Что первично в основании мира?
Тема: Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, идеализм, агностицизм).
Суть основного вопроса философии была сформулирована в XIX веке Фридрихом Энгельсом «соотношение бытия и мышления, бытия и сознания, материи и сознания, материи и духа». Вопрос о соотношении и о первичности той или иной субстанции и есть основной вопрос философии.
Сам вопрос появился в глубокой древности, а именно Энгельс сказал, что это именно основной вопрос философии.
Для обозначения некоего первоначала в философии используется термин «субстанция».
Субстанция – это нечто, что не нуждается в своём существовании ни в чём кроме себя. Иными словами – это самодостаточное нечто.
В конечном счёте источник существования субстанции в самой субстанции.
А вот атрибут субстанции – это неотъемлемое качество или свойство субстанции, которое, естественно, не существует без неё.
Основной вопрос философии имеет две стороны, то есть, строго говоря, у нас два вопроса. Мы будем рассматривать их отдельно.
Первая сторона звучит следующим образом: «Что первично в основании мира?».
Принято называть «Онтологическая сторона».
Только в таком виде примут на экзамене.
Вторая сторона звучит: «Познаваем ли мир?».
Принято называть также «Гносеологическая сторона».
Что первично в основании мира?
Здесь две градации: сначала по количественному признаку, а потом по качественному.
Все направления философии по количественному признаку, то есть по количеству субстанций в основе мира делятся на три группы:
1) Монизм. От слова mono – один, одно. Соответственно, монизм – это направление, которое понимает в основании мира одну-единственную субстанцию, неважно, какого качества.
2) Дуализм. От слова duo – два. Полагает в основе мира две субстанции. Это самое малочисленное направление. Дуализм говорит, что первичны две равноправные субстанции, которые независимы друг от друга.
3) Политеизм. От pluralis – множественный. Полагает, что в основе мира лежит более двух субстанций (от трёх до бесчисленного множества).
По качественному признаку:
1. Направление, полагающее, что в основе мира лежит материя или природа (что одно и то же в данной ситуации), то есть та или иная материальная субстанция, телесная, природа… Так и называется – материализм. Представители материализма: строго говоря родоначальник развитого материализма Демокрит (линия Демокрита), Гольбах (XVIII века, французский представитель развитого материализма), Карл Маркс и Фридрих Энгельс (XIX века, представители развитого материализма).
В зависимости от представлений о материи выделяют несколько форм материализма:
1) Стихийный материализм. Демокрит в этом смысле является переходным звеном, когда уже не стихийный, но ещё не развитый материализм.
2) Метафизический материализм или механистический материализм (это одно и то же).
3) Диалектический материализм.
2. Философское направление, которое полагает в основе мира то или иное духовное начало (и дальше синонимичный ряд – разум, сознание, мышление, дух, идея… Всё это сюда, просто у разных философов по-разному, но главное – нематериальное, бестелесное, духовное начало). Называется идеализм. Называется оно так потому, что первым человеком (но не Платоном), который назвал «идеями». «Линия Платона». Платон считается родоначальником.
Идеализм выступает в двух формах:
1) Объективный идеализм.
2) Субъективный идеализм.
Объективное (просто, само по себе) – это то, что существует вне и независимо, а как правило (часто) и до субъекта или сознания субъекта.
Субъективное – это то, что существует благодаря субъекту. То, что зависит от него и без него в принципе не существует.
Объективный идеализм – направление, которое полагает первичным (или лежащим в основе мира) дух, сознание, разум, существующее до, вне и независимо от субъекта.
Субъективный идеализм – полагает первичным сознание человека, субъекта, и, соответственно, всё выводит так или иначе из этого сознания и его деятельности. В том числе и то, что материалисты называют «материей».
Представители объективного идеализма: Платон как родоначальник именно объективного идеализм, Гегель как вершина немецкого идеализма, все практически религиозные философы являются объективными идеалистами.
Представители субъективного идеализма: английские философы-эмпирики Джордж Беркли, Дэвид Юм.
3. Дуализм говорит, что первичными являются две равноправные субстанции – материя и сознания. Представитель – Рене Декарт. Это наименее популярное направление, ибо всё равно возникает вопрос – что первее, главнее и равнее.