Опыты об образовании человеческого характера

[...] Общий характер, самый лучший и самый худший, самый невежественный и самый просвещенный, может быть сформирован в населении целой общины и даже всего мира при помощи соответ­ствующих средств, которые в широких размерах находятся в рас­поряжении и под контролем людей, имеющих влияние на челове­ческие дела [...]. Что этот принцип правилен, вытекает из опыта всех прошлых веков и из всех окружающих нас обстоятельств [...] (1, стр. 146—147).

[...] Человеческая природа, за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична, и с помощью разум­ного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса. [...]

Прививаемые людям понятия об исключительной истинности и превосходстве только тех чувств и привычек, в которых они воспитаны с детства, составляют главную причину раздора в об­ществе. Подобные понятия находятся, конечно, в прямом проти­воречии с чистой, незапятнанной религией, с которой вместе существовать они даже не могут (1, стр. 160).

Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среди которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, — и преступле­ний больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержан-

ности, труду, — и человек будет обладать этими качествами. Дер­житесь в своих мероприятиях справедливости, и вы вскоре при­обретете полное и безграничное доверие низших сословий. При­меняйте в своем обхождении с ними постоянно и систематически принцип доброты [...], и преступления, даже те, которыми зараже­но старшее поколение, постепенно исчезнут, потому что даже са­мые худшие наклонности, за исключением разве случаев неизлечи­мого помешательства, не устоят долго против доброты, проявляемой решительно, систематически, сердечно. Такой образ действий по­сле непродолжительной практики окажется наиболее могуществен­ным и эффективным способом искоренения преступлений и всех вредных и скверных привычек [...].

Принципы, о которых идет речь, с полной уверенностью могут быть рассматриваемы как универсальные, приложимые во все вре­мена, ко всем лицам и при всяких обстоятельствах (1, стр. 161).

ОПИСАНИЕ РЯДА ЗАБЛУЖДЕНИИ И БЕД, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА [...]

Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться, и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приоб­ретут подлинных знаний и богатства.

До сих пор здоровье и подлинные знания находились в пре­небрежении, и люди стремились к богатству и другим чисто лич­ным целям; однако когда они достигали их даже в самых широких масштабах, то оказывалось, что эти достижения разрушали и неиз­бежно разрушают счастье.

Теперь мир насыщен богатством при наличии огромных воз­можностей дальнейшего его увеличения, и, однако, всюду царит нищета! Таково в настоящий момент состояние человеческого общества.

Нельзя создать худшей системы для достижения желаемой нами цели, чем действующая ныне у всех народов мира. Неоцени­мые силы, с помощью которых можно было бы с легкостью при­нести человечеству огромную пользу, остаются бесплодными или так плохо направляются, что не достигают поставленных им целей.

Однако мир располагает теперь достаточными средствами, чтобы пресечь этот поток безумия, вызвать к действию дремлющие силы и правильно применить человеческую энергию.

Эти средства должны дать всем людям здоровье, истинные знания и богатство.

Эти средства находятся рядом с нами, они могут быть не­медленно предоставлены в наше распоряжение и имеются в вели­чайшем изобилии [...].

[...] Перемену осуществить очень легко. Во всем этом начина­нии не встретится никаких трудностей или серьезных препятствий. Мир знает и чувствует существующее сейчас зло: он рас­смотрит новый, предложенный теперь порядок вещей, одобрит его, пожелает этой перемены, и все будет сделано.

Кто или что может теперь воспрепятствовать людям получать хорошее воспитание, хорошее образование и быть целесообразно

использованным в производительных целях? Кто или что может теперь воспрепятствовать людям получать такое воспитание и образование и так применять свои силы, пользуясь всеми удобст­вами и радостями жизни, когда будет совершенно наглядно дока­зано, что все люди — без единого исключения — извле­кут из этой перемены существенную выгоду?

Для систематического рассмотрения этого вопроса необходимо раньше установить, что представляет собой человек по своей при­роде и что сделали с ним условия, в которых он живет; после этого надо будет показать, каким он может быть, если поставить его в новые условия, которые теперь целиком находятся во власти са­мого общества.

