Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие современного высшего образования и, в особенности, эффективная подготовка инженеров по различным специальностям, как высококвалифицированных технических специалистов, осуществляется на основе единства гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин. Такое единство является необходимым условием приобретения навыков проектирования, организации и функционирования технологии и техники в различных сферах материального производства, обязательным фактором обеспечения экономической эффективности и безопасности которого выступает взаимосвязь гуманитарной, экономической, экологической, научно-технической экспертизы. Данный принцип выражает общемировую тенденцию обеспечения устойчивого инновационного развития общества как целостной системы в условиях глобализации на основе глубокого познания законов жизни общества, практического согласования интересов, потребностей, жизненных целей и ценностей людей различных социальных слоев и профессий, гуманизации и гармонизации их отношений. В этой связи происходит возрастание социальной, культурной и смысложизненной значимости профессиональной инженерной деятельности, поскольку а творческий характер инженерного труда требует расширения мировоззренческой, методологической, общекультурной, экологической, экономической компетентности технических специалистов. Поэтому профессионализм современного инженера не сводится только лишь к его деятельности в сугубо узкой профессиональной специализации. Напротив, знание общих свойств, принципов устройства природы, мира, общества, сущностных свойств человека, установления связей и отношений между ними, умения их анализировать, объяснять и применять соответствующие знания в практике инженерной деятельности становятся неотъемлемыми чертами качества инженерного труда.
Современная философия, опираясь на достижения множества научных дисциплин и определяя самые общие проблемы бытия мира, общества и человека в их неразрывной связи представляет собой то фундаментальное теоретическое знание, которое является мировоззренческой, методологической и ценностной основой жизни общества, организации человеческой деятельности в целом, включая и инженерную.
Поэтому авторы подготовленного и предлагаемого учебно-методического комплекса (УМК) исходили из принципа необходимой взаимозависимости, взаимодополнения и взаимного согласования естественно-научной, технической и гуманитарной подготовки инженерных кадров, рассматривая это обстоятельство в качестве условия формирования высокопрофессиональной творческой личности способной к продуктивной деятельности, самообразованию, саморазвитию и успешной адаптации в условиях постоянно обновляющегося и совершенствующегося производства, трансформации профессиональной структуры общества.
УМК подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по философии для высших учебных заведений и включает все ее важнейшие требования по формированию социально-личностных компетенций выпускника вуза.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Цельюизучения темы является овладение исходными знаниями по основополагающим вопросам, проблемам и предметной специфике философии, а так же стимулирование развития способности целостного понимания мира и смысложизненного самоопределения в нем.
Основными задачами темы являются: уяснение характерных особенностей философского мировоззрения, причин возникновения и содержания предмета философии, ее роли в познании и культуре в целом (единство функций), а также формирование первоначальных навыков философского мышления и анализа природной, социальной и духовной реальности.
План и содержание лекции
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы.
2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции.
3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.
4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.
5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии.