Тема 1. Философия: предметная область, специфика философского знания.
Нуреев Р.Р.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия»
для студентов всех форм обучения
Альметьевск 2010
УДК1 (075.8)
ББК87я73
Н90
Нуреев, Р.Р.
Н 90 Методические указания по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия» для студентов всех форм обучения /Составитель: Р.Р.Нуреев. – Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 20 с.
Методическое пособие разработано для студентов очной и заочной форм обучения в качестве руководства по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия». В пособии приводятся тематический план семинарских занятий, методические рекомендации по их проведению, список рекомендуемой литературы, имеющейся в библиотеке АГИМС.
© Р.Р. Нуреев, 2010
© ИИЦ АГИМС, 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт
муниципальной службы»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кафедра философии и социальных наук
Дисциплина: философия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Методические указания по проведению семинарских занятий составлены на основании рабочей учебной программы дисциплины «Философия»
Методические указания по проведению семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «3» марта 2010 года.
Методические указания по проведению семинарских занятий разработаны:
доцент кафедры
философии и социальных наук Нуреев Р.Р.
Альметьевск 2010
Методические рекомендации
Методические рекомендации составлены с целью оказать содействие студентам в их самостоятельной работе по подготовке к семинарским занятиям.
Семинарские занятия являются основной формой организации практической работы студентов. На семинарском занятии студенты демонстрируют степень усвоения учебного материала, навыки работы с литературой, умения применять полученные знания в ходе коллективного обсуждения и ответов на вопросы.
Целью семинарских занятий является углубленное, на основе работы с источниками и литературой, изучение и совместное обсуждение вопросов по основным темам курса. Особое внимание при этом уделяется формированию навыков исследовательского труда и умений обобщать его результаты в форме семинарских докладов.
Для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие рассмотрению по соответствующей теме, указаны дополнительные вопросы для самоконтроля. Список литературы по темам является рекомендательным и составлен в соответствие с имеющейся в наличии в библиотеке вуза литературой. При подготовке к семинарам особое внимание уделяется проработке источников и специальной литературы по темам, необходимых для глубокого осмысления конкретных вопросов. Это способствует формированию методологической культуры студентов, что приводит участников семинара к достижению уровня научных дискуссий. В конце пособия приводится перечень литературы по всем темам курса. Обращается внимание, что использование хрестоматий при подготовке к семинарам, является обязательным.
Сформулированные в тематических планах вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать дополнительные вопросы, которые не нашли отражение в плане занятия.
По завершении курса проводится экзамен.
План семинарских занятий
Тема 1. Философия: предметная область, специфика философского знания.
Вопросы для обсуждения:
- Мировоззрение и его структура.
- Культурно-исторический характер мировоззрения, его исторические типы: миф, религия, философия.
- Философия и мировоззрение. Специфика философской проблематики. Монизм и дуализм, идеализм и материализм.
- Категориальный аппарат философии.
- Философия и наука: проблема соотношения.
- Предметное поле философии и структура философского знания.
- Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
Контрольные вопросы:
- В чем проявляются особенности философского мировоззрения?
- Является ли философия наукой?
- Дайте характеристику понятиям «идеальное» и «материальное», «материя» и «идея».
- В чем разница между чувственновоспринимаемым и умопостигаемым?
- Назовите разделы философского знания?
- Можно ли считать, что восприятие действительности на уровне мифов сегодня отсутствует?
- В чем секрет популярности религиозных представлений сегодня? Что такое религиозность?
- Для чего человеку необходимо иметь свой взгляд на мир?
- Какая функция философия опасна для государственной власти?
- Что такое рефлексия и опасно ли ее отсутствие для общества?
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 1997, 2010
- Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2002
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М,2004
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1996
- Межуев В.М. Культурная функция философии //Философские науки. – 2008. - № 1
- Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 16-26
- Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 142-150
- Философия: учеб. пособие / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003, 2009.
- Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2006