Др. Восток - «Лучше не деяние, чем деятельность без меры».

Условия и предпосылки возникновения философии – рабовладельческое общество; переход от племенного строя к государству; борьба рабовладельцев за экономическое и политическое господство; развитие производительных сил; накопление средств производства в руках немногих; отделение умственного труда от физического; обобщение практического опыта людей.

Космос – упорядоченное единство мира.

Космология – учение о мире и его возникновении.

Космоцентризм – учение о развитии мира как движения от хаоса к порядку, с которым согласуется вся реальность мира, включая человека.

Хаос – неопределенное, лишенное структурной организованности состояние мира; аморфное первоначало с потенциалом «быть».

Логос – разумное слово, мысль, мировой Разум, Бог.

Рационализм – философское направление, абсолютизирующее возможности разума и игнорирующее возможности чувственного познания мира.

Протофилософия Древней Индии– ведийский (1500-500 гг. до н.э.), классический (500 до н.э – 1000 г. н.э.), индуистский (с 1000 г.) периоды; ориентир – достижение единства Атмана с Брахманом, тайны бытия, проблемы жизни и смерти (иррационализм).

Веды – сборники священных текстов, содержащие элементы философии; история и регламент жизни ариев; высказывания о происхождении мира, его субстанции.

Араньяки – тексты основных идей философии брахманизма.

Упанишады – сборники текстов с элементами философии, составленные отшельниками-аскетами.

Брахман – (духовная первооснова сущего) священная сила, воплощение бытие мира; субстанция мира из которой все возникает и в которую все возвращается.

Атман – (душа) духовная сущность индивида, субстанция человека; соотносится с Брахманом, как субъективный дух с объективным; носитель и субъективного духа и причастен к объективному духу, обретает одновременно и индивидуальное, и космическое бытие.

Пуруша – понятие древнеиндийской философии, означающее высшее духовное начало.

Сансара – (концепция круговорота жизни) понятие древнеиндийской философии, характеризующее «колесо» перерождения.

Карма – (закон воздаяния) этический принцип древнеиндийской философии, суть которого заключается в том, что набранная в процессе жизни человека сумма хороших или плохих поступков определяет форму последующего его рождения.

Мокша – (освобождение от сансары и слияние с брахманом) понятие древнеиндийской философии, означающее освобождение души от пут телесности.

Ахимса – отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеиндийской философии.

Ортодоксальные школы Др. Индии– основаны на учении вед (знание, ведать), Миманса – разъяснение о жертвоприношениях, ритуалах; Веданта – возникновение мира из Брахмана; Снкхъя – «разумное взвешивание», или «перечисление»; Йога – напряжение, тренировка, практика созерцания; Ньяя – правило, логика – учение о формах мышления.

Неортодоксальные школы Др. Индии– отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников; джайнизм, буддизм.

Джайнизм- («победитель») религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников; сущность человека дуалистична, материальный и духовный его компоненты связаны кармой.

Особенности Джайнизма – освободиться от сансары человек может только полагаясь на свои силы; характерны трудолюбие и ограниченность в потребностях (аскетизм); особое внимание уделяет вопросам этики. Три принципа: 1) правильное понимание мира и своего места в нем; 2) вера в истинность доктрины джайнизма; 3) праведная жизнь.

Пять обетов Джайнизма – 1) не причинять вреда живому; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не стяжать; 5) быть искренним и благочестивым в речах.

Буддизм – («религия спасения») религиозно-философское учение о том, что все в мире «преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и страданий» (6 век до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама.

Особенности Буддизма – 1) теория догматики (страдания – сама жизнь – нирвана – путь достижения нирваны, праведная вера, решимость, речь, дела, жизнь, мысль, помыслы, готовность отрешится от всего; 2) нравственность (аскетика) – нравственная чистота, охранять живое, уважать чужую собственность, сохранять целомудренность и правдивость, скромность и воздержание у удовлетворении своих потребностей; 3) практика (созерцание) – не деятельность, а созерцание, отказ от земных желаний, сосредоточенность, достижение абсолютного покоя, обретения бессмертия и безразличия, свободы от страданий.

Нирвана – понятие философии буддизма, означающее состояние крайнего блаженства в результате отрешения от всего земного.

Дхарма – одно из центральных понятий философии буддизма, означающее вечный моральный закон, которому должны следовать люди; морально-нравственный долг, этические обязательства.

Мая –иллюзия.

Индуизм– (санатана-дхарма – «вечная религия», «вечный путь», или «вечный закон») – это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Особенности Индуизма - совокупность религиозных традиций и философских школ Индии; нет основателя, отсутствует единая система верований и общая доктрина; не требует тотальной отрешенности от земных благ, самоборения и служения Абсолюту.

Жизненные идеалы Иудаизма – дхарма (правильная деятельность, выполнение долга); артха (материальное благосостояние и успех); кама (чувственные наслаждения); мокша (освобождение).

Специфика протофилософии Др. Китая – выросла на корнях традиционного общества (традиции и ритуал); «устои неба и земли, верхов и низов»; ориентир – реальность повседневного бытия; этически ориентирован рационализм.

Конфуцианство – этическое учение о регламенте жизни с ориентацией на взаимность, золотую середину и человеколюбие.

Особенности конфуцианства- дух традиционализма, ритуал «китайские церемонии» и этический регламент жизни; обеспечение разумного (рационального) отношения правителя и подданных, мужа и жены, родителей и детей; взаимная любовь к ближнему.

Этический регламент жизни конфуцианства – взаимность (забота о других), золотая середина эмоциональная несдержанность и осторожность), человеколюбие (почтительность и уважительность).

Наши рекомендации