Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет.

Теперь можно прояснить правильное отношение к постижению реальности духовных сущностей миров АБЕА, ведь в мироздании нет ни малейшей детали, которая не подразделялась бы в соответствии с четырьмя видами познания.

По отношению к познанию в каждом мире можно выделить четыре типа:

· сосуды мира определяются как материя мира;

· заполнение сосудов мира Высшим светом[481] является формой материи;

· Высший свет как таковой, отделенный от материи мира, является абстрактной формой;

· Суть.

В системе миров:

· миры Брия, Ецира, Асия являются материей;

· свечение Ацилут в мирах БЕА является формой, одевающейся в материю;

· мир Ацилут – абстрактная форма;

· мир Бесконечности является сутью.

В 10 сфирот:

· бина, тифэрэт и малхут – материя;

· свечение хохма в бине, тифэрэт и малхут – форма, облаченная в материю;

· хохма – абстрактная форма;

· кетэр – суть.

Итак, в каббале, речь идет только о трех мирах БЕА, считающихся материалом, и представляющих собой сфирот бина, тифэрэт и малхут; а также о свечении мира Ацилут, «одетом» в три мира БЕА, то есть, ор хохма, «одетый» в бину, тифэрэт и малхут, – форму, воплощенную в материю.

Сказанное справедливо, как для всего творения в общем, так и для любой его части. Соответственно, если человек, изучающий данную науку, не будет постоянно следить за тем, чтобы его мысли и понимание находились в пределах этих двух видов познания, он сразу же запутается в рассматриваемых вопросах, так как не сможет понять истинный смысл основных определений.

3. Следует знать: несмотря на то что в каббале подробно объясняются мельчайшие детали каждого из миров, основное внимание всегда сконцентрировано на человеческих душах, находящихся на уровне соответствующего мира. То, о чем говорится и что разъясняется в отношении других аспектов, рассматривается лишь для того, чтобы узнать, что души получают от них. Тот материал, который не имеет отношения к вопросу получения душами, полностью опускается.

Существует четыре уровня творения:

· неживой;

· растительный;

· животный;

· говорящий.

В каждом из миров, включая наш мир, эти уровни являются четырьмя уровнями желания получать. В каждом из них также существует четыре уровня: неживой, растительный, животный и говорящий.

Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет. - student2.ru

Рис. 18.2. Ступени в уровнях развития желания.

Человек тоже состоит из четырех уровней желания:

1. желание получать в той мере, в какой это необходимо для поддержания существования;

2. желание получать сверх меры необходимого для существования, стремление к излишествам и роскоши;

3. жажда наслаждений, которые предоставляет общество (слава и власть);

4. стремление к знаниям.

Первый и второй уровни человеческого желания получают и питаются от низших по отношению к ним уровней (неживого, растительного, животного). Третий уровень желания получает и наполняется от равных себе. Четвертый получает наслаждение и наполняет себя от высшего по отношению к нему уровня, то есть от сути мудрости и разума, представляющих собой духовные понятия.

Все миры являются оттиском друг с друга по направлению сверху вниз, и все находящееся на уровнях неживой, растительный, животный и говорящий в мире Брия отпечатывается в мире Ецира. Соответственно, из уровней: неживой, растительный, животный и говорящий мира Ецира отпечатываются уровни: неживой, растительный, животный и говорящий мира Асия. Далее, неживой, растительный, животный и говорящий уровни мира Асия отпечатываются уровни: неживой, растительный, животный и говорящий – в этом мире.

В мирах:

· неживой уровень в духовных мирах называется «дворцы»;

· растительный уровень называется «одеяния»;

· животный – «ангелы»;

· уровень говорящий – это души людей соответствующего мира;

· десять сфирот в каждом мире – это Высший свет.

УРОВНИ ЖЕЛАНИЯ неживой растительный животный говорящий
В ЧЕЛОВЕКЕ телесные богатство почести знания
В МИРАХ дворцы одеяния ангелы души людей

Таблица 1.

Души людей являются центром каждого из миров. Они получают наполнение от всей духовной реальности соответствующего мира, так же как человек в материальном мире получает наполнение от всей материальной действительности нашего мира.

