Природа как предмет философского осмысления.
Природа это все сущее, весь мир в многообразии его форм. В этом значении понятие природы стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной.
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько, мыслился как одна из ее частей. У античных философов понятием космоса, по существу, охватывалась вся доступная человеческому разумению природа. При этом космос противопоставлялся хаосу – он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.
Иное понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борение божественного начала — души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Природа ассоциируется двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания)
Термин "природа" восходит к латинскому слову "natura" (материальный мир, всё, что существует), которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира.
С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Натурфилософия как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, зародилась и развивалась в рамках онтологической парадигмы. Ее соотношение с естествознанием и место в контексте собственно философского знания исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности (учения «ранних физиков», атомистическая доктрина), представляя собой целостное знание о природе, не дифференцированное на отдельные дисциплины.
Перечень существенно важных значений термина "природа":
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как "красота природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа явления" и т.д.
2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.
Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:
4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.
5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие "природа" формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.
Природой называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее; в этом смысле природа противополагается духу и нравственной свободе, Богу и особым Его проявлениям относительно человека - благодати и откровению.
Природа по-разному воспринималась людьми в истории культуры. Иногда как нечто уступающее культуре или превосходящее ее. Преодолевая эти крайние позиции восприятия природы, выдвигались и другие взгляды не нее: в христианстве, например, как книга, восславляющая мудрость творца или в новое время - как мастерская и человек в ней работник. Все эти позиции исходили из того факта, что человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе и включены в нее.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к ней. Это должно порождать в человеке чувство ответственности преобразующее воздействие на природу. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет глубокий нравственно-эстетический смысл: человеку свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе.
"Природа - это то, что мы наблюдаем в восприятии с помощью чувств. С помощью такого чувственного восприятия нам становится известным нечто, что не есть мысль и что независимо от мысли. Свойство природы быть независимой от мысли лежит в основе естественных наук. Это означает, что природу можно понимать, как замкнутую систему, внутренние отношения которой не требуют выражения того факта, что о них мыслят... Мы можем мыслить о природе, не мысля самого мышления"
А. Уайтхед
"Природа всегда и везде остается одной и той же... законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же, а, следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно - это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы"
Б. Спиноза
"Природа есть существование вещей, поскольку оно определено по общим законам"
И. Кант
Вывод:
По диалектическому методу можно сделать вывод, что пропуская каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания-отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне. Так будет до тех пор, пока не будет получен высший синтез.
Не было бы сознания мы бы просто существовали. Нам не было бы дела до философских рассуждений на примере: «есть ли этот горшок прекрасен или нет?». Так же оно(сознание) помогает нам отличить, что реально, а что нет. Это происходит на основе нашего опыта, если я увижу на столе кружку я не буду сомневаться в её реальности, так как сознание мне подскажет. Отличие реального от недействительного помогает нам в нашем мире. Сознание так же помогает нам в решение проблем, мы задаём себе вопрос и обдумываем его, даём ответ.
По моему мнению природа стала предметом философского осмысления, потому что она есть началом всего. Она была до нас и с нами, всю жизнь человек то борется с ней, то примыкает к её истокам. Так как природа есть что-то большее чем просто леса и поля, она есть что-то живое, как организм, мы существуем в её среде. Природа есть частью нашего мира, нашей души, люди стараясь понять себя приходят к ней, так как она есть истоком жизни.
Словарь:
1. Диалектика (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.
2. Субъективный дух- по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).
3. Объективный дух- категория гегелевской философии, означающая «подлежащий порождению духом и порожденный им мир»: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы.
4. Абсолютный дух- высшая категория философской системы Гегеля, означающая наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность – это сознающая себя абсолютная идея. Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания».
5. Сознание - высшая форма отражения действительного мира.
6. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
7. Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Список использованной литературы:
1. И. Фролов «Введение в философию». Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003
2. Борисов С.В. Основы философии. М. : Флинта : Наука, 2010.
3. Канке В.А. "Философия. Исторический и систематический курс". Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. — М: Издателъско-книготорговый дом «Логос», 2002.
4. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. И46 Философия для студентов технических вузов: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
5. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов: Грамота, 2011.