III. Знакомство с возможными темами сочинений

I. Организационный момент

Слово учителя. Мы закончили изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вместе с вами проследили, как Петруша Гринёв, беззаботный недоросль, лазающий по голубятням, мечтающий о вольной жизни в Петербурге и легко поддавшийся влиянию И.И.Зурина (в трактире), превращается в настоящего офицера. В человека, любящего свою Родину, своих родителей, наконец Машу Миронову. В человека, который остался верен присяге до конца. Мы познакомились с семейством храброго капитана Миронова, узнали о предательстве Швабрина. Ну и сам Емельян Пугачёв предстал перед нами не только как злодей и предводитель крестьянского восстания, но и как человек, умеющий прощать, миловать.
Но сегодня нас ждёт не менее важная и интересная работа – сочинение.
Итак, тема урока: Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей (запись в тетрадях).

II. Объяснение нового материала

Знакомство с жанром дневника

– Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).

– Значение слова дневник, которое даётся в различной справочной литературе.

1 ученик: Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).

2 ученик: Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.

3 ученик: Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.

а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник).
б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.

– В течение дня происходит множество событий.
– Всё ли будете записывать?
– Обязательны ли записи на каждый день?
– А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время суток) – хронология.

Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели

– Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).

Лицейский дневник А.С.Пушкина

10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.

12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.

Из Михайловского дневника

1824, Ноябрь 19, Михайловское.

Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.

Из дневника:

1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!
… Как она мила была! Предо мной она предстала милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.

6 мая 1830 г.

Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.

– Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).

– Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?

– Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?

3. – Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».

– Датированность (указывает число, год, время суток).
– Место (город, село учебное заведение и т.д.).
– Повествование от первого лица.
– Монолог (внутренний диалог).
– Мысли отрывочные, запись краткая.
– Зашифрованность имён и фамилий.
– Пишется для себя.
– Но вернёмся к нашей повести. От чьего лица ведётся повествование? (От лица (I), Петруши, Гринёва).
– А можно ли назвать это произведение дневником? (Нет, не соответствует «особенностям…», которые мы записывали только что).

4. Работа усложняется. Вашему вниманию предложены карточки.

– Определить, какой из отрывков является дневником.

1. Гринёв приехал в Белогорскую крепость, он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидёв Гринёва, Маша закричала. Пётр Андреевич был не один, а с Пугачёвым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин, услышав предложение Пугачёва, закричал, что я – дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачёва была тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости.

2. 17 марта 1774 г.

Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божью в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.
Вывод: второе задание – дневник, первое – нет. Речь ведётся как от первого, так и от третьего лица (дневник монологичен); сообщается о тех фактах, свидетелем которых Марья Иванова быть не могла.

(Воспитывается внимание к тексту, помогает видеть особенности жанра).

III. Знакомство с возможными темами сочинений

– Но прежде ответьте на мои вопросы:
– Кто из героев повести понравился больше? Почему?
– Кто из них (на ваш взгляд) мог бы вести дневник?
– Почему не мог вести дневник Е.И.Пугачёв?
– Вы сами подошли к теме сегодняшних сочинений (сочинения).

Темы сочинений:

  • Нежное, любящее сердце (Дневник Маши Мироновой).
  • В чём смысл конфликта Петра Гринёва и Алексея Швабрина (Дневник П.Гринёва).
  • Пугачёв жизни Гринёва (Дневник П.Гринёва). (Запись в тетрадях).

– Возникает вопрос: как писать сочинение?
– Обратимся к памятке (зачитать).

Памятка.

Наши рекомендации