Изучение философии сознания Кришны 5 страница
71-08 С большим удовольствием и интересом я прочитал твои «Восемь стихов, прославляющих моего Духовного Учителя». Стиль отличный, и стихи содержательные. Да благословит тебя Кришна, чтобы ты и впредь писал во славу предшествующих ачарий и Господа. Посвяти себя прославлению системы парампары, и жизнь твоя сама собой станет достославной. Большое тебе спасибо. (ПШП Ачьютананде, 14 августа 1971)
71-11 Пожалуйста, продолжай писать песни и стихи для Кришны, поскольку воспевание славы Господу есть высший вид духовной деятельности, доставляющий Ему большое удовольствие. Я был бы благодарен, если бы ты смог послать мне запись некоторых из твоих композиций. (ПШП Патита-Уддхаране, 15 ноября 1971)
72-01 Все вы должны внимательнейшим образом изучить все наши книги, чтобы в случае необходимости своими словами изложить их смысл. Кроме того, я был бы очень доволен, если бы ты писал статьи для журнала «Обратно к Богу». Если ты будешь регулярно писать, то будешь лучше понимать прочитанное сам. Как можно больше читай, повторяй мантру и проповедуй. Это смысл нашей жизни. Придерживаясь этой простой формулы, мы, без сомнения, одержим победу всюду, где бы мы ни оказались, и очень скоро станем единственной религией в мире. (ПШП Хридаянанде, 6 января 1972)
72-01 Твои песни и стихи мне очень понравились. Шьямасундара рассказал мне о твоем предложении организовать путешествующую группу, которая разъезжала бы по всей Англии и Уэльсу, как это делает в Америке Киртнананда. Думаю, это хорошее предложение, и ты можешь сочинить множество прекрасных песен, чтобы привлечь молодежь в деревнях и городках. Я очень одобряю подобные путешествующие группы санкиртаны. И если тебе удастся проникнуть в школы и колледжи, чтобы представить там сознание Кришны и продавать наши книги, это тоже будет хорошо. Таким образом следи за тем, чтобы быть занятым в служении Кришне круглосуточно, и тогда ты очень скоро поднимешься на высшую ступень жизни. Так или иначе, Кришна послал мне на помощь искренние души, такие, как ты и другие, поэтому мы и смогли кое-что совершить. Большое тебе спасибо за то, что помогаешь мне распространять Движение Господа Чайтаньи. (ПШП Кулашекхаре, 10 января 1972)
72-03 По поводу твоего вопроса насчет сочинения песен о Кришне: это не очень важно. Писать можно, но не следует относиться к этому слишком серьезно. Когда вайшнав пишет песни о Кришне, это должно исходить от человека, который сам осознал Кришну, например, от наших великих святых и ачарий, таких, как Мадхвачарья, Рамануджачарья, Рупа Госвами, шесть Госвами, Билвамангала, Бхактивинода Тхакур и т.п. Все они — осознавшие себя души, поэтому когда они пишут какую-то песню о Кришне, она исходит непосредственно с духовного уровня, в ней нет и следа какого-либо мирского влияния или бессмысленных выдумок. Если человек не входит в категорию этих великих личностей, возглавляющих сообщество вайшнавов, все созданные им песни будут вводить в заблуждение и его самого, и других. И если его стихи или песни нельзя принять как Евангелие, как Веды или Абсолютную Истину, такие писания будут лишь отвлекать внимание от главного предмета, и к ним нельзя относиться слишком серьезно. Сейчас тебе надо стать очень серьезным и влиться в движение сознания Кришны со всеми силами тела, ума и души. Если ты пишешь стихи и песни, это хорошо, можешь продолжать заниматься и этим, но если ты сможешь писать статьи для нашего журнала «Обратно к Богу», это будет лучше, это настоящая проповедническая деятельность.
