ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 27 страница
ТАТХАГАТА-ГУПТА (санскр.). Тайный или сокрытый Татхагата, или «охраняющий», защищающий Будда; относится к нирманакаям.
ТАУ (евр.). То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау, но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским крестом с рукояткой, крукс ансата латинян, и идентично с египетским анкхом. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет Р.Ф.Маккензи, «это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в Обряде Королевской Арки». Он также называется астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы, что доказывает его присутствие на одном из храмов Паленке, также как и индусы, ставившие may в качестве знака на лбу своих чела.
ТАФОС (греч.). Гробница, саркофаг, который помещался в Адитум и использовался для целей посвящения.
ТАХМУРАТ (перс.). Иранский Адам, конём которого был Симург Анке, грифон-феникс, или бесконечный цикл. Повторение или воспоминание о перевоплощениях Вишну и Гаруды.
ТАШИЛУНПО (тибет.). Большой центр монастырей и учебных заведений в трёх часах ходьбы от Шигадзе; резиденция таши-ламы, о котором подробнее см. Панчен римпоче.Он был построен в 1445 г. по указу Цзонкапа.
ТВАШТРИ (санскр.). То же, что Вишвакарман, «божественный художник», плотник и оружейник богов. (См. Вишвакарман.)
ТЕАНТРОПИЗМ. Быть богом и человеком одновременно; божественный Аватар (см.).
ТЕБА (евр.). Природа; которая мистически и эзотерически то же, что её олицетворённый Элохим, ибо числовое значение обоих слов — Теба и Элохим (или Алейм) — одинаково, а именно 86.
ТЕЙОХЕЛ (евр.). Обитаемый мир, рождающий человека, наша земля в «Зогаре».
ТЕЛЕЦ (лат.). Одно из самых таинственных созвездий Зодиака, связанное со всеми «Первородными» солнечными богами. Телец отмечен буквой А, которая является его знаком, в еврейском алфавите — буквой Алеф; и потому это созвездие называется «Один», «Первый» — по вышеупомянутой букве. Отсюда и «Первородные», которым всем оно и было посвящено. Бык — это символ силы и порождающей мощи — Логоса; отсюда и рога на голове Изиды, женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца (верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой, отбрасывающий дракона, а христиане связывали этот знак и созвездие с Христом. Св. Августин называет его «великим Градом Бога»; египтяне — «толкователем божественного гласа», Апис-Пацисом Гермонта. (См. Зодиак.)
ТЕЛО ПРИЧИННОСТИ. Это «тело», которое не есть тело ни объективное, ни субъективное, но буддхи, Духовная Душа, названное так потому, что является прямой причиной состояния сушупти, ведущего к состоянию турья, наивысшему состоянию самадхи. Тарака раджа-йогами оно названо каранопадхи, «основа Причины»; в системе веданты оно соответствует как виджнанамайя, так и анандамайя коше — последняя следует за атмой и поэтому является проводником вселенского Духа. Один буддхи нельзя назвать «телом причинности», но он становится таковым в соединении с манасом, воплощающейся сущностью или Эго.
ТЕЛУГУ. Один из дравидских языков, на котором говорят в Южной Индии.
ТЕМУРА (евр.). Буквально, «Изменение». Название раздела практической каббалы, касающегося аналогий между словами, взаимоотношение которых указывается определёнными изменениями в расстановке букв или заменой одной буквы на другую.
ТЕОГОНИЯ. Происхождение богов; тот раздел всех нехристианских теологий, который учит генеалогии различных божеств. Древнегреческое название того, что позднее было переведено как «родословная происхождения Адама и Патриархов» — последние все суть «боги, планеты и знаки Зодиака».
ТЕОДИДАКТ (греч.). Буквально, «Богом наученный». Так называли Аммония Саккаса, основателя неоплатонической эклектической школы филалетов в четвёртом веке в Александрии.
ТЕОДИЦЕЯ.«Божественное право», то есть привилегия всемилостивого и справедливого Бога поражать невинных и сокрушать тех, кому это предопределено, и при том всё же оставаться любящим и справедливым Божеством; в богословии — тайна.
ТЕОКРАЗИЯ. Буквально, «смешение богов». Поклонение различным богам, как, например, Иегове и богам неевреев в случае евреев-идолопоклонников.
ТЕОМАНТИЯ. Прорицание с помощью оракулов, от теос, бог, и мантия, пророчествование.
ТЕОМАХИЯ. Сражение с богами или против них, как например, «Война Титанов», «Война в Небесах», и сражение Архангелов (богов) против своих братьев, полчищ Сатаны (бывших богов, асуров и т.д.)
ТЕОПАТИЯ. Страдания во имя своего бога. Религиозный фанатизм.
ТЕОПЕЙЯ (греч.). Магическое искусство наделения фигур, статуй и других неодушевлённых предметов жизнью, речью и движением.
ТЕОПНЕЙСТИЯ. Откровение; нечто, данное или вдохновлённое богом или божественным существом. Божественное наитие.
ТЕОСОФИЯ (греч.). Религия Мудрости или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.
ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО или «Всемирное Братство». Основано в 1875 г. в Нью-Йорке полковником Г.С.Олькоттом и Е.П. Блаватской при содействии У.К.Джаджа и некоторых других. Первоначально провозгласило своей целью научное исследование психических или так называемых «духовных» феноменов, после чего были объявлены три его главные задачи, а именно: 1) Братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке. В данный момент (1890 г.) оно имеет более 250 филиалов, разбросанных по всему земному шару, большинство из которых находится в Индии, где расположена также его штаб-квартира. Оно состоит из нескольких больших секций — индийской, американской, австралийской и европейской.
ТЕОСОФЫ. Этим именем себя называли многие мистики различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо, либо объединённых в братство или общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам теософии. Как обрисовано братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы прошлых столетий — «чистые теоретики, не основавшие школ, всё же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит время, многие идеи, предложенные таким образом, бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли. Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета, но и силы, проходил через некоторых ревнителей в высших степенях Масонства. Всё же эта сила в значительной степени угасла вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит мало следов теософского влияния. Какими бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти, Паскуалиса, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество». Это верно в отношении теософов предыдущих трёх столетий, но не современных. Ибо теософы нынешнего века уже оставили зримый след в современной литературе и возбудили среди наиболее интеллигентных слоёв человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прежней и современной Теософией.
ТЕОФИЛАНТРОПИЗМ (греч.). Любовь к Богу и человеку или, вернее, в философском смысле, любовь к Богу через любовь к Человечеству. Некие личности, которые во времена первой революции во Франции стремились заменить христианство чистой филантропией и здравым рассудком, называли себя теофилантропами.
ТЕОФИЛОСОФИЯ. Теизм и философия вместе.
ТЕРАПЕВТЫ (греч.). Школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Они были «целителями» в том же смысле, как некоторые «христианские» и «ментальные» учёные. Члены Т.О. [Тесофского Общества], являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и исследователями эзотерических наук. Филон Иудей называет их «слугами бога». Как справедливо сказано в «А Dictionary of... Literature, Sects, and Doctrines» (т. IV, ст. «Филон Иудей») в отношении терапевтов: «Нет основания считать их отдельной «сектой», но скорее эзотерическим кружком иллюминатов, «мудрых людей»... Они были созерцательными эллинистическими иудеями».
ТЕРАТОЛОГИЯ. Греческое название, введённое Жоффруа Сент Илером для обозначения предродового образования уродов, как человеческих, так и животных.
ТЕРАФИМЫ (евр.). То же, что серафимы или боги кабиры; образы змей. Первые Терафимы, согласно легенде, были получены Дарданом в качестве приданого и увезены им в Самофракию и Трою. Идолы-оракулы древних евреев. Рахиль похитила их у своего отца Лавана [Быт., XXXI, 19].
ТЕРМУТИС (егип.). Корона из змей богини Изиды; также имя легендарной дочери фараона, которой приписывается спасение Моисея из вод Нила.
