Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 5 страница
Он ставит своей задачей разработать такую методику, дать пра-1 пильный метод исследования природы. Эти проблемы нашли отражение в задуманном им обширном сочинении "Великое восстановление наук", частью которого является главная книга Бэкона — "Новый Органон". Бэкон отвергает схоластику, одностороннее использование дедуктивных методов (рассуждение от общих положений — к частным), противопоставляет свою книгу "Новый Органон" главному логическому сочинению Аристотеля. Оно называлось "Органон", что в переводе с греческого означает — орудие, метод. Главное средство, познания природы, по Бэкону, — опыт, эксперимент. Но опыты бывают плодоносные и "светоносные". Первые ориентированы на достижение практического результата, вторые — "на' открытие истинных причин и аксиом". Бэкон отдает предпочтение' вторым. Бэкон показывает, что именно знание истинных причин "во-1 оружает практику не поверхностно, а глубоко" и, в конечном счете, влечет за собой многочисленные практические приложения. Здесь, п сущности, звучит мысль о полезности научной теории.
Стремясь предостеречь ученых от ошибвк, Бэкон указывает на-", присущие людям заблуждения — так называемые "идолы" или "призраки". Он выделяет_ч_етыре_рода призраков; 1. "Идолы рода",_ т. е. общечеловеческие ошибки, на пример, уклони ость к..антропо-_ морфизму, иллюзии чувственного познания и др. Человек, как кри^-вое зеркало, "примешивает свою сущность, природе вещей и такиЫ_ образом искажает природу",..2,. "Идолы.пещер_ьГ_—_э.ю заблужде-_ пня отдельных людей, отражающие их индивидуальность (привычки, темперамент и т. д.). 3. "Идолы рынка" — это неправильное употребление слов, порождение "пустых терминов" (т. е_. не имеющих соответствующих им классов объектов),.4ь "Идолы театра" — это,, слепая вера в авторитеты, в учение древних, отсутствие должного_ критицизма в науке. "Истина, — провозглашает Бэкон^— дочь вре-_ мени, а не авторитета".
Преодолевая ошибки и заблуждения, ученому следует стремиться к познанию природы. Задача состоит в том, чтобы от ^простых_ натур" (т. е. свойств) прийти к познанию лежащих в их основе простыл""фЪрмТПбд ни'ш!~Бэ'кбТРпонима?т~законы 'fit
зироды гидно■
и то же, например, пишет он,— есть"ф"О'рмате'ПЛа"йли"ф"орма" света и закон тепла или закон света"). Новый метод, предложенный Бэ-_ коном, ^это экспр.рищнтальнп-1шдукт,\1яный. метоп. Сямпе гпян-иое, изучая природу и ставя эксперименты, уметь анализировать и
— 68 —
— 69
обобщать данные опыты, чтобы постепенно проникнуть в сущность изучаемых явлений. Таким образом, основные принципы новой ме-тодологии могут быть сведены к трем: !} опыт или эксперимент; 2) анализ; 3) индукция (т. е. обобщение).
Индуктивный метод, предложенный Бэконом, следует отличать от применявшейся до него индукции через простое перечисление, когда от единичных фактов, минуя промежуточные ступени, ученые восходили сразу к общим выводам. Он предлагает определенную последовательность на пути к познанию общего. Это таблицы Присутствия, Отсутствия и Степени. Например, исследуя природу теплоты, следует сначала дать перечень всех вещей, которые имеют общее свойство теплоты (лучи солнца, особенно летом и в полдень, отраженные и сгущенные солнечные лучи, огненные метеоры, молнии, нагретые жидкости и т. д.). Затем надо составить список вещей, не имеющих свойств теплоты, но родственных с вещами, имеющими это свойство {лучи луны, звезд, комет и т. д.). И далее — составить таблицу степеней сравнения, начиная с веществ, теплота которых вовсе не ощущается чувствами и которые имеют лишь возможность теплоты, доходя до веществ действительно теплых. Сравнение этих таблиц позволит исключить факторы, не сопутствующие теплоте, и выявить усиливающие ее причины. Отбрасывание ненужного (исключение), аналогия и обобщение полученного в остатке приведут к открытию. В результате такого рассмотрения, теплоту Бэкон охарактеризовал как вид движения, направленного на преодоление препятствий.
