Основные направления религиозной философии 2 страница

систематизирующую достижения естествознания, картину общества,

результирующую данные обществознания, картину человека, обоб-

щающую содержание человековедения. Главное измерение решения

мировоззренческих проблем проходит по линии "человек - природа",

"человек - общество и история", "человек - человек".

Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерант-

ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз-

рений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения - религиозные и

нерелигиозные - имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных

интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих "фунда-

мент" и "каркас" мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру;

2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества,

человека - космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики,

права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления

и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе,

обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно-

истинные знания, нравственные представления, выражающие необ-

ходимые условия всякого человеческого совместного существования,

общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные,

свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные

базисы религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны.

Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов

и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические,

социально-политические, экологические, нравственные, эстетические

и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие -

совпадают.

Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода

совести интерпретируется с учетом истории становления данного

понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения

прав человека в этой области. Осмысление свободы совести велось и

ведется на разных уровнях и в разных аспектах - общефилософском

и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и

правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право-

вых документах - конституциях, законах, постановлениях - использу-

ется юридическое понимание свободы совести, формулируются

положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне

естественно. Но правовое понимание и правовые нормы не должны

быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать

во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В

противном случае государственно-правовые документы не будут служить

надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу

граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей.

Содержание, дидактика и методика изложения сообразованы с

положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в

международных правовых документах, таких, как: "Всеобщая декла-

рация прав человека" ООН от 10 декабря 1948 г., "Международный

пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.,

"Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству

в Европе" от 1 августа 1975 г., "Парижская хартия для новой

Европы" от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими

положениями Конституции России и Закона России "О свободе

вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Цели и задачи курса Преподавание и освоение религиоведения

вносят свой вклад в гуманитаризацию обра-

зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры,

свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззрен-

ческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает

непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов,

готовящихся к научной деятельности в области фундаментальных

исследований, к работе в педагогической, правовой области, в сфере

обслуживания, здравоохранения, культуры, искусства, журналистики.

Опосредованно он оказывает помощь в профессиональной подготовке

студентов других специальностей.

В высших учебных заведениях преподается немало обществовед-

ческих дисциплин - история, философия, культурология, экономика,

политология, социология, правоведение, психология, искусствоведение

и др. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов

применительно к анализу религии.

В этом курсе не только раскрываются некоторые теоретические

положения, но и дается информация о совокупности интересных

фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом

и настоящем - в экономической, политической истории, в истории

науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-

политической жизни и т. д. Тем самым вносится вклад в восстанов-

ление и развитие исторической памяти.

Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий

выбор, перед ним должны предстать различные варианты решений.

Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих

вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие

варианты ответов. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает

навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством

понимания других людей, чей образ мысли является иным. Это

поможет ему избежать догматизма и авторитаризма, с одной стороны,

релятивизма и нигилизма - с другой.

Религиоведение своими средствами способствует реализации

свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая инфор-

мацию о правовых нормах по этому вопросу, оно способствует

становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в

определенных социально-политических процессах, выявляет общее и

особенное в политике различных партий и общественных движений

в религиозном вопросе. Знание программных документов и практиче-

ской деятельности этих партий и движений в аспекте отношения к

религии и свободе совести способствует росту политической культуры.

Велика значимость курса для утверждения гуманистических цен-

ностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гар-

монизации межчеловеческих отношении, в том числе представителей

различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение

теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска

путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный

век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей

угрозы экологического кризиса. Излагаемые в курсе идеи зовут к

участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противо-

стоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию,

попранию прав личности, к совместным действиям в социальном

оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.

Раздел первый

"ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ"

Глава I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Типы определений

В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео-

логические (конфессиональные), философские, социологические,

биологические, психологические, этнологические и др., различа-

ющиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны,

влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи,

корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками,

и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объек-

та.

Теологические Теологические (конфессиональные) интерпре-

(конфессиональные) тации стремятся понять религию "изнутри",

объяснения на основе соответствующего религиозного

опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представ-

ление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то

Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д.

Рассмотрим, как объясняют религию Христианские исследователи.

Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии -

католицизму, протестантизму, православию, в главном они согласны

друг с другом: религия есть "величина sui generis (особого рода)", появ-

ляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком. Однако

уже в период становления религиоведения как науки обнаружились

два подхода к определению религии: с точки зрения крайнего суп-

ранатурализма и с позиций исторической школы в теологии. Под

влиянием супранатурализма разрабатывавшееся в христианской тео-

логии понятие "сверхъестественное" было применено к определению

религии. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения,

основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют

и что отношения с ними возможны.

Супранатурализм исходил из "сверхъестественной откровенности"

христианства и возможности его постижения лишь через Откровение.

Но сложившееся на этой основе представление о религии как "не-

производимом первичном феномене" приходило в противоречие с фак-

том зависимости эволюции христианства от развития общества. Связь

христианства с различными общественными отношениями была под-

вергнута обстоятельному анализу представителями исторической шко-

лы в теологии. Протестантский теолог, историк и социолог религии

Э. Трёльч (1865 - 1923), выступивший как систематизатор идей этой

школы, применил к анализу религии (христианства) "исторический

способ рассмотрения". Он считает религиозное состояние человека

априорным переживанием и в то же время ставит вопрос, как соот-

носится идея самостоятельности и необусловленности религиозной ве-

ры с фактом влияния на духовные силы человека различных

общественных обстоятельств - экономических, государственых, се-

мейных и других отношений. Э. Трёльч приходит к выводу, что

религия представляет собой одновременно и субъективное отношение

к Богу, и объективную историческую реальность. Становление направ-

ленности человека на абсолютные цели происходит в контексте

достижения целей частных и релятивных, но приобщение индивидуума

и коллектива к мировому Божественному Разуму служит основой са-

мостоятельности и необусловленности христианской веры.

В дальнейшем в конфессиональном религиоведении развивалась

две тенденции в понимании религии и ее соотношения с обществом- разделяющая и соединяющая. Представители первой исходят из

различения религии и общества как "самостоятельных величин",

как качественно отличных друг от друга сфер, признают трансцен-

дентность (лат. transcendens - выходящий за пределы) сущности и

содержания религии. Сущность религии, выражающаяся в дог-

матическом учении, в богослужении и т. д., несоциальна, "не-

отмирна" и "надмирна". Это - "вечные истины", "вневременные

принципы", "надысторическое зерно" и пр. Социальной стороной

обладают лишь явления религии, видимые структуры -

организации, учреждения и т. д.

Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869 - 1937) полагал,

что религия - это "переживание святого", ее предметом является

нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества)

сила, исходящая от Божества. Святое, нуминозное вызывает двой-

ственное чувство. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum

(лат. - тайное страшащее)-то, что вызывает благочестивый страх

и трепет, нечто "совершенно другое" по отношению к человеку. Че-

ловек чувствует присутствие существа, которое принципиально

противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга,

боязни, трепета, "совершенной зависимости", "чувство твари" и т. д.

С другой стороны, святое, нуминозное предстает как mysterium

fascinans (лат. - тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее),

оно захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его,

держит его в своем обаянии. Переживание святого, нуминозного задано

человеку априорно (до опыта), он до некоторой степени предраспо-

ложен к тому, чтобы испытать это переживание. Понятие святого

служит для Р. Отто основой создания всеобщей категориальной систе-

мы, с помощью которой может быть объяснена всякая религия.

Православный богослов и философ П. А. Флоренский "(1882 - 1937)

следующим образом определяет религию: ".. .если онтологически религия

есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия

есть система таких действий и переживании, которые обеспечивают душе

спасение.Другими словами, спасение в том наиболее широком,

психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни". Хотя

и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место ее - душа.

Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в

нем хаоса. Она "поражает гадов" великого и пространного моря подсоз-

нательной жизни, улаживает душу. А водворяя мир в душе, умиротворяет

и целое общество, и всю природу.

