Г) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
· http://gallery.economicus.ru
· http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm
· Science Direct
· ProQuest
· EBSCO
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- компьютеры с доступом в Интернет;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска;
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Преподавание Основ научных исследований (ОНИ) имеет большое значение для дальнейшего обучения студентов, так как знания, полученные ими, могут быть использованы при изучении ряда дисциплин, а также при подготовке курсовых и дипломного проектов. Преподавание ОНИ связано также с задачами будущей профессиональной деятельности студентов, так развивает их кругозор, повышает общий уровень культуры и формирует навыки самостоятельного анализа процессов и явлений общественного развития. Оно опирается на требования, предъявляемые к выпускнику нашего вуза.
Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары /лабораторные работы, самостоятельная работа, индивидуальные консультации и зачет.
В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагаются основы науки и научных исследований.
Целью семинарских и практических занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарское занятие выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых зависит овладение ключевых проблем курса. В ходе проведения семинарского занятия у студентов формируются навыки самостоятельного анализа общественных процессов и явлений, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и правильно вести научную дискуссию.
Требования к ответу студента на семинарском занятии:
· свободное изложение материала, а не прочтение его;
· анализ правовых источников по теме;
· предварительная работа с терминами;
· ссылка на используемые при подготовке источники информации.
Самостоятельная работа по ОНИ прививает навыки работы с источниками и литературой, самостоятельного научного поиска и исследовательской деятельности, а также умения самостоятельно делать обобщения и выводы.
Консультация как одна из форм учебной работы направлена на помощь студентам в усвоении наиболее сложных и спорных проблем и теорий.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результаты, достигнутые студентом в ходе опросов, оцениваются по 100-балльной шкале по методике, утвержденной кафедрой.
Учет рейтинга учебной группы студентов отражается в Технологической карте дисциплины, разработанной преподавателем, читающим лекции по данной учебной дисциплине, рассмотренной на заседании кафедры и утвержденной деканом факультета.
В модульно-рейтинговой (технологической) карте дисциплины обязательно указывается шкала соответствия между оценками, выставленными по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной системе
Оценка | Не зачтено | зачтено |
Набранная сумма баллов (мах – 100) | Менее 50 | 50-100 |
Перед началом изучения дисциплины или на первых занятиях студенты знакомятся:
· с правилами балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов (слушателей), изложенными в существующем Положении, и неукоснительно соблюдают их;
· с содержанием рабочих программ учебных дисциплин;
· со сроками сдачи освоенных модулей;
Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные разделы (темы) дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине.
К концу семестра студент (слушатель), выполнивший все требования учебной программы и имеющий дисциплинарный рейтинг, превышающий минимальное количество баллов по изученным модулям, может получить по итогам своей работы без проведения дополнительных испытаний зачет или экзаменационную оценку в соответствии с набранным рейтингом. Неуспевающие студенты (слушатели), то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты (слушатели), не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю, не допускаются к итоговому модулю.
Студентам (слушателям), которые не смогли набрать минимальный дисциплинарный рейтинг в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), ведущий преподаватель устанавливает индивидуальные сроки ликвидации задолженности.
Студентам (слушателям), которые не смогли набрать рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по неуважительным причинам, назначается комиссия по приему академических задолженностей.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие науки. Научная картина мира.
2. Соотношение философской и научной картины мира.
3. Правовые основы научных исследований.
4. Классификация наук.
5. Основные направления современных научных исследований.
6. Формы научно-исследовательской работы. Научная работа студента.
7. Объект и предмет исследования.
8. Гипотеза как составная часть концепции научного исследования.
9. Методология научного исследования.
10. Методы научного познания.
11. Наблюдение в научных исследованиях.
12. Понятие эксперимента и его функции.
13. Моделирование в научных исследованиях.
14. Методы математической статистики.
15. Язык и стиль научной работы.
16. Композиция научной работы.
17. Требования к оформлению результатов научной работы.
18. Заказчики научных исследований.
19. Планирование научно- исследовательских работ.
20. Основные направления использования результатов научных исследований.
21. Порядок защиты научной работы
22. Процедура публичной защиты.
23. Порядок оформления результатов научного исследования.
24. Поиск и накопление научной информации
25. Способы обработки научной информации
26. Внедрение научных исследований.
27. Эффективность научных исследований.
28. Что собой представляет библиографический аппарат научной работы?
