Недостатки антропомодели Гомера.

Н. В. Гоголь

Миф - устная книга.

Поставленный вопрос - был ли Гомер, создатель великих поэм "Илиады" и "Одиссеи", профессиональным мыслителем в эпоху, когда еще не было письменности, или же он являлся просто талантливым аэдом-сказителем, - имеет принципиальное значение. Если Гомер - представитель науки, следовательно, в ту пору уже существовали научные школы, имелись научные и художественные центры, были научные теории, учения; если же ничего этого не было и быть не могло, то тогда версия о Гомере как слепом певце, бродячем рапсоде правдоподобна...

По преданиям, Гомер жил в XIII - XII веках до нашей эры. По мнению одних специалистов, он был свидетелем троянской войны, которая случилась согласно археологическим и другим подтверждениям около 1260 до нашей эры. По другим версиям, автор "Илиады" и "Одиссеи" жил много позже. По мнению третьих специалистов, никакого Гомера вообще не было, а имя Гомер - собирательное, оно обозначает всех аэдов, которые из поколения в поколение создавали, заучивали, дополняли, обрабатывали сказания о троянской войне; и в VI веке до нашей эры эти сказания были записаны по приказу афинского правителя Писистрата.

В "Илиаде" наряду с героями, участниками войны, действуют и многочисленные чудовища, страшные гиганты, либо красивые, но жестокие боги и богини; причем люди не только верят в их существование, поклоняются им, вымаливают у ник различные удачи, но, как показано в поэмах, они буквально зависят от этих сверхъестественных существ, ибо боги вмешиваются по все поступки людей, да к тому же еще ссорятся между собою.

Все это дало основание французскому философу Люсьену Леви-Брюлю создать теорию о первобытном "дологическом мышлении", которая нашла много сторонников и среди советских ученых, полагающих, как и Леви-Брюль, что древние люди имели еще недоразвитое, "синкретическое", детское, диффузное, мифологическое мышление. В таком случае ни о каком Гомере-мыслителе или ученом не может быть и речи.

Мудрецы моделировали личность и создавали различные учения за многие тысячи лет до Гомера. Отсутствие письменности не позволяло зафиксировать время разработки тех или иных теорий. Не только в Греции, но и во многих других странах наука и литература существовали в устной форме, а не в письменной. Священные веды в Древней Индии заучивались наизусть и хранились в жреческой среде, в семьях певцов, передавались от отца к сыну. "Техника запоминания текстов была очень точной: не менее двух тысяч лет веды существовали только в устной традиции, упоминания о рукописи "Ригведы" относится только к XI веку, но и по сей день устный канон "Ригведы" не отличается от письменного. Рукописи "Ригведы" дошли до нас в одной редакции..." - пишет в предисловии к ведийским гимнам "Да услышат меня земля и небо" (М., "Художественная литература", 1984) Т. Я. Елизаренкова.

Советский востоковед, переводчик с аккадского эпоса о Гильгамеше И. М. Дьяконов, исследователь еще более древ них сказаний, чем "Илиада" (сказание о Гильгамеше старше "Илиады" более чем на тысячу лет), считает, что древний человек думал точно так, как и современные цивилизованные люди, что вообще не было никакого "первобытного мышления". Но в таком случае нельзя таковое искать в эпоху Гомера, и у нас вновь возникает вопрос: а не был ли автор "Илиады" поэтом-ученым?

Принципиальное отличие поэта от ученого в том, что первый пользуется художественным языком, тогда как ученый строит теории с помощью строгих логических категории. По нашему мнению, все множество имен богов в "Илиаде", "Одиссее", да и вообще в греческой мифологии, - это строгие категории устного периода развития науки, причем все они имеют отношение к целостным научным системам, взаимосвязанным учениям: космогоническому, теории о зарождении и развитии Земли, эволюционной теории происхождения растений, животных, человека, к учению о функциях человека и о государстве.

Тут возникает еще один вопрос: если имена богов - научные категории, обозначающие какие-либо тела, планеты, стихни, явления, свойства, функции, то зачем они, эти боги-категории, действуют как живые существа? Скажем, Гелиос-солнце. Согласно мифу Гелиос каждое утро с востока выезжает в колеснице, запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней, и вечером опускается в Океан на западе.

Ничего мистического тут нет. Наука устного периода развития могла сохранять свои категории, теории, системы доказательств только в художественных произведениях, в "устных книгах" - мифах. Люди и рапсоды могли заучить и воспроизвести по памяти только художественные произведения, изложенные образными средствами языка, метафорами, гиперболами, сравнениями, а для того чтобы запомнить роль, которую играет та или иная стихия в природе, необходимо было придать каждой стихии образ фантастического существа да еще рассказать о каком-то ее действии. Солнце поднимается над горизонтом утром на востоке и опускается за горизонт вечером на западе, это знали и древние земледельцы, охотники. Но миф говорит, что оно вечером опускается в Океан. Мудрецы художественными средствами говорили больше, чем видел обычный материковый человек.

Выходит, что мифы - это устные художественные "книги", своеобразные "пакеты" знаний, Рапсоды, заучивавшие большие поэтические сказания или миниатюрные научно-художественные мифы, были живыми энциклопедиями, ходячими библиотеками, носителями не только эпических произведений, песен, но и философских трактатов.

