Методические рекомендации по выполнению введения и теоретической части контрольной работы

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Cанкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»

Утверждены
на заседании кафедры
конфликтологии
23.05.11г., пр. № 4

Опубликовано на основании решения
заседания кафедры конфликтологии
от 23 мая 2011г., пр.№4

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине

Философия конфликта

(направление подготовки 040300.62 Конфликтология,
для студентов заочной формы обучения)

Санкт-Петербург 2011

Кафедра конфликтологии

Составители:
профессор кафедры философии и культурологии СПбГУП,
доктор философских наук Н.И. Фатиев,

Доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП, кандидат философских наук О.И. Ставцева

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине «Философия конфликта» предназначены для студентов первого курса заочного факультета, обучающихся по направлению «Конфликтология».

Основной целью контрольной работы является приобретение навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с различными источниками по выбранной теме и грамотного письменного изложения.

Задачей контрольной работы является подробное изучение выбранной проблемы с возможностью дальнейшего исследования данного вопроса; формирование навыков исследовательской работы, умений критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы.

Выполнение контрольной работы способствует приобретению, развитию и закреплению студентами знаний, умений и навыков, необходимых для овладения основами философии конфликта.

Структура контрольной работы

Структурными элементами контрольной работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (первый и второй разделы), заключение (третий раздел), список литературы, приложения (не обязательно).

Титульный лист контрольной работы должен содержать следующие сведения: полное наименование вуза, факультета, кафедры; название темы контрольной работы; сведения об исполнителе (Ф.ИО студента, номер группы, подпись); сведения о преподавателе (Ф.И.0., ученая степень, ученое звание, подпись); наименование места и года выполнения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ее связи с другими науками в области конфликтологии.

В первом разделе работы раскрываются теоретические аспекты проблемы по материалам рекомендуемой литературы, периодической печати и нормативных документов, Интернет-источников, СМИ и др.

Во втором разделе дается анализ практики разрешения или урегулирования социальных конфликтов.

В заключении в краткой форме излагаются выводы, предложения и рекомендации.

В конце контрольной работы следует представить список литературы.

Контрольная работа выполняется в компьютерном варианте. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее и нижнее не менее 20 мм. Объем текста работы (без прилагаемых материалов) 18-20 страниц. Шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал «полуторный». Выравнивание текста по ширине страницы, автоматическая расстановка переносов в тексте. Плотность текста должна быть одинаковой. Абзацы в тексте начинают отступом 1,27 см. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами по центру, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Методические рекомендации по выполнению введения и теоретической части контрольной работы

Во введении обосновывается выбор темы контрольной работы, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части работы может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

Теоретическая часть выполняется на основе изучения научно-методической и учебной литературы по данной проблеме. Каждому студенту предстоит самостоятельно подобрать литературу, учитывая специфику избранной темы. Анализируя литературу, следует сопоставить различные точки зрения на обсуждаемую проблему и изложить собственную. Следует избегать механического переписывания материалов из различных книг и статей. Главное в контрольной работе - самостоятельное осмысление избранной темы.

Рекомендации по разработке практических рекомендаций.Практические рекомендации должны логически вытекать из теоретической части работы и конкретного изученного опыта. В них могут быть отражены средства и методы преодоления конфликтов.

Темы контрольных работ

1. Идея борьбы в эпосе Гомера и ее дальнейшие интерпретации (Ф.Ницше, А.В. Ахутин, С.Вейль).

2. Изображение конфликта в греческих трагедиях. Анализ конкретного произведения (например, «Прикованный Прометей» Эсхила).

3. Гераклитовская идея о противоречивости всего сущего и ее развитие. Анализ фрагментов текста и основных интерпретаций (фрагменты ранней греческой философии).

4. Анализ государственности типов государственного устройства в работе Платона «Государство» (книги 7,8,9, можно по отдельности).

5. Справедливость как гармония и согласие душевных и государственных начал (по «Государству» Платона).

6. Анализ концепции «золотой середины» во второй книге «Никомаховой этики» и в «Большой этике» Аристотеля.

7. Воспитание добродетели и стремление к упорядоченной жизни как профилактика конфликтности (по 7 и 8 книгам «Политики» Аристотеля).

8. Идеи борьбы, конфликта, противоречия в Библии. Анализ конкретных текстов.

9. Анализ «внутреннего спора человеческой души» (по работе Августина «Исповедь»).

10. Конфликтологический потенциал кантовского понятия «вечного мира» (по одноименной работе).

11. Критика силового метода разрешения конфликтов в русской религиозной философии (Л.Толстой, Ф.Достоевский).

