын Человеческий имеет на земле власть и могущество прощать грехи, Я скажу этому страждущему: «Встань, возьми свою постель и ступай в свой дом»»

И когда Иисус произнёс эти слова, парализованный встал и, пройдя мимо расступившихся перед ним людей, вышел из дома. И те, кто видел это, были изумлены. Пётр распустил собрание, и многие молились и прославляли Бога, признавая, что никогда прежде не видели столь необыкновенных вещей.

Примерно в то же время прибыли гонцы из Совета с приказом для шести шпионов вернуться в Иерусалим. Когда те услышали это сообщение, между ними разгорелся жаркий спор, после чего лидер группы с двумя единомышленниками и гонцами вернулись в Иерусалим, а трое из шпионивших фарисеев признались в своей вере в Иисуса и, отправившись тотчас на озеро, были крещены Петром и приняты апостолами в братство детей Царства.

Наши рекомендации