Примерный перечень тем домашних работ

Трудоемкость освоения дисциплины

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры
Аудиторные занятия, час.
Лекции, час.
Практические занятия, час.
Лабораторные работы, час.    
Самостоятельная работа студентов, час.
Вид промежуточного контроля Экзамен   Экзамен
Общая трудоемкость по учебному плану, час.  
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Р1 Наука как предмет философии. Предмет науки Наука как система знаний и как вид духовного производства, ее отличие от других видов человеческой деятельности. Научное и вненаучное знания. Критерии научности (объективность, обоснованность, опытная проверяемость, системность, интерсубъективность). Истина - высшая ценность и познавательный идеал науки. Поиск новизны как главная цель науки. Аспекты бытия науки: познавательная и инновационная деятельность, система отношений, совокупность научных знаний. Целенаправленность и рискованность научнопознавательной деятельности. Наука как культурно-историческое явление. Основные исторические этапы развития науки. Понятийный аппарат науки и категориальный язык философии. Особенности метода философской рефлексии. О перспективах взаимоотношений философии и науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Эвристический потенциал философских идей в научной деятельности. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Р2 Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт. Социокультурные функции науки Наука как культурно-историческое явление. Культурно-исторические типы рациональности: античный, средневековый, новоевропейский. Взаимодействие науки с другими формами культуры. Человеческое измерение науки. Принципы научного этоса. Аксиология и этика науки. Наука и жизненный мир человека. Духовные ценности как регулятивы развития познания и науки. Тенденции интеграции и дифференциации наук. Соотношение естественных, общественных и технических наук. Специфика междисциплинарных исследований. Позитивные и негативные последствия развития науки. Роль науки в современном образовании и развитии личности. Организация и управление научно-познавательной деятельностью. Понятие научного сообщества. Исторические типы научных сообществ. Научные школы. Подготовка научных кадров. Социально-коммуникативный характер науки. Система ≪наука - производство».
РЗ   Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития Стадии развития науки: доантичная ≪преднаука≫, античная науки, средневековая наука, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука современности.
Р4   Методология научнопознавательной деятельности. Проблема развития научного знания Единство методологического, содержательно-категориального и теоретико-познавательного анализа научного познания. Понятие методологии. Методологическая составляющая познавательного процесса. Методологический принцип, научный подход, метод, методика и процедура исследования. Уровни научной методологии. Методологические принципы научного познания: принципы наблюдаемости, детерминизма, системности, соответствия, простоты и т.п. Субъекты и объекты научного познания. Целепологание и мотивация; средства, методы и ресурсы научно-познавательной деятельности, её условия и результаты. Методологическое исследование как вид познавательной деятельности. Проблемы возникновения нового знания, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, проблемы истины и роста научного знания - центральные проблемы философии и методологии науки. Кумулятивная и антикумулятивная модели развития науки. Обоснование общности и необходимости знаний: недостаточность индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Развитие проблематики генезиса нового знания в XX веке. Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. Методы и модели эвристической деятельности.
Р5   Методология эмпирического исследования Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Основные виды эмпирического (опытного) исследования - наблюдение и эксперимент. Особенности научного наблюдения. Функции эмпирического познания: установление научных фактов и эмпирических закономерностей. Природа научного факта. Фактуализм и теоретизм в понимании научного факта. Теоретическая нагруженность фактов. Структурный анализ экспериментального метода. Виды экспериментов - исследовательские, натурные, мысленные, числовые (компьютерные), проверочные (контрольные), воспроизводящие, имитационные, изолирующие. Структура измерительной процедуры. Обработка и интерпретация результатов измерений. Планирование экспериментов.
Р6   Методология теоретического исследования Понятие, суждение, умозаключения как основные формы научного отражения действительности. Формы организации теоретического знания: понятие, закон, концепция, теория, картина мира. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, научно-исследовательская программа, стратегия. Научная проблема: генезис, структура, функции и типология. Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания. Природа научной гипотезы: генезис, структура, функции и типология. Абстрактные объекты и теоретическая модель. Частные и фундаментальные теоретические схемы. Представленность в научной теории предметного, операционального и ценностного знания. Формализация и аксиоматизация научных теорий. Посттеоретический характер научных образов. Язык науки. Гносеологическая природа моделирования. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философский базис науки.
Р7 Формирование и развитие методологии технических наук Философия техники как область философского знания. Происхождение и эволюция техники в культуре. Различия технических и естественных наук. Поиск единых оснований технических наук. Специфика технических наук. Проблема смысла и сущности техники: искусственное и природное; техническое и нетехническое. Практическое, техническое, и инженерное начала в деятельности. Сущность и структура технологии в самом общем подходе. Процедуры сведения, схематизации, математизации в техническом творчестве. Соотношение открытия и изобретения. Изобретение и усовершенствование. Изобретение как имитация природных особенностей. Этапы конструктивного изобретательского процесса. Проблема комплексной оценки социально-экономических и экологических последствий техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом. Понятие ответственности в его отношении к человеческим действиям и их последствиям в сфере научной деятельности.
Р8 Тенденции развития методологической культуры мышления в современной философии и науке Роль знания и инноваций в традиционном и техногенном обществах. Переход от информационного общества к ≪обществу знания≫. Феномен постнеклассической науки. Глобальные проблемы человечества в свете научно-технического развития. Социально-гуманитарные перспективы НТР. Основные концепции научно-технического развития в начале XXI века (объективизм, технократизм, социокультурный подход).

Примерный перечень тем домашних работ

1. Предмет современной философии науки, его историческое и социокультурное развитие.

2. Концептуальный аппарат и ключевые проблемы философии науки.

3. Антропологические основания научно-теоретического мышления и познания.

4. Позитивистская методология: критический анализ достоинств и недостатков.

5. Особенности постпозитивистских концепций развития науки в XX веке.

Наши рекомендации