ТЕТРАГРАММАТОН. Четырёхбуквенное имя Бога, его греческое название; четыре буквы на древнееврейском — это: «Йод Хе Вау Хе», или на английском — IHVH. Подлинное древнее произношение ныне утеряно; искренние иудеи считали это имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении священных текстов заменяли его именем Адонай, что означает Владыка. В каббале I связывается с Хокмой, Н — с Биной, V — с Тиферетом, а конечное Н — с Малкутом. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, а многие современные учёные-библеисты пишут его как Яхве. В «Тайной Доктрине» имя Иегова приписывается лишь сефире Бина, но это не признаётся розенкрейцерской школой каббалистов и Матерсом в его переводе «Kabbalah Denudata» Кнорра фон Розенрота. Некоторые авторитеты каббалы относят к IHVH лишь одну Бину, но только в отношении Иеговы экзотерического Иудаизма. IHVH каббалы имеет лишь отдалённое сходство с Богом Ветхого Завета. (W.W.W.).
«Каббала» Кнорра фон Розенрота не является авторитетом для восточных каббалистов; ибо хорошо известно, что при написании своей «Kabbalah Denudata», он следовал скорее современным, нежеле древним (халдейским) манускриптам, и столь же хорошо известно, что те манускрипты и рукописи «Зогара», которые классифицируются как «древние», упоминают и даже используют еврейские главные, или мазоретские, точки. Одно это сделало бы эти, якобы относящиеся к «Зогару» книги неподлинными, ибо не существует прямых следов употребления системы мазоры до 10 столетия нашей эры, и даже косвенных следов — до 7 века. (См. Тетрактис.)
ТЕТРАКТИС или Тетрада. Священная четвёрка, которой клялись пифагорейцы; это была их наиболее обязывающая клятва. Она имеет весьма мистическое и разнообразное значение, являясь тем же, что и Тетраграмматон. Прежде всего, это — Единство, или Единый в четырёх различных аспектах; затем это — фундаментальное число Четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, — число совершенства; и, наконец, оно означает первичную триаду (или треугольник), слитую в божественную монаду. Кирхер, учёный каббалист-иезуит, в своём труде «Œdipus Ægypticus» (II, с. 267) представляет Неизречённое Имя IHVH [Йод Хе Вау Хе] — одну из каббалистических формул 72 имён — в виде пифагорейской Тетрады. М-р И.Мейер даёт это таким образом:
• | י | = 10 | ||
• • | Неизречённое Имя тогда: | הי | = 15 | |
• • • | והי | = 21 | ||
• • • • | הוהי | = 26 | ||
----- | ----- | |||
Он также показывает, что «священная Тетрада пифагорейцев, оказывается, была известна древним китайцам». Как объяснено в «Разоблачённой Изиде» (I, с.XX), мистическая декада, сумма Тетрактиса, или 1 + 2 + 3 + 4 = 10, является способом выражения данной идеи. Единица есть безличный принцип, «Бог»; два — материя; три, соединяя монаду и дуаду, и обладая природой их обеих, представляет мир явлений; Тетрада, или форма совершенства, выражает пустоту всего; а декада, или сумма всего, вмещает в себя весь Космос.
ТЕУРГ. Первая школа практической теургии (от Θεοs, бог, и εργον, работа) в христианский период была основана Ямвлихом среди александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времён. Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось некромантией) делались видимыми глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания святилищ всех великих стран. Неоплатоников школы Ямвлиха называли теургами, ибо они совершали так называемую «церемониальную магию» и вызывали simulacra, или образы древних героев, «богов» и даймонов (δαιμονια, божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, — ему приходилось совершать теопейю, или «сотворение богов», посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвящённых браминов Индии. Это то, о чём говорится в «Книге Вызываний», хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии и александрийских платоников.
Следующее взято из «Разоблачённой Изиды»: «Брамин грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважиться вызывать питри. После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний и пр., и начертил магические круги, преподанные ему высшим гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестаёт дышать и призывает огонь (кундалини) помочь ему рассеять своё тело». Установленное количество раз он произносит священное слово, и «его душа (астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в тело-двойник и одушевляет его». Затем «его (теурга) душа (астрал) снова входит в своё тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства), после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал»... И затем вызыватель задаёт последнему вопросы «по тайнам Бытия и преобразованию нетленного». По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса — такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния — посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая своё астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога. (См. Ямвлих.)