Рекомендации Бэкона, его методология естественнонаучного познания, оказала значительное влияние на последующее развитие индуктивной логики. Бэконовские таблицы были переосмыслены Джоном Стюартом Миллем и названы методами сходства, различия и сопутствующих изменений. И в этом смысле Бэкон является одним из родоначальников современной экспериментирующей науки. В противоположность Бэкону, его младший современник Декарт, предложил метод познания, отражавший специфику математического знания. Слагаемые этого метода: интуиция, дедукция (т. е. рассуждение от общего к частному, приложение общих принципов к частным случаям), анализ. \J
По Декарту, интеллектуальная интуиция ведет к открытию аксн-..ом (некоторых общих положений), которые_могут быть применены vk решению конкретныхзадач. Как и Бэкон, Декарт признавал необ-
.имость критицизма в науке (принцип сомнения: ничто не прини
мать на веру, признавать истинным только то, что представляется
ясно и отчетливо таковым нашему уму). Но в отличие от Бэкона, он
приверженец рационализма в теории познания._______
22. Дуализм и пантеизм в философии XVII века. >
Рене Декарт и Бенедикт Спиноза
Рене Декарт (1596 — 1650) — выдающийся французский ученый и философ XVII века, один из родоначальников современной науки. Учился в иезуитском колледже Ла Флеш. В 1629 — 1649 г. жил в Голландии, где были созданы его основные труды "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления". "Начала философии". Умер в Стокгольме. Декарт создатель философии „дуализма_ (учение о двух субстанциях). Эта концепция обосновывается следующим об-
|)азом^^и_лосо_фскую систему, по Декарту, надо строить, исходя из____
нсных, самоочевидных положений, подвергая сомнению традицион--____
ные представления. Но даже при условии всестороннего критицизма (сомнения) несомненной очевидностью для нас обладает" сам факт нашего сомнения, т. е. мышления. Оно — есть, и значит существу-^ ет и тот, кто сомневается и мыслит. "Я мыслю, следовательно, я существую". Это положение может быть основанием дальнейших рассуждений. Оно позволяет утверждать существование мыслящей, духовной субстанции (мыслящего Я). Но каково внутреннее содержание нашего "Я", чем оно "наполнено"? Декарт утверждает, что сознанию людей присущи врожденные идеи: понятие числа, идей фигур, идея Бога. Идея Бога — это идея абсолютного,"советшген= кого существа"' Н6^ёлов^1Г:^"Тущество~йе"сбвершё"нноё""— не~~мот~~
создать такую идею! Значит^она вложёна~в"нас Богом, и Бог сущее-____
твует. Но Бог, по определению, есть Творец, значит, существует и мир — его творение, т. е. материальная'субстанц"ия."Мыслящая"й телесная субстанции сотворены Богом й поддерживаются его мо^~ гуществом. Признаки материальной субстанции — протяжение, форма, движение, сообщаемое толчком; признак духовной субстан-_ ции_^.мышление. Материя, по Декарту, делима до бесконечности, духовная субстанция непротяженна и неделима. Среди сотворенных вещей Лекарт у.словда называет субстанциями только .те, которые. -
— 70 — .
71 —
для своего существования нуждаются лишь "в обычном содействии Бога". В строгом же смысле слова субстанцией можно назвать только Бога, который "... вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины. Творец всех вещей". Таким образом, Декарт__стр_е: мился_примирить свою концепцию дуализма с религиозным мировоззрением. Однако такое примирение вряд ли возможно, о чем ""свидетельствует факт запрещения пропаганды учения Декарта в сравнительно веротерпимой Голландии.
Дуализм распространяется Декартом на человека. Человек, по Декарту, соединяет в себе две субстанции: душу и тело. Тело, под; чинено законам природы, состоит из частей. Душа, как нематериальное начало, в своих высших проявлениях (мышлении) не зависит от_тела. Декарт, как ученый, понимал определенную зависимость психики от деятельности мозга (он вводит в науку понятие "рефлекса" и даже "помещает" душу в шишковидную железу мозга), но_вее же сохраняет приверженность признанию особой духовной субста_н_цяи.,_бессмертной и независимой от тела... Неделимая суб-___станция — ум — предмет изучения метафизики (т. е. философии), делимая — материя — предмет изучения физики.
Природа, по Декарту, совокупность тел, он отождествляет тело с_его пространственными характеристиками, с занимаемым местом. Таким образом, основной наукой о материи становится геометрия, а поскольку тела движутся — механика. Природа мыслится механистически, небесные тела образуются путем вихрей, нз частиц разной формы и величины.. Бог — конструктор и источник движения Вселенной, сотворив ее, не вмешивается в природу. Немецкий философ Людвиг Фейербах, живший в XIX веке, скажет позднее, что как философ Декарт не был религиозным человеком, хотя в его трудах встречаются постоянные утверждения о приверженности религии.