Никто не должен писать песни о Кришне, если он не является осознавшей себя душой, это обесценит все наше дело. Однако постарайся использовать свой писательский и певческий дар для проповеди о Кришне: пиши статьи, пой киртаны. Тогда ты будешь счастлив. Думаю, тебе следует без промедления попытаться стать преданным, как это делают другие, поселиться с нами и вести жизнь брахмачари. Таким образом, исполнись решимости сосредоточить свое внимание на встрече с Кришной лицом к лицу, которой можно достичь с помощью метода осознания Кришны, и тогда ты приобретешь необходимую квалификацию, чтобы писать песни о Кришне. Всегда повторяй нашу харе-кришна-мантру, и ты очень скоро придешь на высший уровень созерцания Кришны — можешь быть уверен. (ПШП Билли Рейберну, 12 марта 1972)
72-04 Что касается твоих идей, что некоторые ученики не осознают того, о чем пишут, что они просто механически повторяют философию, и что Раярама тебе больше нравится: делай то же самое — подай пример, как это сделал он. Разница, однако, в том, что, хотя он и стал философом, он не принял и не практикует эту философию, он ушел. Так что можешь писать, как он, только не уходи, пожалуйста. Думаю, такие, как Карандхара, хоть и повторяют [философию механически], зато не уходят. Но я всегда недоумеваю, почему другие не пишут. У нас столько крупных проповедников, и никто из них не пишет. Так что если ты сможешь более убедительно вдохновить их писать, [объяснить им], что это великое служение, сделай это, пожалуйста. (ПШП Мандали-Бхадре, 2 апреля 1972)
72-05 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 27 апреля 1972, а также твой буклет. Он очень хорош, и мне очень понравился, но в нем содержится прямая критика, а это то, чем мы заниматься не намерены. Эти люди не настолько важны, как наша организация, и мы не должны делать им рекламу своей критикой. Мы разберемся с этим позже, после внимательного прочтения. (ПШП Патита-Уддхаране, 3 мая 1972)
72-05 Ты пишешь очень художественно, меня восхищают твои описания и подбор слов. На самом деле, писать или говорить от имени Кришны — это наилучший метод продвижения в сознании Кришны. Такая деятельность заставляет нас углубляться в предмет, чтобы убедительно о нем говорить и писать. Поэтому я считаю, что ты должен развивать свои писательские способности и посвящать определенное время написанию статей для журнала «Обратно к Богу». (ПШП Ранадхире, 21 мая 1972)
72-07 По поводу песен Джаядевы: «Шрита Камала» нам не подходит. Иногда наш Кришнадаса Бабаджи поет ее, но Прабхупада это не одобрял. Это песни для сиддха-бхакт, а мы садхана-бхакты или начинающие бхакты. Господь Чайтанья не проявлял Своих игр перед всеми, Он наслаждался ими в обществе трех-четырех Своих избранных преданных. Есть у Джаядевы одна песня — «Гимн Десяти воплощениям» — она подойдет. Остальные песни, которые ты упоминаешь, тоже подходят.
Что касается рукописи, ты можешь сфотографировать каждую страницу, а позже мы их наберем. На случай, если тебе не хватит пленки, я велел Карандхаре послать тебе изрядный запас подходящей для съемки страниц пленки. Или ты можешь купить ее на месте, а мы оплатим покупку из книжного фонда. Это важная деятельность, ее нужно постоянно поддерживать, так что какой разговор о расходах? (ПШП Ачьютананде, 15 июля 1972)
72-11 Да, каждый из вас должен писать, поэтому если ты написал какие-то брошюры, можешь послать их мне, я их просмотрю и, если нужно, отошлю Хаягриве, чтобы он их напечатал. (ПШП Пушта-Кришне, 8 ноября 1972)
72-12 Итак, играть на гитаре и писать песни не так уж важно. Можно и писать, и играть, но не следует относиться к этому очень уж серьезно. Если какой-то вайшнав пишет песню о Кришне, он должен сам осознавать, Кто такой Кришна, как наши великие святые и ачарьи — Мадхвачарья, Рамануджачарья, Рупа Госвами, шесть Госвами, Билвамангала, Бхактивинода Тхакур и т.п. Это осознавшие себя души, поэтому когда они пишут песню о Кришне, она исходит прямо с духовного уровня, в ней нет и следа какого-либо мирского влияния или бессмысленных выдумок. Если человек не входит в категорию этих великих личностей, возглавляющих сообщество вайшнавов, все созданные им песни будут вводить в заблуждение и его самого, и других. И если его стихи или песни нельзя принять как Евангелие, как Веды, такие писания будут лишь отвлекать внимание от главного. Мы не можем относиться к такому творчеству слишком уж серьезно. Это испортит все дело. Однако ты можешь использовать свой дар, чтобы писать статьи для «Обратно к Богу», петь киртаны. Это принесет тебе много счастья. Сосредоточься на том, чтобы приобрести качества, необходимые чтобы встретиться с Кришной лицом к лицу, и тогда ты на самом деле сможешь писать песни о Кришне. (ПШП Санкаршане, 18 декабря 1972)