Поэтому решительно нельзя согласиться с мнением, что "мифы - бессознательный уровень мысли, где реальное сливается с идеальным", либо с концепциями, где утверждается, будто бы мифы не имеют научно-познавательного смысла.

Зная принцип, как древние философы кодировали знания, то есть наделяли планеты, космические тела, солнце, землю, воду, воздух не только именами живых существ, но с помощью художественных средств изображали их действия, заставляли их разговаривать между собой, мы теперь, имея массу записанных мифов, можем освободить научные категории от метафорической оболочки, от фантастических действий, а принять имена чудовищ и богов как чистые логические категории и получить системы понятий. Благодаря этому мы сумеем понять глубину научно-философских теорий, которые были созданы до Гомера, с участием Гомера или после него.

В "Илиаде", "Одиссее", гимнах Гомера, в поэмах Гесиода и у других древних поэтов легко обнаруживается стройная теория развития Вселенной, учение об эволюции Земли, о возникновении жизни и растительности...

Теория эволюции Вселенной

В XVIII Песне "Илиады" 1 рассказывается, как Гефест по просьбе Фетиды, дочери Нерея, кует оружие ее сыну Ахиллесу.

И в начале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.

Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо,и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плиады, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

Очевидно, что Гомер показывает здесь свои знания астронома, причем обходится без фантастических приемов. В других же местах он говорит о Гее, Эребе, Ночи, Тартаре, Кроне, Рее, Фемиде, Понте, Океане, Посейдоне, Гиперионе, Тефии, Нерее, Дориде, Фетиде, Аиде и других богах.

Что это за фантастические существа и какое они имеют отношение к космогонической теории той эпохи? Ответить на вопрос нетрудно, если принять во внимание, что все боги находятся в родстве, что есть старшие, которые являются дедушками, бабушками, а есть младшие, которые им приходятся сыновьями, внуками, внучками, что у них, в свою очередь, имеются опять-таки дети и внуки. Столь стройная зависимость одного фантастического существа от другого не может быть случайной, на создание ее потребовалось немало усилии многих поколений мудрецов. Это и есть философская модель Вселенной, эволюционная теория развития Земли из хаоса, возникновение стихий, живых организмов, растений и людей.

В отличие от Гомера, который превосходно знал это учение, но "вплел" его органично в повествование о Троянской войне, Гесиод собрал систему научных мифов в одну большую поэму "Теогония".

Древние мудрецы поняли, что люди - неделимая часть Вселенной, космоса, как бы мы сейчас сказали, часть биосферы, взаимосвязанной со всей Веселенной; люди - одна из веточек эволюции этой Вселенной, они, как и растения, животные, нарождаются, умирают, вновь нарождаются; и они возникли только в определенный, а точнее в 6-й период эволюции.

Обращаясь к Музам, Гесиод просит их:

Все расскажите, - как боги, как наша земля зародилась,

Как беспредельное море явилося шумное, реки,
Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами;
Кто из бессмертных подателей благ от чего зародился,

Как поделили богатства и почести между собою,
Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом.
С самого это начала вы все расскажите мне, Музы,
И сообщите при этом, что прежде всего зародилось 2.

Далее он излагает известные ему по мифам научные представления о происхождении Земли.

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.

Следуя за Гесиодом и за Гомером, зная, что оба они излагают одну и ту же систему представлений о развитии Вселенной, используя, конечно, большую работу, проделанную составителями мифологических словарей, без особых затруднений воспроизведем генеалогическую таблицу научных категорий (имен богов), обрубая для удобства многие "ветви".

Мудрецы древности остроумно разделили всю историю эволюционного развития Вселенной, а также и жизни на периоды, ведя счет каждого нового этапа от начала воцарения очередного бога-царя до его свержения. Хаос - царь № 1, Гея- царица № 2, Уран - царь № 3, Кронос - царь № 4, Зевс - царь № 5. Кронос свергает с Олимпа своего отца Урана, а Зевс, в свою очередь, свергает с Олимпа своего отца Кроноса. Смена царей и является сменой периодов; и все нарождающиеся во время правления того или иного царя родственники и его сыновья - это то новое, что возникло в данную эпоху эволюции 3.

Самая древняя эпоха - первый период - это возникновение хаоса, который называется пустотой, эфиром; этот период царя № 1 - бога Хаоса. Во второй период из хаоса возникла Земля, именуемая царицей № 2, и вместе с нею глубокое подземелье, то есть вещество внутри нее, которое называется Эребом; одновременно была вокруг земли Ночь и появились какие-то элементы жизни - Эрос.

Третий период эволюции - это эпоха, когда от Земного шара (Ген) родился воздух (Уран, царь № 3), который окружал Землю, появилась на земле бесплодная вода (Понт, вода-1), и образовались горы. Одновременно в этом же периоде возник светлый эфир и сияющий день от Эреба и Ночи, а также миропорядок, называемый эриниями. Тьма произвела смерть (Танатоса) и сон (Гипноса), а также более близкое к поверхности земли подземелье (Тартар).

Четвертый период в истории Земли характеризуется "рождением" от Земли и от воздуха (Урана) нового состояния воздуха (Кронос, царь № 4) и нового состояния земли (Реи), а также появления нового состояния воды, по-видимому, с водорослями, именуемой Океаном, и нового порядка вокруг (порядок-2 Фемида), а также появлением живых существ с памятью (Мнемосина); и не совсем ясных форм жизни (Тефия, Тейя); от Понта и Геи - Нерей; от Нерея - нереиды, которые известны как все живые существа в воде.

В пятом периоде, то есть еще более молодой эре, в Океане родилось мышление (Метида) и такие "формы жизни", как Дорида, мать нереид; в эту же эпоху возникло солнце (Гелиос), луна (Селена), утренняя заря, то есть восходы и заходы солнца, - Эос; а также Фетида, старшая из нереид, мать Ахиллеса. От Кроноса и Реи, то есть особого переходного состояния земли и воздуха, родились Зевс, его братья Посейдон, Аид, их сестры: Гера, Деметра, Гестня.

Тут необходимы пояснения.

Некоторые категории в теогонии непонятны, другие ясны. Все они указывают на переходные состояния в эволюции земли, воды, воздуха, огня, форм водной и наземной растительности и жизни.

Скажем, градация массы вещества внутри земного шара ясна: ядро земли - Эреб, ближе к поверхности - Тартар, еще ближе - Аид, еще ближе, вернее - плодородная почва - Деметра, и сама растительность, которую возделывают люди, - Персефона (дочь Зевса и Деметры).

Понятна и эволюция развития жизни. Сперва возник Эрос. Что это такое? Древние мыслители не могли сказать, как мы, что это белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), ибо жизнь - существование белка, организованного в живой организм программой ДНК-РНК.

Радиоизотопный анализ углеродных веществ и горных пород уже обнаружил "визитные карточки" живых организмов, которые существовали три и четыре миллиарда лет назад. Значит, и люди - дети очень длительной эволюции жизни; и древние мудрецы оказываются правы, утверждая, что Эрос - очень древняя стихия.

Некоторые исследователи ошибочно отождествляют Эроса с Эротом, то есть сыном человеческой любви Афродиты. Это неверно. Эрот - функция человеческой любви, а Эрос - функция всего живого на земле.

В третьем периоде возникли горы, над землей появился воздух, а на поверхности земного шара - Понт, и этот поит - "бесплодная вода", как отмечает Гесиод, "шумное море бесплодное", не содержит еще в себе жизни. Опять-таки нельзя отождествлять эту "бесплодную воду" с водой другой эпохи - с Океаном (водой-2), или с Посейдоном (водой-3)... Это разные стадий эволюционного изменения воды. Гесиод прямо указывает, говоря о Гее: "А потом, разделив Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий". Ясно, что Понт старше Океана, а Океан, в свою очередь, старше Посейдона. Если в Понте родился Нерей, от которого нереиды, играющие с тритонами; то в Океане возникли уже океаниды. От Посейдона, по-видимому, - все морские животные и рыбы: Посейдон - вода, оплодотворяющая поверхность земли - почву (Деметру); Посейдон первоначально считался подземной водой или пресной водой водоемов.

Художественные средства устного периода развития науки позволили передать представления древних логиков о возникновении животного и растительного миров; в третьем периоде появилась Смерть (Танатос), Сон (Гипнос); в четвертом возник порядок жизни (Фемида), это уже порядок-2, память (Мнемосина); в пятом - мышление (Метида), но еще не человеческое мышление; удача (Тихе), неудача (Немезида), которые можно понять как природный "эксперимент"; появились также норы, гнезда, жилища - Гестия.

Космогоническая теория Гомера и Господа была разработана, конечно, задолго до них, ибо эта же научная система обнаруживается в орфическом учении, а полулегендарный Орфей, по преданиям, жил до троянской войны.

Таким образом, космогеническая и эволюционная теории древних мыслителей во многом предвосхищают современное учение о происхождении Земли и планет, разработанное академиком О. Ю. Шмидтом. По теории О. Ю. Шмидта, Земля образовалась путем аккумуляции твердого рассеянного вещества мельчайших частиц и тел. Когда-то рой астероидов окружал Землю, за миллионы лет он рассеялся, падение метеоритов прекратилось, планеты приобрели размеры, которые имеют сейчас. Пять-четыре миллиарда лет назад Земля была разогрета. Геологические процессы на ней делят на два типа. Во-первых, подземные вулканические силы выбрасывали плазму, что приводило к опусканию земной коры. Во-вторых, шла эрозия горных пород, которые переносились водами и ветром по земной поверхности.

Главная тайна Гомера.

Доказывая, что Гомер был выдающимся философом и поэтом, мы вступаем в спор только с некоторыми современными теоретиками, ибо в Древней Греции и в Риме ни у кого из самых выдающихся умов не возникало сомнений относительно принадлежности великого аэда к числу ученых - основоположников олимпийского учения. Именно как великий мыслитель и поэт он почитался на протяжении почти тысячи лет, пока его учение являлось законом для строительства греческой и римской государственности. Последователи других учений, конечно, нападали на Гомера, но это особая тема.

