Семинар 3. Социальные основы культуры.

Вопросы:

1. Культурогенез. Динамика культуры.

2. Культура и природа, общество, личность.

3. Функции культуры. Межкультурные коммуникации.

4. Субъект культуры. Инкультурация и социализация.

5. Социальные институты культуры.

Доклады:

1. Трансформация слова «культура».

2. Трансформация феномена «культура».

3. Язык, символы и коды культуры.

4. Традиция и модернизация в культуре.

5. Понятия: просвещение, образование, обучение.

Литература:

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 1995. (изд. первое и последующие переиздания).

2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. –СПб.: 2004.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

4. Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Драча Г.В. и Матяш Т.П. Ростов н/Д. 2001.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое культура.

2. Что такое социум.

3. Что такое культурология.

4. Что такое социология.

5. Культура и общество.

6. Культура и деятельность.

7. Культура и история.

8. Марксизм и цивилизационные теории.

9. Обычаи, нормы, ценности, смыслы и значения как элементы духовной жизни общества.

10. Структурные компоненты духовной деятельности: мифология, религия, идеология.

11. Наука и культура. Социальные институты культуры.

12. Государство, культура и управление культурой.

13. Культура и экономика, культура и рынок.

14. Типы культуры и типология культуры.

15. Многообразие типологий культуры.

16. Формационный и классовый типы.

17. Социокультурная стратификация.

18. Этнос, национальная культура и национализм.

19. Цивилизация как тип социокультурной общности.

20. Динамика культуры. Типы социокультурной регуляции.

21. Типы личности. Социализация личности.

22. Личность и модернизация.

23. Принципы взаимодействия культур. Межцивилизационная коммуникация.

24. Проблема идентичности и самоидентичности в культуре.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант № 1.

М.К. Петров «Античная культура»

Проанализировав текст написать работу в форме тезисов или эссе по одной из тем:

1. Проблема личности в «Античной культуре» М.К. Петрова.

2. Идея «пиратства» в «Античной культуре» М.К. Петрова.

3. «Человек-государство» в «Античной культуре» М.К. Петрова.

4. Специфика «Города-государства» в «Античной культуре» М.К. Петрова.

5. Творчество в «Античной культуре» М.К. Петрова.

6. Искусство и наука в «Античной культуре» М.К. Петрова.

7. Философия в «Античной культуре» М.К. Петрова.

Вариант № 2.

М.К. Петров «Язык, знак, культура»

Проанализировав текст написать работу в форме тезисов или эссе по одной из тем:

1. Социальные основы культуры:коммуникация, трансляция и трансмутация.

2. Социальные основы культуры: типы социального кодирования.

3. Социокультурное понятие личности: человеческая размерность и мир предметной деятельности.

4. Общее понятие о языке, мифологии, философии и науке как социокультурных образованиях.

5. Доолимпийский социокод культуры.

6. Олимпийский социокод культуры.

7. Универсальный социокод культуры.

Вариант № 3.

М.К. Петров «Самосознание и научное творчество»

Проанализировав текст написать работу в форме тезисов или эссе по одной из тем:

1. Доолимпийский социокод культуры.

2. Олимпийский социокод культуры.

3. Универсальный социокод культуры.

4. Социологический анализ генезиса европейского способа мысли.

5. Социологический анализ «онаучивания» современного общества.

6. Социальное самосознание науки и социология культуры.

7. Экономическое и юридическое отчуждение.

Вариант № 4.

Ознакомиться с указанным источником и ответить на вопросы

К.Ясперс «Духовная ситуация времени»

Вопросы:

1. Понятие «ситуация».

2. Науки о человеке.

3. «Самобытие в условиях времени» и прогнизы на будущее.

Вариант № 5.

Ознакомиться с указанным источником и ответить на вопросы

В.Н. Порус «Рациональность. Наука. Культура». М. 2002.

(Наука как культура и наука как цивилизация)

Вопросы:

1. Два лика науки.

2. Где искать причину двойственности?

3. Культура и цивилизация.

