Занятие 1. Классический марксизм.

Цель занятия.

Рассмотреть основные философские идеи основоположников марксизма, выявить причины их популярности в конце XIX – начале XX веков.

Задачи.

1. Найти причины возникновения марксистской философии.

2. Определить основные этапы развития марксистской философии.

3. Ознакомиться с основными философскими идеями классиков марксизма.

4. Обсудить положительные и отрицательные следствия воплощения в практику марксистских идей.

Вопросы для повторения.

1. Каково место классической философии в истории культуры человечества?

2. В чем состоит космогоническая гипотеза И. Канта и каково ее философское значение?

3. В чем выражается дуализм кантовской философии?

4. Как решает проблему познаваемости мира И. Кант?

5. Как вы понимаете категорический и практический императивы И. Канта?

6. Каково рациональное содержание диалектики Гегеля?

7. Каковы основные принципы гегелевской философии истории?

8. Как решается Гегелем проблема свободы в историческом процессе?

9. В чем состоит антропологизм философии Л. Фейербаха?

10. Каково отношение Л. Фейербаха к религии?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Исторические условия возникновения марксизма. Теоретическиеисточники марксистской философии.

2. Основные философские идеи К.Маркса и Ф.Энгельса:

а) материалистическое понимание истории;

б) учение об общественно-экономических формациях;

в) учение о социальных революциях.

Тестовые задания.

1. Основным вкладом К. Маркса и Ф. Энгельса в философию считается :

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) материалистическое понимание природы;

г) диалектика абсолютного духа.

2. По К. Марксу, в основе развития общества лежит:

а) степень развития сознания;

б) уровень развития материального производства;

в) развитие мирового исторического процесса;

г) взаимодействие Бога и природы.

3. К законам материалистической диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество, и обратно;

г) отрицания отрицания.

4. По К.Марксу сущность человека – это:

а) «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку…Она есть совокупность всех общественных отношений»

б) «только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»

в) Человек- «образ и подобие бога», царь природы, венец творения

г) природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та самая основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы»

д) «Я мыслю, следовательно существую. Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит »

5. Понятие практика с точки зрения К.Маркса:

а) предметная деятельность, направленная на преобразование того, что дает природа

б) духовная деятельность, направленная на преобразование природы

в) опыт и научный эксперимент, направленные на получение знаний

г) религиозная деятельность, направленная на преобразование духовного мира

д) материальная деятельность, направленная на получение знаний

6. Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания?

а) общественное бытие определяет общественное сознание

б) общественное бытие определяется общественным сознанием

в) общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга

г) общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга

д) общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии

7. Какое место К.Маркс отводит практике?

а) практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре

б) практика вторична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре

в) практика и духовный мир не зависят друг от друга

г) практика и духовный мир взаимодействуют на равноправной основе

д) практика детерминирована характером и содержанием духовной культуры

8. В какой работе К.Маркс теорию отчужденного труда?

а) «Экономическо- философские рукописи 1844 г.»

б) «Тезисы о Фейербахе»

в) «Немецкая идеология»

г) «Нищета философия»

д) «Диалектика природы»

9. Какой метод использовал К.Маркс в разработке материалистической концепции истории?

а) диалектику

б) софистику

в) маевтику

г) метафизику

д) эмпирический

Основные идеи темы.

Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирно-исторической миссии. Теоретическим стержнем марксизма являлось всестороннее обоснование неизбежности исторической гибели капитализма как общественного строя и утверждение в будущем новой общественно-экономической формации – коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс– основоположники марксизма. Материалистическое понимание природы: учение о материальном производстве как определяющем факторе общественного развития, учение о роли народных масс в истории составляет фундамент марксистской философии. Учение об общественно-экономических формациях, их структуре и сущности позволило обосновать неизбежность коммунизма. Структура общественно-экономических формаций понимается как диалектика производительных сил и производственных отношений. Типы формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Кроме того, классики марксизма выделяли доклассовое общество, классовое и бесклассовое. Социальные революции понимались как формы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Несоответствие производительных сил и производственных отношений рассматривалось как ключевая причина всех социальных революций. В ряду типов социальных революций социалистическая революция представлялась как высший тип революций, ведущий к ликвидации всех форм отчуждения. При этом, Макс и Энгельс характеризуют условия ликвидации отчуждения и классового деления общества. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией обществ, рассматриваемой в его истории. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства. Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают»производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим). Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.

Наши рекомендации