12. Конфликт этики закона и этики любви в «Этике преображенного Эроса» Б.П. Вышеславцева.

13. Конфликт как движущая сила культуры (по работам Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и «Состязание у Гомера»).

14. Идея борьбы и превосхождения в работе Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

15. История как история классовой борьбы (по работе К.Маркса «Манифест Коммунистической Партии)».

16. Конфликтная природа человека (по работе К.Лоренца «Агрессия. Так называемое зло»).

17. Агрессия и возможности ее переориентации (по работе К.Лоренца «Агрессия. Так называемое зло»).

18. Проблемы и противоречия современного человечества (по работе К.Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»).

19. Учение о структуре психики в психоанализе и его значение для конфликтологии (по работам З.Фрейда «Я и Оно», К.Г. Юнга «Структура души»).

20. Механизмы «Бегства от свободы как ложный выход из конфликта (по работе Э.Фромма «Бегство от свободы»).

21. Деструктивная природа человека (по работе Э.Фромма «Душа человека»).

22. Анализ насилия в работе Э.Фромма «Душа человека».

23. Конфликт техники и абсурда в философии техники Ж.Эллюля.

24. Позитивность бунта в философии А.Камю (по работе «Бунтующий человек»).

25. Идея ненасилия в произведениях и жизни М.Ганди.

Рекомендуемая литература

Учебная:

1. Алексеев П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев. М., 2010.

2. Введение в историю и философию науки : учеб. пособие / под общ. ред. С. А. Лебедева. М., 2007.

3. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / рук. авт. колл. И. Т. Фролов. 3-е изд. М., 2005.

4. Емельянов Б. В. История русской философии : учебник для вузов / Б. В. Емельянов. М., 2005.

5. История философии. Запад — Россия — Восток / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995–1999. Кн. 1–4.

6. Канке В. А. Современная философия : учебник для вузов / В. А. Канке. М., 2010.

7. Любутин К. Н. История западноевропейской философии : учеб. пособие / К. Н. Любуткин. М., 2005.

8. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней : в 3 кн. / Б. Рассел. Новосибирск, 2007.

9. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., 2001. Т. 1–4.

10. Светлов В. А. История научного метода : учеб. пособие для вузов / В. А. Светлов. М., 2008.

11. Скирбекк Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. М., 2000.

12. Конфликтология : учебник [для студ. вузов]/ А. Я. Кибанов [и др.]. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: ИНФРА-М, 2011.-301 с.

13. Леонов Н. И. Конфликтология : учебное пособие/ Н. И. Леонов; Рос. Акад. Образования, Мос. психол.-соц. ин-т. -М.;Воронеж: МОДЭК, 2010.-231 с.

Справочная:

1. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия. Энциклопедический словарь / П. В. Алексеев. М., 2009.

2. Летягова Т. В. Понятия духовной сферы : краткий словарь / Т. В. Летягова. М., 2006.

3. Розановская энциклопедия / сост. А. Н. Николюкин. М., 2008.

4. Русская философия : энциклопедия. М., 2007.

5. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе [и др.]. М., 2009.

6. Современный философский словарь / под. общ. ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд. М., 2004.

7. Философия: энциклопедический словарь. М., 2006.

8. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 8-е изд. М., 2009.

9. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

Источники:

1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

2. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Платон. М., 1990 («Апология Сократа», «Критон», «Федон», «Государство»). Или любое другое издание.

3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. М., 1993.

4. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Аристотель. Сочинения / Аристотель. М., 1976. Т. 1.

5. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Аристотель. Сочинения / Аристотель. М., 1976. Т. 4.

6. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравственности / И. Кант. СПб., 2007.

7. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. М., 1990.

8. Фромм Э. Пути из большого общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

9. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М., 1991.

10. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. М., 2007.

11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М., 2007.

12. Ахутин А.В. Поворотные времена : статьи и наброски / А. В. Ахутин. СПб., 2005.

13. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М., 2007.

14. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. СПб., 2001. Т. 1–2.

15. Ганди М. Моя жизнь : историческая литература/ М. Ганди; Акад. Наук СССР. Ин-т востоковед.. -М.: Наука, 1969.

16. Камю А. Миф о Сизифе/ Камю А.. Бунтующий человек : пер. с франц./ А. Камю. -Минск: Попурри, 2000.

17. Юнг К. Г. Об энергетике души : [сб.]/ К. Г. Юнг; пер. с нем. В. Бакусева. -М.: Академический Проект, 2008.

18. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой/ З. Фрейд. -СПб.: Алетейя, 1998.

19. Фромм Э. Душа человека/ Э. Фромм; Сост.: П. С. Гуревич, С. Я. Левит. -М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Наши рекомендации