Примерный перечень тем домашних работ
Трудоемкость освоения дисциплины
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры |
Аудиторные занятия, час. | ||
Лекции, час. | ||
Практические занятия, час. | ||
Лабораторные работы, час. | ||
Самостоятельная работа студентов, час. | ||
Вид промежуточного контроля | Экзамен | Экзамен |
Общая трудоемкость по учебному плану, час. | ||
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Р1 | Наука как предмет философии. Предмет науки | Наука как система знаний и как вид духовного производства, ее отличие от других видов человеческой деятельности. Научное и вненаучное знания. Критерии научности (объективность, обоснованность, опытная проверяемость, системность, интерсубъективность). Истина - высшая ценность и познавательный идеал науки. Поиск новизны как главная цель науки. Аспекты бытия науки: познавательная и инновационная деятельность, система отношений, совокупность научных знаний. Целенаправленность и рискованность научнопознавательной деятельности. Наука как культурно-историческое явление. Основные исторические этапы развития науки. Понятийный аппарат науки и категориальный язык философии. Особенности метода философской рефлексии. О перспективах взаимоотношений философии и науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Эвристический потенциал философских идей в научной деятельности. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. |
Р2 | Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт. Социокультурные функции науки | Наука как культурно-историческое явление. Культурно-исторические типы рациональности: античный, средневековый, новоевропейский. Взаимодействие науки с другими формами культуры. Человеческое измерение науки. Принципы научного этоса. Аксиология и этика науки. Наука и жизненный мир человека. Духовные ценности как регулятивы развития познания и науки. Тенденции интеграции и дифференциации наук. Соотношение естественных, общественных и технических наук. Специфика междисциплинарных исследований. Позитивные и негативные последствия развития науки. Роль науки в современном образовании и развитии личности. Организация и управление научно-познавательной деятельностью. Понятие научного сообщества. Исторические типы научных сообществ. Научные школы. Подготовка научных кадров. Социально-коммуникативный характер науки. Система ≪наука - производство». |
РЗ | Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития | Стадии развития науки: доантичная ≪преднаука≫, античная науки, средневековая наука, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука современности. |
Р4 | Методология научнопознавательной деятельности. Проблема развития научного знания | Единство методологического, содержательно-категориального и теоретико-познавательного анализа научного познания. Понятие методологии. Методологическая составляющая познавательного процесса. Методологический принцип, научный подход, метод, методика и процедура исследования. Уровни научной методологии. Методологические принципы научного познания: принципы наблюдаемости, детерминизма, системности, соответствия, простоты и т.п. Субъекты и объекты научного познания. Целепологание и мотивация; средства, методы и ресурсы научно-познавательной деятельности, её условия и результаты. Методологическое исследование как вид познавательной деятельности. Проблемы возникновения нового знания, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, проблемы истины и роста научного знания - центральные проблемы философии и методологии науки. Кумулятивная и антикумулятивная модели развития науки. Обоснование общности и необходимости знаний: недостаточность индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Развитие проблематики генезиса нового знания в XX веке. Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. Методы и модели эвристической деятельности. |
Р5 | Методология эмпирического исследования | Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Основные виды эмпирического (опытного) исследования - наблюдение и эксперимент. Особенности научного наблюдения. Функции эмпирического познания: установление научных фактов и эмпирических закономерностей. Природа научного факта. Фактуализм и теоретизм в понимании научного факта. Теоретическая нагруженность фактов. Структурный анализ экспериментального метода. Виды экспериментов - исследовательские, натурные, мысленные, числовые (компьютерные), проверочные (контрольные), воспроизводящие, имитационные, изолирующие. Структура измерительной процедуры. Обработка и интерпретация результатов измерений. Планирование экспериментов. |
Р6 | Методология теоретического исследования | Понятие, суждение, умозаключения как основные формы научного отражения действительности. Формы организации теоретического знания: понятие, закон, концепция, теория, картина мира. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, научно-исследовательская программа, стратегия. Научная проблема: генезис, структура, функции и типология. Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания. Природа научной гипотезы: генезис, структура, функции и типология. Абстрактные объекты и теоретическая модель. Частные и фундаментальные теоретические схемы. Представленность в научной теории предметного, операционального и ценностного знания. Формализация и аксиоматизация научных теорий. Посттеоретический характер научных образов. Язык науки. Гносеологическая природа моделирования. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философский базис науки. |
Р7 | Формирование и развитие методологии технических наук | Философия техники как область философского знания. Происхождение и эволюция техники в культуре. Различия технических и естественных наук. Поиск единых оснований технических наук. Специфика технических наук. Проблема смысла и сущности техники: искусственное и природное; техническое и нетехническое. Практическое, техническое, и инженерное начала в деятельности. Сущность и структура технологии в самом общем подходе. Процедуры сведения, схематизации, математизации в техническом творчестве. Соотношение открытия и изобретения. Изобретение и усовершенствование. Изобретение как имитация природных особенностей. Этапы конструктивного изобретательского процесса. Проблема комплексной оценки социально-экономических и экологических последствий техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом. Понятие ответственности в его отношении к человеческим действиям и их последствиям в сфере научной деятельности. |
Р8 | Тенденции развития методологической культуры мышления в современной философии и науке | Роль знания и инноваций в традиционном и техногенном обществах. Переход от информационного общества к ≪обществу знания≫. Феномен постнеклассической науки. Глобальные проблемы человечества в свете научно-технического развития. Социально-гуманитарные перспективы НТР. Основные концепции научно-технического развития в начале XXI века (объективизм, технократизм, социокультурный подход). |
Примерный перечень тем домашних работ
1. Предмет современной философии науки, его историческое и социокультурное развитие.
2. Концептуальный аппарат и ключевые проблемы философии науки.
3. Антропологические основания научно-теоретического мышления и познания.
4. Позитивистская методология: критический анализ достоинств и недостатков.
5. Особенности постпозитивистских концепций развития науки в XX веке.