Это происходит следующим образом:

· в первой стадии, которая является желанием получать в той мере, в какой это необходимо для поддержания существования, человек получает свет от «дворцов» и «одеяний»;

· во второй стадии, которая является излишествами животных желаний, – от ангелов, то есть получает духовный свет в количестве большем, чем необходимо для существования, чтобы развить сосуды, в которые одета его душа. В первой и второй стадиях он получает от низших по отношению к нему уровней, которыми являются дворцы, одеяния и ангелы, находящиеся там. Их уровень ниже уровня душ людей;

· в третьей стадии, представляющей собой человеческие желания, которые развивают дух, человек получает от равных ему, то есть от всех душ, находящихся в данном мире, и с их помощью увеличивает количество света, наполняющего его душу;

· в четвертой стадии желания, то есть в стремлении к наукам, он получает от сфирот соответствующего мира.

Душа человека, находящаяся в каждом из миров, должна развиваться и совершенствоваться от всего, что находится в этом мире.

В каббале говорится обо всех частичках Высших миров: сфирот, души, ангелы, одеяния или дворцы. Несмотря на то что они изучаются как таковые, необходимо непременно помнить, что о них говорится только относительно человеческой души, получающей и питающейся от них. Все они направлены на обеспечение потребностей души. Если в процессе изучения каббалы учащийся будет неукоснительно следовать этой линии, то тогда он правильно поймет эту науку.

Вопросы и ответы

Вопрос: Чем исследование каббалиста отличается от исследования ученого?

Каббалист выявляет иную причину.

Я не изучаю, как одна молекула приводит к возникновению другой, а раскрываю это в виде силы, свойств. Что я раскрываю в Творце? Я обнаруживаю, что Он является Высшим по отношению ко мне. Иными словами, Творец – это совокупность свойств, более высокая по сравнению со мной закономерность. Высшая ступень содержит в себе те же силы, свойства, что и я, – иначе как бы я мог улавливать ее?

Можно сказать так: Высший свет абстрактен, а я внутри пробуждающегося во мне решимо[482] каждый раз представляю себе последующую высшую ступень еще более высокой. Однако я представляю ее себе исходя из проекции собственных свойств. Именно я представляю себе Творца, именно я каждый раз рисую Его перед своим внутренним взором. Я обязан воображать себе Творца, иначе мне не уловить Его. Абстрактный, лишенный одеяний свет я не воспринимаю. Я представляю себе Творца посредством своих пяти органов чувств, в своих пяти келим: КАХАБ-ТУМ (кетэр, хохма, бина, тифэрэт, малхут).

Можно говорить о том, что за этим следует абстрактная форма и суть Творца, Ацмуто, однако она уже не поддается восприятию.

Вопрос: Что является инструментом исследователя?

Никакая наука этого мира не требует от человека изменить себя для того, чтобы иметь возможность исследовать и понимать законы природы. Это и понятно: законы природы – это наши законы, и мы обладаем той же природой, что и они. Я пребываю в подобии свойств с неживой, растительной, животной природой в этом мире, и поэтому способен ее изучать.

Однако когда речь идет об исследовании иной природы, с которой у нас нет подобия свойств, мы должны сначала приобрести кли, которое ее ощущает. Кли позволяет осуществлять исследования только согласно подобию свойств: насколько я уподобляюсь духовной природе, настолько могу в нее проникнуть. Один и тот же закон подобия свойств при восприятии чего-либо отличного действует как в духовном, так и в материальном мире.

Заключение

Мы не мо­жем ска­зать, ка­кую фор­му име­ют ми­ры от­но­си­тель­но Творца – мы по­сти­га­ем их толь­ко в мере возможностей на­ших ор­га­нов чувств и от­но­си­тель­но собственных ощу­ще­ний.

Известно, что не происходит из­ме­не­ний в све­те, а все из­ме­не­ния происходят толь­ко в со­су­дах, то есть в на­ших ор­га­нах ощу­ще­ния, и из­ме­ря­ет­ся со­глас­но на­шим пред­став­ле­ни­ям. Поэтому, ес­ли несколько лю­дей наблюдают один и тот же ду­хов­ный объ­ект, ка­ж­дый по­сти­га­ет его со­глас­но сво­ему пред­став­ле­нию и ощу­ще­нию.

Тест

1. В чем состоит замысел творения?

а. – сотворить творения

б. – насладить творения

в. – насладить Творца

г. – сотворить миры

2. Чем являются миры БЕА?

а. – материей

б. – формой, облаченной в материю

в. – абстрактной формой

г. – сутью

3. Чем является свечение хохма в бине, тифэрэт и малхут?

а. – материей

б. – формой, облаченной в материю

в. – абстрактной формой

г. – сутью

4. Что не изучается в каббале?

а. – материя

б. – форма, облаченная в материю

в. – абстрактная форма и суть

г. – материя миров

5. Относительно чего изучаются все процессы и явления в каббале?

а. Творца

б. душ

в. миров

г. сфирот

6. В чем происходят изменения?

а. в свете

б. в Творце

в. в сосудах

г. в свете и Творце

Дополнительный материал

Комментарии М. Лайтмана на статью Бааль Сулама «Пре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го»

(«Пре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го», над ко­то­рым на­чал работать Ба­аль Су­лам, бы­ло пред­вест­ни­ком «Уче­ния Де­ся­ти Сфи­рот». Однако вско­ре он по­нял, что на­до пи­сать со­вер­шен­но дру­гой учеб­ник – ака­де­ми­че­ский, боль­шой. Он ос­та­вил эту кни­гу и приступил к созданию шес­ти­том­ни­ка «Уче­ние Де­ся­ти Сфи­рот». Кни­га, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Пи Ха­хам» – «Ус­та муд­ро­го», так и ос­та­лась не­из­дан­ной).

Че­ло­век нис­хо­дит в этот мир, что­бы, пребывая имен­но в нем, дос­тичь оп­ре­де­лен­ной це­ли. Решить эту задачу, как го­во­рят нам каб­ба­ли­сты, можно толь­ко по­сред­ст­вом такой нау­ки, как каб­ба­­ла.

Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет. - student2.ru

Рис. 18.3. Схема кругооборота души.

Однако тут же воз­ни­ка­ет во­прос: чем же выделяется каб­ба­­ла из огромного списка ос­таль­ных на­ук? Почему ею непременно дол­жен ов­ла­деть ка­ж­дый человек, а ес­ли не сделает этого, то будет счи­тать­ся, что он зря ­жил в этом ми­ре? Как со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка связано с изу­че­нием каб­ба­­лы? Ка­кая необходимость в обязательном овладении этой нау­кой?

Ес­ли я занимаюсь исследованиями в об­лас­ти фи­зи­ки, хи­мии или лю­бой дру­гой академической нау­ки, то, утратив интерес или испытав разочарование, я мо­гу оставить свои занятия, ни­кто ме­ня к этому не обя­зы­ва­ет, не ра­ди это­го, что называется, я ро­дил­ся. Однако каб­ба­­ла – со­всем иное дело. Тот, кто не за­ни­мал­ся ею, не ос­во­ил, не реа­ли­зо­вал ее в се­бе, счи­та­ет­ся ро­див­шим­ся напрасно.

Рас­смот­рим ус­ло­вие, выдвигаемое ис­сле­до­вателями-каб­ба­ли­стами: «Не по­стиг­ну­тое не опи­сы­ва­ем». Име­ет­ся в ви­ду как то, что еще не по­стиг­ну­то этой нау­кой, так и то, что во­об­ще по­стичь не­воз­мож­но (су­ть Выс­шей си­лы). По­это­му каб­ба­ли­сты от­ка­зы­ва­ют­ся да­же чис­то тео­ре­ти­че­ски, гипотетически рас­су­ж­дать о су­ти Выс­шей си­лы и, тем бо­лее, да­вать сво­им предположениям оп­ре­де­ле­ния, име­на и т.д. С од­ной сто­ро­ны, мы долж­ны изу­чать эту нау­ку, и она наглядно демонстрирует возможность рас­кры­тия Выс­шей си­лы, а с дру­гой – мы го­во­рим, что рас­кры­вать, ощу­щать, ис­сле­до­вать Выс­шую си­лу мы мо­жем толь­ко в той ме­ре, в какой яв­но по­сти­га­ем ее на се­бе. То есть эта нау­ка имеет аб­со­лют­но прак­ти­че­ское приложение.