Сторонники соединения религии и общества полагают, что ныне

христианские принципы реализуются "в мире", происходит "перене-

сение" верований и символов в мирскую сферу, а потому она не явля-

ется безрелигиозной. Противоположность "религиозное - светское"

теряет свой смысл, "светское насквозь религиозное". Идея трансцен-

дентности сохраняется, но в переосмысленном виде: религия по сущ-

ности и содержанию трансцендентна, но" это такая трансцендентность,

которая в то же время имманентна (лат. immanens - пребывающий

внутри) "миру", "обществу".

П. Л. Бергер (р. 1929), американский социолог и евангелический

теолог, совместно с немецким исследователем Т. Лукманом (р. 1927)

анализирует религию с позиции феноменологической социологии

знания и феноменологической социологии религии. Их внимание сос-

редоточено на изучении дотеоретического "обыденного знания", с ко-

торым люди имеют дело в повседневной жизни, Интерсубъективное

человеческое сознание производит "общественную конструкцию

действительности", в результате чего создается "жизненный мир"

индивидов.

Культура, или иначе Номос (греч. nomos - обычай, порядок),

жизненно необходима человеку, поскольку она конституирует смыслы

и тем самым обеспечивает ему возможность ориентации в мире. Пот-

ребность в смыслополагании особенно остро ощущается в пробле-

матических ситуациях, складывающихся на грани культурной

защищенности. Наблюдения смерти другого и связанные с этим

переживания в воображении собственной смерти, опыт полусознатель-

ного, грезы, экстаз, неудовлетворенность миром, как он дается в пов-

седневном восприятии, и т. д. вызывают дестабилизацию, ощущение

хаоса, страдание и страх. Стабилизация Космоса (греч. kosmos - все-

ленная, мир как упорядоченное целое) не может основываться на пере-

менчивых случайностях повседневной жизни. Действительную

стабильность обеспечивает религия. "Религия, - пишет П. Бергер, -

есть смелое предприятие человека создать священный Космос. Иначе

говоря, религия есть космизация священным способом. Священным мы

считаем нуминозную, возбуждающую страх могущественность, кото-

рую человек переживает иначе, чем самого себя, и все же - как с

ним связанную, и верит, что она господствует в определенных объек-

тах опыта"2. Священное отлично от повседневной жизни.

В создании "жизненного мира человека" религия играет осново-

полагающую роль, поскольку ей как смыслополагающей инстанции

подчинены все другие способы придания смысла. Являясь основопо-

лагающим измерением "конструкции действительности", она выпол-

няет легитимирующую (лат. legitimus - законный, узаконенный)

функцию по отношению ко всем областям этой действительности, обос-

новывает и объясняет мир в его упорядоченности. Ориентирующая

сила религии особенно важна в пограничных ситуациях, которые ста-

вят под вопрос повседневный мир. Она структурирует их, устанавлива-

ет связь их с "нормальной" ситуацией, противостоит хаосу и

конструирует наполненный смыслом Номос. Религия осуществляется

в постоянном религиозном действии, которое совершается в контексте

социальной связи, тем самым священный религиозный Космос непре-

рывно приближается к повседневному миру, обеспечивая ему проч-

ность.

В условиях секуляризованного общества необходимо сделать "пов-

торное открытие трансценденции", и искать ее надо прежде всего в

тех областях человеческой жизни, где преодолевается случайность,

обеспечиваются порядок и стабильность. Для иллюстрации действия

трансценденции П. Бергер рисует следующую картину. Ребенок про-

сыпается ночью, он дезориентирован и плачет, зовет мать; приходит

мать и успокаивает дитя: "Все в порядке". Это событие .повседневно,

обычно, его толкование не нуждается в религиозном измерении. "Но

как раз то, - пишет П. Бергер, - что это так обычно, ставит отнюдь

не обычный вопрос - вопрос, который непосредственно вводит в

религиозное измерение: не обманывает ли мать ребенка? Если

религиозное понимание наличного бытия содержит в себе истину, то

чистосердечный ответ может быть "нет". Если, напротив, "естествен-

ное" есть единственная действительность, то мать лжет. Она, правда,

лжет из любви и постольку опять же, возможно, и не лжет. Если

все же радикально проанализировать ее в любви в момент произне-

сения слов, выясняется, что то, что она говорит, - это ложь. Почему?

Потому что утешение, которое она дает, проходит через нее и ее

ребенка, через случайность персон и ситуаций, а содержит утверж-

дение о действительности как таковой"3. Родители выступают для

своих детей как "строители мира" и как "охранители мира", они дол-

жны сформировать мир, находящийся в состоянии порядка, а этот мир

должен обеспечить ребенку защиту. Они питают "изначальное до-

верие", без которого ребенок не может развиваться.

Таким образом, полагает П. Бергер, в повседневном бытии имеется

"измерение религиозного", обнаруживается приватная религиозность,

жизненно необходимая для человека. Эта поселенная в приватном про-

странстве религиозность может даже и не считаться таковой, но она

образует "индивидуальный религиозный опыт повседневности", на

основе которого формируется "индуктивная вера".

Соавтор П. Бергера по ряду произведений Т. Лукман исследует

структуры "жизненного мира" и социальную реальность как феномен

этого мира. Центральное понятие его концепции религии - "транс-

цендирование", трактуемое как выход за пределы биологической

природы человека, как процесс конструирования "смыслового универ-

сума". Трансцендирование представляет собой аспект всякой жизне-

деятельности человека, ,но наиболее отчетливо проявляется в

религиозности. Т. Лукман констатирует упадок в современном

обществе "церковно ориентированной религии" и утверждает, что в

то же время сохраняется и растет внецерковная религиозность. Он

различает "специфическую" и "неспецифическую" формы религии,

"видимую" и "невидимую" религию, к первой относит церковные

формы религиозности, вторую считает всеобщей социальной формой.

Религия придает смысл - всеобщий и индивидуальный -

объективным образцам, задаваемым обществом. Она представляет

собой способ, которым "закрепляются вышестоящие и трансценден-

тные смысловые связи" . Она есть продуктивная сила человеческой

способности к трансцендированию, посредством которой исторически

сложившееся и символически заданное мировоззрение принимается

индивидом и перерабатывается во внутреннюю субъективную форму.

Религия является необходимым компонентом становления человека,

ее значение состоит в придании смысла и полагании ценности его

существования. Ныне религиозность перестала быть свойственной

только церкви, "рассыпалась" по всему обществу. В семьях,

коммунах, политических группах, группах общения и т. д. склады-

ваются приватизированные механизмы придания смысла. Как раз в

этом и находит выражение "невидимая религия".

Философские Философские и социологические трактовки

и социологические религии многообразны, рознятся в

интерпретации зависимости от исходных принципов и мето-

дов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала

предметом осмысления и религию. Социология, выделившись в отрасль

знания, также уделяет пристальное внимание этому феномену.

Немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820

- 1895) базировали характеристику религии на диалектико-ма-

териалистическом понимании природы, общества, человека. Они пола-

гали, что у религии нет "собственной" (вне всеобщей) истории, "особой

не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развива-

ется в контексте истории общества; в зависимости от движения ма-

териального производства, системы общественных отношений

происходит и эволюция религии: "...религия как таковая не имеет

ни сущности, ни царства. В религии люди превращают свой

эмпирический мир в некую лишь мыслимую, представляемую сущ-

ность, противостоящую им как нечто чуждое"5. Под углом зрения про-

блемы "базис - надстройка" К. Маркс различает четыре относительно

самостоятельные части системы общества: производительные силы,

производственные отношения (экономическая структура, базис), обще-

ственные институты, учреждения (юридическая, политическая над-

стройка), формы общественного сознания (юридические,

политические, религиозные, художественные). Способ производства

материальной жизни обусловливает социальный, политический и ду-

ховный процессы.

