К философии поступка. Тетралогия.

Русская философия.

Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва — 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург)

«О человеке, его смертности и бессмертии». (1792)

Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856, Москва)

Философические письма

Апология сумасшедшего

Алексей Степанович Хомяков (1 (13) мая 1804 - 23 сентября (5 октября) 1860)

Несколько слов о «Философическом письме». (1836)

Церковь одна. (1838)

Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. (1853)

Владимир Сергеевич Соловьев (16 (28) января 1853, Москва — 31 июля (13 августа) 1900, имение Узкое, под Москвой)

Чтения о богочеловечестве

Оправдание добра

Смысл любви

Общий смысл искусства

Идея сверхчеловека

Русская идея

Россия и вселенская церковь

Василий Васильевич Розанов (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга — 5 февраля 1919, Сергиев Посад)

Уединенное

Апокалипсис нашего времени

Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского

Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920)

Умозрение в красках

Два мира в древнерусской иконописи

Смысл жизни

Миросозерцание Блаженного Августина

Сергей Николаевич Булгаков (28 (16) июня 1871, Орловская губерния — 1944, Париж)

Основные проблемы теории прогресса. Героизм и подвижничество. Русская трагедия «Свет невечерний». Созерцания и умозрения. На пиру богов. Апокалипсис Иоанна. Апокалиптика и социализм. Жребий Пушкина. Интеллигенция и Религия.

Николай Онуфриевич Лосский (6 декабря, 1870, Креславка, Российская империя — 24 января, 1965, Париж)

«Обоснование интуитивизма» (1906). «Мир как органическое целое» (1917). «Основные вопросы гносеологии» (1919). «Свобода воли» (1927). «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»). «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931). «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938). «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность», «Эволюция и идеальное бытие», «Мистическая интуиция», «Бог и всемирное зло» (1941). «Условия абсолютного добра» (1944). «Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945). «Мир как осуществление красоты». «Учение о перевоплощении».

Лев Исаакович Шестов (31 января (12 февраля) 1866, Киев — 19 ноября 1938, Париж)

Апофеоз беспочвенности (1905). Добро в учении гр. Толстого и Ницше (1900). Достоевский и Ницше (1903). Киргегард — религиозный философ (1937). Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). На весах Иова (Странствования по душам). Афины и Иерусалим (1938).

Павел Александрович Флоренский (9 января (22 января) 1882— 8 декабря 1937)

Столп и утверждение истины

У водоразделов мысли

Иконостас

Имена

Мнимости в геометрии

Имеславие как философская предпосылка

Семен Людвигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва — 10 декабря 1950, Лондон)

Крушение кумиров

Смысл жизни

Непостижимое

Этика нигилизма

Философия и религия

Наука и религия

Николай Александрович Бердяев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем)

«Философия свободы», «Смысл творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Философия неравенства», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Философия свободного духа», «О рабстве и свободе человека», «Истина и откровение», «Самопознание», «Дух и реальность», «Диалектика божественного и человеческого», «Русская идея»

Лев Платонович Карсавин (1 (13) декабря 1882, Санкт-Петербург, Российская империя — 12 июля 1952, Абезь, Коми АССР, СССР)

Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII вв. Монашество в средние века.

Основы средневековой религиозности…

Культура средних веков.

Католичество.

Введение в историю.

Восток, Запад и русская идея.

Философия истории.

О личности.

Ильин Иван Александрович(28 (16) марта 1883, Москва — 21 декабря 1954, Цолликон)

«О сущности правосознания»

«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»,

«О сопротивлении злу силой»,

«Аксиомы религиозного опыта»

Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва)

Проблемы творчества Достоевского.

Проблемы поэтики Достоевского.

Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

Эстетика словесного творчества.

К философии поступка. Тетралогия.

