Тема: Шесть качеств, благоприятных

Существует шесть принципов, следование которым благоприятствует чистому преданному служению. Необходимо: 1)действовать с энтузиазмом; 2)с уверенностью прилагать усилия; 3)проявлять терпение; 4)следовать регулирующим принципам (в частности, шраванам киртанамвишнох смаранам — слушать повествования о Кришне, прославлять Его и постоянно помнить о Нем); 5)отказаться от общения с непреданными; 6)идти по стопам предшествующих ачарьев. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении.

Тема: Шесть качеств, благоприятных

- для преданного служения

- Прогрессу в чистом преданном служении способствует следование шести принципам

- (НН-Зт.):

- 1) утсаха – энтузиазм

- 2) нишчая - убежденность

- 3) дхаръя - терпение

- 4) тат-тат-карма-правартанат - действия в соответствии с регулирующими принципами,

- такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне;

- 5) санга-тъяга - отказ от общения с непреданными;

- 6) сато-вриттех (садху-вритти)- - следование по стопам предшествующих ачаръев).

Энтузиазмомназывают опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны

- (НН с.33). То есть истинный энтузиазм стабилен, поскольку разум преданного всегда в йоге,

- то есть в связи, во взаимоотношениях с Кришной, из которых он и черпает свою

- решимость, неиссякаемый энтузиазм доставить удовольствие Кришне (БГ 18.33; ШБ 2.8.21).

Энтузиазм, не закрепившегося в йоге разума, будет в гуне страсти и, таким образом, будет

- зависеть от соприкосновения чувств с их объектами, в том числе будет зависеть от похвалы,

- разного рода поощрений (БГ 18.34; 18.38). Поэтому признаком ложного энтузиазма является

- его неустойчивость и зависимость от поощрений

ШП: Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиазмом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха ни в чем. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику — каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность — но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны — кршнартхакхила-чешта (Бхакти-расамрита-синдху).

Чтобы достичь совершенства в бхакти-йоге, необходимо в течение всей жизни заниматься преданным служением под руководством духовного учителя. Это вовсе не означает, что нужно ограничить свою деятельность какими-то рамками. Кришна пронизывает Собой все, и потому нет ничего, что существовало бы отдельно от Него, как Он Сам говорит о том в «Бхагавад- гите» (9.4):

майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах

«В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я — не в них». Действуя под руководством истинного духовного учителя, человек должен использовать все для служения Кришне. Например, сейчас мы пользуемся диктофоном. Материалист изобретал это устройство для бизнесменов или авторов светских романов. Он, разумеется, не думал, что диктофон будет задействован в служении Богу, однако мы используем его для того, чтобы писать книги о сознании Кришны. Безусловно, весь процесс создания диктофона находится в сфере влияния энергии Кришны. Все детали этого механизма, в том числе и его электроника, представляют собой различные сочетания пяти основных элементов материальной энергии: бхуми, джалы, агни, ваю и акаши. Для создания такого сложного устройства изобретатель использовал свой мозг, который, как и составные части этого механизма, ему дал Кришна.Мат-стхани сарва-бхутани, — говорит Кришна. — «Всё зиждется на Моей энергии». Преданному нетрудно понять, что ни один объект этого мира не существует самостоятельно, в отрыве от энергии Кришны, а потому все должно использоваться в служении Кришне.

Усилия, которые человек прилагает, опираясь на разум в сознании Кришны, называют утсахой, энтузиазмом. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандхах кршна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате). Преданное служение — это не пассивная медитация, а практическая деятельность на передовой линии духовной жизни.

Убежденностьпредполагает реализованное знание могущества Кришны, Его

- энергий, могущество бхакти. Поэтому, обладая убежденностью, человек может полагаться

- на милость Кришны и полностью зависеть от Его воли (БГ 6.24). Самонадеянный и наглый

- человек верит в свое могущество или уверен в том, что поскольку он преданный, то

- Кришна поэтому обязан все устроить согласно его планам.

Терпениепредполагает активную деятельность, а не лень и апатию. Но поскольку эта

- деятельность авторитетна, то есть, направляема садху, гуру, то преданный, убежденный в

- правильности процесса, в котором он занят, может терпеливо относиться к трудностям,

- препятствиям и отсрочкам в достижении результата (БГ 6.24). Терпение - это вера в то, что

- Кришна позаботится о том, кто неуклонно занят в служении Ему. Таким образом, преданный

- очень инициативен, активен в служении Господу (УГЧ с. 70-71).

