Гуманизм в философии Возрождения.
Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение.
Мировозрение-это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру.. В это понятие входят жизненные позиции человека,убеждения,идеалы(истина,добро).Мировозрение может быть индивидуальным,общественным,групповым.В мировозрение выделяют два уровня:чувственное-эмоционально и теоретический. Исторические формы мирровозрения:мифология,религия,философское знание. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мир
Философия в системе культуры, ее предмет и функции.
Культура -уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Функции философии: Мировоззренческая- философия позволяет им определить свое место и роль в этом мире, ставит перед ним цели и задачи социального плана., Культурогенная-она выявляет и формирует универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,Методологическая-она, раскрывает всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира и создает и формирует общий метод познания этого мира, Интеграционная - она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Социальная-объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
Древнегреческая философия, ее истоки. Первые философские школы
Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Милетская философская школа - первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий Гераклита - концепция о всеобщей изменчивости мира; Рационализм в познании мира. Школа Элеатов -возникает на Южных границах Италии. Большое влияние на эту школу оказывали ионические философы. Платон является основателем идеализма, Академия Платона— религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет Особенности философии в средние века. Номинализм и реализм.
Особенности философии в средние века. Номинализм и реализм.
Номинализм и реализм — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. В реализме познание возможно только с помощью разума. Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее.
Гуманизм в философии Возрождения.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католическойрелигиозности и интересом к человеческой личности. Эпоха Возрождения являетсяпереходом от средних веков к Новому времени. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство. Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие.
6. Материализм XVII в. и развитие науки. Проблема метода: эмпиризм и рационализм.
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, Эта форма М. возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоял Фрэнсис Бэкон и рационализмом, ярким представителем которого был Рене Декарт. Эмпиризм Бэкона, ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Декарта, ориентированный на теоретическое исследование, оказали большое влияние на развитие научного познания. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рационализм и эмпиризм не противостоят, а дополняют друг друга.
7. Немецкая классическая философия: И.Кант – учение о познании, явлении и «вещи в себе»; Гегель – его философская система и диалектика.
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Кант считал, что вещь в себе недоступна познанию через опыт, являясь чистой умопостигаемой категорией. Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии. Исходное положение философии гегеля - тождество бытия и мышления. Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.
8. Философия марксизма. Концепция социального развития – формационный подход.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксоми Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек.