Основные взгляды представителей милетской школы.
Фалес (640 – 560гг. до н.э.) - основатель милетской школы. | - первоначалом всего сущего считал воду. Всё в мире производно от воды: солнце, звёзды и любое живое существо; |
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; | |
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, т.е. был гилозоистом – одушевлял всё сущее; | |
- допускал наличие множества богов; | |
- считал центром вселенной Землю. |
Анаксимандр (610 - 540гг. до н.э.) ученик Фалеса | - первоначалом все сущего считал вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию («апейрон»), из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё превратится; |
- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; | |
- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина). |
Анаксимен (546 – 526гг. до н.э.) ученик Анаксимандра | - первопричиной всего сущего считал воздух. «Воздух – тончайшая материя, начало, основа физической и психической жизни»; |
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.); | |
- проводил параллели между душой человека и воздухом – «душой космоса»; | |
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. |
Т.о., философия милетских мудрецов, являясь первой школой античной философии, возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Она пыталась дать целостную картину мира в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными. Отсюда материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.
Второй школой этого периода было учение Гераклита Эфесского (2-я половина VI – 1-я половина Vвв. до. Н.э.) – крупного древнегречского философа-материалиста.
Гераклит Эфесский (544 – 483гг. до н.э.) «О природе» | - началом всего сущего считал огонь. «Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи»; |
- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики. «Всё едино и всё состоит из противоположностей»; | |
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». | |
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности в истории; | |
- признавал относительность окружающего мира. «Морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим; | |
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; | |
- выступал за материальность человеческой и мировой души; | |
- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; | |
- движущей силой всех процессов считал борьбу: «Война есть мать всего и повелительница всего». |
Взгляды Гераклита получили название стихийной диалектики, в которой чувственно-материальный космос рассматривался как единое целое, пребывающее в постоянном движении и изменении.
Возникновение школы атомистики завершает ранний период античной философии. Философы данной школы Демокрит и Левкипп считали «первокирпичиком» всего сущего микроскопические частицы – «атомы»
Демокрит (460 -370гг. до н.э.) | - весь материальный мир состоит из атомов; |
- атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; | |
- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); | |
- атомы имеют различную величину и различную форму; | |
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой; | |
- атомы находятся в вечном движении; | |
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; | |
- атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания. |
Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, т.к. в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира.Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, т.к. с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.