4. Наука - культура – цивилизация.

Вариант № 6.

Ознакомиться с указанным источником и ответить на вопросы

Р.Генон «Кризис современного мира»

Вопросы:

1. Индивидуализм.

2. Социальный хаос.

3. Материальная цивилизация.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 1. Что такое культурология, и каково её место в системе гуманитарного знания.

1. Дайте определение предмета культурологии.

2. Укажите место культурологии в системе гуманитарного знания (основные подходы к культурологии).

Тема 2. Основные подходы к культуре в современной западной культурологии.

1. Назовите основные подходы к культуре в современной западной культурологии.

2.Укажите различия между подходами к культуре в современной западной культурологии.

Тема 3. Основные подходы к культуре в современной отечественной культурологии.

1. Назовите основные подходы к культуре в современной отечественной культурологии.

2. Определите различия между подходами к культуре в современной отечественной культурологии.

Тема 4. Формирование культурологии как самостоятельной дисциплины.

1. Расскажите о возникновении культурологии.

2. Укажите причины формирования культурологии как научной дисциплины.

Тема 5. Возникновение термина культура, его первоначальное значение.

1. Назовите историческую родину термина культура.

2. Определите первоначальный смысл термина культура.

Тема 6. Античные представления о культуре.

1. Охарактеризуйте представление культуры в Архаический период.

2. Охарактеризуйте представление культуры в эпоху эллинизма.

Тема 7. Понятие культуры в эпоху средневековья.

1. Опишите средневековое понятие культуры.

2. Расскажите о смысле термина «культура» в эпоху Возрождения.

Тема 8. Осмысление культуры в новое время.

1. Рассмотрите взгляды на культуру в эпоху Реформации.

2. Раскройте своеобразие походов к культуре в эпоху Просвещения.

Тема 9. Философия культуры конца 19-го века.

1. Укажите причины перехода от классического осмысления культуры, в философии, к постклассическому.

2.Охарактеризуйте концепции культуры «философии жизни» и неокантианства.

Тема 10. Понятие «культурфилософии».

1. Сформулируйте понятие «культурфилософия» (когда и кем введено).

2. Объясните различия между философией культуры и культурологией.

Тема 11. Понятие «культурантропологии».

1. Дайте представление о культурологической теории Э. Тайлора.

2. Расскажите о построении «культурологии» Л. Уайтом.

Тема 12. Понятие «социологии культуры».

1. Укажите на различия между социологией культуры и культурологией.

2. Назовите и охарактеризуйте теорию П. Сорокина.

Тема 13. Культура как форма трансляции социального опыта.

1. Расскажите о функции культуры как способе и форме трансляции социального опыта.

2. Объясните социологическую позицию Т. Парсонса.

Тема 14. Культура как способ социализации личности.

1. Расскажите о функции культуры как способе социализации личности.

2. Раскройте классификацию межтиповых различий культуры М. К. Петрова.

Тема 15. Идеи мыслителей 19-20 веков об исторических типах культуры.

1. Назовите основные идеи мыслителей 19-20 веков об исторических типах культуры.

2. Раскройте на примере идей мыслителей 19-20 веков понятия «культура» и «цивилизация».

Тема 16. Основные исторические периоды культуры Древней Греции.

1. Назовите и охарактеризуйте основные исторические периоды Древней Греции.

2. Расскажите о полисе как о культурном феномене.

Тема 17. Основные черты духовной культуры средних веков.

1. Назовите и объясните принципы духовной культуры средних веков.

2. Расскажите о назначении человека в эпоху средневековья.

Тема 18. Возникновение и сущность христианства как явления культуры.

1. Назовите идейные принципы христианства.

2. Расскажите о влиянии христианства на формирование мировоззрения средневекового человека.

Тема 19. Модерн и постмодерн в культуре.

1. Дайте определение модернизму и постмодернизму. Объясните сходства и различия между ними.

2. Расскажите о критике постмодерном проектов эпохи Просвещения.

