Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида "Ипполит".

Немного предыстории.

Царь Тесей (тот самый, что прибил минотавра и вышел из лабиринта с помощью нити Ариадны) увез Ариадну с острова Крит в Афины, где правил его отец Эгей. Но пришлось ему Ариадну оставить по дороге на острове Наксос, т.к. она была предназначена богу Дионису. Там она стала женой и жрицей бога. Встречая сына, Эгей увидал корабль с черными парусами (а сынуля пообещал поднять белый случай в случае победы, но позабыл). Думая, что Тесей погиб, Эгей сбрасывается со скалы в море, которое потом стало называться Эгейским. Царь Афин – Тесей. Так вот, потом он воюет с амазонками и находит себе новую жену царицу амазонок Антиопу. Но она погибает, защищая Афины от Амазонок. От нее у Тесея остается сын Ипполит, который растет без матери. А Тесей женился опять на сестре Ариадны – Федре.

Пересказ.

На сцене разъяренная Афродита: Ипполит считает ее последней из богинь, плюет на любовь, а ему, между прочим 20 лет! Ему бы только охотиться, он поклонник страстный Артемиды. Она решает его извести и ее оружие Федра. Державной волей Киприды Федра воспылала любовью к Ипполиту. В это время появляется Ипполит, а старик ему говорит, ч то с богиней быть таким надменным нельзя. Но эта дубина его не слушает. Старик произносит: «О владычица Киприда, ты дерзкие слова его забудь: «Нас не на то ль вы, боги, и мудрее». Но ни черта. Приходит хор 15 трезенских женщин и размышляют о том, что же произошло с Федрой, и о несчастной доле женщин говорят. Федра до этого никогда любви не знала (ее муженек Тесей, кстати, в отъезде) и она БЕЗУМНО влюбляется в Ипполита. Она просто умирает, ей то жарко, то холодно, то нечем дышать, то вскакивает, то падает без сил, не сет, не пьет. Это очень чистый образ, хотя в первом варианте она обладала более сильным характером, она сама предлагала себя Ипполиту, НО во втором варианте о Федра чиста , она понимает всю преступность своей страсти. Она даже думает о самоубийстве. «Киприда, ты не бог, ты больше бога. Кто бы ты ни была, но Федру ты и дом сгубила!» Кормилица, старуха уже, все видит и пытается угодить царице, хочет организовать их встречу: «Любить тебе велела Афродита, Ты будь смелее и любви отдайся». Федра чувствует, что это для нее погибель, ее пугает огласка, но соглашается. Кормилица идет к Ипполиту. (Помните в семействе Курагиных в «Войне и мире» был тупейший Ипполит? Ну вот этот такой же). Начинает кричать на весь дом, что это жуткий позор, не заботиться не о репутации своего отца, ни о жизни Федры, даже своей пустой головой не понимает, что чернит свое доброе имя, которым так дорожит. Он РАЗРАЖАЕТСЯ ГНЕВ МОНОЛОГОМ ПРОТИВ ВСЕХ ЖЕНЩИН: «Так будьте все вы прокляты!» Все знают тайну ее и Федра решила повеситься. Но она делает из-за боязни суда Тесея, общественного порицания, а не потому, что ей руководит нравственный закон, который руководствовал царем Эдипом). Однако перед смертью Афродита внушает девушке отвратительную мысль: она оставляет письмо, где пишет, что Ипполит ее обесчестить хотел. Тут Тесей возвращается, а ему все навстречу: умерла Федра, а он как так? «Горе мне... На что ж и лавры эти на голове?» Читает письмо и ах. Взывает к Посейдону (тот ему как-то сказал: «Если надо, ты обращайся, не стесняйся») и просит стереть юношу с лица земли. Посейдон то знает, что Ипполит тупой, но вообще-то не виноват, но Посейдону все равно, одним смертным больше, одним меньше. Ипполит приходит во дворец, а отец его изгоняет. Ипполит не может своей невиновности доказать. Из моря выходит чудище и пугает лошадей Ипполита, и колесница разбивается. Приносят смертельно раненного Ипполита к Тесею. И только тут появляется Артемида и говорит Тесею, что к чему. Тесей хочет умереть. Ипполит ему прощает перед смертью. А Артемида говорит, что у богов не принято вмешиваться в дела смертных. Безнравственны были не только люди, но и боги. Вот так.

Отражение кризиса полисной морали:

Эврипид показывает совершенно безрадостную картину мира: даже боги ничуть не лучше, а иногда и хуже людей: Афродита губит Ипполита и Федру из чувства елкой злобы, Посейдон и Артемида даже не хотят рассказать о всем происходящем Тесею – им плевать. Что уж говорить о людях, если боги такими стали. Иногда взгляд Эврипида на жизнь осень грустен: встречаются даже рассуждения, что лучше вообще было бы вовсе не рождаться на свет или что жизнь есть смерть. Упадок морали полный... только посмотрите что твориться! Федра не знает нравственного закона, она хоть и чистая душа, но все равно готова идти на это преступление ( она ведь мачеха Ипполита!). А почему все это происходит? Ответ Эврипид вкладывает в уста Федры: «Соблазнов много в нашей жизни есть, беседы долгие, безделье – сладкий яд». А кормилица эта? Чем не безнравственный человек? Она невежественная, научившаяся от уличных мудрецов находить оправдание всякой подлости, своей решительностью обезоружила Федру. Вот так. Ипполит тоже со своими философскими исканиями, своим индивидуализмом и заносчивостью погубил и себя, и Федру, и отца своего, хотя он и не собирался ничего отцу рассказывать, т.к. клятву дал и ее сдержал, надо отдать ему должное.

Противоречие между идеалом и действительностью нередко вызывает у поэта мечты о том, чтобы уйти куда-то в лучшее место, мечты о переустройстве всего мира, об уничтожении лжи и неправды....

Наши рекомендации