29. Финансирование научных исследований: Государственные и международные источники. Работа Российского Фонда Фундаментальных исследований.
30. Организация и принципы управления научным коллективом
Словарь терминов.
Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в определенной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.
Аспект исследования – грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты.
Вопрос – форма представления проблемы, обращение для получения информации.
Восприятие – сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.
Гипотеза – предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании, и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.
Декомпозиция – разделение целого на части по критериям функционального
вхождения части в целое, по критериям содержания целого.
Делегирование – передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, от-ветственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.
Дефиниции – определение понятий, построенное по принципам формальной
логики и служащее конструкционной основой научной концепции.
Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.
Диалектика– комплекс принципов исследования, направленный на поиск и
учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.
Диалектический подход к исследованию – использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.
Дихотомия– вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.
Доказательство – интеллектуальная операция, состоящая в установлении
истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
Закономерности – устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.
Знания– закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его
действительности, понимание явлений и предметов, фактор, опреде-
ляющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.
Имитация – подражание чему-либо, воспроизведение существующего, от-
личающееся от оригинала.
Инновации – поиск, определение и реализация различных новшеств, ново-
введения в деятельности человека, отражающие его потребность в из-
менениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствова-
нии, реформировании и пр.
Интегральный интеллект – эффект объединения интеллектуальных воз-
можностей исследователей, посредством соответствующего их отбора
и организации совместной деятельности.
Интересы – реальная причина действий человека, которая определяется его
потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр.
Стремление достичь какого-либо результата.
Интуиция– способность постижения истины, без ее обоснования и доказа-
тельства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания
человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскован-
ность интуиции влияет на эффективность исследования.
Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в соз-
нании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведе-
ние человеком действительности, совокупность сведений об исследуе-
мой проблеме.
Исследования– вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и
содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенден-
ции развития, найти возможности использования знаний в практиче-
ской деятельности человека, в частности в практике управления.
Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характери-
стик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оце-
нить его результативность.
Классификация– прием, посредством которого из множества объектов вы-
деляются все входящие в него классы, таким образом, чтобы каждый,
принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в
один класс.
Консультации – советы, даваемые специалистами на основе изучения кон-
кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результа-
тов работы.
Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и
всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис-
следуемого явления, его существование в действительности или прояв-
ление в практической деятельности человека. 28
Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологиче-
ского характера, определяющих подход к исследованию и организации
его проведения.
Критерий– основа сопоставления и выделения групп явлений или отдель-
ных их свойств для установления классификационной или типологиче-
ской принадлежности.
Логика– 1) механизм мышления, обеспечивающий эффективность интел-
лектуальной деятельности человека; 2) оперирование понятиями и су-
ждениями как инструментами интеллектуальной деятельности челове-
ка в процессе исследования.
Менеджер – лицо, принимающее управленческие решения в системе соци-
ально-экономического управления (в отличие от системы администра-
тивного, бюрократического, военизированного управления, где соци-
альная принадлежность и экономические интересы не играют сущест-
венной роли).
Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в со-
ответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и
эффективностью его использования в конкретных условиях.
Методология исследования – логическая организация исследования, пред-
полагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся
предметом исследования, выбор средств и методов исследования, опре-
деление рациональной последовательности исследовательской дея-
тельности.
Методы(исследования) – способы проведения исследования, способы дос-
тижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.
Мышление – интеллектуальная деятельность человека, позволяющая позна-
вать окружающий мир и определяющая сознательное поведение чело-
века в природе и обществе.
Объект исследования – область деятельности человека, в которой обнару-
живается и распознается проблема, требующая ее познания и разреше-
ния. Среда, в которой проявляется проблема.
Операция– элемент процесса деятельности человека, элементарное дейст-
вие, составляющее процесс деятельности.
Опыт– основанное на практике знание действительности, накопленные на-
выки деятельности.
Организация исследования – упорядочение исследовательской деятельно-
сти по совокупности действий и их распределению по исполнителям,
факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функ-
ции, обязанности, ответственность, нормативы). Порядок проведения
исследования, основанный на распределении функций и ответственно-
сти, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия
управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных
качеств.
План исследования – организационная основа исследования, предполагае-
мая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разреше-
нию проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требо-
ваний) проведения исследования.
Поведение– процесс взаимодействия человека с окружающей действитель-
ностью.
Подход– наиболее удачная грань для «вхождения» в проблему, начальная по-
зиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис-
следования (методологический подход и пр.).