Голландский мыслитель Спиноза преодолевает дуализм Декарта __ и возвращает философию на позиции монизма (от греч. monos — один), т. е. признания единой субстанции. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Учился в училище, где готовили будущих ■ раввинов. Одновременно в школе Ван-ден-Эндена изучал латынь, математику и естествознание. Богословом-раввином Спиноза не стал. За несоблюдение религиозных обрядов был отлучен от иудейской общины и даже изгнан из Амстердама. В дальнейшем жил в предместьях Амстердама и Гааги, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.
Т
Основные сочинения Спинозы "Этика" и "Богословско-политический трактат". В "Этике" Спиноза излагает свою систему, используя геометрические категории (теорема, аксиома и т. д.), что отражает типичное для XVII века увлечение математическими методами. Центральной категорией учения Спинозы является понятие субстанции^ которую он называет Богом.или природой.. Людвиг Фейербах пишет, что первоначально Спиноза в своей "Этике" употреблял лишь слово "природа", но по предложению друга Мейера поставил вместо слова "природа" имя "Бог". Все рассуждения Спинозы свидетельствуют о том, что "Бог" Спинозы совпадает с природой. Бог или природа как субстаниия существует вечно и не нуждается для своего существования ни в каком ином бытии. Субстанция, таким образом, является причиной самой себя, (causa sui). Субстанции присуще множество атрибутов. Но ограниченный человеческий разум выделяет .два.— протяженность и мышление. Конкретные состояния природы Спиноза называет модусами. Учение Спинозы о субстанции — есть пантеизм (отождествление Бога с природой). Бог, согласно Спинозе, есть одновременно и протяженная и мыслящая субстанция. Это миропонимание расходится с религиозным. Ведь любая монотеистическая религия учит: "Бог есть дух".
Пантеизм Спинозы пронизан материалистической направленностью. В советской историко-философской литературе Спинозу обычно характеризовали как материалиста. Западная философская традиция чаще всего трактует его как идеалиста. Точнее было бы оценивать философию Спинозы как пантеизм с материалистической направленностью. Ведь к числу признаков материализма относится не только признание природы в качестве первоначала, но также и признание принципа детерминизма, что характерно для Спинозы.
.Детерминизм Спинозы— жесткий, механистический. Он отвергает цели в природе, признает всеобщее господство необходимости и причинности, отвергает также случайность, рассматривая ее как субъективную категорию, как результат незнания человеком подлинных причин_происходящих явлений. Воззрениям Спинозы присущ гилозоизм. "Все предметы природы, хотя и в разной степени одушевлены", — пишет он.
Человек, согласно Спинозе, воплощает в себе два независимых атрибута — мышление и протяженность. И он есть единство духа и тела. "Если тело недеятельно, то__и душа не способна к мышлению". _Но,ДЛя него непонятно, "каким образом душа двигает тело".
— 73 —
Проблему соотношения души и тела он оставил неразрешенной,
_поскольку_она не_была решена естествознанием^.Человек, как и все
в природе, подчинен строгой необходимости. Спиноза.категоричес-
__ ки отрицает понятие "свободы волиГг_х.отя. л._счнтает возможным
_ говорить о свободе человека, как содействии, исходящем из необ-
__ хол.имости__е.го собственной при.роды1\_Свобода человека состоит в
__ умении подчинить аффекты, страсти влияниям разума. Но для этого
_их надо познать, а само познание умеряет, успокаивает их. Свобода
совпадает с познанной необходимостью. Западноевропейская фило
софия XX столетия оценивает учение Спинозы о человеке как фата
листическое, принижающее активность человека, его право выбора
линии поведения, его свободу самоопределения.
В теории „дознания, Спиноза_— рационалист, ведущую роль в _познании мира он отводит разуму и интеллектуальной интуиции. Политические симпатии Спинозы на стороне республиканских, а не монархических форм правления. Спиноза закладывает основы так называемой "научной критики Библии". Он показывает, что Библия — творение различных людей, живших в разное время. Б то же время Спиноза высказывался за необходимость религии для большинства людей.
