Йог обязан первым долгом избегать рассуждений. Все

ГЛАВА 1 КРИЙЯ ЙОГА

Крийя йога есть предварительная ступень Йоги, через которую ученику необходимо пройти для изучения и практики более высоких разветвлений Религии Мудрости.

Религия Запада придает обычно больше значения неко­торым действиям, мыслям и желаниям как признакам нравст­венности и старается глубоко вкоренить в душу молодых учеников этику и нравственность. Грех, как его понимают на Западе, не признается в Восточных Учениях.

Всемирный Дух — это все доброе, истинное и прекрасное, а раз мы — проявления Бога, то, изучая Религию, должны проявлять доброту, истину и красоту в повседневной жизни. Моральный кодекс Расы определяется степенью ее Духовного развития.

Среди некоторых африканских племен убийство врагов считается весьма нравственным поступком, заслуживающим уважение и почет всего племени. То же действие, совершен­ное в цивилизованной стране, являлось бы преступлением, караемым часто смертной казнью и, безусловно, порицаемым обществом.

Однако же Крийя Йога не касается морали в этом смы­сле. Нравственность, как таковая, для Крийя йоги не суще­ствует. Он совершает некоторые поступки, потому что они помогают ему достигнуть духовного единения с Универсаль­ным Духом, и он удерживается от. тех поступков, которые могли бы препятствовать духовному развитию.

Существуют два рода Йогов: Йоги Правого Пути и Йоги Левого Пути. Оба эти учения имеют много общего, но в то время, как Йог Левого Пути не ел бы мяса, потому что это препятствовало бы ему в развитии Оккультной Силы, йог Правого пути не стал бы есть мяса не только в силу учения,

но из сознания, что убийство животных ради питания свя­зано со страданием и является жестокостью. Действие в обоих случаях одно и то же, но мотивыразличны.

Крийя Йога является разветвлением философии Йогов, обращающим особое внимание на развитие характера.

Ученик должен помнить, что между характером и репу­тацией существует огромная разница. Репутация есть то представление, которое сложилось о вас у других людей, то, что о-вас думают;характер: это действительновы сами.

Всякая религия Мира предъявляет свои права на призна­ние ее универсальности, но при изучении каждой религии мы увидим, что она не содержит Всей Истины, а выражает лишь небольшую часть этого основного Принципа.

Так же как солнце отражается во многих лужах, так и Истина отражается во многих Религиях. В мире ошибочно привыкли принимать отражение за действительность — ис­кать тень, а не сущность. Лишь достигнув психической и духовной свободы, человек сможет понять огромное значе­ние, кроющееся в силе положительного мышления, от кото­рой всецело зависит создание характера.

Характер является разменной монетой Духовного Мира.

Американский индейский начальник, имевший замечатель­ную коллекцию бус Вампума,однажды зашел в магазин автомобилей и заявил продавцу, что желает купить себе авто­мобиль. Продавец сообщил ему стоимость машины в долла­рах, но начальник индейцев предложил ему свои бусы Вам­пума,утверждая, что они являются разменной монетой его племени. «Это возможно, — возразил продавец, — но это не есть разменная монета этого государства».

Духовную Силу нельзя приобрести за золото и серебро. Можно быть богатым по мирским понятиям и все же, всту­пая в Духовную жизнь, при отсутствии характера оказаться беднее самого бедного нищего.

Наши взгляды на Грех и Добродетель подлежат пере­смотру. Религия имеет лишь тогда действительную ценность, когда ее можно применить к проблемам повседневной жизни. Мы проводим большую часть времени дома, на заводе, в мастерской, в школе, на улице. Наш характер образуется при помощи мыслей, сосредоточивающихся на обычных жизнен­ных обязанностях, так как мысли это кирпичи, при помощи которых мы создаем Духовную атмосферу; в нашей буду­щей жизни она будет храмом, в котором Душа сможет проявлять доброту, истину и красоту, или же темницей, в кото­рой Душа принуждена будет признать сделанные ею в зем­ной жизни ошибки и необходимость Духовного Просвеще­ния.

Мы должны всегда помнить, что Мысли суть реальные сущности, обладающие материальной вещественностью; они могут быть взвешены, сфотографированы и вымерены при помощи соответственно тонко построенных научных при­боров.

Религия нам необходима при любом жизненном шаге, она представляет из себя итог наших идей и взглядов о выс­шей силе всего мира — о Боге. Для того чтобы извлечь пользу из Религии, ученик должен сначала добиться опре­деленных фактов, которые могли бы служить основой его знаний, при помощи опытов и изучения. В этом мире весьма трудно достичь уверенности в чем-нибудь. Лишь в одном мы можем быть вполне и совершенно уверены, лишь одно не подлежит сомнению, и это одно можно выразить в двух словах: Я есмь.

Наивысший идеал всякого человека называется: «Бог».

У святого или грешника, у невежды или ученого, у муж­чины или женщины, у дикого или цивилизованного, — у всех высший идеал это Бог. Во всех расах, при всякой степени цивилизации проявляется и всегда проявлялось стрем­ление выделить то, что относится к Духовным потребностям человека, и окружить это теорией и догматами, создавая та­ким образом на время Религию того Века.

По мере того как человек развивается духовно и дости­гает более совершенного миросозерцания, меняется и его взгляд на Религию, и его понятие о Боге становится более духовным.

В самом начале истории Религии человек создавал себе понятие о Боге, основываясь на происшествиях повседнев­ной жизни; он представлял себе Бога почти таким же, каким он был сам, наделял его чувством мести и всякими людскими стремлениями.

Бог таких народов был не намного лучше прославлен­ного дикого вождя.

В религиозных писаниях всех народов можно проследить эволюцию их религиозных понятий: сначала люди представ­ляли себе Бога наподобие человека, преисполненного злобы и мести, затем они перешли к более Духовному представле­нию и в конце концов восприняли понятие о Боге как о Духовной Силе.

При разумном изучении великой истины философии Йогов нам пришлось бы изменить наши понятия о Боге.

Сколько бы ни рассуждали о религии, это не поможет человечеству постичь суть ее, — этого можно достигнуть лишь духовным развитием. Беда в том, что люди так за­няты указанием другим людям на то, что есть добро и что есть зло, и на то, что им следует делать и что не следует, что не успевают сами следовать своим собственным советам.

«Занимаясь делами всех, сам не сделаешь ничего».

Изучающему Крийя Йогу будет трудно, даже почти не­возможно продвинуться, пока он не научится нести личную ответственность за все свои мысли, желания и действия. Ему придется отказаться от многого, что считается необхо­димым для светского человека, и принять много такого, что порицается в свете. Ему придется сделать выбор: придер­живаться ли одобрения света, порождающего Духовную ле­таргию, или порицания света, связанного с Духовным оза­рением.

Тот, кто серьезно относится к Крийя Йоге, не испугается светского порицания и не станет беспокоиться, если его ре­путация в свете пострадает. Каждой душе придется вступить на Путь, ведущий к Мудрости. Каждой душе придется пере­нести горькие страдания отречения, так как каждый из нас проходит через собственную Гефсиманию; мы должны вы­брать между Миром и Духом, так как мы не можем обла­дать обоими

Все учение Крийя йоги можно выразить одним словом — «подготовка». Крийя йог стремится лишь к одному: стать хорошим человеком, но это надо понимать в гораздо более широком смысле, чем это обычно делается миром.

Поневоле стремишься представить себе какой-нибудь идеал; разница между Крийя Йогом и светским человеком там, что последний представляет себе идеалы согласно по­нятиям общества, а Крийя йог видит в Боге идеал и ту действительность, которая является нескончаемым источни­ком вдохновения. Раз ученик решил изучить основные Правила Жизни, включенные в философию Йогов, он должен научиться рас­познавать то, что способствует развитию Духовного Созна­ния, и то, что доставляет лишь удовольствие.

По понятиям философии Йогов, доброта не означает светскую, отрицательную доброту. Быть хорошим и добрым, по понятиям Йога, значит: быть верным своему высшему я, выражать это высшее я в красоте, видеть во всем звено, соединяющее человека с Богом и всю жизнь в единое уни­версальное 'Братство.

Красота включает в себя, по понятиям Йогов, не только искусство во всех его видах, но распространяется и на все фазы и формы жизни. Крийя Йог видит добро во всех про­явлениях жизни, и даже то, что обыкновенным людям ка­жется отталкивающим, есть для Крийя Йога лишь признак той великой борьбы, которая происходит во всей Природе между Эволюцией и Неоформленностью жизни. Тот, кто вступил на Путь Мудрости, уже не может остановиться. Он должен идти вперед, по направлению к более высокому и совершенному развитию, чем то, которого он уже достиг, или же он должен употребить приобретенные им силы на преграждение другим пути к озарению; тем самым он ста­новится учеником Левого Пути: Черным Магом.

Наилучшим доказательством пользы, приносимой рели­гией человеку, служит то самое, что религия подсказывает ему делать в услугу ближнему. Доброта, Истина и Красота составляют все три стороны треугольника Духовной Жизни. Доброта должна быть деятельной и бескорыстной. Истина должна быть внутренней, настоящей — Истиной ради Исти­ны, а Красота должна включать в себя и Доброту, и Истину.

Истинная Красота всегда выражает Божественное. Выс­шая форма Красоты получается из расцвета Души.

При изучении Наук, Искусств или Музыки всегда по­лезно прибегать к помощи книг или компетентного учителя. Так же и при изучении Религии ученику требуется хорошая книга и учитель, который способен вдохновить ученика наи­высшими стремлениями. Одним изучением книг невозможно достичь Духовного развития; это мы видим на деле: при при­менении заученного о Духовном развитии нас постигает не­удача. Мы можем правильно и красноречиво рассуждать о Ду­ховных вопросах, но когда приходится жить Духовной жизнью, то нам чего-то недостает; тогда мы замечаем, что нам требуется нечто для оживления Духа, нечто, влияющее своей силой на наши Астральные тела и тем самым отра­жающееся в благоприятном смысле на нашей повседневной жизни. Такое действие на нас может оказывать лишь другая человеческая Душа, ибо мы еще слишком погружены во все материальное для того, чтобы восприять помощь универсаль­ного Духа.

При нашем продвижении на Духовном Пути мы воспри­нимаем все больше и больше Божественного Света, но пока мы этого не достигли, нам полезно быть под влиянием дру­гой, уже продвинувшейся, Души. Такая душа, посылающая ученику столь высокие вибрации и оживляющая своим влия­нием Духовное сознание, называется «Гуру», а ученик, на­ходящийся под ее влиянием, называется «Чела».

В этой книге ученику будут постепенно назначены еже­дневные упражнения для развития Духовного сознания. Следует регулярно применять их, пока ученик не почувствует в себе стремление к продвижению к высшим разветвлениям Йоги.

Следует ежедневно выполнять по одному упражнению и за неделю пройти все семь упражнений. Затем надо прак­тиковать первое упражнение в течение целой недели и таким образом проделать все упражнения в течение семи недель. Затем следует пожертвовать одну неделю на повторение.

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Уделяйте каждый день один час на размышление об уни­версальном Духе. Отгоните все материальные мысли и же­лания и сосредоточьтесь.

Постарайтесь достичь гармонии с Божественным Созна­нием. Выберите какое-нибудь место, где бы ничто не мешало вам при упражнении. Если это только возможно, уединитесь в такое место, где окружающее выражает Божественное со­знание. Самым идеальным местом для практикования этого упражнения является такое, где имеются деревья и цветы. Если же невозможно уединиться в такое месте, то сядьте в комнате, где бы вам не мешали, и сосредоточьте /ваши мысли на тайне Божественной Любви.

Прочтите любую поэму, любой гимн, возбуждающий в вас Духовные чувства и желания.

ГЛАВА II ЙАМА

Крийя Йога разделяется на две части: на Йаму и Нийаму. йама касается моральных качеств, требуемых для изучения и практикования Йоги, а Нийама касается физических ка­честв, необходимых для продвижения в изучении этого ин­тересного разветвления оккультизма.