Подход к исследованию – исходная позиция исследователя, определяющая
выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове-
дения.
Понятие – обозначение явлений и предметов действительности в мышлении
человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест-
венных свойств и связей явлений.
Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, появление необ-
ходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма
управления, научного подхода к разработке управленческих решений,
инновационный стиль управления.
Практика– целесообразная и в основе своей материальная деятельность
людей по освоению и преобразованию объективной действительности.
Это главный фактор и критерий познания человека и общества.
Предмет исследования – конкретная проблема, разрешение которой требует
проведения исследования.
Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения на осно-
ве исследования его истоков, содержания, характера и возможных по-
следствий.
Программа исследования – комплекс положений, определяющих цели и за-
дачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предпо-
лагаемый результат.
Профессионализм – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в ка-
кой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол-
нения работы.
Процесс исследования – последовательность этапов осуществления иссле-
дования, комбинация и последовательность использования средств и
методов исследования, различных операций и процедур.
Результат исследования – в зависимости от целей и вида исследования:
комплекс научных положений, объясняющих явление, конкретные ре-
комендации по преобразованию системы управления, разрешение обо-
стрившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных
тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы. 31
Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечиваю-
щих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Свойства – отличительные признаки предмета или явления, отражающие его
сущность, содержание и особенности.
Синектика – метод исследования, основанный на социально-психологической
мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.
Система управления – 1) совокупность отношений управления в социально-
экономической системе (организации); 2) система действий менеджера
по реализации воздействия; 3) совокупность взаимосвязанных звеньев,
в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.
Ситуация– сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную
обстановку.
Стратификация – определение слоев (страт) в сложном, многослойном яв-
лении.
Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отли-
чающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Пси-
хологическое состояние человека, определяющее стремление к неизве-
данному, поиск нового, жажду открытия.
Тест – средство и метод исследования, недоступные для количественного
анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений,
при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или
предпочтений по поставленной проблеме.
Типологический анализ – сопоставление типов исследований в целях опре-
деления их преимуществ, недостатков и выбора наиболее эффективно-
го в конкретных обстоятельствах.
Типология – разделение и систематизация объектов по критерию обобщен-
ной модели, типичного состояния, практического образца.
Типология исследования – разнообразие исследований, упорядоченное по
критериям практической типичности, образцам реального существова-
ния. Логическая схема различных типов исследования. 32
Управление– целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или
органов управления (управляющей системы), согласующее и объеди-
няющее совместную деятельность людей.
Характеристика – совокупность фактов, отражающих содержание, состоя-
ние или изменение того или иного явления.
Цель исследования – идеальный образ научного освоения будущего, пред-
ставление о перспективах, которые открываются при успешном прове-
дении исследования.
Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов
на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Изменения и дополнения в РПД внесены в соответствие с протоколом заседания кафедры ПИФ № 6 от 19.01.2016г.
Часть девять в основную и дополнительную литературу: http://www.iprbookshop.ru/24803. – ЭБС «IPRbooks»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
дисциплины Основы научных исследований
Инд-ная работа смнарских | Групповая работа | Текущий контроль | Работа с источниками | Итоговый контроль | Поисковые работы | Штрафы | ||||||
на Пр.зан. | на Пр.зан. | по пройденным | за конспект 1-3 б. | тролль - | работы | до 3 баллов за | ||||||
Доклад 1-5 б. | Группе 1-5 б. | темам: 1-5 б. | за анализ 1-5 б. | зачет | неготовность | |||||||
Дополнение 1 -3 б. балла баллов, | Доп-ие др. гр. 1-3 б. | устн. комментарии 1-5 б. | к занятиям | |||||||||
Т.№1 | ||||||||||||
Т. №2 | ||||||||||||
Т. №3 | ||||||||||||
Т. №4 | Термины | |||||||||||
Промежуточная аттестация | ||||||||||||
Т. №5 | ||||||||||||
Т. №6 | Т. №7 | |||||||||||
Т. №8-9 | ||||||||||||
Т. №10 | ||||||||||||
Т. №11 | ||||||||||||
ззой | Т. №12 | |||||||||||
Т. №13 | ||||||||||||
Т. №14 | ||||||||||||
Тест | Зачет | |||||||||||
20 баллов | 20 баллов | 15 баллов | 15 баллов | До 15 баллов | До 15 баллов | |||||||