Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Отличие западной и восточной христианской философии

1-ий критерий: догматические разногласия.

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Введен в 1054 году: « святой дух переходит от отца и от сына»

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Святой дух исходит только от отца. Отец рождает сына и изводит дух.

2-ой критерий: представление о спасении человеческой души

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Спасение уподобляется судебному процессу, где преступник- Адам, а Христос- адвокат. Человек является невиновным поскольку Христос берет на себя наказание. Спасение происходит без участия человека.=> дух жизни сводится к внешним признакам

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Грех- болезнь. Христос показывает освобождение от греха и от смерти. Я есть путь истиной жизни => спасения нет без Христа и человеческой воли. Главное условие спасения- покаяние человека. Участие в божественной жизни реально, обожение реально.

3–ий критерий для сравнения: трактовка разума

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Разум – познавательная способность. Уподобление человека Богу совершается через познание, отсюда – установка на интеллектуализм.

Последовательность шагов на пути к тезису об автономии человеческого разума:

1) разведение двух планов человеческого разума: высшего (изучает Бога) и низшего (изучает сотворенный мир);

2) указание на значимость 2-ого и бесполезность 1-ого, так как связи между ними нет;

3) разум как «готовая» система идей – цель сам для себя.

Вывод: Трактовка разума в качестве «готовой» системы идей (это наследие неоплатонизма) стала фундаментом для тезиса об автономии человеческого разума.

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Разум – деятельная способность. Уподобление человека Богу совершается черезсоблюдение заповедей. Ум путем созерцания усваивает истины веры, разум исследует, анализирует, детализирует, рассуждает. Цель анализа – правильная деятельность. Цель человека: соединить все способностичеловеческой души в их движении к Богу.

Разум не является «готовой» системой идей. Следовательно, самовластие не равно автономии. Автономия предполагает, что разум сам для себя - источник закона и, следовательно, цель. Самовластие предполагает, что источник закона и творец человека как самовластной (разумной) сущности – Бог.

Догматы- ограда веры.

Краткая характеристика эпохи Возрождения (Ренессанса):

1. В период с 14 века по 15 (16) век имеет место возрождение античных наук и искусств, а также возрождение античного мировоззрения в целом (пантеизм, неоплатонизм).

2. Доминирует светская культура. Акцент ставится на земных стремлениях человека.

3. Антропоцентризм (мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания). Возвеличивание человека оборачивается в итоге стихийным индивидуализмом.

А.Ф. Лосев: «Ренессанс – период детства и юности европейского индивидуализма».

Ренессанс, согласно А.Ф.Лосеву, дошел и до пределов субъективизма. Это выразилось в ощущении ограниченности и беспомощности изолированного субъекта. В произведениях В.Шекспира, Сервантеса и др. деятелей эпохи Возрождения показано, что в конечном итоге индивидуализм погибает от своего собственного звериного эгоизма. Тем самым указано на ограниченность исповедуемого в рамках эпохи индивидуализма.

Общий вывод: неверно и пагубно абсолютизировать изолированный субъект.

Основные философствующие представители эпохи Возрождения:

Т.Кампанелла «Город солнца»

Т.Мор «Утопия»

Н.Макиавелли «Государь»

М.Монтень «Опыты»

Н.Кузанский «Об ученом незнании»

9. Философия Нового времени (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта).

Философия Нового времени (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта)

План:

1. Краткая характеристика философии Ф.Бэкона (1561-1626)

2. Философия Р.Декарта (1596-1650)

1. Ф.Бэкон считается основателем эмпиризма в философии (согласно эмпиризму, главное в познании – это опыт, а не рациональная деятельность). Деление философов на эмпириков и рационалистов само по себе – условно и является упрощенной схемой, не отражающей реальный процесс философствования.

Цель философии и науки, с точки зрения Ф.Бэкона – достижение истинного знания. Истинное знание 1) доступно изучению опытным путем, следовательно, наука должна быть не только теоретической, но и экспериментальной; 2) открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, не является тайным; 3) приносит пользу людям: «знание – сила».

Условие достижения истинного знания – освобождение от идолов (ложных понятий и мыслей). Ф.Бэкон различает 4 вида идолов:

1. Идолы рода – заблуждения, свойственные человеческому роду в целом (мышление по аналогии без должной проверки, суеверие, стадное чувство и т.п.)

2. Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения. Согласно Ф.Бэкону, каждый из нас имеет свою пещеру, в которой свет истины рассеивается и гаснет. К сожалению, «люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом общем для всех мире.

3. Идолы площади (рынка) – заблуждения, связанные с некритическим применением слов и зависящие напрямую от внешних контактов людей.

4. Идолы театра – проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. С точки зрения Бэкона философия прошлого – бесплодна и многословна, все философские системы – сказки, предназначенные для разыгрывания на сцене.

Цель науки для Бэкона – открытие форм. Открыть форму – это значит понять структуру явления и закон его протекания.

Путь подлинного ученого для Бэкона – отличен от пути эмпириков (которые, как муравьи, просто собирают факты) и от пути рационалистов (которые, как пауки, ткут паутину из себя, то есть выдумывают системы, не обращаясь к реальному опыту). Путь подлинного ученого – это путь пчел, которые и собирают нектар (факты) и вырабатывают мед (законы и теории, основывающиеся на фактах). Отсюда метод индукции (движение мысли от частного к общему) является, по Бэкону, основным в науке.

2. Р.Декарт, в отличие от Ф.Бэкона, считается основателем рационализма, согласно которому главную роль в познании играют не опытные данные, а деятельность рацио.

Основная тема философии Декарта – поиск несомненного, очевидного, достоверного, то есть «первых истин». «Первые истины» извлекаются из человеческой души. Это истины о самом человеке, его устройстве и предназначении.

Вот как рассуждает Р.Декарт в работе «Метафизические размышления»:

1. Допустим, что все видимое – ложно; данные чувств – ложны; тело, фигура, протяженность, движение – вымыслы моего ума. Представим также, что какой-то злой дух хочет меня обмануть и подсовывает мне ложные идеи и положения.

Наши рекомендации