Все оп­ре­де­ле­ния, да­вае­мые Выс­шей си­ле, от­но­сят­ся не к ее су­ти, а к све­ту, ис­хо­дя­ще­му от нее, не к са­мо­му ис­точ­ни­ку, а к то­му, как он на­пол­ня­ет нас. Да­же оп­ре­де­ле­ние «Бесконеч­ность» в каб­ба­­ле оз­на­ча­ет свет, ис­хо­дя­щий из су­ти Выс­шей си­лы. По­сколь­ку ис­сле­до­ва­те­ли-каб­ба­ли­сты оп­ре­де­ли­ли, что све­т, распространяющийся из су­ти Твор­ца от­но­си­тель­но по­лу­чаю­щих тво­ре­ний, яв­ля­ет­ся бес­ко­неч­ным, они на­зва­ли его та­ким име­нем.

По­че­му мы на­зы­ва­ем свет бес­ко­неч­ным? По­то­му что мы на­хо­дим­ся в из­на­чаль­ном со­стоя­нии, ко­гда отсутствуют какие-либо ог­ра­ни­че­ния на по­лу­че­ние на­пол­не­ния. По­то­му мы и на­зы­ва­ем се­бя, свое кли, свое со­стоя­ние бес­ко­неч­ным, без­гра­нич­ным: бе­ри, сколь­ко хо­чешь. Есть та­кое по­ня­тие в фармакологии – «quantum satis» (сколь­ко нужно), то есть до пол­но­го на­сы­ще­ния. В каббале это на­зы­ва­ет­ся «бес­ко­неч­ность».

Не­зыб­ле­мый за­кон гла­сит, что запрещено (запрещено в каббале означает невозможно) даже размышлять о су­ти Выс­шей си­лы, по­сколь­ку суть не­воз­мож­но по­стичь и именовать, ведь имя ука­зы­ва­ло бы на оп­ре­де­лен­ную сте­пень по­сти­же­ния. По­это­му и го­во­рит­ся: «То, что не по­сти­га­ем, не на­зы­ва­ем».

Бога, Тво­рца, Соз­да­теля – все, что от­но­сит­ся к Выс­шим ми­рам, и то, что че­ло­век не ощущает в се­бе яв­но, как на­уч­ные дан­ные, – в каб­ба­­ле ис­сле­до­вать за­пре­ще­но.

Напротив, свету, ис­хо­дя­щему из Выс­шей си­лы, че­ло­век мо­жет по ре­зуль­та­там сво­их ис­сле­до­ва­ний давать какие-либо определения и ха­рак­те­ри­сти­ки. По­сколь­ку ка­ж­дый из нас пред­став­ля­ет со­бой как бы при­ем­ник воздействий све­та, ибо они оп­ре­де­ля­ют все на­ше су­ще­ст­во­ва­ние, то их ис­сле­до­ва­ние и пра­виль­ное ис­поль­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся не­пре­лож­ной обя­зан­но­стью каждого человека. Ведь тем са­мым мы изу­ча­ем пу­ти влияния Выс­шей си­лы на нас.

Итак, что мы долж­ны изу­чать? Мы долж­ны стре­мить­ся к то­му, что­бы нас на­пол­нил Выс­ший свет. Его на­пол­не­ние, то есть на­ши ка­че­ст­ва, ко­то­рые он из­ме­ня­ет, и яв­ля­ют­ся пред­ме­том изучения данной нау­ки. Результаты этих зна­ний со­став­ля­ют суть каб­ба­­лы, а пра­виль­ное их при­ме­не­ние при­во­дит к на­пол­не­нию че­ло­ве­ка Выс­шим све­том и яв­ля­ет­ся дос­той­ным воз­на­гра­ж­де­ни­ем за тру­ды.

