Г) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

· http://gallery.economicus.ru

· http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

· Science Direct

· ProQuest

· EBSCO

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- компьютеры с доступом в Интернет;

- мультимедийное оборудование;

- интерактивная доска;

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание Основ научных исследований (ОНИ) имеет большое значение для дальнейшего обучения студентов, так как знания, полученные ими, могут быть использованы при изучении ряда дисциплин, а также при подготовке курсовых и дипломного проектов. Преподавание ОНИ связано также с задачами будущей профессиональной деятельности студентов, так развивает их кругозор, повышает общий уровень культуры и формирует навыки самостоятельного анализа процессов и явлений общественного развития. Оно опирается на требования, предъявляемые к выпускнику нашего вуза.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары /лабораторные работы, самостоятельная работа, индивидуальные консультации и зачет.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагаются основы науки и научных исследований.

Целью семинарских и практических занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарское занятие выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых зависит овладение ключевых проблем курса. В ходе проведения семинарского занятия у студентов формируются навыки самостоятельного анализа общественных процессов и явлений, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и правильно вести научную дискуссию.

Требования к ответу студента на семинарском занятии:

· свободное изложение материала, а не прочтение его;

· анализ правовых источников по теме;

· предварительная работа с терминами;

· ссылка на используемые при подготовке источники информации.

Самостоятельная работа по ОНИ прививает навыки работы с источниками и литературой, самостоятельного научного поиска и исследовательской деятельности, а также умения самостоятельно делать обобщения и выводы.

Консультация как одна из форм учебной работы направлена на помощь студентам в усвоении наиболее сложных и спорных проблем и теорий.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результаты, достигнутые студентом в ходе опросов, оцениваются по 100-балльной шкале по методике, утвержденной кафедрой.

Учет рейтинга учебной группы студентов отражается в Технологической карте дисциплины, разработанной преподавателем, читающим лекции по данной учебной дисциплине, рассмотренной на заседании кафедры и утвержденной деканом факультета.

В модульно-рейтинговой (технологической) карте дисциплины обязательно указывается шкала соответствия между оценками, выставленными по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной системе

Оценка Не зачтено   зачтено  
Набранная сумма баллов (мах – 100) Менее 50 50-100

Перед началом изучения дисциплины или на первых занятиях студенты знакомятся:

· с правилами балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов (слушателей), изложенными в существующем Положении, и неукоснительно соблюдают их;

· с содержанием рабочих программ учебных дис­циплин;

· со сроками сдачи освоенных модулей;

Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные разделы (темы) дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине.

К концу семестра студент (слушатель), выполнивший все требования учебной программы и имеющий дисциплинарный рейтинг, превышающий ми­нимальное количество баллов по изученным модулям, может получить по итогам своей работы без проведения дополнительных испытаний зачет или экзаменационную оценку в соответствии с набранным рейтингом. Неуспевающие студенты (слушатели), то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты (слушатели), не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю, не допускаются к итоговому модулю.

Студентам (слушателям), которые не смог­ли набрать минимальный дисциплинарный рейтинг в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствую­щим учреждением), ведущий преподаватель устанавливает индивидуаль­ные сроки ликвидации задолженности.

Студентам (слушателям), которые не смог­ли набрать рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по неуважительным причинам, назна­чается комиссия по приему акаде­мических задолженностей.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие науки. Научная картина мира.

2. Соотношение философской и научной картины мира.

3. Правовые основы научных исследований.

4. Классификация наук.

5. Основные направления современных научных исследований.

6. Формы научно-исследовательской работы. Научная работа студента.

7. Объект и предмет исследования.

8. Гипотеза как составная часть концепции научного исследования.

9. Методология научного исследования.

10. Методы научного познания.

11. Наблюдение в научных исследованиях.

12. Понятие эксперимента и его функции.

13. Моделирование в научных исследованиях.

14. Методы математической статистики.

15. Язык и стиль научной работы.

16. Композиция научной работы.

17. Требования к оформлению результатов научной работы.

18. Заказчики научных исследований.

19. Планирование научно- исследовательских работ.