Такая деятельность требует от человека терпения. На пути сознания Кришны не следует проявлять нетерпения. К примеру, я начал это Движение сознания Кришны в одиночку, и первое время оно не получало поддержки. Однако мы терпеливо продолжали заниматься преданным служением, и люди постепенно стали осознавать важность этого Движения и сейчас с энтузиазмом принимают в нем участие. В преданном служении не следует проявлять нетерпения. Необходимо получить указания духовного учителя и терпеливо следовать им, полагаясь на милость гуру и Кришны. Чтобы достичь успеха в сознании Кришны, необходимы терпение и уверенность. Выходя замуж, всякая девушка надеется, что у них с мужем будут дети, однако она не может рассчитывать на то, что они появятся на другой день после свадьбы. Выйдя замуж, она, разумеется, может попытаться завести детей, но для этого она должна довериться своему мужу, зная, что в положенный срок обязательно родит ребенка. Так и в преданном служении: предаться — значит обрести уверенность. Преданный думает: авашйа ракшибе кршна — «Кришна обязательно защитит меня и поможет мне успешно заниматься преданным служением». Вот что такое уверенность.

Как уже говорилось, не следует быть пассивным; напротив, необходимо с горячим энтузиазмом следовать регулирующим принципам — тат-тат-карма-правартана. Пренебрежение такими принципами губительно скажется на преданном служении. В Движении сознания Кришны есть четыре основных регулирующих принципа, налагающих запрет на недозволенный секс, мясоедение, азартные игры и употребление одурманивающих веществ. Преданный должен с большим энтузиазмом следовать этим принципам. Нарушение любого из них непременно приведет к замедлению его духовного роста. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: тат-тат-карма- правартанат — «Необходимо строго следовать регулирующим принципам вайдхи-бхакти». Помимо четырех запретов (йама), существуют еще и указания, что́ надо делать (нийама). К ним, в частности, относится указание ежедневно повторять шестнадцать круговмаха-мантры Харе Кришна на четках (джапа-мале). Всем этим правилам необходимо следовать ревностно, с энтузиазмом. Это называется тат-тат-карма-правартана — заниматься разнообразной деятельностью в преданном служении.

Отказ от нежелательного общенияпредполагает отсутствие восхищения

- качествами и деятельностью непреданных; нежелание открывать сердце тем, кто лишен

- интереса к Господу, то есть санга предполагает, что мы что-то принимаем. Проповедь

- означает ≪отдавать≫. Это подобно тому, как в шланг, из которого вода бьет сильным

- потоком, не может войти ничто другое. Таким образом, проповедь не является асат-сангой,

- если проповедник наполнен полноценной духовной жизнью, которая бьет из него ключом

- живительного знания для других (БГ 11.55 с. 576-578).

Более того, чтобы достичь успеха в преданном служении, мы должны отказаться от нежелательного общения. К нему относится общение с карми, гьяни, йогами и другими непреданными. Когда один вайшнав-семьянин попросил Шри Чайтанью Махапрабху объяснить ему основные принципы вайшнавизма и рассказать о повседневных занятиях вайшнавов, Шри Чайтанья Махапрабху тут же ответил: асат-санга-тйага, — эи ваишнава- ачара — «Вайшнава отличает прежде всего то, что он избегает общения с мирскими людьми, то есть непреданными». Вот почему Шрила Нароттама дас Тхакур советовал нам: тандера чарана севи бхакта-сане васа — нужно жить в обществе чистых преданных и следовать регулирующим принципам, установленным ачарьями прошлого, шестью Госвами (Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Дживой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Гопалой Бхаттой Госвами и Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами). Если человек будет жить в обществе преданных, ему не придется часто общаться с непреданными. Международное общество сознания Кришны открывает свои многочисленные центры, чтобы люди могли жить в обществе преданных и следовать регулирующим принципам духовной жизни.

