Немецкая классическая философия. Что такое «антиномии Канта»?
Что такое «антиномии Канта»? Каков их смысл? Приведите примеры, подобные антиномиям Канта. 3.
Что такое кантовский категорический императив? Предложите свой императив в духе Канта. 4.
Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского категорического императива. Какие еще примеры такого рода можете Вы привести? 5.
Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? 6.
«Государство есть Божественная идея, как она существует на земле» (Гегель). Какое место в гегелевской философии занимает государство, нация? Каково отношение Гегеля к войне, миру? 7.
Что такое диалектический метод по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете? 8.
Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях? 9.
Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха.
ак можно назвать их учения? 10.
Какова гносеология Фейербаха? Каковы отношения Фейербаха с религией и Богом? Сопоставьте его с Гегелем и Кантом по этому вопросу. 11.
«Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Фейербах). Как называется философия, созданная Фейербахом? В чем достоинства и недостатки этой философии? 12.
Как Гегель трактует развитие, если в своей «Логике» он не говорит о времени? Может ли развитие совершаться вне времени? 13.
«Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, то есть так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть, безусловно, априорное суждение» (Кант). Какие знания Кант называет априорными? Существуют ли такие знания? 14.
Школьный учитель заметил на парте Р.
Зорге одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую премудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо!». Прокомментируйте
ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. «Движение, — пишет Ф. Энгельс, — есть способ существования материи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 59).
а) В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от понимания его в метафизическом материализме?
б) Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения?
в) На каком основании в диалектическом материализме утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо? 2.
Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием«движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»? 3.
Раскройте философское значение закона сохранения и превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = тс2. 4.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» одобрительно отзывается о высказывании Кирхгофа: «Покой — это частный случай движения».
а) Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга?
б) Можно ли покой рассматривать как движение, а движение — как покой?
в) Есть ли в движении нечто остающееся неизменным? Проанализируйте это на примерах из естественных и общественных наук, общественной практики.
г) Что сохраняется в равномерном и равноускоренном движениях? 5.
Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.
а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.
б) Биосистемы развиваются по законам механики.
в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.
г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение. 6.
«Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б.
Человеческое познание. М., 1957. С. 71).
Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма? 7.
Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:
а) субъективного идеализма;
б) объективного идеализма;
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма. 8.
Проанализируйте следующие концепции понимания пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести:
а) Абсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них.
б) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания.
в) Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел. 9.
Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их можно отнести:
а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.
б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.
в) Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной.
г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.
д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я». 10.
Кому может принадлежать следующее высказывание: «Пространство и время вовсе не форма "моего" созерцания — это форма организации общечеловеческого опыта»?
а) Канту;
б) Маху;
в) Дидро;
г) Гегелю;
д) Энгельсу;
е) Богданову.
11.
Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В связи с этим проанализируйте строки из стихотворения С.Я. Маршака:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Сопоставьте это суждение с высказываем Ф. Энгельса: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 50).
В каком отношении находятся между собой эти высказывания? 13.
«Основные формы всякого бытия, — писал Ф. Энгельс, — суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51). Ответьте на вопросы:
а) Относится ли это высказывание к бытию идей?
б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?
в) Разъясните замечание В.И. Ленина: «Время вне временных вещей = Бог» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 50).
г) Можно ли рассматривать пространство и время в физике И. Ньютона как реальности физического