23. Роль Джона Локка в развитии гносеологии и обществознания. Спор Лейбница с Локком
Джои. Локк (1632 — 1704) — выдающийся английский философ и политический деятель. В Оксфорде изучал медицину и естественные науки, некоторое время преподавал там. В 1667 году поступил на службу к лорду Эшли — видному политическому деятелю Англии того времени. Это было время острой политической борьбы (диктатуры Кромвеля, реставрации династии Стюартов). Вместе с Эшли эмигрировал в Нидерланды. После "славной революции" 1688 года, когда английским королем стал Вильгельм Оранский — штатгальтер Нидерландов, — Локк возвращается в Англию.
Основные_его сочинения: _"Опыты_о__человеческом разуме", "Письма о веротерпимости", "Трактат о государственном правле-нии". В "Опытах..." Локк разрабатывает учение о познании, основной идеей которого был сенсуализм, т. е. признание .чувственного
Г
опыта главным источником познания (от лат. sensus — ощущение, чувство). Он критикует теорию врожденного знания, восходящую к Платону и представленную в Новое время Декартом. Наблюдения за развитием ребенка показывают, — отмечает он, — что в душе младенца отсутствует идея Бога, как и другие идеи, которые Декарт считал врожденными. То же можно сказать и о сознании нецивилизованных народов. Душа человека, подобна белой бумаге или чистой доске, на которой природа запечатлевает свои письмена, отмечает он, принимая тезис, высказанный еще древними философами: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Таково главное положение гносеологии Локка.
Локк выделяет два рода опыта: внешний — это_контакты человека с внешним миром и внутренний — рефлексия.^^.ЖР.самона-блюдение человека. В результате внешнего и внутреннего опыта в уме человека формируются простые идеи (ощущения: твердого, теплого и т. д., а также" рёфлёк'сййТмышление, хотение), из "кото-рых путем разного рода комбинаций образуются сложные идеи. Ум производит суммирование, сравнение, абстрагирование. Сложные^ идеи бывают З^х .родов: идеи щщусов^качеств, состояний, процессов), субстанций (носителей качествен_дтйощений. Так, например, идея красоты — это сложный модус, понятие "армия" относится к классу идей субстанций, а понятия "отец", "друг" — к классу идей отношений. Анализ процесса ^образования сложных идеи из простых, данный в трудах Локка, — положил начало развитию ассоциативной психологии.
Большой научный резонанс _имело_учение Локка о так называемых "первичных" и "вторичных" качествах. Первичными он называет такие качества как плотность, твердость, форма, движение. Онн 'неотделимы от "тела, сохраняются при изменениях. Вторичными — свет, тепло, запах, вкус. Их можно понять лишь как результат взаимодействия субъекта с объектом. "Если глаза не будут видеть света и цвета, небо не будет ощущать вкуса, а уши не слышать звуков, то все цвета, запахи и звуки как особые идеи исчезнут, прекратят существование и сведутся к своим причинам, т. е. к объему, форме и к движению частиц"^Идеи первичных качеств (т. е. ощущения их человеком), по Локку^_ подобны своим объектам, идеи вторичных качеств — _нет. Локк следил за развитием теории света и позднее определял "цвет" как способность тела отражать для глаза один вид лучей ^большей точностью,_чем другой. Т.е. в теорию пер-
— 74
— 75 —
внчных а вторичных качеств, он, в сравнении с древними философами {например, Демокритом), вносит новые идеи. В гносеологии _ .Локка имеются и некоторые отступления от принципа сенсуализма, поскольку высшим родом познания он считает интуицию, которая открывает самоочевидные истины, на второе место он ставит логическое, "демонстративное".познание. А чувственное познание рассматривает как наименее ясное, наименее достоверное. Таким образом, материалистический сенсуализм сочетается у него с элементами рационализма.
_ В_целом, Локк стоял на позиции деизма, т. е. признавал Бога как
творца и гаранта нравственного порядка. По Локку, хотя в душе человека нет врожденной идеи Бога, но, наблюдая природу, размышляя о мире и о себе, человек с необходимостью приходит к признанию существования Бога. Таким образом, Локк не был противником религии, но он был против религиозного фанатизма, страстно выступал за веротерпимость. Им был написан специальный трактат о веротерпимости, в котором он осуждал католицизм, атеизм, любые формы ортодоксальной веры, которые могут привести к религиозным войнам и борьбе людей.