ШБ 5.5.2

Встать на путь освобождения из материального плена можно, только служа великим душам, достигшим духовного совершенства. К ним относятся имперсоналисты и преданные Господа. Тот, кто желает общаться с Самим Богом, равно как и тот, кто хочет слиться с Его бытием, должны служить махатмам. Если человек не желает служить им и общается с теми, кто привязан к женщинам и сексу, перед ним открывается прямая дорога в ад. Великие души ко всем относятся одинаково. Они всегда уравновешенны, умиротворены и целиком отдают себя преданному служению. Они свободны от гнева и заботятся о благе каждого. Они никогда не совершают дурных поступков. Таких людей называют махатмами.

- Радханатх Свами: Общество преданных – это самый ценный дар Господа во всем творении. Когда Кришна желает даровать Свою наиболее сокровенную милость, Он дарует нам общение со Своими самыми искренними преданными. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, автор Шри Чайтаньи Чаритамриты, возносил такие молитвы: “На этом пути бхакти я подобен хромому, идя по нему я постоянно спотыкаюсь и падаю, но посох милости вайшнавов, на который я опираюсь, позволяет мне продолжать мой путь.” Шрила Прабхупада сказал, что тот, кто думает, что может стать сознающим Кришну без общения с искренними преданными, безумец. Каждый из преданных, кто честно продолжает борьбу, чтобы следовать пути предыдущих ачарьев, - такая редкая драгоценность в этом мире... И в той степени, в которой мы способны оценить их серьезные усилия, в той степени мы дороги Кришне. В какой степени мы видим недостатки или негативные стороны в тех, кто прилагает усилия, чтобы сознавать Кришну, в той степени Кришна пренебрегает нами.

Е.С Радханатха Свами. «Важность и опасность общения»:

«Общение может убедить нас в чём угодно и заставить поверить во всё, что угодно, поэтому будьте внимательнее при выборе круга общения».

Е.С Радханатха Свами: «Таков закон этого мира - мы перенимаем качества всех, с кем общается».

«В общении нужно искать в человеке душу, как ищут алмазы в шахтах... Возможно, придется пробираться через грязь, дурной запах, шлак, без света, на ощуп. Чтобы пробраться через ложное эго, нужно самому быть готовым лишится "острых углов" в характере, ибо вас будут ранить не только чужие иллюзии и невежество... но грехи собственные!!..Однако, не нужно сдаваться! Если тепенние заканчивается, нужно подождать, но не брасать человека... Потому что когда вы теряете терпение, вы теряете доверие, вы теряете возможность узнать человека, как вечную душу!
«Кто ищет алмазы – тот редко их находит, кто не ищет – не находит никогда»...

!!!! асат-санга

«Лучше страдать в клетке, объятой пламенем, чем общаться с людьми, лишенными сознания Кришны, ибо подобное общение ведёт к неимоверным мукам» («Катьяяна-самхита»)

«Обнимать змею, тигра или крокодила предпочтительней, чем общаться с теми, кто движим материальными желаниями и поклоняется полубогам» («Вишну-рахасья»)

«Искусство повторения святого имени». Вайшнава-апарадха, асат-санга (с. 61-63).

От смерти в огне или в пасти тигра не будет большого вреда, ведь бхакти-самскары, впечатления от преданности, не утрачиваются при этом. Шри Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (2.40): «На пути преданного служения нет ни потерь, ни поражений. Даже малое служение, которое совершил в своей жизни преданный, способно спасти его от величайшей опасности».

Тигры, дикие звери и лесной пожар не могут подорвать преданность, но общение с похотливыми женщинами и мужчинами, с любителями чувственных услад, с почитателями полубогов – хуже смерти, так как подобное общение, наряду со стремлением к почестям, богатству и мирским приобретениям, уничтожает в сердце впечатления от бхакти.

Вайшнава-апарадха включает в себя оскорбление действием либо словами, а также оскорбление, совершенное в уме или сердце. Не радоваться при виде вайшнава – это апарадха, которая возникает в сердце, охваченном завистью. «Сканда-пурана» описывает шесть видов вайшнава-апарадхи:

1) убить преданного;

2) порочить преданного;

3) завидовать преданному;

4) не кланяться вайшнаву, завидев его;

5) сердиться на вайшнава;

6) не радоваться при виде вайшнава

Человек, который называет одного вайшнава «важным вайшнавом», а другого – «незначительным вайшнавом», может какое-то время жить мирно и счастливо, но как долго продлится его счастье? Надо сторониться любого, кто оскорбляет вайшнавов, даже если он обладает самыми замечательными качествами. Даже поверхностное общение с оскорбителем ведёт к падению.