20. Основные направления использования результатов научных исследований.

21. Порядок защиты научной работы

22. Процедура публичной защиты.

23. Порядок оформления результатов научного исследования.

24. Поиск и накопление научной информации

25. Способы обработки научной информации

26. Внедрение научных исследований.

27. Эффективность научных исследований.

28. Что собой представляет библиографический аппарат научной работы?

29. Финансирование научных исследований: Государственные и международные источники. Работа Российского Фонда Фундаментальных исследований.

30. Организация и принципы управления научным коллективом

Словарь терминов.

Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в определенной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования – грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Вопрос – форма представления проблемы, обращение для получения информации.

Восприятие – сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза – предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании, и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция – разделение целого на части по критериям функционального

вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование – передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, от-ветственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции – определение понятий, построенное по принципам формальной

логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.

Диалектика– комплекс принципов исследования, направленный на поиск и

учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию – использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.

Дихотомия– вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство – интеллектуальная операция, состоящая в установлении

истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерности – устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания– закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его

действительности, понимание явлений и предметов, фактор, опреде-

ляющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация – подражание чему-либо, воспроизведение существующего, от-

личающееся от оригинала.

Инновации – поиск, определение и реализация различных новшеств, ново-

введения в деятельности человека, отражающие его потребность в из-

менениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствова-

нии, реформировании и пр.

Интегральный интеллект – эффект объединения интеллектуальных воз-

можностей исследователей, посредством соответствующего их отбора

и организации совместной деятельности.

Интересы – реальная причина действий человека, которая определяется его

потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр.

Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция– способность постижения истины, без ее обоснования и доказа-

тельства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания

человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскован-

ность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в соз-

нании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведе-

ние человеком действительности, совокупность сведений об исследуе-

мой проблеме.

Исследования– вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и

содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенден-

ции развития, найти возможности использования знаний в практиче-

ской деятельности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характери-

стик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оце-

нить его результативность.

Классификация– прием, посредством которого из множества объектов вы-

деляются все входящие в него классы, таким образом, чтобы каждый,

принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в

один класс.

Консультации – советы, даваемые специалистами на основе изучения кон-

кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результа-

тов работы.

Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и

всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис-

следуемого явления, его существование в действительности или прояв-

ление в практической деятельности человека. 28

Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологиче-

ского характера, определяющих подход к исследованию и организации

его проведения.

Критерий– основа сопоставления и выделения групп явлений или отдель-

ных их свойств для установления классификационной или типологиче-

ской принадлежности.

Логика– 1) механизм мышления, обеспечивающий эффективность интел-

лектуальной деятельности человека; 2) оперирование понятиями и су-

ждениями как инструментами интеллектуальной деятельности челове-

ка в процессе исследования.

Менеджер – лицо, принимающее управленческие решения в системе соци-

ально-экономического управления (в отличие от системы администра-

тивного, бюрократического, военизированного управления, где соци-

альная принадлежность и экономические интересы не играют сущест-

венной роли).

Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в со-

ответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и

эффективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования – логическая организация исследования, пред-

полагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся

предметом исследования, выбор средств и методов исследования, опре-

деление рациональной последовательности исследовательской дея-

тельности.

Методы(исследования) – способы проведения исследования, способы дос-

тижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление – интеллектуальная деятельность человека, позволяющая позна-

вать окружающий мир и определяющая сознательное поведение чело-

века в природе и обществе.

Объект исследования – область деятельности человека, в которой обнару-

живается и распознается проблема, требующая ее познания и разреше-

ния. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция– элемент процесса деятельности человека, элементарное дейст-

вие, составляющее процесс деятельности.

Опыт– основанное на практике знание действительности, накопленные на-

выки деятельности.

Организация исследования – упорядочение исследовательской деятельно-

сти по совокупности действий и их распределению по исполнителям,

факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функ-

ции, обязанности, ответственность, нормативы). Порядок проведения

исследования, основанный на распределении функций и ответственно-

сти, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия

управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных

качеств.