Локк внес значительный вклад в социальную теорию, в частности, его можно рассматривать как одного из основоположников теории гражданского общества. Рассматривая государство как продукт общественного договора, как орган, созданный для общего блага, он требовал безусловного равенства граждан перед законом. Он выдвинул принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную, федеративную (исполнительная, по Локку, включает в себя судебные функции, а под федеративной он имел в виду функцию отношений с другими государствами). Разделение властей он рассматривал как превентивную меру против узурпации власти одним лицом, против тирании. Локк был не только теоретиком права, но и практическим законодателем. Им был подготовлен проект конституции для североамериканского штата Северной Каролины.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) — знаменитый немецкий ученый и философ. JEro_ можно назвать ученым-энциклопедистом; он занимался историей, археологией, математикой и другими науками, Он. (иаряду_с_Ныотоном) создатель дифференциального и интегрального исчисления. Он — автор "Монадологии", произведения, в котором утверждалось, что первоосновой бытия являются множественные духовные неделимые, неразложимые единицы — мо-
нады. (Позднее Фейербах назовет их духовными атомами природы). Монады создаются Богом и обладают активностью, способностью к ощущению и в высших своих разновидностях — сознанем. В своей книге "Новые опыты о человеческом разуме" Лейбниц вступил в спор с Локком по вопросу об источнике знания. Он корректирует тезис Локка, добавляя три слова. У Локка: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". У Лейбница: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума".
Душа, по Лейбницу, "заключает в себе бытие, субстанцию, единое, тождество, причину, восприятие и множество других понятий, которых не могут дать нам чувства". Они существуют в душе не в развернутом виде, а в виде задатков. Душа — не чистая доска, она скорее подобна глыбе мрамора с прожилками. Подобно скульптору, учитывающему особенности материала при создании скульптуры, чувственный опыт "активизирует то, что было" заложено в душе изначально. Опыт, подобно спусковому механизму, запускает, активизирует процесс познания. Лейбниц признавал два рода~йстин:~ истины факта, основанные на опыте, на примерах, и истины разума, имеющие основание в свойствах души. Первые лишь вероятностны,__ вторые имеют характер необходимости И всеобщности. Это истины математики, логики и некоторые моральные истины. Позиция Лейб-~ ница по вопросам теории познания ближе к современным науковед-ческим подходам к проблеме, чем предшествующие теории Декарта и Локка.
24. Учение И. Канта о познании. Понятие априорного и апостериорного знания
Иммануил Кант (1724 — 1804) — выдающийся немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В философском развитии Канта выделяют два периода — "докри-тический" (до 1770) и "критический". В первый период-Ж-Канта в. большей степени занимали вопросы естествознания. В 1755 году он публикует книгу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой излагалась космогоническая гипотеза о происхождении солнечной системы из газовой туманности. Солнечная система предстала в этой концепции как "ставшая во времени", т. е. развившая-
— 76 —
— 77
ся из первичного вещества. Позднее эту гипотезу назовут "теорией Канта-Лапласа".
-Во старой -П£рийа_-зыхсщя.т__с>сно.вные. .философские произведения: "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". Основу всех трех критик составляет учение Канта о познании, изложенное в первой "Критике..." Позднее Кант публикует "Пролегомены" ко всякой будущей метафизике..." — произведение, в котором более популярно изложено его учение о познании.
В этих двух произведениях И. Кант обсуждает вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Может ли человек познать мир, точнее — как возможно теоретическое познание? Ведь теоретическое познание есть знание всеобщего и необходимого, оно оперирует понятиями "мир", "движение вообще", "бесконечность". Но опыт всегда ограничен, мы, люди, воспринимаем единичные вещи и никогда не охватываем мир а его бесконечности. Общий_вопрос о _ возможности теоретического познания распадается у Канта на три _вопроса:
— Как возможна метафизика (т. е. философия), оперирующая понятиями необходимости, закона и др.? Как возможна математика, аксиомы и положения которой носят всеобщий характер? Как возможно естествознание, стремящееся открыть законы, которые суть выражение всеобщих связей?
Для ответа на эти вопросы Канту приходится тщательнейшим образом исследовать процесс позиания, его стадии...Его исходная _ позиция — познание есть активное взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого субъект привносит от себя ряд субъективных моментов, что неизбежно отражается на результатах познания. Кант выделяет три познавательные способности человека _(упрощая, — три стадии) — чувства, рассудок и разум. Познание начинается с опыта, а котором объединение действуют чувства и рассудок. "Посредством чувственности, — пишет Кант, — предметы нам даются, а посредством рассудка они мыслятся". Кзнт выделяет наличие, априорных, не зависящих от опыта элементов7как в чувствах, так и в рассудочном познании (лат a priori — до опыта}. В чувственности — это способность человека воспринимать явления в пространстве и времени. Пространство и время, по Канту, это априорные формы созерцания, идущие от субъекта й^дёлающие «.^возможным самопытТОни, по Канту, чистые созерцания, которыми
— 78 —
заведоыо^надеден-каждый человек. Откуда взялись в психике человека этн чистые созерцания, эти представления о "до" и "после", "над" и "под", "впереди" и "сзади"? Кант не дает ответа на этот вопрос. Важно то, что они идут от субъекта и делают возможным сам опыт. Рассудок тоже дает познанию ряда субъективных моментов, что выражается в его способности мыслить категориями (понятиями единства, множества, причинности, необходимости и другими). Категории, по Канту, так же априорны. Они не выводятся из природы, напротив, "природа должна сообразовываться с
категориями",
В "Пролегоменах ...", разъясняя упорядочивающую роль категорий, Кант предлагает сравнить два предложения. 1. "Солнце светит, и камень нагревается". 2. "Свет солнца вызывает (причиняет) нагревание камня". Первое предложение основано на опыте (a posteriori — после опыта). Во втором появился априорный, до-опытный момент — понятие причины. Это понятие идет от субъекта, оно позволяет осмысливать связи явлений. "Таким образом, в результате чувственного и рассудочного познания формируется образ предмета, который, пишет Кант, — так же мало похож на предмет, как дым не похож на огонь, крик не похож на боль". Кант делает вывод: Мы можем познать.лмшь_ явление, но.не еещь„.8__ себе, т. е. познать мир таким, каким он явился в опыте, в результате той организующей деятельности, какой материал опыта подвергался в чувственном и рассудочном познании.
Анализ опыта позволяет Канту ответить на поставленные вопросы о математике и естествознании. Математика возможна именно потому, что в нашей чувственности имеются априорные формы созерцания — пространство и время. (Ими оперируют геометрия и счисление). Естествознание имеет такую опору в категориях, и оно возможно именно потому, что человек осмысливает данные опыта с помощью категорий. Остается ответить на третий вопрос, как возможна метафизика. Метафизика или философия оперирует уже не только категориями, но и идеями разума. Они не являются предметом опыта (например, идея Бога или идея бесконечности). Размышляя над такими проблемами, разум запутывается в противоречиях. Ведь возможно "доказывать" и бесконечность и "конечность" мира, бытие Бога и атеистическую позицию. — Эти противоречия Кант называет антиномиями. Наличие их — свидетельство того, что совершен незаконный скачок в область "ветЦей~в~?5б"е""=гТ1"рИ-
— 79 —
нийпизлыш_непознаваемых. Таким o6pa30M,_B_HioreJ<aKT^ занял позицию агностицизАшГ'-^отрицания возможности познания вещей как они существуют сами по себе. Точнее сказать, Кант не отрицал возможность и необходимость познания вообще. Он ограничивал познавательные возможности человека сферой явлений, указывая на влияние субъективности человека на этот процесс. Не считаться с тем, что в познании всегда будут иметь место субъективные мо-меиты, после трудов Канта — ненаучно, неправильно.
.-,; 25. Кант о дуализме природного и морального -, в человеке, Учение о категорическом императиве. Идея вечного мира
Человек, по Канту, объединяет в. себе духовное и .телесное нача-лр,_Он — двойственен. Как явление.телесного мира рн подчинен законам природы, как духовное существо, он "вещь в себе" и обладает ""свободной волей. Но свободное действие есть действие по собственному закону. В сфере воли такими законами являются императивы, т. е. предписания действовать определенным образом. Кант различает гипотетические императивы (когда поступок оценивается как средство достижения той или иной цели) и категорический императив, когда поступок признается необходимым безотносительно к какой-либо цели. Первые — это рекомендации действовать определенным образом в зависимости от условий. Они ориентированы на эффективность, т. е. достижение цели. Пример: действия врача, использующего" яды для лечения, и отравителя, с точки зрения достижения их целей, могут быть одинаково эффективны. С моральной точки зрения — это совершенно разные действия. Гипотетические императивы действуют в сфере науки и практики. Категорический императив действует в сфере морали, как вечный, нравственный закон, не зависящий от условий. Он характеризует форму воли, веления, а не конкретное содержание возможного проступка.