73-01 Да, если вы сами будете ежедневно писать, это отточит ваш язык, и вы научитесь выражаться очень ясно. И если вы опрятно одеваетесь и ведете себя подобающим образом, это будет очень полезно нам в будущем. (ПШП Сатсварупе и Хаягриве, 9 января 1973)
73-02 Относительно твоего писательского труда: ты должен знать, что санньяси обязан постоянно писать, чтобы спасти мужчин и женщин, чьи умы искалечены. На самом деле санньяси должен [уметь] делать все. (ПШП Сатсварупе, 10 февраля 1973)
73-08 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо и чудесное приношение на Вьяса-пуджу. Я отослал его Сатсварупе Махарадже для публикации в журнале «Обратно к Богу». Писательство — очень важная часть нашей работы, и Сатсварупа постоянно озабочен поиском и получением нового материала от преданных, чтобы расширять «Обратно к Богу». У тебя есть писательский талант. Совершенство достигается практикой, так что продолжай, твои усилия будут оценены. (ПШП Гирирадже, 23 августа 1973)
73-10 Что касается писательства, могу процитировать Чайтанья-чаритамриту, Девятую главу Ади-лилы, светокопию которой я получил только что из Нью-Йорка:
Эсаба-прасаде ликхи чайтанйа-лила-гуна
Джани ва на джани кари апана-шодхана (Ч.-ч., Ади 9.5)
«Только по милости всех этих вайшнавов и гуру я пытаюсь писать об играх и качествах Господа Чайтаньи Махапрабху. Сознаю я это или нет, я пишу эту книгу для собственного очищения». Смысл в том, что для того, чтобы писать духовные произведения, нужно быть авторитетным вайшнавом и писать лишь ради собственного очищения, а не ради славы. Написанное может быть опубликовано, а может быть и нет, но того, кто пишет по-настоящему искренне, ожидает удовлетворение всех его желаний. (ПШП Патита-Уддхарана-дасу, 14 октября 1973)
74-08 Ты говоришь, что хочешь написать книгу, но вместо того, чтобы писать книги, ты лучше бы читал мои книги и объяснял их другим. Чтение от писания не отличается, шраванам киртанам вишнох. (ПШП Шукадева-дасу, 9 августа 1974)
75-03 Так или иначе, какое бы положение ты ни занимал, просто тщательно соблюдай правила, повторяй шестнадцать кругов и читай мои книги, и ты будешь спасен от майи. Что касается твоего писательства, то сейчас это немного не ко времени. Предлагаю тебе внимательно читать мои книги и представлять вещи так, как я их представил. (ПШП Гандхарва-дасу, 18 марта 1975)
75-04 Относительно твоей идеи писать статьи для разных официальных журналов: это будет хорошо. Думаю, лучше всего тебе воспользоваться небольшой помощью редакторов, которые скоро будут в Лос-Анджелесе. Они помогут тебе убедиться, что в твоих статьях отсутствуют некорректные формулировки. Они имеют опыт, так что посоветуйся с ними. Джаядвайта и другие сейчас в Индии, но они вернутся первого мая, так что ты сможешь воспользоваться их советами. Пожалуйста, продолжай свою работу, и более всего старайся строго соблюдать правила и предписания и повторяй по меньшей мере шестнадцать хороших кругов в день, не пропуская ни дня. (ПШП Гупта-дасу, 8 апреля 1975)
75-04 Думаю, что лучше всего для тебя внимательно читать наши книги, а затем стараться что-то написать. Не пытайся выдумывать собственные теории. Это не наш метод. Ты должен писать то, что услышал от своего Гуру, и больше ничего. В противном случае написанное тобой будет бесполезным. Думаю, что если у тебя возникнут вопросы, ты можешь связаться со Сварупа-Дамодарой Прабху. Самое главное — это тщательно следить за тем, чтобы правила и предписания строго соблюдались, и повторять по меньшей мере шестнадцать кругов в день. (ПШП бхакте Деннису, 8 апреля 1975)
75-05 Я получил твое письмо от 12 мая 1975 и прочитал книгу стихов «Чинтамани». Она запутанная, имперсональная и бесполезная. Кто такое будет читать? Имя Кришны упоминается всего лишь в двух стихах на протяжение всей книги. Что это такое? Великие ачарьи написали достаточно много стихов. Зачем ты стряпаешь подобные вещи? Это не в нашей традиции. Как могло случиться, что наш Киртанананда Свами одобрил печать подобного сборника? Это просто потеря времени, бумаги, денег, чернил и труда. У нас столько работы по распространению сознания Кришны! Кого же могут привлечь писания, подобные твоим? Вы все должны посвящать время внимательному чтению моих книг, и прекратить творить чепуху. NB: Почему на обложке нет изображения Кришны? Если у тебя есть желание писать стихи, прочти лучше очень внимательно одну главу из книги «Кришна», а затем переложи ее в стихи. Но только ничего не выдумывай. В такой поэзии нет никакого проку. Но если ты сделаешь, как я говорю, это будет очень ценно. (ПШП Вахна-дасу, 26 мая 1975)
75-05 Относительно твоего писательства: оно весьма желательно, однако я думаю, что тебе было бы лучше писать статьи, а не книги. Пиши статьи, которые можно было бы печатать в нашем журнале «Обратно к Богу». Это будет очень хорошо. Кроме того, следи за тем, чтобы поддерживать очень высокий духовный уровень, тщательно соблюдай правила и предписания. Повторяй минимум шестнадцать кругов в день и глубоко изучай мои книги. (ПШП Дамодара-дасу, 26 мая 1975)
75-07 Что касается написания тобой дополнительных стихов, не трать на это слишком много времени. Это не так важно. Великие ачарьи уже написали множество молитв. Что ты можешь к этому добавить? Однако, если у тебя остается время и есть желание, можешь читать главы книги «Кришна» и перекладывать их в стихи. (ПШП Амейятма-дасу, 12 июля 1975)
75-12 Твой отчет о продаже книг в высшей степени вдохновляет. Все вы становитесь очень и очень дороги моему Гуру Махарадже. Я начал это Движение с продажи книг. Я никогда не просил милостыню, но я писал книги и продавал их. Гуру Махарадже очень нравилось, как я пишу, и он обычно показывал мои труды другим, когда меня не было: «Посмотрите, как он хорошо написал, как он ценит[КМ-д73] ». Он вдохновлял меня, и моим духовным братьям тоже нравилось, как я пишу. Когда я написал поэму на Вьяса-пуджу Гуру Махараджи, они стали называть меня Поэтом. Так или иначе, я работал один — писал книги и печатал «Обратно к Богу», но мне не удавалось придать всему делу форму, и тогда я решил отправиться в США, и теперь все вы, милые юноши и девушки, так сильно помогаете мне, и все это милость Кришны. Большое вам спасибо. (ПШП Рамешвара-дасу, декабря 1975)
75-12 Стихи очень хороши. Однако человек не должен считать себя преданным, третье стихотворение должно звучать так:
Твой слуга зовет тебя в отчаянии,
Твой слуга столь низко пал,
Твой слуга, попавший в ловушку города.
Нельзя называть себя преданным, но называть себя слугой можно всегда.*
Твоя автобусная программа запланирована неплохо. Я ее одобряю.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии,
*Шри Чайтанья Махапрабху говорил о Себе так: кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау. Кинкарам означает «слуга». (ПШП Хридаянанде Махарадже, 22 декабря 1975)
76-02 Относительно публикации книг: такие книги можешь печатать ты или люди твоего уровня. Обычные люди не могут писать таких книг. Следовательно, если книга написана человеком, обладающим титулом Бхактиведанты или Бхакти-сарвабхаумы, и если она высочайшего качества, тогда я рассмотрю вопрос о ее печати. (ПШП Сварупа-Дамодаре, 11 февраля 1976)
77-02 Можешь остановиться в моих комнатах в Радха-Дамодаре, если хочешь. Я разрешаю тебе это. Проповедь — это также и чтение и писание, а иначе, что ты будешь проповедовать? (ПШП Гурудасу, 18 февраля 1977)
77-04 Если книга написана не доктором наук, мы не нуждаемся в ней. Мы не собираемся изыскивать возможности печатать книги, которые ты предлагаешь. В таких книгах нет необходимости. Вместо того, чтобы писать, просто читай мои книги, это будет лучше для тебя. Как только выдается свободное время, трать его на чтение моих книг. В противном случае: лень — мать всех пороков. (ПШП Налини-Канта-дасу, 13 апреля 1977)
77-05 Два очерка, которые ты прислал, написаны очень хорошо. Видно, что у тебя есть писательский талант, поэтому, пожалуйста, продолжай развиваться в этом направлении и пиши все больше и больше о своем понимании моих книг. Нет необходимости выдумывать что-то еще. Тебе нужно просто внимательно изучать наши книги, а затем стараться своими словами передать прочитанное. Это само собой сделает из тебя отличного проповедника. (ПШП Дасанудасу, 13 мая 1977)