Человек рождается с известной комбинацией наклонностей" и свойств, различных по своей яркости и по их сочетанию, что обу-словливает возникновение на протяжении жизни индивидуально­стей и различий в личности и в характере.

Но каково бы ни было различие в яркости и сочетании этих наклонностей и свойств при рождении человека, их можно впо­следствии так регулировать при соответствующих условиях, что возникнут основные типы характеров, причем они могут быть самых разнообразных и даже противоположных свойств, колеблясь в пределах от совершенно иррациональных до полностью рациональных.

Сейчас мы обрисуем в общих чертах этот процесс, а также по­кажем способ, каким были созданы первые из них; мы дадим также беглый очерк способов, какими можно вполне обеспечить возникновение вторых.

Во всех областях земного шара человек до настоящего вре­мени приобретает с детства определенные понятия, связанные с известной сектой, классом, партией и страной. Таким образом, каждый человек окружен четырьмя плотными слоями заблужде­ний и предрассудков, сквозь которые он наблюдает все окружаю­щее. Эти покровы, затемняющие сознание, весьма различны в разных странах, но всюду они так плотны, что все предметы ока­зываются искаженными или плохо различимыми, так как их наблюдают сквозь эти покровы. Ни один предмет нигде не на­блюдается человеком в его подлинном виде, и, таким образом, природа оставалась до сих пор сокрыта от человека.

[...] Когда люди, окруженные этими покровами, встречаются и вступают в соприкосновение с другими людьми, с иной их ком­бинацией, то они сразу обнаруживают, что видят все предметы по-разному. Не понимая настоящей причины этого расхождения, люди сознают различие в восприятии и в чувствах, которое ведет от небольшой антипатии к злобе, ненависти, к чувству мести, к смерти и к разрушению во всех его видах и формах. Таким образом, из различия взглядов, обусловленного различием поня­тий разных сект, возникают все беды и страдания в человеческой жизни. Эта враждебность сект больше всех других предрассуд­ков, классовых, партийных и национальных, разделяла во все времена людей и превратила их в несчастные и падшие со­здания.

Классовые предрассудки также создали разнообразие восприя­тий, отделявшее человека от человека, и сильно содействовали росту его неразумности и страданий.

Предрассудки партийные и национальные были не менее вредны: они делали человека вплоть до настоящего времени чу­жим для его собратий.

Естественным последствием такого поведения человека в его прежних условиях существования явилось сочетание всех мысли­мых степеней невежества со слабостью и непоследовательностью.

Все человеческие учреждения в прошлом и настоящем служат доказательством того безумия, которое охватило человеческое сознание.

В этих условиях результаты реформ всегда обманывали все самые горячие надежды и ожидания; пока существуют эти усло­вия, было бы безумием ожидать какого бы то ни было результата от производимых перемен, если не будут полностью устранены сами эти условия.

Человек теперь ни на йоту не ближе к счастью, чем в те времена, от которых к нам дошли первые известия о людях. Рожденный в невежестве, он вообразил и его систематически учили, что в основе его поступков лежит его собственная воля. Его сознание формировалось на этой базе, и она служила и служит сейчас основой всех его идей; этот взгляд связан со всеми его представлениями; из него может проистечь только сомнение, бес­порядок и умственное замешательство!

Было правильно сказано, что для того, чтобы человек стал мудрым и счастливым, его сознание «должно быть рождено за­ново», оно должно быть освобождено от всех неправильных идей, которые в нем укоренились; сама основа его жизни должна быть создана заново; затем должна быть сооружена правильная и хо­рошая надстройка, согласованная во всех своих частях, которая нравилась бы своему обладателю, удовлетворяла бы его и радовала его взгляд; она должна удовлетворять всем требованиям науки: во все будущие времена она должна давать людям, получившим правильное воспитание и хорошо сформированные характеры, убеждение, что на их пути к зрелости она составляет убежище счастья, вытекающего из правильного поведения, руководимого разумом и здоровой мудростью! (2, I, стр. 140—146).

Наши рекомендации