Понятие системы и системного метода

Системный подход как раз и обеспечивает объективность анализа эле­ментов сложного объекта. Под системой понимается некоторая функциони­рующая целостность, состоящая из взаимодействующих элементов или час­тей. Функционирование элементов в системе определяется не только (и не столько) свойствами элементов (частей), взятых вне целого, но теми свойст­вами и отношениями, которые они приобретают в составе системы и которых не существует вне этого целого у отдельных, изолированных элементов (орган в организме, социальная группа в обществе, отдельное животное в популяции и т.д.).

Методы системного исследования наиболее эффективны при изучении сложных развивающихся, эволюционирующих объектов — сообществ орга­низмов в живой природе — популяций, биоценозов и т.д., различных соци­альных образований — организаций, учреждений, групп, технических и про­изводственных систем и т.п. При системном анализе важное значение имеет выделение из всех связей, в которых находятся элементы, наиболее фунда­ментальных, системообразующих связей, создающих "остов" системы, ее структуру. В сложноорганизованных системах всегда можно выделить опре­деленную иерархию частей и процессы управления, которые обеспечивают устойчивость системы и ее самоорганизацию, а также достижение некоторого оптимума (цели).

Примером сложноорганизованных, пожалуй, самых сложных, систем являются социотехнические системы, в которые включены все люди, живу­щие в современном мире. Социотехническая система — единая структура, в которую включены и взаимодействуют люди и разнообразные технические устройства (производственное оборудование, системы транспорта и связи, бытовая техника и т.п.).

Как уже упоминалось, технические устройства действуют по естест­венным (природным) законам (физические, химические и т.д.). Одна из важ­ных особенностей этих законов — однозначность действия и определяемый этим линейный характер детерминации.

Люди в обществе и общество в целом функционирует под воздействием многообразных факторов, большинство которых не поддается однозначной оцен­ке и измерению. Во многих случаях определяющим становится духовный фактор, мировоззренческие, ценностные ориентации людей. Все это приводит к чрезвы­чайной вариативности поведения как индивидов, так и социальных групп и выте­кающей отсюда непредсказуемости конкретных событий.

В симбиозе человека и техники определяющим фактором, задающим целевую функцию, остается, при всех мыслимых вариантах развития техни­ки, человек, Простейший пример: современный автомобиль, особенно осна­щенный компьютером, представляет собой достаточно сложное устройство, обладающее способностью в автоматическом режиме регулировать скорость, температуру в кабине, выбирать по полученной информации оптимальный маршрут движения и т.д. Но куда ехать, решает человек.

Можно выделить несколько типов организационных структур, харак­терных для социотехнических систем. Такая система, может быть иерархиче­ской, построенной по принципу субординации соотносительной (координация), ассоциативной (кооперация). Реальные системы, как правило, сочетают в себе эти принципы, но доминирующим является какой-то один. (Например, в армии доминирует иерархия, в научных организациях — коор­динация, в обществе книголюбов — ассоциация.)

Поскольку любая человеческая деятельность для своей реализации требует создания особой социотехнической системы, в науке сформировалась специальная дисциплина прикладного характера — системотехника — кото­рая разрабатывает принципы и реальные параметры социотехнических сис­тем, формирование которых необходимо для решения встающих перед обще­ством проблем.

Наши рекомендации