Йог задается целью развить свои тайные психические силы для достижения более правильных заключений отно­сительно жизненных фактов Духовной Жизни.

Так же, как и в других разветвлениях Оккультизма, за­кон притяжения имеет большое значение в Йоге.

Тот, кто хочет узнать истину относительно великих жиз­ненных проблем, должен быть искренен сам с собой.

Мы упомянули о моральных качествах, но ученик должен помнить, что наша мораль основывается на наших взглядах о том, что есть добро и что не есть добро.

Нравственность народа служит доказательством его ду­ховного развития. Среди некоторых диких племен считается храбрым поступком ударить человека по голове и этим убить его, но тот же поступок считался бы в цивилизованной среде преступлением и потому безнравственным.

Действие в обоих случаях одно и то же, но обществен­ная оценка этого действия делает его морально хорошим или плохим.

Чтобы понять основные принципы Йоги, ученик Запада будет принужден значительно изменить свои взгляды на нравственность.

Цивилизация одобряет многое из того, что люди пропо­ведуют и поучают о необходимости быть правдивым,' но при­том эти же люди в повседневной жизни будут лгать раз за разом, причем они уверены, что этого требует вежли­вость.

Одинаково грешно не только лгать, но и побуждать дру­гого человека ко лжи или одобрять ложь. Истина должна быть безусловна. Всякая мелкая ложь или даже намерение обмануть, хотя бы и без слов, — это все же ложь и преграждает продвижение на Пути, веду­щему к Мудрости.

Искренний человек не пожертвует Истиной ради светской репутации. Он не скажет знакомым: «Как я рад вас видеть», если он не искренно рад этому. Когда человек достигнет того состояния развития, при котором сознание Души рас­пространяется и охватывает Истину ради самой Истины, то цивилизация, как таковая, уже не будет более существовать, потому что цивилизация есть попытка человека стать неза­висимым от Законов Кармы и Природы.

Нам говорят, что «честность есть наилучшая политика», но для Йога честность не есть политика и он не считает ее добродетелью. Для него это следствие правильного мышле­ния и нераздельно от Истины, потому что ни один человек не может быть правдивым, если он нечестен.

Первый долг человека — это быть искренним с самим со­бою. Это есть первое проявление Истины. Достигнув этого, правдивость станет для него необходимостью.

Правдивый человек никогда не признает веры или тео­рии лишь потому, что другой человек ему скажет, что она истинна.

«Наши понятия об Истине развиваются по мере развития Души и достигают совершенного понятия — Неограничен­ного». По понятиям Йоги, честность не означает лишь того, что человек не станет красть; в ней кроется более глубокий смысл: в оккультных учениях слова «Истина» и «Честность» имеют одно и то же значение и относятся к Душе при ее сношениях с другими Душами.

Божественное сознание проявляется во всех формах жизни; в минеральном, растительном, животном и человече­ском царствах действует все та же жизненная сила. Йог это постиг, и потому он так же бережно относится к низшим видам жизни, как и к людям, и сознательно не обидит ни одно животное. Приношением вреда какому бы то ни было живому существу или одобрением подобного поступка мы проявляем жестокость.

Многие Йоги обладают сильным влиянием над зверями, потому что они постигли принцип, запрещающий наносить вредживому существу. Укротители змей спокойно могут тро- гать самых смертельно опасных пресмыкающихся, потому что они посредством практикования невредительства соеди­нились с сознанием животного.

Тот, кто серьезно изучает Крийю йогу, должен приучить себя различать самого себя (духа) от не самого себя (лич­ности, разума и пр.); иначе он никогда не достигнет бес­корыстия.

Для Йоги бескорыстие означает нечто высшее, чем вели­кодушие. Это означает полное отречение от всех тех мыс­лей, желаний и прочее, которые задерживают Духовное про­движение.

В Индии обозначают названием «Санниасин» ту одухо­творенную личность, которая, отрекшись от «не самого себя», трудится на благо человечества, не задумываясь вообще о результате своей работы.

Постигнув истину некоторых вещей, Душа по Закону Космической Эволюции, принуждена это выразить, не счи­таясь с тем, признает или отрицает ли мир проявление та­кого Божественного сознания.

йрн постепенном развитии человека, когда его духовное сознание начинает преобладать над животными стремлениями и мыслями, он перестает считаться с мнением света.

Ни одно гениальное человеческое изобретение не при­несло человечеству столько пользы, как доброта чистой Души, так как наука и изобретения оживляют ментальные силы человека, но не помогают ему достичь Духовного освобож­дения.

Духовные способности человека пробуждаются лишь тогда, когда он начинает понимать кое-что из Божественного Плана Жизни.

Не следует считать науку и изобретения самих по себе бесполезными — отнюдь нет. Они необходимы для правиль­ного делания Всемирного Плана. Все на свете имеет свое особое назначение и медленно, но твердо ведет человека к осознанию своей Духовной Природы.

На свете существуют сотни религий, из которых многие считают себя единственно истиннной Религией, йог признает лишь одну Религию, а именно Истину. Нет Религии выше Истины. Всякое Религиозное Учение содержит часть Истины, но ни одна Религия не включает в себя всю Истину.

Однажды трое слепых пошли в зоологический сад, и их повели к слону. Один из них приложил руку к боку слона. «О! — воскликнул он, — слон похож на стену». Второй сле­пой ощупал хобот слона: «Нет, — возразил он, — слон на­поминает змею». Третий слепой был поднят слоном высоко в воздух. «Вы ошибаетесь, — сказал он, — слон летает, как птица». Затем они стали пространно рассуждать о том, каков слон, причем каждый упорно защищал свое собствен­ное мнение.

Истина — это проявлениеБога; она проявляется в раз­личных видах. У каждой Религии свой собственный взгляд на Истину, который она защищает во что бы то ни стало, не считаясь с фактом, что всякий вид Истины составляет лишь часть всей Истины. Человек может познать Истину лишь тогда, когда он соберет все различные виды ее и пред­ставит ее как единое целое.

Красоту, выражающую сознание Бога, можно найти у всех народов и во всех фазах жизни. Это вовсе не удиви­тельно, если вспомнить, что при понятии о красоте цвет имеет большое значение; как будто человек, не находящий в своей среде того, что привело бы его в состояние Духовного сознания, старается придумать возможность для преодоления ограничений своей среды.

Потому цвет имеет большое значение во всех странах в повседневной жизни народов. Красота — одна из форм Божественного сознания, а цвет — одна из форм красоты.

Семь цветов Спектра вибрируют в гармонии с семью принципами человека, так что преобладание одного особого цвета в окружении человека имеет прямое воздействие на его Астральное тело.

Для Йога искусство не только удовольствие — менталь­ная радость, но и центр, откуда он может извлечь вдохно­вение и символ всего, что в жизни есть хорошего, Истин­ного и прекрасного. Нужно, чтобы красота стала символом наших идеалов, лишь тогда она становится воплощением Духовных сил и атрибутом Бога.

Многое из того, что на свете считается прекрасным, ли­шено всякой истинной красоты, а многое, что свет считает некрасивым, является поразительным образцом высшего вида красоты, так как красота составляет одну сторону треуголь­ника жизни; Доброта и Истина составляют две другие сто­роны.

Без трех сторон треугольник несовершенен. Так же не может быть красоты без Добра и Истины. Красота есть Божественное наследие человека. Призвание художника со­здавать красоту, так что для Йога Бог является наивысшим художником; Его искусство есть Жизнь, и человек есть тор­жество совершенства в его созданиях.

Чтобы приносить пользу человечеству, Религия должна соединять и содержать в себе Добро, Истину и Красоту: Бог есть совокупность Добра; Природа, проявление Бога, безошибочно истинна, а развившийся человек постоянно стре­мится к проявлению Красоты.

Цивилизация стремится к Красоте, хотя представление о Красоте у человека, к сожалению, не всегда достигает его высшего идеала; вместо того, чтобы создать то прекрасное, о чем он мечтает, что отражало бы Духовное сознание, он создает лишь искаженный образ своего идеала. Это осо­бенно верно по отношению к основным жизненным дейст­виям.