Каббала – прикладная нау­ка, обучающая тому, как и на­сколь­ко ты дол­жен се­бя из­ме­нить и что ты в результате по­лу­чишь, что те­бя на­пол­нит. Кли (со­суд) и ор (свет) – ни­че­го боль­ше в этой нау­ке нет, кроме ус­ло­вия, при ко­то­ром это кли, данный со­суд, на­пол­ня­ет­ся све­том. Ус­ло­вие на­зы­ва­ет­ся «эк­ран» (ивр. «масах») или «по­до­бие».

Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет. - student2.ru

Рис. 18.4. Свет и сосуд (ор и кли).

В «Кни­ге Зо­ар» говорится, что все Выс­шие ми­ры соз­да­ны для то­го, что­бы при­вес­ти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ст­ву. Эта цель яв­ля­ет­ся при­чи­ной со­тво­ре­ния всех ми­ров: «Окон­ча­ние дей­ст­вия изначально на­хо­дит­ся в за­мыс­ле тво­ре­ния».

Все соз­да­ет­ся, толь­ко ис­хо­дя из окон­ча­тель­но­го со­стоя­ния. Его нель­зя дос­тичь, ес­ли не бу­дет некоторых про­ме­жу­точ­ных со­стоя­ний, ко­то­рые образуются на пу­ти постижения как вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва. Окон­ча­тель­ный ре­зуль­тат все­гда оп­ре­де­ля­ет, что должно находиться по­се­ре­ди­не. Ис­хо­дя из конечного ре­зуль­та­та – слия­ния с Твор­цом – не­об­хо­ди­мо соз­дать та­кие про­ме­жу­точ­ные со­стоя­ния, ко­то­рые бы­ли бы противоположны этому слия­нию. Они-то и на­зы­ва­ют­ся ми­ра­ми.

Основываясь на пер­во­при­чи­не – «на­сла­дить тво­ре­ния Сво­им све­том» – соз­да­ны Выс­шие ми­ры, наш мир, и че­ло­век, со­стоя­щий из двух сущ­но­стей, об­ла­чен­ных од­на в дру­гую: ду­ша, по­ме­щен­ная в ма­те­ри­аль­ное те­ло.

Итак, из­на­чаль­но че­ло­век по­ме­ща­ет­ся Выс­шей си­лой в ­низ­шее из всех возможных со­стоя­ний – ма­те­ри­аль­ное те­ло с об­ла­чен­ной в не­го ду­шой, и че­рез сис­те­му нис­хо­дя­щих ми­ров Выс­шая си­ла воз­дей­ст­ву­ет на че­ло­ве­ка с це­лью раз­вить его ду­шу, ду­хов­ный со­суд для по­лу­че­ния све­та, на­столь­ко, что­бы це­ли­ком за­пол­нить его. Как ска­за­но: «И на­пол­нит­ся зем­ля (зем­ля – на ив­ри­те «эрец» от сло­ва «ра­цон» – «же­ла­ние») зна­ни­ем Твор­ца, так как по­зна­ют Ме­ня все, от ма­ла до ве­ли­ка»[483].

Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет. - student2.ru

Рис. 18.5. Воздействие в нашем мире Высшей силы на человека через систему нисходящих миров.

Аб­со­лют­но все ке­лим бу­дут ис­прав­ле­ны и на­пол­не­ны све­том. Все вме­сте они на­зы­ва­ют­ся: в ис­прав­лен­ном со­стоянии – ду­шой, а в не­ис­прав­лен­ном – же­ла­ния­ми че­ло­ве­ка.

Ду­ша че­ло­ве­ка со­сто­ит из желаний на­пол­не­ния Выс­шим све­том. Из­на­чаль­но эти же­ла­ния эгои­сти­че­ские. Однако это не проявлено толь­ко от­но­си­тель­но нас, а на са­мом де­ле это кли су­ще­ст­ву­ет извечно.

