Раздел №1. Предмет и история философии
Нефедев С.Н.
Методические рекомендации
К
СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
(базовый курс)
Симферополь, 2010
Печатается по решению
Методического совета ТНУ
От
Рецензенты:
ПРОГРАММА КУРСА
В системе гуманитарного образования философия занимает особое место. Это единственная дисциплина, которая раскрывает, критически рассматривает и систематизирует мировоззренческие и методологические аспекты различных областей знания и культуры в целом. Приглашая к познанию мира и самопознанию, философия выступает противником формальных схем и не обеспеченных утверждений. Она ориентирует на то, что истину нельзя заимствовать, её можно только самостоятельно открыть. Человеческий способ жизни предполагает в качестве своей основы осмысление действительности, осуществляемый как человечеством в целом, в ходе своего исторического и социокультурного развития, так и каждым отдельным человеком в частности.
Через систему образования культура предоставляет человеку возможность не просто быть потребителем и пользователем уже готовых мировоззренческих схем и клише, но принять активное участие в формировании собственного отношения к миру. Таким образом, создаются условия и закладываются предпосылки реализации человеческой свободы и становления личности, что необходимо для формирования самостоятельного и ответственного гражданина и специалиста.
Цель курса - помочь студентам сформировать теоретическое и практическое миропонимание, привить навыки интеллектуальной деятельности и основы методологической культуры как необходимые предпосылки творческого мышления и условия профессионального совершенствования.
Задачи курса:
- формирование философской культуры миропонимания и самопознания;
- заложить основы методологической культуры постановки и решения реальных проблем;
- воспитание гуманистического мировоззрения.
Изучение курса позволит студенту:
- получить представление о роли философии в жизни общества и человека, о становлении философии и исторических этапах ее развития, о философской картине мира;
- ознакомиться с учением о бытии мира и его самоорганизации, способах его существования и формах проявления;
- получить представление о сознании как исходном философском понятии для анализа всех форм жизнедеятельности человека;
- ознакомиться с возможностями и этапами различных форм и способов познания, уяснить соотношение знания и веры, рационального и иррационального в познавательной деятельности;
- постичь взаимосвязь элементов системы «природа – общество – человек» в их единстве, взаимодействии и развитии;
- понять специфику общественной формы организации жизни, уяснить основания многообразия культур и цивилизаций;
получить представление о природе человека и смысле его жизни, свободе и ответственности, освоив соотношение форм общественного и индивидуального сознания;
- ознакомиться с проблемами и задачами, актуальными для человечества и человека ХХI века;
- обрести предпосылки творческого мышления и профессионального мастерства.
Объем курса: учебный курс рассчитан на 108 часов изучения, которые предполагают освоение материала на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной (в т.ч. научно-исследовательской) работы студента.
Формы контроля знаний:
- модульный контроль, как интегральная оценка успеваемости студента по итогам работы на семинарских занятиях, выполнения тестовых и контрольных заданий, заданий самостоятельной работы;
- экзамен, как форма пересдачи.
Структура курса
Раздел №1. Предмет и история философии
1. Предмет философии
2. Формирование философской традиции и ее основные проблемы /до 19-го в./
3. Принципы и ключевые идеи неклассической философии /19-20вв./
Раздел №2. Теоретическая и практическая философия.
1. Онтология - учение о бытии
2. Эпистемология - учение о познании и знании
3. Феноменология - учение о восприятии и сознании
4. Социальная философия - учение об обществе, истории
5. Философия культуры - учение о культурных формах жизни общества и человека /миф, религия, наука, техника, искусство/, ценностях /аксиология/ и нормах /деонтология: мораль, право/
6. Философская антропология - учение о человеке
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Распределение часов на освоение той или иной темы в зависимости от профиля факультета может варьировать.
Вариант 1. При наличии 6 семинарских занятий на освоение каждой из тем отводится по 2 часа (одно занятие).
Вариант 2. При наличии 9 семинарских занятий рекомендуется уделить изучению тем соответствующих профилю факультета не менее 4-х часов (два занятия). Так, например, студентам естественнонаучных специальностей будет полезным углубленное изучение темы №4: «Бытие, его познание и преобразование», студентам, специализирующимся в области общественных наук – темы №5: «Общество, история и культура как формы организации человеческой жизни», для специализаций гуманитарного профиля («психология», «филология» и т.п.) будет полезным углубленное изучение темы №6: «Человек в зеркале самопознания».
Вариант 3. Преподаватель может уделить на семинарских занятиях больше времени рассмотрению вопросов из разделов теоретической и практической философии, за счет сокращения времени на изучение раздела посвященной историко-философской проблематике.
Варианты тематического плана семинарских занятий
№ | Тема | Кол-во учебных часов | ||
Философия как способ освоения мира. Античная философия как социокультурный проект | ||||
Взаимодействие философии, религии и науки в Средневековье и Новое время (4-18 вв.) | ||||
Проблема единства и противоречивости мира в современной философии (19-20вв.) | ||||
Бытие, его познание и преобразование | 2+2 | |||
Общество, история и культура как формы организации человеческой жизни | 2(+2) | |||
Человек в зеркале самопознания | 2(+2) | |||
Всего: |