Раздел №1. Предмет и история философии

Нефедев С.Н.

Методические рекомендации

К

СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

(базовый курс)

Симферополь, 2010

Печатается по решению

Методического совета ТНУ

От

Рецензенты:

ПРОГРАММА КУРСА

В системе гуманитарного образования философия занимает особое место. Это единственная дисциплина, которая раскрывает, критически рассматривает и систематизирует мировоззренческие и методологические аспекты различных областей знания и культуры в целом. Приглашая к познанию мира и самопознанию, философия выступает противником формальных схем и не обеспеченных утверждений. Она ориентирует на то, что истину нельзя заимствовать, её можно только самостоятельно открыть. Человеческий способ жизни предполагает в качестве своей основы осмысление действительности, осуществляемый как человечеством в целом, в ходе своего исторического и социокультурного развития, так и каждым отдельным человеком в частности.

Через систему образования культура предоставляет человеку возможность не просто быть потребителем и пользователем уже готовых мировоззренческих схем и клише, но принять активное участие в формировании собственного отношения к миру. Таким образом, создаются условия и закладываются предпосылки реализации человеческой свободы и становления личности, что необходимо для формирования самостоятельного и ответственного гражданина и специалиста.

Цель курса - помочь студентам сформировать теоретическое и практическое миропонимание, привить навыки интеллектуальной деятельности и основы методологической культуры как необходимые предпосылки творческого мышления и условия профессионального совершенствования.

Задачи курса:

- формирование философской культуры миропонимания и самопознания;

- заложить основы методологической культуры постановки и решения реальных проблем;

- воспитание гуманистического мировоззрения.

Изучение курса позволит студенту:

- получить представление о роли философии в жизни общества и человека, о становлении философии и исторических этапах ее развития, о философской картине мира;

- ознакомиться с учением о бытии мира и его самоорганизации, способах его существования и формах проявления;

- получить представление о сознании как исходном философском понятии для анализа всех форм жизнедеятельности человека;

- ознакомиться с возможностями и этапами различных форм и способов познания, уяснить соотношение знания и веры, рационального и иррационального в познавательной деятельности;

- постичь взаимосвязь элементов системы «природа – общество – человек» в их единстве, взаимодействии и развитии;

- понять специфику общественной формы организации жизни, уяснить основания многообразия культур и цивилизаций;

получить представление о природе человека и смысле его жизни, свободе и ответственности, освоив соотношение форм общественного и индивидуального сознания;

- ознакомиться с проблемами и задачами, актуальными для человечества и человека ХХI века;

- обрести предпосылки творческого мышления и профессионального мастерства.

Объем курса: учебный курс рассчитан на 108 часов изучения, которые предполагают освоение материала на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной (в т.ч. научно-исследовательской) работы студента.

Формы контроля знаний:

- модульный контроль, как интегральная оценка успеваемости студента по итогам работы на семинарских занятиях, выполнения тестовых и контрольных заданий, заданий самостоятельной работы;

- экзамен, как форма пересдачи.

Структура курса

Раздел №1. Предмет и история философии

1. Предмет философии

2. Формирование философской традиции и ее основные проблемы /до 19-го в./

3. Принципы и ключевые идеи неклассической философии /19-20вв./

Раздел №2. Теоретическая и практическая философия.

1. Онтология - учение о бытии

2. Эпистемология - учение о познании и знании

3. Феноменология - учение о восприятии и сознании

4. Социальная философия - учение об обществе, истории

5. Философия культуры - учение о культурных формах жизни общества и человека /миф, религия, наука, техника, искусство/, ценностях /аксиология/ и нормах /деонтология: мораль, право/

6. Философская антропология - учение о человеке

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Распределение часов на освоение той или иной темы в зависимости от профиля факультета может варьировать.

Вариант 1. При наличии 6 семинарских занятий на освоение каждой из тем отводится по 2 часа (одно занятие).

Вариант 2. При наличии 9 семинарских занятий рекомендуется уделить изучению тем соответствующих профилю факультета не менее 4-х часов (два занятия). Так, например, студентам естественнонаучных специальностей будет полезным углубленное изучение темы №4: «Бытие, его познание и преобразование», студентам, специализирующимся в области общественных наук – темы №5: «Общество, история и культура как формы организации человеческой жизни», для специализаций гуманитарного профиля («психология», «филология» и т.п.) будет полезным углубленное изучение темы №6: «Человек в зеркале самопознания».

Вариант 3. Преподаватель может уделить на семинарских занятиях больше времени рассмотрению вопросов из разделов теоретической и практической философии, за счет сокращения времени на изучение раздела посвященной историко-философской проблематике.

Варианты тематического плана семинарских занятий

Тема Кол-во учебных часов
Философия как способ освоения мира. Античная философия как социокультурный проект
Взаимодействие философии, религии и науки в Средневековье и Новое время (4-18 вв.)
Проблема единства и противоречивости мира в современной философии (19-20вв.)
Бытие, его познание и преобразование 2+2
Общество, история и культура как формы организации человеческой жизни 2(+2)
Человек в зеркале самопознания 2(+2)
  Всего:

Наши рекомендации