Глава 5. Центры или лотосы. Чакры. Падмы 8 страница
Последователи учения Самайя запрещают почитание Дэви в Макрокосме. Они почитают её в каком-либо из центров человеческого тела, выбирая тот из них, которого им позволяет достичь их умение и практика. Они созерцают Дэви и Господа Шиву как:
1. имеющих одну и ту же обитель,
2. занимающих одно и то же положение,
3. совершающих одни и те же функции,
4. имеющих одни и те же формы,
5. имеющих одно и то же имя.
Так, при почитании Дэви в Адхара-Чакре Шива и Шакти:
1. имеют своей обителью Муладхару,
2. оба они имеют танцующие позы,
3. они исполняют функции творения Вселенной,
4. они красного цвета,
5. Шива называется Бхайрава, а Шакти – Бхайрави.
Подобно и в других Чакрах. Так приступают к практике начинающие. Продвинутые ученики почитают Дэви не в низших центрах, а в Сахасраре. Как производится почитание в Сахасраре? Почитатель должен фиксировать своё внимание на Байндаве (точке Бинду – прим. пер.), месте пребывания вечно существующей 26-й Таттвы – соединения Шивы и Шакти. Это находится выше всего. 25-я Таттва расположена в Чандра-Мандале, (область Луны) в Сахасраре. Садхак должен созерцать это соединение и отождествлять себя с ним. Это показывает, что те, кто производит Бахья-Пуджу, или почитание во внешнем мире, не принадлежат к школе Самайя. Отождествление себя с соединением Шивы и Шакти в Байндаве может быть осуществлено двумя путями: один из них называется четверичным путем, а другой – шестиричным. Они должны изучаться под руководством Гуру. Неофит в школе Самайя проводится по следующему курсу:
1. надо иметь беспредельное доверие к Гуру,
2. нужно получить Панча-даши Мантру от своего Гуру и петь (повторять) её согласно инструкциям, познав своего пророка (Риши), наставника (Чанда) и божество (Дэвата).
3. На восьмой день в светлые дни недели месяца Асваюджа, Маха-навами, нужно в полночь простираться у ног своего Гуру, когда тот пожелает дать посвящение в Мантру и в действительную природу шести центров и шестиричного пути отождествления.
Потом он, являясь проявлением господа Махадэва, даёт ему познание и способность видеть свою внутреннюю душу... Тогда Кундалини внезапно пробуждается и идёт вверх к Манипуре, становясь видимой для преданного практикующего. Отсюда он медленно движет её к более высоким центрам, и там совершает предписанное почитание. Она будет являться ему всё более и более ясно. Когда пройдена Аджня Чакра, Кундалини быстро, как вспышка молнии, устремляется к Сахасраре и входит на остров сокровищ ("Мани Двипа"), расположенный в океане нектара с растущими на нем деревьями Калпа. Там она соединяется с Сада-Шивой и наслаждается с ним. Теперь практикующий должен ждать, пока Кундалини сама возвратится, и по её возвращении продолжать практиковать этот процесс снова и снова до тех, пока она не соединится навсегда с Сада-Шивой в Сахасраре и никогда не возвратится назад.
Вещи, описанные здесь, всегда держались в тайне, хотя комментатор к "Шат-Чакра-Нирупана" и говорит, что из сострадания к ученикам Свами Пурнананда изложил этот метод. Во время ожидания возвращения Кундалини из Сахасрары искатель чувствует блаженство Брахмана. Тот, кто хоть однажды довёл Кундалини до Сахасрары, уже не желает больше ничего кроме освобождения (Мокша). Даже если кто-то из практикующих Самайю имеет какие-либо мирские цели, одни должны оставаться почитателями только микрокосма.
Согласно Шри-видья, практикующий должен сосредоточить свой ум на Дэви, которая обитает в Сурья-Мандала (круг солнца). Это не противоречит тому, что описывается здесь, потому что "круг солнца" находится в микрокосме. Все высказывания, относящиеся к внешнему почитанию, должны быть приложены к соответствующим объектам микрокосма.
Последняя, самая высокая и трудная форма Йоги – это Раджа Йога. Способами Мантра, Хатха и Лайя Йоги практикующий постепенно достигает очищения и становится готовым к Савикальпа Самадхи. Но только через Раджа Йогу он может достигать Нирвикальпа Самадхи.
Прежде упомянутые виды экстаза Самадхи таковы, что совершенствование в них вторично, так как йогин каждый раз возвращается в мир. Но в Раджа Йога Самадхи нет ни малейшего семени привязанности к миру и поэтому в ней нет возвращения, а соединение с Брахманом вечно и необратимо. Первые три вида Йоги готовят путь для четвертой. В Самадхи Мантра Йоги состояние Махабхава, будучи достигнутым, отмечается неподвижностью и отсутствием речи. В Хатха Йога Самадхи прекращается дыхание, а йогин не имеет внешних признаков жизни и подобен трупу. В Лайя Йога Самадхи, описанном здесь, йог не имеет обычного сознания и погружен в океан блаженства. Раджа Йога Самадхи – это полное и окончательное освобождение. Говорят, что есть четыре состояния отрешенности от мира, соответствующих четырем формам Йоги. Самая нижняя форма – Вайрагья, – соответствует Мантра Йоге, а высочайшая степень отрешенности соответствует Раджа Йоге. Другой её признак – подчёркивание ментального аспекта. Все формы Йоги связаны с ментальной, умственной практикой, но особенно специализируется в этом Раджа Йога, которая описывается как различение реального от нереального, бесконечного от конечного и преходящего. Это различение производится с помощью разума и с помощью философии Упанишад.
Но читатель не должен отождествлять Раджа Йогу с чистой философией. Это скорее упражнения разума в моральной чистоте и интеллектуальном величии, при условии соблюдения вышеописанной дисциплины и Вайрагья (отрешенности). Знание, Мудрость и Разум наполняют человека силой. Есть семь разновидностей понимания на семи уровнях знания, называемые: Джнянада, Санньясада, Йогада, Лилонмукти, Сатпада, Анандапада и Паратпара. Упражнением в них Раджа йог практикует два рода Дхаран – Пракрити-шрайя и Брахма-шрайя, зависящие от Пракрити или от Брахмана соответственно. Есть три рода Дхьяны, с помощью которых интенсифицируется самопостижение. Есть четыре формы Самадхи и три аспекта Брахмана. Его более плотный аспект, как имманентный во Вселенной, называется Вират-Пуруша. Более тонкий аспект, как создатель, охранитель и поглотитель всего, – это бог-творец, а самый высший аспект, находящийся за пределами всего – это Сатчидананда. Раджа Йога создала для трёх аспектов различные способы Дхьяны. Из четырех Самадхи, достигаемых этими упражнениями, в двух первых, или Савикара, еще есть тонкая связь с работающим сознанием или силой Вичара, (понимание, распознавание), но два последних уже проходят без него – Нирвичара. При достижении четвертой формы Самадхи Раджа-йог достигает освобождения даже при жизни в теле (Дживан-мукта) и отделяется от Карма-шрайя (общая Карма, где Санскары существуют в форме семени). Таким образом, только с помощью Раджа Йоги может быть достигнуто Нирвикальпа Самадхи.