План исследования – организационная основа исследования, предполагае-

мая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разреше-

нию проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требо-

ваний) проведения исследования.

Поведение– процесс взаимодействия человека с окружающей действитель-

ностью.

Подход– наиболее удачная грань для «вхождения» в проблему, начальная по-

зиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис-

следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию – исходная позиция исследователя, определяющая

выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове-

дения.

Понятие – обозначение явлений и предметов действительности в мышлении

человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест-

венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, появление необ-

ходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма

управления, научного подхода к разработке управленческих решений,

инновационный стиль управления.

Практика– целесообразная и в основе своей материальная деятельность

людей по освоению и преобразованию объективной действительности.

Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования – конкретная проблема, разрешение которой требует

проведения исследования.

Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения на осно-

ве исследования его истоков, содержания, характера и возможных по-

следствий.

Программа исследования – комплекс положений, определяющих цели и за-

дачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предпо-

лагаемый результат.

Профессионализм – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в ка-

кой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол-

нения работы.

Процесс исследования – последовательность этапов осуществления иссле-

дования, комбинация и последовательность использования средств и

методов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования – в зависимости от целей и вида исследования:

комплекс научных положений, объясняющих явление, конкретные ре-

комендации по преобразованию системы управления, разрешение обо-

стрившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных

тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы. 31

Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечиваю-

щих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства – отличительные признаки предмета или явления, отражающие его

сущность, содержание и особенности.

Синектика – метод исследования, основанный на социально-психологической

мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления – 1) совокупность отношений управления в социально-

экономической системе (организации); 2) система действий менеджера

по реализации воздействия; 3) совокупность взаимосвязанных звеньев,

в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация– сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную

обстановку.

Стратификация – определение слоев (страт) в сложном, многослойном яв-

лении.

Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отли-

чающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Пси-

хологическое состояние человека, определяющее стремление к неизве-

данному, поиск нового, жажду открытия.

Тест – средство и метод исследования, недоступные для количественного

анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений,

при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или

предпочтений по поставленной проблеме.

Типологический анализ – сопоставление типов исследований в целях опре-

деления их преимуществ, недостатков и выбора наиболее эффективно-

го в конкретных обстоятельствах.

Типология – разделение и систематизация объектов по критерию обобщен-

ной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования – разнообразие исследований, упорядоченное по

критериям практической типичности, образцам реального существова-

ния. Логическая схема различных типов исследования. 32

Управление– целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или

органов управления (управляющей системы), согласующее и объеди-

няющее совместную деятельность людей.

Характеристика – совокупность фактов, отражающих содержание, состоя-

ние или изменение того или иного явления.

Цель исследования – идеальный образ научного освоения будущего, пред-

ставление о перспективах, которые открываются при успешном прове-

дении исследования.

Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов

на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Изменения и дополнения в РПД внесены в соответствие с протоколом заседания кафедры ПИФ № 6 от 19.01.2016г.

Часть девять в основную и дополнительную литературу: http://www.iprbookshop.ru/24803. – ЭБС «IPRbooks»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

дисциплины Основы научных исследований

Инд-ная работа смнарских Групповая работа Текущий контроль Работа с источниками Итоговый контроль Поисковые работы Штрафы
на Пр.зан. на Пр.зан. по пройденным за конспект 1-3 б. тролль - работы до 3 баллов за
Доклад 1-5 б. Группе 1-5 б. темам: 1-5 б. за анализ 1-5 б. зачет   неготовность
Дополнение 1 -3 б. балла баллов, Доп-ие др. гр. 1-3 б.   устн. комментарии 1-5 б.     к занятиям
             
             
Т.№1            
      Т. №2        
Т. №3        
  Т. №4 Термины      
Промежуточная аттестация            
  Т. №5          
  Т. №6       Т. №7  
Т. №8-9            
          Т. №10  
      Т. №11    
        ззой   Т. №12    
      Т. №13    
  Т. №14        
    Тест   Зачет  
20 баллов 20 баллов 15 баллов 15 баллов До 15 баллов До 15 баллов
                         

Наши рекомендации