ТЕУРГИЯ (греч.). Общение с планетарными духами и ангелами — «богами Света», и средство привлечения их на землю. Лишь знание внутреннего смысла их иерархий и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть абсолютно достойным и бескорыстным.
ТЕФНУТ (егип.). (Tafne) Богиня; дочь Солнца, изображаемая с головой львицы. (Tefnant) Одно из трёх божеств, обитающих в «земле возрождения богов» и добрых людей, то есть анру (дэвакхане). Эти три божества суть Шу, Тефнант и Геб.
ТИАМАТ (халд.). Дракон женского пола, олицетворяющий океан: «великая матерь» или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в её открытый рот и убил её.
ТИАУ (егип.). Разновидность дэвакханического посмертного состояния.
ТИАУАНАКО (перуан.). Чрезвычайно величественные руины доисторического города в Перу.
ТИККУН (халд.). Проявленный Человек, или Адам Кадмон, первый луч проявленного Логоса.
ТИНДАРЕЙ (греч.). Царь Спарты, по преданию, супруг Леды, матери Кастора и Поллукса и Троянской Елены.
ТИРТХАКИ или Тиртхика и Тиртхьи (санскр.). «Еретические учителя». Эпитет, который буддийские аскеты прилагают к браминам и некоторым йогам Индии.
ТИРТХАНКАРА (санскр.). Святые и владыки джайнов; всего их двадцать четыре. Утверждается, что один из них был духовным гуру Гаутамы Будды. Тиртханкара - синоним джайна.
ТИРЬЯКСРОТА (санскр.). От тирьяк, «согбенный», и сротас, (пищеварительный) «канал». Означает «сотворение» Брамой людей, как существ, желудки которых, в силу их вертикального положения двуногих, находились в горизонтальном положении. Это — изобретение Пуран, отсутствующее в оккультизме.
ТИТАНЫ (греч.). Великаны божественного происхождения в греческой мифологии, начавшие войну против богов. Прометей был одним из них.
ТИТИКША (санскр.). Буквально, «выдержка, терпение». Титикша, дочь Дакши и супруга Дхармы (божественного закона), является олицетворением этого [качества].
ТИФЕЙ (греч.). Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом Ветров, как Шива был отцом марутов — также «ветров». Он начал войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.
ТИФЕРЕТ (евр.). Красота; шестой из десяти сефиротов, мужская активная сила, отвечающая вау, V, из Тетраграмматона IHVH [Йод Хе Вау Хе]; также называется Мелек, или Царь; и Сын. Это центральная сефира из тех шести, что образуют Зауир Анпин, Микропросопус, или Меньший Лик. Переводится как «Красота» и «Кротость».
ТИФОН (егип.). Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным «Принципом Зла» или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими «принципами» божественного тела Озириса, бога в них, — так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон — той же самой вселенной в её материальном проявлении. Эти двое в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон — это земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 «Ритуала» («Книги Мёртвых») Тифон описан как «Сет, прежде называвшийся Тотом». Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к «великому и доброму богу», а в других — как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как «лучший и щедрейший из богов», а в других — как «тёмный, чёрный, разрушающий, ужасный» и «свирепый бог»? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена представленный как благотворное существо, бог огня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, то есть олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют, — до тех пор они просто являются воплощением среднего личного бога. Всё же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; короче говоря, они становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике церквям удалось по сей день сохранить в некоторых умах еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумение возрастает. Если принять Тифона — как это делают оккультисты — за составную часть Озириса, точно так же, как Ариман неотделим от Ахура Мазды, а Змий «Книги Бытия», тёмный аспект Элохима, сливается с нашим «Господом Богом», — то все трудности в его природе исчезают. Тифон — более позднее имя Сета; позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвёртая династия; ибо в «Ритуале» читаем: «О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздаёт по заслугам». Тифон, несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн — «тёмный бог». В «Книге Мёртвых» Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) — его духовным двойником — теряет свою силу так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди — аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей силой, так Сет-Тифон связан с быком Аписом, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива — это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, ибо некоторые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и канон религиозных обрядов «избранного народа». Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), изгонявшегося в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козёл был посвящён Тифону, и что над головою этого Тифонова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? «И возьмёт двух козлов ... и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения (Азазеля)... и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых ... и отошлёт ... в пустыню» (Левит, XVI). И как козёл египтян служил искуплением у Тифона, так и козёл израильтян — «жертва повинности ... пред Господом» (там же, V, 19). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов «Жизнедателем» и «распределителем Смерти» — Озирис и Тифон, Ахура Мазда и Ариман и т.д., и т.д. — то легко будет понять утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей четверицы, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в «Ритуале» обвиняется в том, что «крадёт рассудок у души». Поэтому он изображён борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остаётся погруженным во зло и тьму. Таким образом, легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что, потерпев поражение в битве с Гором, Тифон «убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса». Теперь, так как Тифону позднее поклонялись в образе осла, и так как названием осла служат АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени — Иудея и Иерусалим — порожденные Тифоном.