Йог обязан первым долгом избегать рассуждений. Все

споры о Боге и Религии совершенно бесполезны: вместо того, чтобы помочь человеку понять Религию и полюбить Бога, они заполняют его ум маловажными различиями и определениями, которые отнюдь не способствуют разреше­нию проблем Религии.

Никто никогда не видел Бога, и человечество должно еще очень продвинуться, пока оно достигает озарения, не­обходимого для того, чтобы познать Бога. Как же люди могут рассуждать о Том, Кого они никогда не видали и Кого они не знают?

Конечно, хорошо молиться Богу, но еще лучше служить Ему, служа человечеству. Философия Йогов не имеет пред­ставления о Боге как о личном Спасителе.Христианство основано на учении Христа, Магометанство — на учении Магомета.

Буддизм основывается на учении Будды. Но философия Йогов не основывается на личности, ни на Божественной, ни на человеческой. Она основана на Принципах.

На Западе практикование религии вытекает из религиоз­ных учений. На Востоке религиозное учение вытекает из практикования.

Много говорилось и писалось об идолах Индии, а За­падные народы были поражены количеством Божественных Символов, встречающихся в Религиях Востока. Такое пори­цание происходит исключительно из невежества.

На Западе тоже много идолов, но люди не считают их таковыми. Набожный христианин, преклоняющийся перед Распятием; влюбленный, хранящий подарок, полученный от возлюбленной; патриот, отдающий честь перед знаменем своей страны — это все идолопоклонники.

Для христианина Распятие есть Символ жертвоприно­шения. Оно включает в себя все, что есть лучшего в хри­стианстве. Для влюбленного подарок возлюбленной пред­ставляет символ их любви. Для патриота знамя родной страны есть символ всего прекрасного на его. родине, это — символ самой родины.

На Востоке изображения, посвященные Религии, счита­ются символами и служат лишь центром сосредоточения. У философии Йогов нет особого символа и нет догмата веры.

йоги черпают Истину из многих источников и, таким об­разом, не затемняют свой разум предвзятыми понятиями.

При изучении философии йогов ученику следует обра­щать столько же внимания на практикование,как и на саму философию, потому что постижения одним умом недоста­точно. Надо постоянно практиковать, так как Йога, глав­ным образом, учение практики.

УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ

Сядьте удобно, положив руки на колени и выпрямив позвоночник. Закройте глаза и сидите как можно спокой­нее. Выберите себе что-нибудь как точку для концентрации. Для этого вы можете сосредоточить ваше внимание на чем-нибудь духовном или материалом, по желанию: главное, чтобы сосредоточение возбудило в вас духовные чувства. Вы можете избрать душевное качество, например: Доброту, Истину, Красоту или Честность.

Лучше всего начать это упражнение, вообразив себе Ду­ховное Качество, которое вы еще не приобрели. Это поможет вам соединиться с Духовным Сознанием, проникающим Все­ленную. Постарайтесь почувствовать Божественное сознание при помощи избранного вами для сосредоточения символа.

Будьте совершенно спокойными во время упражнения и постарайтесь войти в гармонию с Духовными силами, ко­торые вас окружают и охраняют. Помните всегда, что Бог недалеко, даже совсем близко. Бог всегда с вами.

Просите мысленно Универсального Духа использовать вас на служение человечеству. Придерживайтесь этой же мысли в повседневной жизни.

Практикуйте это упражнение не меньше четверти часа и не больше одного часа.

ГЛАВА III НИЙАМА

Нийама это та часть Крийи Йоги, которая касается фи­зической подготовки, необходимой при изучении высших раз­ветвлений йоги; без нее ученику не следует вообще изучать йогу, а тем более практиковать различные упражнения дру­гих подобных разветвлений.

Физическое тело является проводником, посредством ко­торого проявляются другие принципы человеческого созна­ния, и как таковой он должен быть чистым и чутким; это относится особенно к нервной системе. Всякая мысль, вся­кое желание и действие влияют на нервную систему: для того чтобы думать, желать и действовать, мы должны пере­дать эти эмоции из мозга нервной системе и затем мускуль­ной системе.