Вот что говорит о Гомере в одном из диалогов Платона философ Протагор:

"Хотя я и утверждаю, что софистическое искусство - " древнее, однако владевшие им древние мужи, опасаясь враждебности, которую оно вызывало, скрывали его: одним служила прикрытием поэзия, как Гомеру, Гесиоду и Симониду, другим - таинства и прорицания, как последователям Орфея и Мусея, а некоторым, я знаю, даже гимнастика, как, например, Икку тарентинцу и софисту нашего времени Геродику селимбрийцу, мегарцу по происхождению, который никому в этом не уступит; музыку же сделал прикрытием ваш Агафокл, великий софист, и Пифоклид Кеосский, и многие другие. Все они, как я говорю, опасаясь враждебности, прикрывались этими искусствами.

Я же со всеми ними в этом не схожусь, ибо думаю, что они вовсе не достигли желаемой цели и не укрылись от тех, кто имеет власть, - а только ради них и существуют прикрытия. Толпа ведь, попросту говоря, ничего не понимает, и что они затянут, тому и подпевает" 4.

В то время, когда Протагор ведет беседу с Сократом в диалоге Платона, учение Гомера уже в полную меру господствовало в Греции.

Основой учения Гомера о государстве была антропомодель. Впрочем, всякое философское учение начинается именно с моделирования функций личности. При этом первичные рассуждения очень просты. Всякий крестьянин, а не только мудрец, видит, что колос овса вырастает из положенного в почву зернышка, что цыпленок вылупляется из яйца, так же как любое животное развивается из оплодотворенного семенем яйца самки. Не составляет исключения из этого правила и зарождение, развитие ребенка. Следовательно, в первозернышке находится вся программа ребенка со всеми его функциями. Эти функции философы древности назвали "тайными силами", или "богами". Сколько же "тайных сил" в одном первозернышке (сейчас бы мы сказали - в первоклетке - зиготе)? По подсчетам древних мудрецов, их было 12. В диалоге Платона Сократ прямо говорит об этом числе:

"Великий предводитель на небе, Зевс, на крылатой колеснице едет первым, все упорядочивая и обо всем заботясь. За ним следует воинство богов и демонов, выстроенное в одиннадцать отрядов, - только Гестия не покидает дома богов, а из остальных богов главные, что входят в число двенадцати, предводительствуют каждый порученной ему ратью".

Кто же эти 12 главных богов? Зевс-отец и его дети!

Почему Гестия не покидает дома богов? Потому что Гестия - это Жилище.

Таким образом, Зевс - это 5-й царь, либо пятый период эволюции, который порождает шестой период, характерный тем, что в нем возникла человеческая первоклетка с 11 "тайными силами". Об этом говорится в "Илиаде", в Песне XV. Зевс требует от своего брата, Посейдона, чтобы он прекратил помощь троянцам, предлагая ему возвратиться в "собор небожителей или в священное море"; на этот приказ, переданный богиней-радугой, Посейдон отвечает:

"Так, могуществен он; но слишком надменно вещает,

Ежели равного честью, меня, укротить он грозится!
Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи:
Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка;

Натрое все делено, и досталося каждому царство:
Жребий бросившим нам, в обладание вечное пало
Мне волношумное море, Аиду подземные мраки,
Зевсу досталось меж туч и эфира престранное

небо;

Общею всем остается земля и Олимп многохолмныи.
Нет, не хожу по уставам я Зевсовым; как он ни мощен,

С миром пусть остается на собственном третьем уделе;

Силою рук он меня, как ничтожного, пусть не стращает!

Дщерей своих и сынов для Зевса приличнее будет
Грозным глаголом обуздывать коих на свет произвел он.

Кои уставам его покоряться должны поневоле! 5

Всех богинь и богов, которых Зевс произвел на свет, сосчитать нетрудно, они являются главными действующими "лицами" в "Илиаде", влияющими на жизнь и поступки людей. В Песне I есть фраза "С оной поры наконец двенадцать денниц совершилось, И на светлый Олимп возвратилися вечные боги Все совокупно; предшествовал Зевс", которую можно истолковать как намек на 12 главных антропобогов. В гомеровском "Гимне Гермесу" указывается еще более ясно на 12:

А потом, разложивши
Жирное мясо на камне широком и гладком, разрезал
Радостнодушный Гермес на двенадцать частей это мясо,
Жребий метнув. И почет соответственный каждой воздал он 6.

По мнению специалистов, "Гимн Гермесу" относится к VII - VI векам до нашей эры. С этого времени и вплоть до времен Апулея, автора знаменитого "Золотого осла" (II в. н. э.), писателя, философа и жреца Карфагена, олимпийская религия признавала 12 главных "тайных сил" человека и общества.

В "Илиаде" все-таки нет прямого указания на то, что главными функциями личности являются именно 12, и при нашем подсчете главных детей Зевса получается 15.

Итак, в шестом периоде развития Вселенной возник человек разумный. Его произвел Зевс (царь № 5), и этот первочеловек состоит из 15-12 функций; то есть Зевс-отец является отцом этих функций, он и управляет этими функциями - своими детьми.

Что это за функции?

1. Сам Зевс и его супруга Гера – Управление и Соуправительница, то есть Оппозиция управлению, критикующая своего мужа.