Необходимо изменить своё видение (с.68):

Изжить в себе склонность оскорблять святых (садху-нинду) помогут четыре правила:

1. Взращивайте желание искать хорошее. Ни один преданный не является полностью плохим. В любом есть какие-то положительные качества, поэтому старайтесь видеть в каждом хорошее. Развивайте такое настроение, в котором вы будете искренне ценить других. Это могущественное средство от желания искать недостатки.

2. Никто не остаётся негодяем навеки. Прежде чем судить о других, всегда вспоминайте, что у каждого святого было своё прошлое (Вальмики, Мригари) и что у любого грешника есть будущее (Аджамила, Джайгай и Мадхай). Даже самый отпетый мошенник может стать через некоторое время святым. Окажись грешник в обществе святых, и его дурная натура мигом переменится. Господь Иисус сказал: «Ненавидьте грех, но не грешника».

3. Пытайтесь видеть Кришну повсюду. За всеми действиями в конце концов стоит Кришна, причина всех причин. Кришна находится внутри всего, а также в каждом живом существе, и всё пребывает в Нём. Старайтесь ощущать присутствие Кришны повсюду и видеть Его божественную волю за всем, что происходит.

4. Измените отношение. Переключитесь с плохого на хорошее, с отрицательного на положительное, и тогда вы неожиданно обнаружите на земле рай. Как смысл читать шастры и повторять Харе Кришна, но при этом друно говорить о других и косо на них смотреть? Зачем видеть врагов и злословить?

!!! Хари-бхакти-судходайя (ссылка УГЧ, с 187):

«О великая душа, хотя в этой исполненной страданий жизни так много недостатков, она всё же имеет одно великое достоинство – общение с чистыми преданными. Углубляй такое общение. Благодаря ему желание освобождения в нас уменьшается».

!!! 3.29.16

Хотя преданный и видит единую духовную природу всех живых существ, он общается далеко не с каждым. Из того, что тигр является частицей Верховного Господа, ещё не следует, что мы должны заключать его в объятия, памятуя о его духовной связи с Верховной Личностью Бога. Общаться следует только с теми, кто развил в себе сознание Кришны.

С преданным, обладающими сознанием Кришны, нужно поддерживать дружеские отношения и оказывать им особое почтение. Разумеется, другие живые существа также являются частицами Верховного Господа, но, поскольку их сознание осквернено соприкосновением с материей и не преображено сознанием Кришны, мы должны ограничить общение с ними. Вишванатха Чакраварти Тхакур рекомендует избегать близкого общения даже с вайшнавом, если он обладает дурным нравом. Такому вайшнаву нужно оказывать почтение, но при этом по возможности держаться в стороне от него. Вайшнавом считают каждого, кто признает Вишну Верховной Личностью Бога, однако, чтобы стать настоящим вайшнавом, человек должен развить в себе качества полубогов

"Нам не хватает теплоты в отношениях друг с другом, и потому мы, в конечном счёте, страдаем. И это всё выдаётся за высокую продвинутость. Люди считают, что если они будут ходить с каменными лицами, с чемоданами вместо лиц, то станут настоящими йогами и достигнут уравновешенности ума. Люди не в состоянии проявлять правильные эмоции по отношению друг к другу. Они не воспитали себя в эмоциональном плане. Теперь они прикрываются трансцендентной философией для оправдания своего бездушия".


В моем скромном понимании, воспитывать эмоциональную сторону своей личности означает осознанно отслеживать какими эмоциями мы "приправляем" наши взаимоотношения с окружающими нас преданными.


Наше эмоциональное состояние подобно шкале, в которой сверху вниз выстраиваются различные эмоциональные состояния - от самых положительных (качества саттвы) до самых отрицательных (качества Тамаса и Раджаса).

Наш ум на санскрите известен как Гуна Праваха - он является проводником Гун материальной природы. Под влиянием тяжелых Гун, наш ум скользит вверх или вниз по этой эмоциональной шкале и определяет наше эмоциональное настроение и отношение к окружающим нас людям и к жизни в целом.

Ссылаясь на Шрилу Прабхупаду, Шрила Шиварама Свами часто говорит: To be Krsna conscious you have to be conscious - чтобы стать сознающим Кришну, вначале нужно стать в принципе сознающим. Вкратце, это означает владение искусством интроспекции, и способности осознанно подчинять свои эмоции разуму.

