Философская система Аристотеля, ее принципы и разделы.

С именем Аристотеля связано возникнове­ние слова метафизика. Полагают, что этот тер­мин вошел в философский язык, когда среди рукописей Аристотеля был найден трактат без заглавия. Поскольку в собрании рукописей он шел после трактата «Физика», то ему дали имя «Метафизика» (греческое слово мета означает «после»). Впоследствии это слово стало обозна­чать философскую дисциплину, изучающую то, что находится за пределами физического мира. Метафизика объясняет, почему мир такой, каков он есть, и стремится увидеть Единое под покровом множественного.

Аристотель обозначил «метафизику», как колыбель философских наук или же учением об основных направлениях познания мира. Данная трактовка выходила за пределы непосредственно наблюдаемого, а также включала в себя учения о вне- и доопытном знании. Метафизическая теория Аристотеля отличалась от платоновской, так как здесь присутствуют разные плоскости интересов. Аристотель нормально воспринял системный подход, но отбросил платоновскую мистико-религизно-эсхатологическую структуру. Он создал свою философскую теорию в метафизике и при этом, обратившись к эмпирике, опыту без научного обоснования – полагаясь на очевидность и риторические доказательства. Аристотель разделил науку на три раздела: теоретический раздел ведет поиск информации ради познания; практический раздел познает с целью морального усовершенствования; продуктивный раздел производит различные предметы. Считается, что самыми ценными являются теоретические науки: метафизика, физика, математика и психология. Философия физики по мнению Аристотеля можно отнести ко второй философии, так как первая философия изучает надфизическую реальность. Метафизика Аристотеля объединила в себе высказывания и идеи основных философов античности, что позволило обозначить четыре главных направления: изучение первопричин (высших начал), познание термина бытия, наука изучающая субстанции и познание божественной сверхчувствительной субстанции. Метафизику Аристотель обожествлял, как одну из возвышенных наук, которая не имеет связи с материальными потребностями и не преследует цель разрешения практических задач.

Аристотель разделил первопричины на 4 типа: формальные причины, материальные причины, действующие (движущие) причины, финальные причины. Аристотель не отвергал происхождение сверхчувствительного характера идеи, которую выдвинул Платон, но немного с ней не согласен. Аристотель утверждал, что умопостигаемое – это обрамление чувственного. Он противопоставил идеям Платона его любимые формы. Аристотель считал, что отделенные от мира вещей идеи не могут быть основой существования вещей, а тем более быть причиной их познания. По его мнению именно форма может быть информационным источником, который облагораживает материю, она неотъемлемая составляющая вещей. Форма имеет свою суть – наметки разумного в чувственном.

Бытие по Аристотелю может иметь различное смысловое значение. Каждый смысл должен иметь связь с целым, то есть иметь структурное соотношение с субстанцией. Он говорил, что все бытийное является субстанцией или ее проявлением. Чтобы сделать классификацию бытия системной, Аристотель предложил ввести 4 группы основных характеристик бытия: бытия как категории, бытия как проявление потенции или акта, бытия как акциденции и бытия как истины, а небытие классифицировать как ложь. Он создал модель, в которой все смыслы бытия вращаются вокруг субстанции, а материя и форма композитно соединены в индивидуальное начало, объединяющие разные полюса. Аристотель считал первой субстанцией форму (бытийную суть) всякой вещи. Поэтому по Аристотелю принято считать сильным смыслом бытия – субстанцию, а самым сильным смыслом субстанции является форма. По этому и возникла такая теория, что душа человека – энтелехия тела, а Бог – это чистая энтелехия.

Напоследок хотелось бы обсудить понятие сверхчувственной субстанции по Аристотелю. Он утверждал, что первичная реальность – это субстанция, последующие этапы зависят от ее самой, так как не сотворенные понятия времени и движения являются вечными процессами. Первоначало обеспечивает эту вечность, так как в силу некоторых причин подвижное должно быть вечным и неподвижным, то есть лишено потенциальности, только чистота акта, которая свойственна сверхчувствительной субстанции, способна быть неподвижным двигателем, который приводит в движение все остальное.Такой акт превосходит все существующие со стороны антологического и логического мышления, так как существование вечного остается всегда актуальным. Напрашивается вывод, что мир является вечным, а космический хаос, как результата чистой потенции не было, так как хаос как потенция не может быть зародышем актуального мира. Бог является воплощением чистой энтелехии, которая притягивает к себе вселенную и мир в таком состоянии, какой он есть. Разум Бога направлен на мышление о мышлении, в нем объедены процесс понимания и предмет понимания, а также его миссия - это осознание самого возвышенного и благого. То есть Бог по Аристотелю не тот, который создал мир, это мир с его очарованием является Богом.

Наши рекомендации