ТИШЬЯ (санскр.). То же, что Кали юга, Четвёртый Век.
ТО ОН (греч.). «Сущий», «Неизречённое Всё» Платона. Тот, «кого никто не видел, кроме Сына».
ТОБО (гност.). В «Кодексе Назореев» таинственное существо, которое переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни и поэтому называется «освободителем души Адама».
ТОДЫ. Таинственный народ в Индии, обнаруженный в неизведанных дебрях Нильгири (Голубых) Гор в округе Мадрас, происхождение, язык и религия которых неизвестны по сей день. Они полностью отличаются — этнически, филологически, и всем прочим — от бадагов и мулукурумбов, двух других племён, обитающих в тех же горах.
ТОМЕЯ (егип.). Богиня Справедливости, с завязанными глазами и крестом в руке. То же, что греческая Фемида.
ТОПОРИК. В египетских иероглифах символ силы, а также смерти. Топорик называется «Разрубателем Узла», то есть женитьбы или каких-либо других уз.
ТОР (сканд.). От тонар — «греметь». Сын Одина и Фрейи; владыка всех стихийных духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днём Юпитера, Jovis dies; Jeudi по-французски — пятый день недели, также посвящён планете Юпитер.
«ТОРА» (евр.). «Закон», записанный через перестановку букв еврейского алфавита. О «сокровенной “Торе”» говорится, что перед тем, как Ат-ти-ка («Старец Старцев»), готовясь проявить Себя, облёкся в части (или члены), Он пожелал сотворить «Тору»; последняя, сразу после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами: «Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах». Другими словами, «Тора», Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является вставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и развиваясь, некогда мистический Закон раннего каббалиста был преображён и приспособлен раввинами для замены его мёртвой буквой любой метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и талмудический Закон подчиняет себе Эйн-Соф и любой божественный Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические толкования.
TOPAЛВА, д-р Эжен. Врач, живший в четырнадцатом веке, который получил в качестве подарка от брата Пьетро — крупного мага и доминиканского монаха — демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно служил ему. (См. «Разоблачённая Изида», II, 50.)
ТОТ (егип.). Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остаётся неизменным от первой до последней династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала — обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей коренной расе («Тайная Доктрина», И, с. 230, 231). Он «Владыка Гермополя» — сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит «Око Гора», третий глаз. Он греческий Гермес, бог учёности, и Гермес Трисмегист, «Трижды величайший Гермес», покровитель физических наук, а также покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S., «Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и всё же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира, при той грубости ещё только — как предполагают — нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля». Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении: «Мудрость египтян». ...«Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в его образе, утвердились 6000 лет тому назад». Согласно Платону, «Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв». Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: «Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ». Другими словами, Тот, как регистратор и летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямвлих указывает, что «крест с рукояткой (may), который Тот держит в руке, был не чем иным, как монограммой его имени». Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал кадуцеем. М-р Бонвик говорит: «Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель звёздного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте».