Глава I. Об отличительных особенностях искусств

«Философия — это любовь к мудрости, а мудрость есть живо-
творящий самодостаточный ум, являющий собой единую перво-
причину всех вещей». Это определение указывает на этимологию
слова, ибо «филос» по-гречески означает любовь, а «софия» —
мудрость. Добавление, что «мудрость есть животворящий самодо-






статочный ум, являющий собой единую первопричину всех вещей»,
подразумевает, что это божественная мудрость, которая, будучи са-
модостаточной, ни в чем не нуждается, объемля одновременно все
прошлое, настоящее и будущее. Она называется животворящим
умом потому, что, порожденная божественным разумом, она не-
тленна и является первопричиной всех вещей, поскольку все они
были образованы по принципу подобия с ней. Отсюда и искусства
берут начало, ибо смысл их всех заключается в том, чтобы помочь
нам обрести божественное подобие, и чем более мы уподобляемся
природе Бога, тем мудрее мы становимся, и тогда нас начинает оза-
рять то, что присуще разуму Бога, но в нем это пребывает вечно,
а мы это обретаем на время.

Иначе философию называют «искусством искусств и наукой на-
ук»', поскольку к ней имеют отношение все искусства и науки. Ис-
кусством называются познания, состоящие в правилах и предписа-
ниях, или же искусством может быть названо то, что представляется
вероятным и предположительным. Наука же, занимающаяся теми
вещами, которые только с ее помощью могут быть познаны, пользу-
ется истинными суждениями, и это различие между искусством
и наукой было проведено Платоном и Аристотелем. Искусством на-
зывается также то, что воплощается в материи и познается благода-
ря каким-либо действиям, как, например, архитектура. Наука же со-
стоит в размышлении и познается только благодаря мыслительной
деятельности, как, например, логика.

О философии можно также сказать, что это размышление
о смерти, и такое ее определение более всего подобает христиа-
нам, которые, презрев мирскую суету, живут в общении с наука-
ми ожиданием предвечной жизни. А еще ее называют наукой, по-
стигающей истинный смысл всех божественных и человеческих
вещей. Поэтому суть всех ученых изысканий связана с философи-
ей, и она определенным образом имеет отношение ко всем вещам.

Глава II. О частях, на которые делится философия

Философия делится на теоретическую, практическую, механи-
ческую и логическую. Эти четыре ее части охватывают все позна-
ния. Теоретическая называется также созерцательной, а практи-
ческая — активной, либо этикой, или моралью, поскольку она
наставляет в добрых нравах. Механическая называется также
подражательной, ибо связана с человеческими трудами, а логиче-
ская — речевой, поскольку имеет дело со словами. Теоретическая
в свою очередь делится на теологию, математику и физику. Такое
разделение произвел Боэций, сказав, что она занимается умопо-

стегаемыми, воспринимаемыми и природными предметами; умо-
постигаемые относятся к теологии, воспринимаемые к математи-
ке, а природные к физике.

Глава III. О теологии

Умопостигаемое он определяет так: «Неизменно и всегда пре-
бывающее в собственной божественности, недоступное никаким
чувствам и постигаемое только лишь умом и мыслью»1. Это то,
чем занимается истинная философия, когда она обращается к Бо-
гу или бестелесной душе и которую греки назвали теологией, по-
скольку «теос» означает бога, а «логос» — слово или разум. Теоло-
гией, следовательно, являются наши рассуждения о невыразимой
природе Бога или его духовных творениях.

Глава IV. О математике

Математика это учение. Слово matesis, правда, без придыха-
тельного «h», означает «тщеславие», и так называют суеверие тех
людей, которые верят в предсказание человеческих судеб по звез-
дам и которых также зовут математиками. Но когда это слово пи-
шется с «h», то оно означает учение об абстрактных количествах.
Абстрактным называется количество, отделенное интеллектом от
материи или чего-либо другого, которым в виде четного или не-
четного числа мы оперируем только мысленно, в соответствии
с учением, а не природой. Предмет этого учения Боэций называет
воспринимаемым, но он включает в себя и умопостигаемые с по-
мощью размышлений вещи. К таковым относятся все небесные
творения Всевышнего, а в подлунном мире — то, что отмечено бла-
женным духом и чистой субстанцией, в том числе и человеческие
души, которые изначально были умопостигаемой субстанцией, а,,
соединившись с телами, из умопостигаемых переродились в вос-
принимаемые и стали более мыслимыми, нежели мыслящими. Од-
нако, благодаря чистоте размышлений, души, если они обращают-
ся к умопостигаемым вещам, могут стать блаженными.

Природа духов и душ, поскольку она является простой и бесте-
лесной, относится к умопостигаемой субстанции. Но под действи-
ем человеческих чувств природа души нисходит до чувственно вос-
принимаемой и благодаря воображению уподобляется чувственно
воспринимаемым вещам. И она утрачивает свою простоту, стано-
вясь подобной сложным. Как таковая она, с одной точки зрения,
является умопостигаемой, а с другой — воспринимаемой. Умопо-


' Из «Комментария к Порфирию» Боэция.

' Взято из «Этимологии» Исидора Севильского.






стираемой, поскольку является бестелесной природой, не доступ-
ной никаким чувствам. Воспринимаемой же чувствами потому,
что, не будучи чувственной, обладает подобием чувств. Умопо-
стигаемое — это то, что не воспринимается чувствами и не имеет
подобия чувственно воспринимаемого. А воспринимаемое — это
то, что постигается и интеллектом, но не только им, а поскольку
у человека есть чувства и воображение, то и они участвуют в по-
знании того, что чувственно воспринимается.

Таким образом, природа души от соединения с телом перерож-
дается; постигая с помощью чувств видимые формы тел, она благо-
даря воображению как бы принимает их на себя и настолько отсту-
пает от своей первоначальной простоты, насколько проникается
различными качествами, свойственными чувственным вещам. Од-
нако если она возвращается к чистой мысли и обретает самое себя,
то она становится блаженной благодаря сопричастности умопости-
гаемой субстанции.

Наши рекомендации