Оценка тм с библейской позиции
«ТМ утверждает, что человеку от рождения свойственно быть хорошим, и процесс медитации имеет целью выявить и вынести на поверхность хорошие качества, заложенные в каждом человеке. Проповедники ТМ заявляют: "Царство Божие внутри вас". Это - точка зрения Махариши, считающего, что истинная сущность каждого - "безличный Бог". Слова "Царство Божие внутри вас" напоминают слова Христа, записанные в Евангелии от Луки 17:21. Господь Иисус Христос сказал это, обращаясь к фарисеям, которые яростно оспаривали Его утверждение о том, что Он - Сын Божий и обетованный Израилю Мессия. Когда Иисус сказал, что Царство Божие внутри их, Он не имел в виду, что каждый из этих неверующих фарисеев был сам по себе Богом, или что в каждом из них живет Бог. Поскольку они отказывались от того, что хотел сделать для них Бог, когда Иисус Христос пришел, как Мессия Израиля, Он просто объяснил им, что Царство Божье находится среди них, поскольку среди них стоит Он - Царь этого Царства. То, что было переведено с греческого как "внутри вас", можно с таким же основанием перевести как "среди вас", что более точно передает значение этих слов в связи с контекстом (как это сделано в новом американском издании английского перевода Библии). Вместо того, чтобы утверждать, будто бы человеку от рождения свойственно быть хорошим, в Библии говорится, что все люди от рождения грешны. "Потому что все согрешили, и лишены славы Божией" сказано в Послании к Римлянам 3:23, а далее в этом послании говорится: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12) [1]» [3].
«Уходя корнями в восточные религии, ТМ искажает различие между добром и злом. Учитывая, что философия ТМ придерживается монистической точки зрения - "все есть Одно" - как может она определить соотношение между добром и злом? Является ли "Сущность" или "Сила" (индуистский эквивалент Бога) одновременно добром и злом? Библейский Бог резко отличается от бога в представлении восточных религий. Во взгляде на Божественную Сущность с позиции Одно-есть-все и все-есть-Одно в конечном счете нет места ни добру ни злу. "В философии Единой Сущности этические различия исчезают; предполагаемые противоположности - свет и тьма, добро и зло, люди и Бог - сливаются и растворяются друг в друге".
Основываясь на документальных данных, Дуглас Грутуис заявляет, что Чарльз Мэнсон "находился под сильнейшим влиянием философии Единой Сущности", когда приказал убить актрису Шарон Тейт и других людей. Мэнсон считал, что достиг такого состояния сознания, которое выходит за пределы морали, и поэтому мог без зазрения совести убивать людей. И хотя это, конечно, весьма необычный случай, Грутуис указывает, что такое поведение вполне в духе традиции поклонения индуистским богам. В отличие от индуизма, в Библии приводится четкое различие между добром и злом. Они никогда не сливаются и человек не выходит в своем сознании по ту сторону добра и зла»[3].
«Приверженцы ТМ представляют себе человека, скорее, как продолжение принципа Бытия, нежели как творение, созданное по образу и подобию Божию. По их мнению, проблема состоит в метафизической оторванности от Абсолюта, а не в нравственном отчуждении от Бога. Махариши учит, что правильная техника медитации уводит человека из «юдоли греха» и приводит к единению с божественным Бытием. В Писании же сказано, что нравственная вина человека перед личностным, праведным Богом должна быть искуплена. Человек не может спасти себя сам, не способен заплатить за свой грех и нуждается в искуплении, которое даровано нам лишь Сыном Божиим, принесшим Себя в жертву за нас» [4]. «ТМ безоговорочно, без оглядки на грех, обещает счастье всем людям. Библия говорит, что человек никогда не испытает истинного блаженства, никогда не будет счастлив, если не решит проблему личного греха и не уверует в Иисуса Христа. Легко представить себе радость человека, когда он узнает, что "нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут" (Рим. 8:1) [1].
Верующий находит счастье в общении с Господом: "...наше общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом" (1 Ин.1:3) [1]. Любое толкование счастья, не принимающее во внимание того, что грех отделяет человека от Бога, не может быть верным. Христианство и ТМ придерживаются прямо противоположных точек зрения на вопрос об ответственности за грех. Поскольку ТМ отражает взгляд индуистской философии Махариши Махеша Йоги, утверждающего, что высший Бог не является Личностью, его последователи, естественно, не чувствуют необходимости отчитываться перед кем-либо, кроме самих себя. Такой подход соответствует учению Вед - сборника индуистских писаний, обожествляющих человека и преуменьшающих значение греха. Поскольку последователи ТМ заверяют, что "все есть Одно", добро и зло сливаются и люди могут соединиться с Богом; они верят, что находятся вне власти греха и могут поклоняться своей собственной божественности. В отличие от этого Библия учит, что каждый человек должен будет лично держать ответ перед Господом. Верующие в Иисуса Христа как Спасителя в назначенный день тоже предстанут перед Судом Божьим, но речь пойдет не об осуждении за грехи, а о воздаянии за то, как они прожили жизнь, и соответствовали ли их поступки заветам Христа (Рим.14:12, 1 Кор.3:10-15) [1]. Те, кто отвергает Иисуса Христа как личного Спасителя, предстанут однажды перед великим белым престолом, а затем будут брошены в геену огненную (Откр. 20:11-15) [1]. Это будет не актом жестокости со стороны Бога, а результатом отказа человека от того, что предложил ему Бог в Лице Иисуса Христа. Господь Иисус Христос уже заплатил за грехи всего мира, но плодами этой жертвы может воспользоваться лишь тот, кто признает свою греховность и доверится Иисусу Христу как своему личному Спасителю (Ин. 1:12; 3:36; 5:24) [1]» [3].
Учение Махараши о спасении не имеет никакой надобности, потому что он и его последователи не считают себя грешными. «Не лишним будет привести одну цитату из трудов Махариши: «Я не думаю, что Христос страдал; не думаю, что Он вообще мог страдать. Очень жаль, что о Христе говорят, как о существе, способном на такие низкие переживания» [4].
«Как и следовало ожидать, ознакомившись с его отношением к индуизму, Махариши Махеш Йоги верит в реинкарнацию, заключающуюся в том, что через длительную череду смертей и возрождений в новых формах человек может постепенно достигнуть духовного совершенства. Это - вполне закономерный вывод для человека, придерживающегося подобных взглядов. С одной стороны, Махариши отрицает различие между добром и злом, но с другой стороны, все же чувствует, что рано или поздно ему придется нести ответственность за свои жизненные проступки. Спасение через веру в Иисуса Христа подменяется индуистской верой в "карму", в соответствии с которой любые неблагоприятные обстоятельства являются результатом прежней жизни. Карма циклична, потому что перерождения следуют непрерывно, одно за другим. Цель человека в том, чтобы разорвать этот цикл и вырваться из него, слившись со вселенским Существом. "Сила кармы, - говорит Махариши, - удерживает жизнь в сфере относительного, а человека - вне чистого Сушества". Достигающие полного единения с "чистым Существом", больше не перевоплощаются. Происхождение учения о реинкарнации и карме - индуистское. В соответствии с Библией - все, что требуется человеку для подготовки к вечности, это его единственная земная жизнь. Если человек не уверует в Христа как в Спасителя, у него уже больше не будет такого шанса: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27) [1]»[3].