"Навык которым владели великие люди вышедшие из "клетки предопределенности" - это способность подчинять импульсивную реакцию своего ума, своим высшим ценностям. "Почему я так реагирую? Просто потому что у меня возникает какой-то импульс, или в соответствии с высшими ценностями"? (БВ Госвами Махарадж. Секреты устойчивости в мире перемен).


Вследствие своей прошлой обусловленности, мы можем по привычке импульсивно оперировать эмоциями в Гуне невежества и страсти такими как: гордость, зависть, грубость, надменность, гневливость, придирчивость, черствость...

В результате подобных ядовитых эмоций, мы ходим с каменными лицами, играем роль "продвинутых" преданных и при этом прикрываемся трансцендентной философией для оправдания своего бездушия...


Подобная среда тяжелых эмоций отталкивает добродетельных людей от наших общин, и если не разрушает их полностью то по крайней мере подобные общины не развиваются.

Альтернатива в том чтобы, опираясь на ценности добродетели, доверия и сотрудничества, возвышать свой ум по эмоциональной шкале и культивировать качества любви. На нашем уровне любовь проявляется в том, что мы осознанно учимся чуткости, человечности, открытости, заботе, круговой поруке и доброте. Доброта предполагает способность чувствовать хорошие качества в характере другого человека и умение не акцентировать то, что вызовет у него боль.

Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
-Омар Хайям


Подобное настроение укрепляет взаимоотношения и "возвращает тепло" в форме того, что мы обретаем глубокие взаимоотношения и сплоченные Вайшнавские общины.

В конце своей цитаты Госвами Махарадж задает риторический вопрос и сам же на него и отвечает: "(Как же воспитать себя в эмоциональном плане) Как же обрести правильные отношения? Что мне делать, если у меня действительно нет любви к другому человеку? Кришна объясняет, что, даже если у тебя нет любви, пусть у тебя нет любви ко Мне, пусть у тебя нет любви к другим живым существам, практикуй это. Он говорит: абхьяса йога-юктена - практикуй любовь. Старайся вести себя так, как будто любишь, и рано или поздно у тебя что-нибудь получится".

Ваш слуга
Радха Говинда даса.

Ш.Б.10.5.15-16

Мад-бхакта-пуджабхйадхика (Бхаг., 11.19.21). Господь говорит: «Поклоняться Моим преданным лучше, чем поклоняться непосредственно Мне».

!!!! ПИСЬМА ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ! (15 ноября 1969)

НАСТРОЕНИЕ ВАЙКУНТХИ!


Я очень рад узнать, что и ты, и Сатсварупа прославили Тамала-Кришну. Так же и Тамал-Кришна прославил тебя и Сатсварупу. Именно такое настроение следует поддерживать среди духовных братьев. Это будет все больше и больше приближать нас к вершине преданного служения. Это называется настроением Вайкунтхи. На Вайкунтхе ни в ком нет недостатков, но там есть иной вид соревнования. Это соревнование состоит в том, что преданный думает о других преданных: «Как хорошо они служат Кришне!»

В материальном мире каждый склонен думать, что он делает все лучше других. Это материальная концепция. В духовном небе все наоборот: каждый думает, что окружающие его преданные делают все лучше, чем он сам. Мы учимся обращаться к духовным братьям со словом «Прабху», что означает «господин». Это значит, что мы должны стараться постоянно видеть в своих духовных братьях их служение. Иногда случаются ошибки, но на них мы должны стараться не обращать внимания.

(Брахмананде, 15 ноября 1969)

Вера в слова, наставления гуру и садху, то есть сато-вритти означает, что мы

- доверяем процессу, которому следуем и верим в конечную цель (БГ 7.30 ком.). Но при этом

- мы используем свой разум для того, чтобы понять глубину этих наставлений, с целью

- действовать наиболее осознанно, и таким образом в совершенстве их выполнить. Ученик

- следует наставлениям гуру не слепо и тупо, думая, что все придет автоматически. Ученик

- знает, верит, что цель достигается благодаря совершенному следованию наставлениям и

- примеру гуру и садху и поэтому применяет разум, чтобы осознать эти наставления.

Наши рекомендации