С другой стороны, К. Маркс объясняет религию под углом зрения

концепции идеального, которая разрабатывалась в контексте анализа

товара, стоимости, цены, капитала и т. д. Идеальное является про-

дуктом и формой духовного процесса, представляет собой не индивиду-

ально-психологическое образование, а имеет общественно-историческое

содержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же

время вплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения.

Оно "живет" в исторически сложившихся формах духовной культуры,

благодаря множеству "чувственно-сверхчувственных" предметов, "ве-

щей", в теле которых представлено нечто другое, нежели они сами.

Действительный мир выражен в исторически сложившемся и исторически

меняющемся общественном (коллективном) сознании людей. В нем за-

креплены "общественно значимые, следовательно, объективные

мыслительные формы", значения, появившиеся в результате обществен-

ного развития, символы, в которых "функциональное бытие" вещи (реп-

резентация чего-то другого, отличного от нее) поглощает ее

"материальное бытие"6.

Идеальное отлично от осязаемо-телесных предметов, в которых оно

представлено; это объективная действительность особого рода,

невидимая, неосязаемая, чувственно невоспринимаемая. Анализируя

товар, К. Маркс раскрывает механизм образования фетишизма. Про-

дуктам труда, когда они производятся как товары, присущ фетишизм:

как только продукт делается товаром, он превращается в "чувствен-

но-сверхчувственную вещь". Общественные свойства вещей, товарная

форма продуктов труда кажутся присущими этим вещам от природы,

между тем они не имеют ничего общего с физической природой данных

материальных предметов"

По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув-

ствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова

себя потерял. Но человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся

существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это

государство, это общество порождают религию, превратное мировоз-

зрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория

этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в

популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur*, его

энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение,

его всеобщее основание для утешения и оправдания" .

Религия представляет собой общественный феномен, возникно-

вение и существование которого обусловлено определенными склады-

вающимися в обществе отношениями - ограниченностью способа

материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда

ограниченными общественными отношениями. Ф. Энгельс писал:

"...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отра-

жением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над

ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные

силы принимают форму неземных"8. В ходе истории объекты отра-

жения меняются. Вначале ими были прежде всего силы природы, впос-

ледствии, наряду с силами природы, вступают в действие также и

общественные силы, которые противостоят людям столь же чуждо и

первоначально так же необъяснимо, господствуют над ними с такой

же, кажущейся природной, необходимостью, как и силы природы. Фан-

тастические образы, в которых первоначально отражались только

таинственные силы природы, приобретают теперь также и обществен-

ные атрибуты и становятся представителями общественных сил. По-

степенно вся совокупность природных и общественных атрибутов

множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который

является лишь отражением абстрактного человека. Возникает моно-

теизм - ко всему приспособляющаяся форма религии.

Ф. Энгельс не принимает однолинейный экономический де-

терминизм. По его мнению, как только историческое явление вызвано

к жизни, оно тоже воздействует на другие общественные явления. Хотя

политическое, правовое, философское, религиозное, художественное

развитие основано на экономическом, все они также оказывают

влияние друг на друга и на экономический базис.

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии

религии М. Вебер (1864 - 1920), обращая внимание на сложность про-

цедуры определения религии, писал: "Дефиниция того, что "есть"

*Вопрос чести.

религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем слу-

чае она может стоять в конце как следующая из него" 9 .

М.Вебер принимает разделение наук на науки о природе (есте-

ственные) и науки о культуре (социальные). Естественные науки

используют генерализирующий (обобщающий) метод, формулируют

общие законы и на их основе каузально объясняют природные

явления. В социальных науках применяется индивидуализирующий

метод, поскольку интерес исследователя направлен на индивидуальное

в социальной жизни и он имеет дело с изучением духовных процессов.

Науки о культуре стремятся понять социальные явления в их куль-

турном значении; это значение не может быть выведено и объяснено

с помощью общих законов, а предполагает соотнесение явлений куль-

туры с идеями ценности.

М. Вебер признает право анализа культурной действительности под

углом зрения ее экономической обусловленности и даже опасается не-

дооценки значимости экономической интерпретации. Но, по его

Наши рекомендации