Алексей Фёдорович Лосев(10 (22) сентября 1893, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва)

Философия имени, 1927. Античный космос и современная наука, 1927. Диалектика мифа, 1930. Диалектика художественной формы, 1927. Музыка как предмет логики, 1927. Очерки античного символизма и мифологии,1930. Античная музыкальная эстетика, 1960. Введение в общую теорию языковых моделей, 1968. История античной эстетики, 1974. Проблема символа и реалистическое искусство.

Исследования – комментарии

· Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М., 2001.

· Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т., 1991г.

· Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа.

· Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 г.

· Русская религиозная философия 19-20 вв. Н Новгород, 1992 г.

· Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии.// Сочинения, М.,1989г.

· Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции.

· Малинов А. В. Философия истории в России ХVIII века. СПб. 2003.

· Бердяев Н. «Алексей Степанович Хомяков».

· Бердяев Н. «Хомяков и свящ. Флоренский».

· Зеньковский В. «Начало „славянофильства“. А. С. Хомяков».

· Кошелев В. А. «Пушкин и Хомяков».

· Муравьев Вл. «А. С. Хомяков».

· Хоружий Сергей «Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя»

· Козырев А.П. «Парадоксы незавершенного трактата»

· Журавский А.В. «Ислам в религиозно-философской системе Владимира Соловьева»

· Бибихин В. «Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист»

· о. Александр Мень «Сергей Николаевич Булгаков»

· Бердяев Н. А. «О книге С. Л. Франка "Непостижимое"»

· Шестов Л. И. «Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия)»

· Розанов В. В. «На чтениях г. Бердяева»

· Шестов Л. «Похвала глупости»

· Бердяев Н.А. «О «вечно бабьем» в русской душе»

· Гиппиус З.Н. «Задумчивый странник» (о Розанове)

· Бердяев Н.А. «Существует ли в Православии свобода мысли и совести?» (В защиту Г.П.Федотова)

· Свящ. А. Мень «Возвращение к истокам»

· Архипов М. В. «Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова»

· Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и ее отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003.

· Амонашвили Ш. А. «Идеи космизма в педагогическом сознании»

· Железняк Г. В. «Философия космизма: от древности до наших дней»

· Гиренок Ф. И. «Ускользающее бытие»

· Грякалова Н. Ю. Гендерный проект В. В. Розанова и «русская идея» // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб, 2008.

· Лебедева В. Г. Феномен «панэвтихизма» в концепции Василия Розанова // Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX-первая треть XX века. — СПб., 2007. — с. 136—140.

· Михайловский Н. К. «О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии».

· Бердяев Н.А. «Стилизованное православие» (Отец Павел Флоренский)

· Ильин В. «Свящ. П. Флоренский. «Столп и утверждение Истины»»

· Лосев А.Ф. «Термин "магия" в понимании Флоренского»

· Священник Александр Мень «Павел Александрович Флоренский»

· Лихачев Д.С. «Слово о П.А. Флоренском»

· Михаэль Хагемейстер «Новое Средневековье» Павла Флоренского

· Будницкий О. В. П. А. Кропоткин и проблема революционного терроризма

· Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. — М., 1989.

Зарубежная философия.

Часть 2.

Средневековье.

· Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан(155/165 — 220/240 Карфаген)

o «Апологетик» («Apologeticus»), «К язычникам» («Ad nationes»), «О зрелищах» («De spectaculis»), «Об идолопоклонстве» («De idololatria»), «О крещении», («De baptismo»), «О молитве» («De oratione»), «О покаянии» («De poenitentia»).

· Ориген (ок. 185, Александрия — 254, Тир)

o О Началах

o Комментарии к Евангелию от Иоанна

o О молитве

o Увещание к мученичеству

o Письмо к св. Григорию Чудотворцу

· Афанасий Великий(298—373)

o Изложение веры (против арианства)

o К епископам Египта и Ливии - окружное послание против ариан

o О воплощении

o Против ариан

o Толкования на псалмы

· Василий Великий (ок. 330—379)

o О милости и о суде

o О Предании Церковном

o О том, что Бог не виновник зла

o Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси

o О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому

· Аврелий Августин (354—430)

