Западная философия ХХ века

Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное познание провозглашались решающей силой, позволяющей надеяться на разрешение всех проблем, которые встанут перед человеком. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов ввиду, как они считали, потери в них человека. Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали они, не "схватывается" методами разума, науки. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм). Произошло "разрушение" разума: вместо разума на первый план выдвинулись воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), инстинкты (психоанализ З. Фрейда) и т.д. В неклассической философии было подвергнуто сомнению стремление философской классики представить общество как объективное образование, аналогичное природным объектам. Новый образ социальной реальности, характерный для философии ХХ века, связан с понятием "интерсубъективность". Оно призвано преодолеть деление на субъект и объект, характерное для классической социальной философии. Интерсубъективность основана на представлении об особого рода реальности, складывающейся при взаимоотношениях людей. В своих истоках эта реальность есть взаимодействие "Я" и "Другого".

Западная философия ХХ в. отличается исключительным многообразием. В 20-е - 40-е годы наблюдается расцвет неореализма и прагматизма, а затем их закат; развивается неофрейдизм, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, томизм. 40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.

32. Зарождение и особенности русской философии. XVIII век: Радищев, Ломоносов, Новиков. XIX век: зарождение западничества (Чаадаев) и славянофильства (Хомяков, братья Аксаковы, Киреевский)).

XVIII век - век просвещения и секуляризации (обмирщение, выход из под влияния церкви) русской культуры. Сторонники теории естественного права оказали влияние на формирование нового сознания светского человека XVIII - XIX веков. Самые известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой идеологии, благодаря им, становятся идеи свободы и достоинства человека.
Радищев - явился символом радикального гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении, получает высшее значение. «Путешествие из Петербурга в Москву» - пример критики социального неравенства, бюрократизма.
Ломоносов - Основываясь на атомистической теории, создаёт корпускулярную философию, которая так же является способом примирения науки и религии. Ломоносов исходит из единства опытного и теоретического познания. Во взглядах на природу нередко высказывал диалектические идеи.

Основным достижением русской философии XVIII века явилось возникновение секуляризованного мышления. Основное содержание процесса - утверждение свободы и разума.
Основоположник русской религиозной философии - Иван Киреевский - первый представитель славянофильства. Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков). Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку.
Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.
Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен)
Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило, они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.
Чаадаев – Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется, прежде всего, благодаря общественной среде. Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле - вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.

Наши рекомендации