Ввиду этого необходимо, чтобы физическое тело очисти­лось, потому что Йог должен быть таким, чтобы его инди­видуальность искала Параматму или Универсальное Со­знание через тело, ставшее совершенным посредством очи­щения.

Существуют два рода очищения: физическое и психиче­ское и одно с другим тесно связаны. Физическое очищение является следствием ухода и внимания, уделенного физи­ческому телу, обычной физической чистотой, в то время как психическая чистота означает очищение мысли, желаний и намерений.

Никакие хорошие поступки не помогут ученику добиться венца Духовности, если он не будет бережно и благоговейно охранять свои мысли в глубине души, ибо мысли подобны семенам, посаженным в саду, и если семя плохое, то как же вырастающий из него плод может быть хорошим? При наших стремлениях к достижению очищения мы ча­сто совершаем ту ошибку, что сосредоточиваемся на нечистом, стараемся всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами избегать его и этим обращаем внимание именно на то, чего мы не желаем. Закон, однако, таков: чем больше мы на чем-либо сосредоточиваемся, тем более мы это самое привлекаем к себе. Вот почему мы в Индии так осторожны в выборе слов.

Слова — символы, выражающие наши мысли, каждое слово есть символ определенной вещи.

В Восточной Оккультной литературе не употребляются слова, как «злой», «нечистый» и др. Зло есть отсутствие Добра, потому мы говорим: «Добрый и Недобрый, Очищен­ный и Неочищенный». Этим мы не создаем в уме символов отрицательного свойства.

В Хатха-Йоге (то разветвление йоги, которое касается развития физического тела при помощи психических средств) мы не говорим о болезнях, а прибегаем к выражению «не­здоровье». Мы сознаем, что невозможно переделать язык сообразно нашим взглядам в этом отношении, и не желаем прибегать к этому. Все же желательно, чтобы ученик, стре­мящийся стать Йогом, избирал такие слова, которые выра­жают лишь положительные понятия.Этим он создает в своем Астральном теле крепкие и положительные силы.

Ученик должен первым делом приучиться к сосредото­чению мыслей на качествах и добродетелях, которых он же­лает достичь. Йог рассуждает так: Параматма — это все Хорошее, истинное и Прекрасное; раз все существующее есть проявление Параматмы, то, значит, все содержит из­вестную долю Добра, Истины и Красоты.

Ученик, стремящийся к очищению, должен видеть чи­стоту во всем. Нет ничего нечистого. Неочищение проявля­ется лишь тогда, когда человек искажает Истину, так что Красота затемняется.

Первая ступень Нийамы — физическая чистота.

Надо перебороть гнев, гордость и половые потребности. Для этого лучше всего сосредоточить внимание на Духовной Природе, присущей каждому человеку, и искать соприкосно­вения с ней при всяком удобном случае.

йога самая практическая из всех философий, так как она касается главным образом жизненных фактов,Прежнее понятие о Религии зиждилось на поклонении Богу без вся- кого понимания даже самых основных начал существования, не считаясь с тем, что пока человек живет на свете и про­является в физическом теле, он обязан признавать физио­логические законы, управляющие физическим бытием, и дол­жен им подчиняться.

Люди слишком часто утверждают, что Пол и Половое учение не относятся к Религии. А притом Пол есть один из жизненных факторов, и Крийя йога его не только признает, но и придает ему большое значение, потому что половой инстинкт и половое желание есть прямое проявление Бога.

Половая энергия проявляется на трех планах — на фи­зическом, ментальном и духовном. Поэт, художник, компо­зитор пользуется этой энергией, чтобы творить на менталь­ном плане, в то время как ясновидящий, пророк и Йог при­меняют эту энергию на духовном плане.

Существуют известные психические законы, управляющие претворением половой энергии в психическую силу.

Это подробно разбирается в Райя йоге, представляющую из себя то разветвление йоги, которое касается Духовного развития человека при помощи психики.

Наши рекомендации