o Исповедь

o О свободе воли

o О Граде Божием

o Против Академиков

o О порядке

o Об учителе

o Монологи

o Об истинной религии

o О блаженной жизни

· Псевдо - Дионисий Ареопагит

o О божественных именах

o О мистическом богословии

o О небесной иерархии

o О церковной иерархии

· Аниций Манлий Торкват Северин (ок.480—524)

o Утешение Философией

o Комментарии к Порфирию, им самим переведённому

· Максим Исповедник (580, Константинополь — 13 августа 662, Колхида)

o Мистагогия

o "Вопросо-ответы Фалассию"

o Диспут с Пирром

o 400 глав "О любви"

o 200 "Гностических глав"

o Старец и ученик. Слово подвижническое, в вопросах и ответах

· Иоанн Дамаскин (ок. 675—753 (777?))

o "Источник знания", книга, состоящая из трех частей:

o "Диалектика"

o "Список ересей"

o "Точное изложение православной веры"

· Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810—877)

o О Божественном предопределении

o Перифюсеон (О разделении природы)

· Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1328)

· "Духовные проповеди и рассуждения":

o Об исхождении духа и возвращении его.

o О разуме и о молчании его.

o О гневе души.

o О созерцании бога и о блаженстве

o Об обновлении духа.

o Сильна, как смерть, любовь.

· Григорий Палама (1296, Константинополь — 14 ноября 1359)

o "Слова аподиктические"

o "В защиту священно-безмолвствующих"

o "Слова" ("гомилии")

o “О божественном и обоживающем причастии, или о божественной и сверхъестественной простоте"

o “Исповедание православной веры"

· Ансельм Кентерберийский (1033, Аоста, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери)

o Прослогион

o Об истине

· Пьер Абеляр (1079— 1142)

o Диалог между философом, иудеем и христианином

o История моих бедствий

· Франциск Ассизский (1182—1226)

o Правила и наставления:

§ Правило жизни в уединении.

o Послания Франциска.

o Хвалы и молитвы.

· Фома Аквинский (1225, замок Роккасекка, близ Аквино—1274, монастырь Фоссануова, около Рима)

o «Сумма теологии»

o «Сумма против язычников»

o «Дискуссионные вопросы»

o «Вопросы на различные темы»

· Уильям Оккам(1285—1349)

o "Распорядок"

o "Свод всей логики"

o "Об истолковании"

Темы по средневековой философии

http://antology.rchgi.spb.ru/biblio.htm

http://filosof.historic.ru/books/c0013_1.shtml

· Природа и человек как творение Бога

· Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии

· Сущность и существование

· Полемика реализма и номинализма

· Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

· Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

· Специфика средневековой схоластики

· Отношение к природе в средние века

· Человек - образ и подобие Бога

· Проблема души и тела

· Проблема разума и воли. Свобода воли

· Память и история. Сакральность исторического бытия

Исследования – комментарии

  • Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.
  • Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность.
  • Аверинцев С.С. Западно-восточный генезис литературных канонов византийского средневековья.
  • Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь.
  • Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы.
  • Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете.
  • Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья.
  • Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью.
  • Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма.
  • Гайденко В.П. О трактате Ф. Аквинского.
  • Гайденко В.П. Об исходных понятиях доктрины Ф. Аквинского.
  • Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия.
  • Гайденко В. П. Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века.
  • Амман А. Путь отцов, краткое введение в патристику.
  • Жильсон Э. Философия в средние века.
  • Жильсон Э. Философ и теология.
  • Жильсон Э. Разум и откровение в средние века.
  • Жильсон Э. Томизм.
  • Маритен Ж. Философ в мире.
  • Неретина С.С. Августин: значение и понимание.
  • Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии.
  • Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога.
  • Хоружий С. Исихазм и история.
  • Швейцер А. Мистика апостола Павла.
  • Карсавин Н.П. Св. Отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях)
  • Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.
  • Соколов В.В. Средневековая философия.
  • Штекль А. История средневековой философии.
  • Философия природы в античности и в средние века.
  • Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии.
  • Бычков В.В. Византийская эстетика.

Возрождение

· Колюччо Салютати (16 февраля 1331 — 4 мая 1406)

· «О жизни в миру и монашестве» (1381)

· «О роке, судьбе и случайности» (1396—1399)

· «О тиране» (1400)

· «О достоинстве права и медицины» (1400)

· Николай Кузанский (1401, Куза на Мозеле — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия)

· “Об ученом незнании” (1440)

· “Апология ученого незнания” (1449)

· “Книги простеца” (1450)

· “О видении Бога” (1452)

· “О возможности-бытии “ (1460)

· “О вершине созерцания” (1464)

· Лоренцо Валла (1407, Рим или Пьяченцa — 1457, Рим)

o Об истинном и ложном благе

o О свободе воли

o «О монашеском обете»

· Марсилио Фичино (19 октября 1433, Фильина-Вальдарно, близ Флоренции — 1 октября 1499, Кареджи, близ Флоренции)

o О моральных добродетелях

o Комментарий на "Пир" Платона

o Платоновская теология о бессмертии души

o О христианской религии

· Джованни Пико делла Мирандола (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции)

o Мирная жизнь

o О сущем и едином

o Речь о достоинстве человека

o Согласие Платона и Аристотеля

· Эразм Роттердамский (27 октября 1466?, Роттердам - 12 июля 1536, Базель)

o Диатриба, или рассуждение о свободе воли

o Оружие христианского воина

o Похвала глупости

o Жалоба мира

· Никколо Макиавелли (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же)

o "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1531)

o "Государь" (1532)

· Мишель Эйкем де Монтень (28 февраля 1533 — 13 сентября 1592)

o Опыты: О педантизме; О том, что философствовать - это значит учиться умирать, О страхе, О силе нашего воображения, О том, что нельзя судить, Счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер…

· Джордано Бруно (1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим)

o О героическом энтузиазме

o Изгнание торжествующего зверя

o Пир на пепле

o О причине, начале и едином

o О бесконечности, вселенной и мирах

Темы по философии ренессанса

http://renaissance.rchgi.spb.ru/index.html

· Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

· Человек как творец самого себя

· Апофеоз искусства и культ художника-творца

· Антропоцентризм и проблема личности

· Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

· Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

· Проблема единого и пантеистические тенденции философии Николая Кузанского

· Бесконечное как мера

· Приблизительность как постулат научного познания

· Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

· От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса

  • Эразм Роттердамский и Лютер. Спор о свободе воли

Исследования – комментарии

  • Кампанелла Т. Город Солнца.
  • Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в

западноевропейской литературе.

  • Баткин Л. М. Данте и его время.
  • Баткин. Л. М. Тип культуры как историческая целостность.
  • Баткин Л. М. Спор о Данте и социология культуры.
  • Баткин Л. М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения.
  • Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления.
  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного

творческого мышления.

  • Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века.
  • Баткин Л. М. Макьявелли: опыт и умозрение.
  • Баткин Л. М Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.
  • Аверинцев С. Античный риторический идеал и культура Возрождения.
  • Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма.
  • Иейтс Френсис Джордано Бруно и герметическая традиция.

Часть 3.

Новое время

· Фрэнсис Бэкон (22 января 1561—9 апреля 1626)

o Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы.

o Разделение наук.

o Опыты, или наставления нравственные и политические.

o Приготовление к естественной и экспериментальной истории…

· Рене Декарт (31 марта 1596, Лаэ, ныне Декарт — 11 февраля 1650, Стокгольм)

o Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом.

o Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.

o Правила для руководства ума.

o Разыскание истины посредством естественного света.

o Начала философии.

o Страсти души.

· Томас Гоббс (5 апреля 1588, Малмсбери — 4 декабря 1679, Хардуик)

o Левиафан...

o О свободе и необходимости.

o Основы философии.

o Человеческая природа.

· Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля 1677, Гаага)

o Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей

o О Боге, человеке и его счастье

o Трактат об усовершенствовании разума

o Богословско-политический трактат

o Политический трактат

· Блез Паскаль (19 июня 1623—19 августа 1662)

o Мысли о религии и других предметах.

· Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (21 июня (1 июля) 1646, Лейпциг, Германия — 14 ноября 1716, Ганновер, Германия)

o Новые опыты о человеческом разумении.

o Опыты теодицеи о благости Божией...

o Логические и гносеологические работы.

o Монадология.

o Об усовершенствовании первой философии и понятии субстанции.

o Рассуждение о метафизике.

· Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704)

· Опыт о человеческом разумении.

· Опыты о законе природы.

· Два трактата о правлении.

· Опыт веротерпимости.

· Послание о веротерпимости.

· Элементы натуральной философии.

· Джордж Беркли (12 марта 1685 — 14 января 1753)

o Опыт новой теории зрения

o Трактат о принципах человеческого знания

o Три разговора между Гиласом и Филонусом

o Алсифрон, или Мелкий философ

o Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований

· Дэвид Юм (26 апреля 1711, — 25 августа 1776, Эдинбург, Шотландия)

· Трактат о человеческой природе.

· Исследование о человеческом познании.

· О норме вкуса.

· Моральные и политические очерки.

· О бессмертии души.

· Диалоги о естественной религии.

Темы по философии нового времени

Рационализм Рене Декарта

· Пропедевтический скептицизм.

· Очевидность как критерий истины. "Cogito ergo sum".

· Интеллектуальная интуиция.

· Дедуктивный метод.

· Природа как протяженная субстанция.

· Метод - инструмент построения "нового мира".

· Фрэнсис Бэкон и практическая ориентация новой науки.

· Эмпиризм

· Индуктивный метод познания.

· Идолы. Выявление источников заблуждения.

· Наука - орудие господства человека над природой

· "Новая Атлантида" - бэконовский проект Академии наук.

· Томас Гоббс

• Сочетание эмпиризма и рационализма. Номиналистический конвенционализм Гоббса.

• Понятия естественного состояния человека и естественного права.

• Деизм и механистический характер материализма.

• Материалистический монизм в трактовке человека.

· Барух Спиноза

· Пантеизм Спинозы и его натуралистический характер

· Онтологический монизм: Понятие субстанции как причины самой себя, ее атрибуты и модусы.

· Человек в спинозовской картине мира. Концепция аффектов и этика.

· Проблема свободы.

· Социальная философия. Отношение к религии и священному писанию. Особенность подхода Спинозы к тексту Библии.

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

§ Понятие монады. Основные характеристики монад.

§ Предустановленная гармония.

§ Проблема теодицеи.

§ Души и духи, перцепция и апперцепция.

§ Сущность природы - не протяжение, а сила.

Джон Локк

§ Критика учения о врожденных идеях и принципах.

§ Материалистический сенсуализм. Внешний и внутренний опыт.

§ Понятие идеи. Идеи простые и сложные. Субстанции, модусы, отношения.

§ Учение о первичных и вторичных качествах.

§ Концептуализм. Критика схоластического вербализма.

§ Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости".

· Джордж Беркли

· Защита религии как цель философствования.

· Номинализм и концепция абстрагирования.

· Субъективно-идеалистическая переработка локковского сенсуализма.

· Угроза солипсизма и усилия Беркли отвести возможные в связи с этим упреки.

· Давид Юм

· Гносеологический эмпирицизм и критика материализма Локка и идеализма Беркли. Агностицизм.

· Восприятия, впечатления и идеи. Ассоциации идей и виды ассоциаций.

· Причинность как тип ассоциации идей.

Исследования – комментарии

  • Мамардашвили М. Картезианские размышления.
  • Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму; Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза
  • Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко.
  • Сергеев К.А, Коваль О.А. Монадология Лейбница: субстанция, субъект, истина.
  • Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность.
  • Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой.
  • Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум.
  • Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи.
  • Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII –XVIII веков.

Часть 4.

Наши рекомендации