2. Афина – Наука, Образование и Планирование в государстве, дочь Зевса и Метиды (мышления).

3. Персефона – Растениеводство, Хлебопашество, дочь Зевса и Деметры (плодородного слоя почвы).

4. Арей – Армия, Война, сын Зевса и Геры.

5. Гефест – Ремесло, Строительство, сын Зевса и Геры.

6. Аполлон – Искусство, Культура, Здравоохранение, Эмоции, сын Зевса и Лето.

7. Артемида – Охота на зверей, животных, дочь Зевса и Лето.

8. Гермес – Информатика, Связь, Торговля, Транспорт, сын Зевса и Майи.

9. Дионис – Виноделие, Питание, сын Зевса и Семелы.

10. Афродита– Любовь, Красота, Брак и Семья, дочь Зевса и Дионы.

11. Илифия – Деторождение, дочь Зевса и Геры.

12. Мойры – Правопорядок, дочери Зевса и Фемиды.

13. Геба – Возраст людей, дочь Зевса и Геры.

14. Хариты – Красота человеческая, дочери Зевса и Ев-риномы.

15. Музы – Виды искусств, дочери Зевса и Мнемосины.

Другие дети Зевса не входят в число главных.

Эта строгая антропомодель указывает на 12-15 функций личности и соответствующих им сфер деятельности людей в государстве. Дионис у Гомера еще не входит в число главных функций, трудно сказать, были ли главными при Гомере и Музы и Хариты; в последующей, после Гомера, традиции Дионис вошел в число главных, а Музы и Хариты, наоборот, стали вспомогательными богами. И в VI - V веках до нашей эры утвердился культ 12 главных функций.

Не человек управляет своими функциями, а функции управляют человеком; функции вечны и неизменны для всех поколений людей, поэтому они бессмертные боги; эти функции порождают сферы деятельности людей в государстве. Вот в чем заключается смысл олимпийской теории и культа. На основе 12 антропобогов в Риме в 451-450 гг. до н. э. специальной коллегией децемвиров было выработано XII Таблиц законов.

Недостатки антропомодели Гомера.

Понимая, что ребенок, как и росточек ячменя, кедра, развивается из зернышка-первоклетки, Гомер не мог знать, что "тайных сил" в организме человека не 12, а 24. Первоклетка (зигота) человека содержит 23 пары хромосом + цитоплазму, и они определяют развитие и дифференцировку органов и функций организма в целом. В эпоху Гомера не было ни микроскопов, ни генетики, поэтому мудрецы пользовались правилом "познай самого себя", наблюдай за своим поведением и за поступками других людей.

Мудрецы устного периода развития философии, а затем и в эпоху письменности беспрестанно усовершенствовали антропомодель и, конечно, свои представления о структуре государства. Например, в системе Гомера еще нет самостоятельной - "тайной силы" гомеостаза организма, то есть нет бога Здоровья; ответственным за эту функцию считается Аполлон, который одновременно является функцией эмоций. Однако жизнь требовала лечить людей, поэтому пришлось открывать больницы и аптеки не только при храмах Аполлона, но самостоятельно, и богом - покровителем врачей и больниц стал сын Аполлона - Асклепий, культ которого в Афинах официально был утвержден в 420 до нашей эры, а в Риме в 291 до нашей эры. Тем не менее Асклепий не был введен в пантеон 12 главных, он ни в жизни, ни в теории, ни в мифах не приравнивался к Главным олимпийцам и их ведомствам. Одним словом, ведомство Здравоохранения не считалось главным в государстве.

Гермес-вестник обозначал, что человек имеет речь, что он ходит, ездит; то есть этот боговестник отвечал, по сути дела, за две функции - ходить и разговаривать: но затем ему поручили в государстве курировать торговлю, и он стал богом Информатики, Связи, Транспорта и Торговли.

В гомеровской системе не было "тайной силы" Темперамент. Позже Гиппократ, обнаружив типы темперамента, то есть скорости реагирования людей, не счел необходимым внедрять свое открытие в систему олимпийского учения. Выходило по олимпийской системе, что и в государстве не нужно специальное ведомство по экономическому стимулированию людей в труде за быструю и хорошую работу. Естественно, что в жизни люди и промышленники знали толк в быстром и высокопроизводительном труде. Сама природа вознаграждает за своевременный посев, за вовремя политое поле; выгодно быстро убрать и обмолотить урожаи. Но в рабовладельческом обществе, где рабов считали за скот, конечно, особого значения темпераменту трудовой деятельности не придавалось.

В антропомодели Гомера и Гесиода не было "бессмертной силы" - Родительской любви, хотя, конечно, Гомер в "Илиаде" и "Одиссее" дал немало сцен взаимоотношений между родителями и детьми. После Гомера был разработан миф о любви Деметры к дочери Персефоне. По традиции, как уже было сказано, эти категории обозначали разные уровни эволюции плодородного слоя земли, указывали на взаимодействие почвы (Деметры) с растительностью (Персефоной). Но эти же научные категории получили новую трактовку, или стали обозначать и слепую любовь отцов и матерей к своим детям, передачу родителями наследства, неизбежное возникновение аристократии.

Главный храм Деметры и Персефоны находился в Элевсине, в нескольких километрах от Афин, там вершились таинственные мистерии для аристократов, по-видимому, совершались различные сделки, протекции, согласовывались действия знатных и богатых людей полиса. Миф о поисках Деметрой украденной Подземельем (Аидом) дочери указывал, что любовь матери к дочери неукротима. Мистерии в Элевсине проходили в течение девяти дней, здесь символически представлялось горе Деметры. Лишь старинные афинские семьи могли участвовать в этих священнодействиях. Имел наследственное право бывать там Эсхил, но, как и все, при условии повиноваться обету молчания. В трагедии "Умоляющие" он выступил против родовых брачных норм, есть свидетельства, что Эсхил за разглашение ритуальных фактов был изгнан из Афин, ибо он покусился на особые права аристократических родов.

Много столетий спустя писатель-сатирик Лукиан (II в. н. э.), зная о главном пантеоне олимпийской модели, состоящем из 12 богов, потешался в "Совете богов": "выбрать из истинных богов семерых судей - трех из древнего Совета времен Крона и четырех из числа Двенадцати, и среди них Зевса". Дело в том, что в римском обществе уже появилось много самых разных божеств, олимпийская теория была подорвана пестрыми вероучениями, и Лукиан, будучи сирийцем по происхождению, киником по убеждениям, то есть разрушителем без созидательного начала, позволяет себе буквально измываться над богами.

На совете богов, где председательствовал Зевс, эпистатом (должностным лицом в афинском городском совете) был Аполлон, секретарем Сон, в постановляющей части говорится"

"Ввиду того, что многие чужеземцы, не только греки, но и варвары, никоим образом не будучи достойными разделять с ними гражданские права, незаконно и неизвестно как внесенные в наши списки и прослывшие богами, заполнили небо, так что на пиру теперь тесно от беспорядочной толпы, сброда, болтающего на разных языках".

Сатира Лукиана отражает реальное положение дел с олимпийским учением в Римской империи; во-первых, шла еще борьба за чистоту антропопантеона Гомера, то есть за 12 главных антропосил, во-вторых, в империи появились "толпы сброда", болтающего на разных языках, то есть масса иноязычных народов, в том числе и рабов, вольноотпущенников, которым римская религия была чужда и непонятна. В-третьих, философы ради заработка говорили и писали всякий вздор, лицемеря нагло и бессовестно, и Лукиан отмечает, что они состояли на жалованье у богачей, и поэтому верить проходимцам не следует.

Потешается Лукиан и над "засильем незаконнорожденных" богов на Олимпе, над богом Митрой в персидском одеянии, который даже не говорит по-гречески, над тем, что скифы и геты, видя такую неразбериху в олимпийской системе, "сами, кого захотят, причисляют к бессмертным и выбирают в боги простым поднятием руки".

Особенно высмеивает Лукиан то, как примитивно понимали в то время планирование. Существовали Оракулы, "служба" предсказания будущего; пифии, вдыхавшие ядовитые пары, бормотали всякую ерунду, а жрецы или особые толкователи давали объяснения: "Аполлон же притворяется всезнающим: он и стрелок, и кифарист, и лекарь, и прорицатель: открыл себе пророческие заведения - одно в Дельфах, другое в Кларе, третье в Дидимах и обманывает тех, кто к нему обращается, отвечая на вопросы всегда темными и двусмысленными изречениями, чтобы таким образом оградить себя от ошибок. И он при этом порядочно наживается: на свете много глупых людей, которые дают обманывать себя. Зато более разумные люди прекрасно понимают, что ему нельзя верить..."

Не было в антропомодели Гомера богини Совести (нормы реагирования). Эринии в его системе еще не являются "муками совести", и только Эсхил в трагедии "Эвмениды" 7 не отрицает, что они старшие по сравнению с Афиной, волею Афины переводит их в ранг человеческих:

Я великое гражданам нашим добро
Сотворила: старинных и грозных богинь
Поселила я с ними навеки.
Ведь пришелицам этим вершить суждено
Всем, чем жив на земле человеческий род.

Эсхил говорил, что "правят они человеческой долей", что это "муки совести", что "Больше всех богов Чтут вас люди".

Однако при всех недостатках антропотеории Гомера это было самое совершенное антропоучение из всех когда-либо существовавших в мире. Древние мыслители и Гомер увидели, что не человек управляет своими функциями, а эти функции управляют человеком; никто не волен лишить себя пищи, сна, ходьбы, речи, любви, самосохранения, мышления, памяти, воли, совести, самоуправления и т. д., не обрекая этим самым свой организм на погибель. Эти "бессмертные боги" - страсти, функции, "тайные силы", потребности, желанья - и являются причиной всех поступков, конфликтов, войн. И, моделируя поведение антропобогов на Олимпе, Гомер показывает через них, почему и как ведут себя люди на земле, на берегу моря у стен крепости Троя. Это удвоение сцены: одно поле битвы на берегу, другое - в небесах, - позволило великому поэту-мыслителю объяснить жизнь людей их собственными "функциями!

Гомер - не просто мыслитель-поэт, но это учитель, который утверждает, как необходимо устроить демократическое управление войском или государством. Управлением у него занимается не один Зевс, но и его сестра-жена Гера, которая является ему оппозицией во всех начинаниях, она редко когда согласна с ним, ссорится с мужем, хотя, как подчеркивает поэт, всегда подчиняется его воле; впрочем, и он тоже считается с ее мнением.

В Песне IV Гера упрекает супруга, что он парализует ее усилия по уничтожению Трои; и хотя, мол, он творит свою волю, все-таки "не все от бессмертных ее мы одобрим".

Ей негодующий сердцем ответствовал Зевс тучеводец:

"Злобная! старец Приам и Приамовы чада какое
Зло пред тобой сотворили, что ты непрестанно пылаешь

Град Илион истребить, благолепную смертных обитель?

Если б могла ты, войдя во врата и троянские стены,
Ты б пожрала и Приама, и всех Приамидов,
И троянский народ - и тогда б лишь насытила злобу!
Делай что сердцу угодно; да горький сей спор напоследок

Грозной вражды навсегда между мной и тобой не положит.

Слово еще изреку я, а ты впечатляй его в сердце:
Если и я, пылающий гневом, когда возжелаю
Град ниспровергнуть, отчизну любезных тебе человеков, -

Гнева и ты моего не обуздывай, дай мне свободу!

Поторговавшись, объяснив друг другу, что одному, то есть Зевсу, нравится Троя, где его почитают в храме, а другой любы греческие города - Аргос, Спарта, Микены, - супруги, как две спорящие партии, пришли к соглашению, что если муж позволит жене разрушить Трою, то и она не станет возражать против того, чтобы и он уничтожил дорогие ее сердцу греческие столицы.

Гений Гомера безжалостно вскрывает механизм взаимоотношении как отдельных людей (скажем, Парис - Менелай; Агамемнон - Ахиллес), так и целых армий, народов. Он показывает, что "дикие боги" внутри человека сталкиваются между собою, что любовь Париса и его хитрость дают ему радость умыкнуть Елену, жену Менелая, но это одновременно ведет к ужасным последствиям...

В XX Песне "Илиады" Зевс, призвав богов, позволяет им помогать воюющим сторонам - троянцам и ахейцам, - кто кому пожелает. И "страсти" разделились на две группы, сами вступили в потасовку.

Так взволновалося все, как бессмертные к брани сошлися!

Против царя Посидаона, мощного Энносигея,
Стал Аполлон длиннокудрый, носящий крылатые стрелы;

Против Арея - с очами лазурными дева Паллада;
Противу Геры пошла златокудрая ловли богиня,
Гордая меткостью стрел Артемида, сестра Аполлона;
Противу Леты стоял благодетельный Гермес крылатый;
Против Гефеста - поток быстроводный, глубокопучинныи,

Ксанфом от вечных богов нареченный, от смертных - Скамандром.

В данной ситуации Гера, Афина, Посейдон, Гермес, Гефест - защищают ахейцев, а Арес, Аполлон, Ксанф, Артемида, Лето, Афродита - стоят за троянцев. Из этих богов Посейдон - брат Зевса, бог моря, Ксанф - река, Лето - титанка, мать Аполлона и Афродиты, - все они еще старшие боги, не входят в число 12. В этой сцене битвы богов Гомер показывает, как страсти людей (антропобога) втягиваются в схватку и используют в борьбе стихии - море и реку. Естественно, что ахейцы приплыли по морю, оно им содействует в битве, но река Ксанф, на берегах которой живут троянцы, - помогает защитникам крепости. В "Илиаде" есть великолепные сцены, где озлобленный Ахиллес вступил в сражение с разбушевавшейся рекой Ксанф, похваляясь покорить реку, но сам едва не утонул.

Показывая, что ахейцам покровительствуют Гера, Афина, Гермес, Гефест, тем самым Гомер говорит, что в греческих городах были развиты оппозиция (Гера), Наука, Торговля, Ремесла.

Защитникам Трои покровительствуют Арей, Аполлон, Артемида, Афродита, значит, там процветали Армия, Искусства, Охота на зверей и пастушество, а также был крепкий брак, семьи. Гера не случайно спорит на Олимпе с Зевсом-управителем. Как только Зевс согласился, чтобы Троя пала, - так это означает: управление в Трое погибло, сам город обречен... Зевс - аппарат управления; до тех пор, пока он функционирует у народа и народ организован, он борется с армией врага, со стихиями. Если же аппарат власти разрушен, то и государство погибло.

Такова великая теория Гомера.

Гомер и современность

Гомер и его последователи вплотную приблизились к открытию "движущих сил" первоклетки человека, он назвал XII "тайных сил" нашего организма, но если учесть, что эти XII богов-кодов имели еще "детей", то олимпийская теория практически указала на все 24 детерминирующие начала. Заметим, что современный прагматизм имеет в исходной аксиоматической модели личности десять начал. Изучая структуру современного государства по сферам и отраслям хозяйства, мы обнаружим все тех же богов - те же виды деятельности людей: управление, наука, армия, производство, искусства, торговля, сельское хозяйство и т. д.

Учение Гомера имеет прямое отношение к современной генетике, к открытым в XX веке двадцати трем парам хромосом (группам сцепления генов); к тому факту, что эти группы сцепления генов в конечном счете определяют развитие отраслей и сфер деятельности в любом обществе-государстве 8.

Назвав специализированные подсистемы органов и их функций не богами, а детерминантами, мы увидим в Обществе Сферы и Отрасли, определяемые функциями людей. И у нас получится, что Общество имеет структуру из 24 взаимосвязанных Сфер-Отраслей:

1. Любовь половая - Семья, Род, Племя, Народность, Нация

2. Родительская любовь - Семья, Династия, Клан, Классы

3. Память - Образование

4. Мышление - Наука

5. Эмоции - отрицательные - и положительные - Искусство

6. Темперамент - скорость реакции - Стимулы и тормоза экономики

7. Воображение - фантазия - Культура

8. Воля - сила реакции - Правопорядок

9. Красота - безобразие - Легкая промышленность, моды

10. Совесть - норма реакции - Нравственность, Религия с Нормой - богом

11. Самосохранение - страх - агрессия - Армия

12. Бессмертие - смертность - Соревнование, конкуренция

13. Самоуправляемость - Аппарат управления, Госаппарат

14. Гомеостаз - здоровье- болезнь - Здравоохранение

15. Труд - тиражирование - Промышленность, то есть серийное производство

16. Сон - отдых - Жилищно-коммунальное хозяйство

17. Возраст - развитие - Соцобеспечение, развитие общества циклами

18. Коллективизм - связи - Организации, партии, коллективы

19. Ходьба - движение - Транспорт

20. Питание - обмен веществ - Агропродовольственный комплекс

21. Речь - общение - Информатика, Связь, пропаганда

22. Цель жизни (приспособление к среде) - Программы, Планирование, прогнозирование

23. Взаимосвязь - способности - Торговля, снабжение, финансы, доходы

24. Жадность - самообеспечение - Строительство

В России изучать олимпийское учение начали при Петре I, хотя уже из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским видно, что Иван IV прекрасно осведомлен в теории Гомера. Константинополь был взят турками в 1453 году; племянница последнего византийского императора Софья (Зоя) Палеолог в ноябре 1472 года стала женой Ивана III; она привезла из Рима в Москву большую библиотеку (как отмечает Максим Грек). Иван Грозный, внук Ивана III, клянется в своей приверженности Троице (христианскому триединому богу Отцу, Сыну и Святому духу), но показывает, что он осведомлен в "эллинской мудрости" лучше Курбского: "...те, кого ты называешь сильными, воеводами и мучениками, и что они поистине, вопреки твоим словам, подобны Антенору и Энею, предателям троянским". Антенор и Энеи - это вожди троянцев, после взятия Трои остались живы; греки разрешили Антенору удалиться, а Энен, родственник троянского царя Приама, согласно легенде, властвовал над троянцами после разрушения Трои, а затем с остатками народа переселялся за море и основал Рим.

"И если кто из них какою страстью был одержим, то по этому пороку и бога себе избирал, в которого веровал: Геракла - как бога блуда, Крона - ненависти и вражды, Арея - ярости и убийства, Диониса - музыки и плясок, и другие по порокам своим почитались за богов, - пишет Иван Грозный. - Им ты и уподобился своими стремлениями..."

В толковании значений богов Иван IV допускает небольшие погрешности, смысл же учения Гомера передает абсолютно точно! Боги-страсти - это функции организма. В христианстве "страсти-стремления" - это "пороки"; христианское учение предлагает "смирить" в себе "страсти", а не поклоняться им. Запрещая изучать свой организм, христианство, конечно, не могло запретить функции органов организма: есть, пить, ходить, рожать, защищать себя и т. д.

Русские ученые и поэты XVIII – XIX – XX веков превосходно знали учение Гомера; знатоками олимпийского учения были Тредиаковский, Ломоносов, Жуковский, Гнедич, Пушкин, Брюсов... Валерий Брюсов в "Гимне богов" воспроизвел 12 богов, сказав: "Я верую, с Зевсом начальным, в двенадцать бессмертных".

Всякая дисциплина - генетика, анатомия, физиология человека, психология, эмбриология, политэкономия, социология, педагогика строят свои аптропомодели. Из скольких органов состоит наш организм? Сколько блоков-органов и главных функций в человеке? Это очень принципиально. Опираясь на принципы Гомера, мы видим, что организм может быть логически представлен как двадцать четыре подсистемы. И хотя мы не знаем пока, какая пара хромосом детерминирует те или иные органы, однако роль хромосом в развитии подсистем организма несомненна. Две хромосомы определяют развитие пола мужчины или женщины. А остальные пары хромосом за что отвечают?

Советск6ий физиолог академик П. К. Анохин, изучая деятельность целого организма человека, особенно головного мозга, разработал теорию функциональной системы. Однако его теория имеет ряд неясностей, она является гипотезой, не более... Знаменитый хирург академик Н. М. Амосов, в 1967 году в журнале "Наука и жизнь" (№ 7. С. 46 – 54) опубликовал статью "Моделирование - орудие прогноза и управления", где предложил свою антропомодель.

Гипотетическая схема модели человека, предложенная Н. М. Амосовым, состоит из блоков (подсистем):

Наши рекомендации