Вслед­ст­вие изу­че­ния каб­ба­­лы, то есть при­вле­че­ния Выс­ше­го све­та, в че­ло­ве­ке на ка­ж­дое же­ла­ние – от са­мо­го ма­ло­го до са­мо­го боль­шо­го – воз­ни­ка­ет на­ме­ре­ние на­пол­нить­ся, чтобы достичь по­до­бия Выс­шей си­ле.

Свет, ко­то­рый при­хо­дит к нам в ре­зуль­та­те за­ня­тий, по­сте­пен­но созда­ет в нас эк­ран на ка­ж­дое, все боль­шее и боль­шее эгоистическое желание.

Из­ме­не­ние эгои­сти­че­ско­го на­ме­ре­ния на аль­труи­сти­че­ское на­зы­ва­ет­ся дей­ст­ви­ем ис­прав­ле­ния. Ис­прав­лен­ное же­ла­ние, в со­от­вет­ст­вии с его по­до­би­ем Выс­шей си­ле, за­пол­ня­ет­ся Выс­шим све­том, ощу­ще­ни­ем Выс­шей си­лы, Твор­ца. Ис­пра­вив на­ме­ре­ние на все же­ла­ния, че­ло­век по­сти­га­ет весь свет, ис­хо­дя­щий от Выс­шей си­лы лич­но к не­му. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ет­ся лич­ным ис­прав­ле­нием. Тем самым, че­ло­век дос­ти­га­ет пол­но­го лич­но­го еди­не­ния с Выс­шей си­лой.

Само по себе это еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся окончательным ис­прав­ле­ни­ем. Из это­го со­стоя­ния на нас нис­хо­дит свет, ко­то­рый и за­став­ля­ет нас действовать. Каждое на­ше дей­ст­вие, все на­ши со­стоя­ния оп­ре­де­ля­ют­ся све­том, ис­хо­дящим из са­мо­го по­след­не­го со­стоя­ния – пол­но­го ис­прав­ле­ния: от­ту­да он тянет нас к се­бе.

Со­стоя­ния, ко­то­рые ка­ж­дый из нас ощу­ща­ет в ка­ж­дое мгно­ве­ние (же­ла­ем мы обучаться или нет, пло­хо нам или хо­ро­шо, или мы за­ня­ты чем-то дру­гим), ка­жут­ся нам спон­тан­ны­ми, бес­по­ря­доч­ны­ми. На са­мом де­ле это не так: лю­бое на­ше со­стоя­ние оп­ре­де­ля­ет­ся Выс­шей си­лой, то есть на­шим на­пол­нен­ным ис­прав­лен­ным со­стоя­ни­ем от­но­си­тель­но нас се­го­дняш­них.

В каб­ба­­ле, и во­об­ще в ду­хов­ном ми­ре, есть за­кон, ко­то­рый гла­сит: «нет ис­чез­но­ве­ния в ду­хов­ном». Мы на­хо­дим­ся в пол­но­стью ис­прав­лен­ном со­стоя­нии, оно – един­ст­вен­но су­ще­ст­вую­щее. Все ос­таль­ные ощу­щае­мые на­ми со­стоя­ния яв­ля­ют­ся лож­ны­ми и необходимы лишь для то­го, что­бы мы оце­ни­ли, за­хо­те­ли, пра­виль­но по­ня­ли на­ше един­ст­вен­ное со­стоя­ние как пол­но­стью ис­прав­лен­ное, со­вер­шен­ное и веч­ное.

Итак, на уров­не Твор­ца мы на­хо­дим­ся в аб­со­лют­но со­вер­шен­ном един­ст­вен­ном со­стоя­нии. Однако мы са­ми еще долж­ны его выявить, то есть вер­нуть­ся из бес­соз­на­тель­но­го со­стоя­ния в осоз­нанное. Данный процесс так и на­зы­ва­ет­ся: «тшу­ва» (воз­вра­ще­ние). Это воз­вра­ще­ние в на­ших ощу­ще­ни­ях.

Глава 19. Постижение методом уподобления

19.1. Выявление замысла – в достижении Цели

Ступени постижения

Подъем по ступеням

Наши рекомендации