МОНИЗМ - философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).

39. МОНОТЕИЗМ - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

40. НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ - представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.

41. НАТУРАЛИЗМ - философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.

  1. НОУМЕН - в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.
  2. ОРТОДОКСИЯ - (греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие". Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.
  3. ПЕРСОНАЛИЗМ - учение, признающее личность первичной творческой реальностью.
  4. ПОЗИТИВИЗМ - (франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

46. РАДИКАЛИЗМ - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующего порядка.

47. РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

  1. РЕВОЛЮЦИЯ - (лат. "revolutio", "поворот", "переворот", "совершение циклического движения") - резкое движение в развитии, скачок, "переворот".
  2. РОМАНТИЗМ - (франц. "romantisme") - идейное и художественное движение в европейской культуре и философии конца XVIII - первой половины XIX вв. Проявил себя во всех видах искусства, в философии и гуманитарных науках, возник как противопоставление рационализму и бездуховности общества, эстетике классицизма и философии Просвещения. В основе романтического идеала - свобода творческой личности, культ сильных страстей, интерес к национальной культуре и фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам.
  3. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - (лат. "saeculum", "век") - схоластический термин, обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина "секуляризация" было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.
  4. СИМВОЛ - (греч. "sumbolon", "приводящий к единству", "смыкающий") - указание на духовную инстанцию, данное через телесную (визуальную, звуковую и т.д.) фигуру, предмет, вибрацию; обнаружение "сакрального" в вещи, "смыкание с сакральным", его "ознаменование".
  5. СЛАВЯНОФИЛЫ - течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатели - А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа. Отрицательно оценивали реформы Петра Первого. Считали, что Московский период был золотым веком русской государственности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от лат.Civilis - гражданский) ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.

54. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат.Existentia - существование) - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире" (экзистенции).

Наши рекомендации