Тема 2. Философское понимание материи
Уфимский филиал
Кафедра «Философия, история и право»
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_____________ Р.М. Сафуанов
«______»____________ 201_ г.
Философия
Составитель методических указаний для написания контрольных работ: Рассолова И. Ю. Направление подготовки 38.03.01«Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль или магистерская программа: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансовый менеджмент», «Государственные и муниципальные финансы», «Анализ рисков и экономическая безопасность», «Управление проектами»
(очное и заочное формы обучения); (очная, заочная, ускоренная формы обучения)
Квалификация (степень): Бакалавр
Нормативный срок обучения:4-5 лет
Одобрено кафедрой «Философия, история и право»
протокол №___от «___» ___________ 201_ г
Уфа 2016
ББК 87.3
Методические указания разработал
доктор философских наук, профессор В.П. Ратников
Учебно-методическое издание одобрено на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ
Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов
Философия: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса всех специальностей (бакалавры) (первое высшее образование). - М.: ВЗФЭИ, 2008.
ББК 87.3
Методические указания по выполнению контрольной работы
При изучении дисциплины "Философия" студентам бакалавриата необходимо выполнить одну контрольную работу соответственно по первой и второй частям курса в течение двух семестров. Контрольная работа является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами системы философского знания.
Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента:
А- | 1, 13 | 3- | 8, 20 | П- | 3, 15 | Ц-10, 22 |
Б- | 2, 14 | И- | 9, 21 | Р- | 4, 16 | Ч- 11, 23 |
В- | 3, 15 | к- | 10, 22 | с- | 5, 17 | Ш, Щ – 12, 24 |
Г- | 4, 16 | л- | 11,23 | т- | 6, 18 | Э-1, 13 |
д- | 5, 17 | м- | 12, 24 | У- | 7, 19 | Ю-2, 14 |
Е- | 6, 18 | Н- | 1, 13 | ф- | 8, 20 | Я-3, 15 |
Ж- | 7, 19 | 0- | 2, 14 | X- | 9, 21 |
Студент выбирает по своему усмотрению любую из двух указанных тем, затем ему необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить всю рекомендованную к теме литературу, материалы лекций. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждений и обоснования своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.
Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Контрольная работа предполагает наличие введения, основной части и заключения. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. В каждом задании содержатся указания на то, в каком направлении следует раскрывать вопросы темы. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.
Следует обратить внимание на правильное оформление текста контрольной работы. Его рекомендуется представлять в печатном виде. Если это по каким-либо причинам невозможно, то текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, четким, разборчивым почерком (если тетрадь в клеточку, то текст должен быть написан через клеточку). Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.
При выполнении практического задания (вопрос 3 темы) студенту необходимо показать умение систематизировать и анализировать материал изученной темы и творчески применять его при решении вопросов, содержащихся в практическом задании.
В конце текста контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату написания работы и свою подпись.
Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.
По итогам выполнения контрольной работы проводится собеседование и проставляется экзаменационная оценка.
Студент, не выполнивший контрольную работу к экзамену не допускается.
Темы контрольных работ
Тема 1. Проблема бытия
1.Проблема бытия в истории философской мысли.
2.Основные формы бытия.
3.Особенности бытия, выявленные философией и наукой в XX-XXIвв.
1.Прежде всего ответьте на вопрос "Что такое онтология?" Раскройте философский смысл проблемы бытия. В связи с этим следует дать общую характеристику бытия, как оно понималось на различных этапах развития философии: античности, средневековья, Нового времени и последующих этапах вплоть до XXI в.
2.Необходимо раскрыть смысл и содержание основных форм бытия. Речь, в частности, идет о таких формах, как:
-природное бытие, включающее в себя бытие вещей, процессов, состояний;
-социальное бытие, которое включает в себя бытие общества и человека;
-духовное (идеальное) бытие, включающее в себя как субъективное идеальное (сознание отдельного человека), так и объективное идеальное (то есть над индивидуальные формы сознания, форма общественного сознания).
Литература
1. Философия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-4 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 2014.
2. Философия в вопросах и ответах/под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2013.
3. Аверинцев С.С.Бытие как совершенство - красота как бытие//Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. -М., 2012.
4. ГубинВ.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М., 2014.
5. Доброхотов А. Л.Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 2014.
6. Канке В.А.Основные философские направления и концепции науки. - М., 2015.
7. Концепции современного естествознания/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М., 2012, 2014.
8. Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2013.
Тема 2. Философское понимание материи
1. Философское понятие материи. Атрибутивные свойства и структурные уровни материи как объективной реальности.
2. Движение, пространство, время.
3. Новое в философии и науке XX-XXIвв. в понимании структуры и свойств материи и принципов ее объяснения.
1.Необходимо дать философское понятие материи. Далее следует раскрыть вопрос о материи как объективной реальности. Среди аспектов этого вопроса важно обратить внимание на ее атрибутивные свойства: системность, активность, самоорганизация и другие. В ответе следует раскрыть эти и другие атрибутивные свойства материи, а также структурные уровни ее организации.
2.Следует раскрыть вопрос о движении как атрибуте материи, показать взаимосвязь движения и покоя. Важно также рассмотреть различие понятий "движение" и "развитие". Далее надо раскрыть содержание вопроса о пространстве и времени как формах бытия материи. Важно объяснить свойства пространства и времени, а также показать тесную взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.
Литература
1. Философия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-4 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 2014.
2. Философия в вопросах и ответах/под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2013.
3. ГубинВ.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М., 2014
4. КанкеВ.А. Основные философские направления и концепции науки. - М., 2015.
5. Концепции современного естествознания/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М., 2012, 2014.
6. Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2013.
7. Синергетическая парадигма. - М., 2015.