Тема 20. «Массовая культура» как социально-культурный феномен.

1. Объясните сущность «массовой культуры».

2. Расскажите о роли средств массовой коммуникации в современной культуре.

Тема 21. Основные идеи культурологической мысли 19 века (от П.Я. Чаадаева до Вл.Соловьёва).

1. Раскройте взгляды П.Я. Чаадаева на культуру России.

2. Докажите универсализм философской концепции Вл. Соловьёва.

Тема 22. «Восток – Запад – Россия» - одна из ключевых проблем национального самосознания.

1. Охарактеризуйте понятия «национальное самосознание» и «менталитет».

2. Выявите связь между понятиями «национальное самосознание», «менталитет» и проблемой «Восток – Запад – Россия».

Тема 23. Западники и Славянофилы о судьбе русской культуры.

1. Раскройте смысл представления о судьбе русской культуры западниками.

2.Раскройте смысл представления о судьбе русской культуры славянофилами.

Тема 24. Актуальные проблемы современного состояния отечества.

1. Укажите негативные последствия экономического кризиса для культуры.

2. Раскройте позитивные последствия демократизации культуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для того чтобы овладеть методологией и практическими навыками, необходимыми для самостоятельного социологического исследования явлений культуры, необходимо научиться мастерству понимания и объяснения социальных фактов в культурном контексте; анализу двусторонней зависимости между сферой социальных отношений и институтов, с одной стороны, и сферой культурных символов, значений, норм, ценностей — с другой.

В процессе изучения курса студенты должны приобрести следующие профессиональные знания и навыки:

· Ознакомиться с основными теоретическими концепциями социологии культуры, включая самые новейшие: теорию дискурса, герменевтику, символический интеракционизм, социологию повседневности, визуальную социологию и др.

· Получить практические навыки использования методов и приемов эмпирического исследования культуры: наблюдения, контент-анализа, «насыщенного описания», метода частотных словарей и пр.

· Научиться интерпретировать разнообразные явления культурной жизни, с учетом особенностей их морфологии, внутренних системных зависимостей и интертекстуальных связей, особенностей воздействия на социальную сферу.

Данный курс вводит ряд важных научных идей и понятий, с которыми большинству студентов ранее не приходилось сталкиваться, например, понятия «духовное (символическое) производство», «культурная коммуникация», «коды культуры», «социокоды», «парадигма», «человекоразмерность», «онаучивание», «культурные тексты» и их интерпретация. Большое внимание уделяется обсуждению актуальных проблем мировой и отечественной культуры, молодежной тематики, проблем образования, информатизации, модернизации, глобализации и др.

Вопросы к зачету

1. Структура и состав современного культурологического знания.

2. Культурология и философия культуры.

3. Культурология и социология культуры.

4. Культурология и культурная антропология.

5. Культурология и история культуры.

6. Теоретическая и прикладная культурология.

7. Методы культурологических исследований.

8. Типология культур.

9. Этническая и национальная культуры.

10. Элитарная и массовая культуры.

11. Восточные и западные типы культур.

12. Специфические и "серединные" культуры.

13. Локальные культуры.

14. Место и роль России в мировой культуре.

15. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

16. Культура и природа.

17. Культура и общество.

18. Культура и личность.

19. Культура и глобальные проблемы современности.

20. Инкультурация и социализация.

21. Культура и цивилизация.

22. Культура и ее функции. Субъект культуры.

23. Культурогенез. Динамика культуры.

24. Язык и символы культуры.

25. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции.

26. Культурная картина мира.

27. Социальные институты культуры.

28. Культурная самоидентичность.

29. Культурная модернизация.

30. Межкультурные коммуникации.

в) задания, позволяющее обеспечить достижение студентом комплексной цели –

-дидактические тесты рубежного контроля;

- методические рекомендации по подготовке проектных заданий;

- список рекомендуемой литературы;

- методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (СРС) с контрольными вопросами, заданиями, перечнями литературы;

- список вопросов (тестов итогового контроля) к экзамену.

Наши рекомендации